Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIIвида) № 609
Красногвардейского района Санкт – Петербурга
Бинарный урок по обществознанию с элементами ранее изученного материала по истории.
Тема: «Человеческое общество в истории»
8 класс
Разаботан учителем истории и обществознания - Потаповой Галиной Владимировной.
Санкт-Петербург
2013 год.
Конспект открытого урока
Тема: «Человеческое общество в истории»
ЦЕЛЬ: Обобщить и расширить знания учащихся по теме
«Человеческое общество в истории».
Данная тема теснейшим образом связана с историей. Учащиеся уже изучали причины смены общественно – экономических формаций, но, как правило, понятие «цивилизация» на уроках истории не разбирается, поэтому первая часть урока определяет выяснение причин перехода от одной формации к другой. Уточняем понятие «формация». После чего переходим ко второй части урока и разбираем понятие «цивилизация». В этом случае наиболее оптимальной формой организации деятельности учащихся будет не индивидуальная, а лекция с элементами беседы.
ОБУЧАЮЩАЯ;
· Обобщить (систематизировать) и расширить знания учащихся о формировании общественной формации.
· Обеспечить применение знаний в нестандартной творческой ситуации продолжить формирование общеучебных навыков.
· Продолжить формирование у учащихся исторического мышления.
· Способствовать пониманию причин развития общества.
ЗАДАЧИ:
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ;
· Способствовать раскрытию творческой активности учащихся .
· Повышение интереса к предмету.
· Воспитывать интерес к учёбе.
· Способствовать пониманию того, что каждая культура имеет право на своеобразие, культура любого народа должна уважаться, рассматриваться как его право на своё видение мира, выработанное в процессе исторического развития.
РАЗВИВАЮЩИЕ;
· Отработать умение работать с раздаточным материалом.
· Развивать словарный запас учащихся.
· Учить отстаивать свою точку зрения.
· Развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
· Развивать умение анализировать и делать выводы.
· Развивать умение устанавливать и дополнять материалом простейшие взаимосвязи.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Учебник.
2. Раздаточный материал.
3. Таблицы .
4. Учебная доска.
5. Карточки с заданиями.
Место проведения урока; кабинет истории.
Форма проведения урока; лекция с элементами беседы.
Оформление доски;
Ход урока.
I. Организационный момент, приветствие. Учитель объявляет тему урока.
Учитель предлагает учащимся перед началом урока показать своё настроение путём выбора одного смайлика из трёх нарисованных на доске;
Учащиеся подходят к классной доске где нарисованы смайлики и под тем, который соответствует данному на момент урока настроению ставят «галочку". После чего возвращаются к своему рабочему месту, где переходят к следующему этапу урока.
Учитель: На прошлом уроке вам было предложено в качестве домашнего задания вспомнить и записать ряд « общественных формаций»
из ранее изученного материала по истории, воспользовавшись: ИКТ, учебником истории или энциклопедией.
Предлагаю открыть ваши тетради и проверить проделанную вами работу дома.
II. Актуализация опорных знаний учащихся для восприятия нового материала.
Учащимся будут предложены пять вопросов на которые они должны дать ответ.
- первый вопрос: назовите первый этап общественной формации;
- второй вопрос: назовите второй этап общественной формации;
- третий вопрос: назовите третий этап общественной формации;
- четвёртый вопрос: назовите четвёртый этап общественной формации;
- пятый вопрос: назовите пятый этап общественной формации;
В процессе ответа (если он дан правильно) учащийся выходит к доске и прикрепляет заранее подготовленный учителем один из вариантов ответа (указанный на листе бумаги (А4)) с данным термином, остальные сверяют выполненное дома задание с показанным учащимися материалом на классной доске. Таким образом к доске выйдут пять человек.
На классной доске появятся 5 листов с понятиями общественной формации.
1 лист. Первобытно – общинная формация.
2 лист. Рабовладельческая формация.
3 лист. Феодальная формация.
4 лист. Капиталистическая формация.
5 лист. Постиндустриальная или информационная формация.
