Развитие межпредметных связей с использованием ИКТ
Трапезникова Галина Альбертовна,
учитель информатики и ИКТ,
Цвилынюк Наталья Викторовна,
учитель английского языка,
школы №38 г. Санкт-Петербурга
Владение иностранным языком (в частности, английским языком) и ИКТ стало сегодня в нашей стране необходимостью для многих членов общества. Подтверждается это постоянным ростом рынка образовательных услуг по изучению компьютерных технологий и английского языка. Конкуренция на этом рынке огромная. Пользуется спросом и большое количество информации по английскому языку, и ИКТ на сайтах сети Интернет в форме видеоуроков. Другим примером интереса общества к знанию английского языка и компьютерных технологий, использованию этих знаний на своем рабочем месте является то, что многие работодатели включили в анкету для приема на работу в список требований к соискателям знание английского языка и компьютерных технологий. Грамотно составленные документы, устная речь на русском и английском языках позволяют устанавливать людям личностные контакты, стирают национальные барьеры в нашей многонациональной стране, позволяют развивать зарубежные связи.
Кончилось время единого стабильного учебника. В школы поступает мультимедийное оборудование, компьютеры. И хотя еще не во всех кабинетах это оснащение имеется, мы, учителя школы, стараемся его использовать, создавая совместные уроки, например, урок английского языка и информатики, урок литературы и информатики и др. В нашей школе есть традиция ежегодно проводить предметные декады по английскому языку, литературе, математике и информатике, биологии, химии и другим предметам. Они способствуют развитию у учащихся мотивации к хорошему обучению в школе, самостоятельности. Укрепляют межпредметные связи, расширяют кругозор учащихся.
В ноябре 2012 года проводилась декада математики и информатики. В ее рамках состоялся конкурс презентаций «Математика в моей будущей профессии», который проходил в параллели 10-х классов. Работы учащиеся выполняли по своему желанию индивидуально или группой. Работали совместно с учителями математики, информатики и ИКТ, русского языка, а также с родителями. Собирали информацию из разных источников, получали консультации учителей. Создавали презентации как на уроках информатики и ИКТ, так и дома. Защита презентаций проходила в актовом зале. И тут учащиеся еще раз убедились в том, как важно работать над своей речью, чтобы донести информацию до слушателей и не испортить впечатление от своей хорошо выполненной презентации. В жюри конкурса работали учителя информатики и ИКТ и математики. Работа оценивалась по балльной системе по следующим критериям:
· полнота раскрытия темы;
· сложность презентации (использование мультимедийных объектов);
· грамотность записи текста на слайдах презентации;
· целесообразность наличия меню в презентации;
· дизайн презентации;
· использование анимации в презентации;
· грамотность речи.
Iместо разделили учащиеся Кирильчев К., 10 а класс, Сосунов А., Симков А. , 10 б класс. А оценки учащиеся получили по двум предметам: математике и информатике и ИКТ.
В феврале 2013 года была проведена декада английского языка. В ней участвовали школьники 5—11-х классов. В рамках декады проводились викторины на знание английских пословиц и поговорок, конкурс сочинений на тему «Почему мы изучаем английский», конкурс постеров с информацией о том, как используется английский язык в экономике, музыке, спорте, конкурс презентаций «Английский — язык мира». Хотелось бы подробнее остановиться на рассказе о конкурсе презентаций в этой декаде.
Конкурсы презентаций, несомненно, интересны для детей. Они способствуют развитию навыков применения иностранного языка и умению пользоваться компьютером, создавая свои презентации на английском языке. В 2012-2013 учебном году нами (учителями английского языка Цвилынюк Н.В., информатики и ИКТ Трапезниковой Г.А.) этот конкурс проводится уже второй раз в истории декады английского языка в школе. В 2011-2012 учебном году конкурс презентаций на тему «Английская поэзия в эпоху Возрождения» проводился в параллели 11-х классов. Сейчас рамки конкурса мы расширили и привлекли к участию в нем учащихся 6, 9 и 11-х классов. Они искали материал в Интернете, учебниках, энциклопедиях, строили диаграммы, работали с картой, готовили свои сообщения на английском языке, используя интересные факты о Великобритании, создавали презентации. В подготовке сообщений и презентаций учащимся давали консультации учитель английского языка Цвилынюк Н.В., учителя информатики и ИКТ Трапезникова Г.А. и Огорев А.С. В день конкурса учащиеся выступали на английском языке, демонстрировали свои презентации. Проводилось обсуждение устных выступлений на английском языке, ошибок и успехов учащихся в создании презентаций.
За участие в конкурсе презентаций учащиеся получили оценки по двум предметам: английскому языку и информатике и ИКТ. За лучшие презентации награждены грамотами: Дыдин В., 11 б класс, Корсакова Е. и Матвеева Е., 9 в класс.
Эти мероприятия позволили развить у учащихся и навыки работы в коллективе, и умение отстоять свою точку зрения.
Опыт использования ИКТ с целью укрепления межпредметных связей в ГБОУ школа № 38 г. С.- Петербурга описан ранее Трапезниковой Г.А. в статье «Формирование информационной культуры школьников с помощью межпредметных связей и информационных технологий», размещенной в Электронном журнале «Экстернат РФ» (http://ext.spb.ru) в разделе «Интегрированные уроки».
Проведение в школе интегрированных уроков английский язык-информатика прививает учащимся навыки рациональной работы с текстом на русском и английском языках, различными словарями, компьютерными программами, навыки самостоятельности в поиске, обработке информации, освоении компьютерных технологий. Интегрированные уроки позволяют воспитывать всесторонне грамотную личность.