Формирование универсальных учебных действий
на основе комплексного анализа текста
Бочкарева Клара Еремеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с.Дачное»,
Корсаковский р-н, Сахалинская область
Современное общество погружено в мир новых информационных технологий, коренным образом изменяющих жизнь. Темпы появления новых технологий настолько высоки, что человеку приходится (постоянно совершенствоваться и …)неоднократно переучиваться, чтобы успевать за ними. Школа перестаёт быть единственным источником знания, т.к. у обучающихся появилась возможность использования СМИ и сети интернета. Задачи школы на сегодня меняются. Школа должна заниматься интеграцией, обобщением, осмыслением знаний, развитием навыков их поиска и практического применения в жизни. Сегодня необходимо научить школьника учиться самому. Здесь замены школе нет. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как средства простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формировать умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» своего образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятия «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения Способность к языковому общению реализуется во всех видах речевой деятельности, предполагает наличие у обучаемых определённых знаний, умений, навыков. Огромную роль в этом играет интеграция школьных предметов - русского языка и русской литературы. Интегрирование двух этих предметов помогает выполнить задачу в выработке « у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции, формирования русского национального сознания и духовного здоровья». ( Шанский Н.М. О курсе « Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (Х – ХI кл.) // Русский язык в школе. 1994. №5 С. 35. В ныне действующей программе усилена практическая направленность литературы , проявляющаяся в воспитании умного читателя , способного разобраться в прочитанном, сформулировать и высказать своё мнение. Этого возможно добиться при условии постоянной и последовательной работы с текстами разных стилей, чтения и обсуждения прочитанного. Многоаспектный комплексный анализ текста на уроках литературы и русского языка и есть тот вид работы, благодаря которому становится возможным формирование универсальных учебных действий. В работе с текстом на уроках русского языка предусмотрены все знания по орфографии, фонетике, словообразованию, морфемике, морфологии, синтаксису, лексике, стилистике. Текст – сложное, многоаспектное явление. С этим связано много трудностей, возникающих в процессе его изучения и анализа. Вопросы теории текста вошли в школьную программу изучения русского языка и литературы, но на страницах учебников представлены кратко. Тексты, предложенные в учебнике русского языка, не всегда позволяют использовать разнообразные формы работы. Учителю, приступая к работе с текстом, необходимо осознавать проблемы, которые могут возникнуть при анализе текста, видеть пути их решения, и самому определять программу своих действий, конечным результатом которых является написание изложений и сочинений. Эти виды творческих работ объединяют знания и умения учащихся по литературе и русскому языку. В изложении, как в подробном пересказе, учащийся воспроизводит последовательность фактов и микротем, отражает особенность авторского понимания проблемы, соответствие используемых средств художественной выразительности теме и идее произведения. передаёт композиционные, стилевые, типологические особенности текста. Сочинение – самостоятельная творческая работа по составлению собственного текста, где проявляются все теоретические знания и практические навыки в области литературоведения и лингвистики. Умение анализировать текст, его элементы, детали подготавливает ученика к правильному пересказу текста (полному и сжатому), дальнейшему созданию своих текстов. Готовые тексты приучают детей к внимательному прочтению, пониманию того, что хотел сказать автор, умению видеть красоту и богатство родного языка. Уже в 5 классе в первую очередь обращаю внимание на технику и выразительность чтения, беседую с учениками об общем восприятии прочитанного. Задаю вопросы типа: - какое настроение вызвал у вас текст? - какое настроение является определяющим для текста? - как изменяются чувства автора на протяжении текста? Вопросы задаются с учётом жизненного опыта и культурного уровня детей. Тексты художественные и публицистические с нравственной направленностью помогают воспитывать у детей мировоззрение, формировать и утверждать жизненные позиции. Систематическая целенаправленная работа с художественными, публицистическими и другими текстами даёт свои результаты. Для последовательной работы помогает алгоритм действий, отрабатываемый на уроках. Начинаю работу с выяснения, что такое текст, знания законов текста, его особенностей, учимся выделению в тексте смысловых частей, связи их между собой, последовательности, цельности, относительной законченности. Анализ текста - это путь к синтезу художественного произведения, восприятию его целостной художественной системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Обсуждая прочитанное, находим в тексте слова, которые помогают в определении времени, места, пространства происходящих событий. Проведение этой работы, беседа о предметах, (которые упоминаются в…) о которых говорится в тексте, выделение главных и второстепенных предметов, помогает определить тему. Дальнейшая устная или письменная работа предусматривает ответ на вопрос: что хотел сказать автор? Дети выписывают и анализируют определения к существительным, находят среди них яркие, помогающие в характеристике основного предмета; глаголы, называющие действие предмета, яркие обстоятельства. Эта работа помогает нам определить идею (основную мысль) текста. Если