После того, как на доске появятся все варианты ответа, учитель предлагает учащимся дать экономическое понимание каждой общественной формации воспользовавшись вспомогательным - раздаточным материалом для общественно – экономических формаций.
Здесь необходимо вспомнить ранее пройденный материал из курса истории шестого, седьмого класса.
1 |
Родовое или аграрное общество, основное производство - сельское хозяйство.
|
2 |
Общество разделено на свободных людей и рабов.
|
3 |
Основные общественные классы – феодалы- землевладельцы и зависимые крестьяне.
|
4 |
Развитие промышленного производства и товарно – денежных отношений.
|
В ходе обсуждения учащиеся выясняют что причинами смены общественно – экономических формаций являлось совершенствование орудий труда, которое в свою очередь , совершенствовало способ производства и, как следствие привело к изменению форм собственности.
Таким образом, каждая общественно – экономическая формация отличается от предыдущей способом производства и производственными отношениями, которые складываются между людьми в процессе производства и определяются господствующей формой собственности.
Учащиеся должны подтвердить примерами данное выше определение формаций.
Затем учитель сам конкретизирует данное определение.
Для закрепления пройденного материала учитель даёт небольшую тестовую работу на выполнение которой отводиться 5 минут.
Итог работы будет подведён в конце урока.
|
|
|
|
1 |
Первобытно – общиннаяформация |
А |
Общество разделено на свободных людей и рабов.
|
2 |
Рабовладельческая формация |
Б |
Основные общественные классы – феодалы- землевладельцы и зависимые крестьяне.
|
3 |
Феодальнаяформация
|
В |
Развитие промышленного производства и товарно – денежных отношений.
|
4 |
Капиталистическаяформация |
Г |
Родовое или аграрное общество, основное производство - сельское хозяйство.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Фамилия Имя………………………………………
Учитель говорит о том, что, во-первых, человечество развивается неравномерно.
До сегодняшнего дня существуют народы, находящиеся на стадии первобытно – общинной формации:
- племена, населяющие джунгли Амазонки;
- некоторые африканские племена;
- аборигены Австралии.
Во-вторых, не все народы прошли стадию рабовладельческой формации, например древние монголы, германские племена, славяне.
Кроме того, даже находясь в рамках одной и той же общественно-экономической формации, страны, государства, народы, их населяющие, отличались друг от друга.
Здесь учащимся предлагается привести примеры различий между рабовладельческими государствами. Учащиеся с помощью учителя должны вспомнить различия между рабовладельческим государством Египет и демократическими Афинами.
В процессе обсуждения устанавливаем следующее :
1. государственное устройство;
2. положение населения (социальных слоёв);
3. уровень культуры (материальной и духовной, быт и обычаи).
Подводя итог первой части урока, учитель говорит о том что, общественно – экономическая формация отражает систему социальных связей безотносительно к культуре, но общество очень сложное явление, которое не ограничивается только производством и проблемами собственности. Поэтому, говоря о столь сложном явлении, невозможно ограничиться понятием «общественно-экономическая формация», и в науках, изучающих общество, появляется понятие «цивилизация».
Перед тем как, перейти к следующей части урока – учащимся предлагается в качестве отдыха и разгрузки небольшая физ. минутка.
Учитель: А теперь перейдём ко второй части нашего урока и рассмотрим понятие «цивилизация».
Учащимся предлагается самим вспомнить из пройденного материала по истории такие древнейшие цивилизации как, Древний Египет, Китай, крито – микенскую цивилизацию, древне – шумерскую и т д.
На примере Египетской и Японской цивилизаций найти схожие черты и отличия двух культур.
Задание носит характер обсуждения.
Затем учитель переходит к истории самого термина «цивилизация»
Откройте тетради и запишите понятие термина «Цивилизация» и его значение.
Цивилизация происходит от латинского слова civilisи обозначало « гражданственный, государственный» в Древнем Риме.
Само же понятие цивилизация появилось во Франции в эпоху Просвещения и с тех пор претерпело очень много изменений.
Например, в Древнем Риме это понятие служило для характеристики определённого индивида.
Далее учитель прикрепляет на доске портрет А.Тойнби и поясняет, что
британскому историку и философу Арнольду Тойнби (1889 – 1975) удалось дать более точное определение цивилизации сказав , что цивилизация это не только определённый уровень социального и культурного развития человечества, но и совокупность историй отдельных своеобразных цивилизаций.
Свою принадлежность к определённой цивилизации люди ощущают через огромные пространства исторического времени.
Давайте попробуем это прочувствовать.
(учащимся раздаётся три фрагмента различного текста, который лежит у них перед глазами)
№ |
Текст |
Название местности |
1 |
Маленькая улочка какого-нибудь городка в Северной Европе . Узкие тротуары. Дома, тесно прижатые один к другому. Моросит мелкий дождик. В лавчонку зашла домохозяйка в белом переднике с большой корзиной. На двери тренькнул колокольчик. Стук дождя сливается с боем часов на городской ратуше.
|
|
2 |
Шумный арабский базар. Громко кричат торговцы, хватают за полы одежды. Воздух наполнен запахом пряностей. Слышна арабская музыка. С минарета раздаётся гортанный крик, призывающий мусульман на молитву.
|
|
3 |
Равнина с берёзовыми перелесками. Прохладный воздух пахнет прелым сеном. Прокукарекал петух. Соседка зовёт подругу в поле на работу. Позвякивают медные колокольчики на шее у коров. На пригорке деревянная церковка.
|
|
На классной доске прикреплены название возможных мест проживания людей.
1. Российская деревушка.
2. Европейский городок.
3. Восточный город.
Учитель, читая вслух текст, предлагает учащимся сопоставить данный фрагмент текста с определённым местом проживания людей.
Работа проводиться в виде беседы.
Учащиеся с помощью ассоциаций возникающих после чтения фрагмента начинают рассуждать вслух доказывая свою правоту в выборе своей позиции.
Затем учитель говорит, что каждый такой образ связан с определёнными , узнаваемыми чертами окружающей обстановки, быта, поведения людей.
И нам легко дополнить его ещё одной – двумя деталями.
Учащимся предлагается придумать по одной детали к каждому фрагменту.
Учитель вместе с учащимися делает вывод, что каждая цивилизация составляет неповторимое единство всех этих черт жизни и имеет своё индивидуальное лицо.
На примере Древнего Египта учитель показывает как современные люди через огромные пространства исторического времени ощущают свою принадлежность к определённой цивилизации.
Рассказ учителя: Прошла не одна тысяча лет со времён Древнего Египта – эпохи фараонов и пирамид .
Казалось бы, где тот Египет?
В музее.
Но когда в середине XXвека мумии фараонов извлекли из гробниц и повезли в Каир, тысячи египтян из окрестных деревень стояли на всём пути этого каравана.
Они провожали царей траурными ритуалами и погребальным плачем.
Для них эти мумии не музейные экспонаты, а останки владык их предков.
Здесь можно предложить учащимся вспомнить из истории Руси - зачем люди приходящие на кладбище приносят конфеты и пшено, и откуда взялась в нашем обществе эта традиция.
Затем учащиеся самостоятельно или с помощью учителя делают вывод о ценности традиций своей семьи, общества, страны и т.д.
Обобщение учителя в конце урока:
Это значит, что каждое общество ценит и хранит особенности своей цивилизации.
Поэтому люди берегут памятники архитектуры, сохраняют исторический облик городов, уважают древние обычаи общения и быта.
Надо общаться, учиться, но не становиться рабом или жалким подражателем тех, чьи культурные достижения мы усваиваем и используем в своей стране.
И при этом постоянно обновляться, идти в ногу со временем.
Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся в конце урока показать своё настроение путём выбора одного смайлика из трёх нарисованных на доске и сравнить со смайликами отмеченными в начале урока.
Учащимся визуально сразу видна стабильность или смена настроения.
Домашнее задание: № 11, письменно ответить на вопрос (№ 2).