необходимо, учащиеся подбирают заголовок к тексту в соответствии с темой и идеей. Учимся делить текст на части, составляем простой и сложный план. В ходе беседы устанавливаем последовательность и причинность событий. Определяем мотивы поступков действующих лиц, даём оценку этим поступкам. В процессе анализа текста на всех уровнях обязателен пересказ полный, частичный, сжатый, пересказ от лица героя или других лиц с целью понимания изображаемых событий с разных точек зрения. Прививается внимательное и уважительное отношение к слову, его строению, звучанию, роли в предложении, тексте. Языковой анализ, включающий в себя фонетический, морфологический, морфемный, помогает увидеть все элементы картины, портрета, их особенностей; орфографический полный или выборочный анализ восстанавливает и закрепляет орфографические знания и навыки; орфоэпический учит правильному литературному произношению слов; синтаксический и пунктуационный анализы объясняют архитектурный рисунок простого осложнённого или сложного предложения, их роль в создании образа. Лексический анализ текста, являющийся одной из основных составляющих многоаспектного анализа как всего текста, так и его фрагментов, можно проводить и на уроках русского языка и литературы На уроках литературы изучаются произведения, в которых встречаются слова и обороты, языковые формы и категории, не употребляющиеся сегодня, поэтому учащиеся не понимают их значения. В связи с этим большое внимание уделяю этимологии слова, его форм, анализа нормативности и исторической изменчивости литературного языка, оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов. Анализируем архаизмы, историзмы, старославянские включения в текст, учимся их различать с помощью вопросов и заданий: - найти в тексте устаревшие слова и объяснить их значение. - с какой целью они используются автором? - когда и устарели ли эти слова: в момент написания данных произведений или стали такими в настоящее время? - в какое время и в связи с чем употреблялись эти слова? Дети, наблюдая за текстом, обогащают словарный запас, углубляют представление об эволюции родного языка. Устаревшие слова помогают глубже проникнуть в эпоху жизни героя, написания произведения, расширяя не только лингвистические познания, но и исторические. Обращаем внимание на то, что иногда устаревшие слова используются в художественных произведениях для создания насмешки, иронии. Юмористический эффект создаётся за счёт включения историзмов и архаизмов в контекст, где преобладает современная общеупотребительная лексика. Встречающиеся в произведениях современных писателей диалектизмы также требуют специальной работы. Словарные статьи в учебниках литературы не всегда восполняют такие пробелы. Учащиеся получают задания найти слова и пояснить их значение на уроке или при необходимости дома. В этом помогают словари, интернет. Например, анализируя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина», приходится искать толкование слов, которые помогут лучше понять и увидеть вместе с поэтом красоту родной земли. Люблю дымок спалённой жнивы. В степи ночующий обоз, А на холме, средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно… Слова: жнива, обоз, нива, гумно и др. требуют для понимания смысла всего текста этимологического объяснения. Работа с лексикой обогащает словарный запас языка учащихся, помогает увидеть его богатые возможности. Анализируя прозаические и поэтические тексты, ученики изучают средства художественной выразительности: тропы, фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры) и т.п., их роль в создании образа. Морфологический анализ текста даёт возможность увидеть роль той или иной части речи в создании картины, например, существительных в отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Возок несётся чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики… (Гл.VII, строфа XXXVIII) Ученики обращают внимание, что глаголов почти нет, перечисление существительных – предметов, проносящихся мимо героини, создаёт образ дороги и быстрого движения кибитки, въезжающей в Москву. А в стихотворенье А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье»: Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица… - нет вообще ни одного глагола, но каждое слово создаёт ощущение динамизма. Обращаю внимание учащихся на использование автором отглагольных существительных: шёпот, дыханье, колыханье и др., которые придают ритм лёгких движений. Отмечаем и структуру предложения. Всё стихотворение - одно предложение, в котором немаловажную роль играют и однородные подлежащие без сказуемых. Они придают речи и лаконичность, и особую выразительность. Огромную роль играют прилагательные в прозаических и поэтических текстах. С их помощью создаваемая картина становится ярче, острее воспринимается читателем. Учащиеся должны уметь находить средства художественной выразительности в использованных прилагательных. Например, в стихотворениях А.А.Фета: Тихая, звёздная ночь… Трепетно светит луна: Сладки уста красоты В тихую, звёздную ночь. Деревня. Люблю я приют ваш печальный, И вечер деревни глухой, А за лесом благовест дальный, И кровлю, и крест золотой. Люблю я немятого луга К окну подползающий пар, И тесного, тихого круга Не раз долитой самовар. С помощью прилагательных, причастий передаётся состояние лирического героя, его любовь к родной природе, к милым сердцу деревенским картинам. Экспрессивные возможности глагола и его форм известны давно. Учимся находит их в текстах различных типов и стилей, обращаем внимание на смысловую зависимость текста от видовой и временной формы глагола, от места глагола в предложении. В 7 классе, анализируя текст «Пожар», Ю.Яковлева прошу учащихся обратить внимание на вид глаголов в первой половине текста и во второй. В каком месте текста меняется их вид? С какой целью он изменяется? Чего добивается автор? Ученики обращают внимание на изменение экспрессии текста: действия героини рассказа Тани в первой половине были привычны, обыденны, что передаётся с помощью глаголов несовершенного вида. Автор таким приёмом подчёркивает постоянство действий героини, да и других прохожих, не замечающих происходящего вокруг, занятых своими делами. После слова «вдруг», которое настораживает читателя, настраивает его на необычность ситуации, вид глаголов меняется на совершенный, и это усиливает напряжённость действий героини, их завершённость, появляется напряжённость в этот момент и у читателей. Ученики делают вывод о роли совершенного и несовершенного вида глаголов в создании динамики и экспрессии текста. По данному тексту дети пишут изложение с элементами сочинения. В сочинении выражают своё отношение к описываемым в рассказе событиям, к поведению героини, отмечают, что равнодушие людей может привести к трагическим последствиям. Обсуждая на уроке литературы в 7 классе рассказ «Тихое утро» Ю.Казакова, обращаем внимание на то, как использует автор приём противопоставления названия рассказа, спокойствия и тишины деревенского утра, привычность действий его героя Яшки в первой части событиям, происходящим во второй части повествования. Учащиеся во время чтения второй части испытывают напряжение от момента, когда Володя стал тонуть, до спасения Володи. Во время чтения вслух отрабатываем выразительность, стараемся осмыслить и понять волнение главного героя, а затем вместе с ним испытываем облегчение и радость от того, что Володя жив. В беседе мы обращаем внимание на лексику текста, на авторские ремарки, комментирующие поведение героев, на значение пейзажных зарисовок в тексте. Выбрав отрывки из текста, на уроке русского языка мы проводим остальные виды анализа текста. Невозможно обойти вниманием роль глагола в олицетворении. Здесь глагол просто незаменим, и дети видят олицетворение чаще всего именно благодаря ему. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… ( А.С.Пушкин. «Зимний вечер») Сквозь волнистые туманы На печальные поляны Льёт печально свет она… (А.С.Пушкин. «Зимняя дорога»). Подбираю фрагменты из различных текстов, Размещаю их на карточках и предлагаю ученикам для анализа. Глагольные формы: причастие и деепричастие, - в силу своих свойств выполняют уникальные функции. Причастие соединяет в себе динамику глагола и описательные свойства прилагательного; деепричастие добавляет экспрессии наречия в глагольную энергетику. Обращаем внимание, что в разговорной речи эти части речи практически не употребляются, а в письменной речи недопустима перегрузка предложений причастными и деепричастными оборотами. Попутно повторяем правописание суффиксов причастий и деепричастий, пунктуацию при обособленных членах предложения. Анализируя тексты, обязательно отмечаем - от чьего лица ведётся рассказ. Здесь, как нигде, важна роль местоимений, особенно личных. Их эмоциональная выразительность необходима при ответе на вопросы об отношении автора к описываемым событиям, героям и их поступкам. Обращаем внимание , что употребление в художественном тексте личных и притяжательных местоимений придаёт тексту оттенок достоверности, искренности. Местоимения добавляют тексту задушевную эмоциональность. …..Я вмиг узнала, Вся обомлела. Запылала И в мыслях молвила: вот он! В письме – монологе Татьяны из романа «Евгений Онегин» местоимения показывают искренность и силу чувств героини. Местоимения необходимы для создания достоверности, причастности рассказчика к событиям. Служебные части речи обладают не меньшей силой выразительности, чем самостоятельные. Они нередко становятся основанием для стилистических фигур, изобразительных приёмов, например, отрицательного сравнения. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи – Мороз-Воевода дозором Обходит владенья свои… (Н.А.Некрасов «Мороз Красный Нос») . Учащиеся в процессе аналитической работы с текстом учатся находить и различать союзы и союзные слова, производные и непроизводные предлоги, частицы, понимать их значение в предложении и тексте. Огромную значимость имеют знаки препинания. При их помощи записанное слово можно прочитать по-разному. Иногда с помощью знаков препинания можно выразить больше, чем словом. Пропуск знака препинания или ошибка в его постановке приводят к искажению смысла. Комплексная работа с текстом помогает учащимся улучшить грамотность по всем разделам русского языка, обогащает их не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, комплексный анализ текста формирует у школьников представление о языковой системе, способствует реализации внутрипредметных , а также метапредметных связей, создаёт условия для единой системы филологического образования. Комплексный анализ текста помогает формировать универсальные учебные действия, создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования желания учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщённые действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, комплексный анализ текста постепенно приводит к формированию личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, , способной выразить свои мысли, чувства в слове – выразить по-своему, отражая неповторимость своего характера, внутреннего мира. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК • Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах : 10 -11 классы.М.: Издательство «Экзамен», 2005. • Львова С.И. Уроки словесности. 5 – 9 классы. М.: Дрофа, 2000. • Педчак Е.П. Русский язык. Серия « Единый Госэкзамен». Ростов н/Д : «Феникс», 2003. • Сергушова С.В. Комплексный анализ текста, - СПб.: «Издательский Дом «Литера», 2005. • Солганик Г.Я. Русский язык. 10 – 11кл. Стилистика: М.: Дрофа, 1995.