Интегрированный урок-проект по биологии и английскому языку
Сады и парки Мира
Баранчук Галина Александровна,
учитель английского языка
Касторская Екатерина Владимировна,
учитель биологии и географии
ГБОУ СОШ №254 Санкт-Петербурга
Едва ли можно представить современный урок вне применения инновационных методов преподавания, которые стали альфой и омегой современного урока. Это требование продиктовано прежде всего активным развитие мультимидийных технологий, а также новыми дидактическими подходами и технологиями, которые являются основополагающими современного урока.
Это напрямую связано с введением нового образовательного стандарта (ФГОС), основными критериями которого является преемственность и инно-вационность. Интеграция предметов рассматривается здесь как одна из таких инновационных форм обучения.
Иностранный язык интегрируется с любым предметом, будь то история, литература, география, биология, математика или информатика, поскольку природа языка лежит в основе любых знаний и понятий. Нам показалось наиболее любопытным применить знания иностранного на материале исторического взгляда на развитие садов и парков, созданных в разное время и разных географических ареалах.
Это и определило тему урока: «Сады и парки мира». На примере самых ярких образцов садово-паркового зодчества мы хотели проследить, как менялся облик парка во времени, начиная от Райского сада.
В этом проекте принимали участие учащиеся седьмого класса.
Целями урока были:
· Овладеть новым ресурсом знаний в области истории мирового парко-строительства;
· познакомить учащихся с лучшими образцами паркового искусства в разное время и в разных странах;
· приобщить учащихся к мировому культурному наследию, формировать высокий эстетический вкус;
· формировать готовность к взаимодействию;
· использовать знания по географии и биологии
· использовать знания английского языка в репродуктивной речи.
На уроке мы ставили задачу обобщить и расширить знания по теме, инициировать реактивные и рецептивные реплики, обучить построению минимонологических высказываний; инициировать создание проектных клипов, практиковать умение презентации материала, обобщить знания по географии и биологии.
В начале урока учитель биологии огласив тему сказал, что эта тема необычайно близка и понятна нам, петербуржцам, поскольку наш город окружают изумительные жемчужины садового зодчества, известные всему миру. Это прежде всего Петергофский парковый ансамбль, Павловский парк, Екатерининский и Александровский парки в Царском Селе, а внутри города это Летний сад.
Урок был построен в виде путешествия по садам, созданным в разное время и в разных концах света. Естественно, свое путешествие мы начали с Райского сада – Эдема как прообраза всех последующих садов, поскольку в его основе заключена и красота, и полнота, и гармония. Это полнота свободы и естественности. Очень созвучна материалу была песня «Под небом голубым» и сценка «Адам и Ева в раю», исполненные учащимися на английском языке.
Далее учащиеся выступали с подготовленными проектами и презентациями. Путешествие продолжилось посещением Висячих садов Древнего Вавилона и рассказом о их создании при царе Навуходоносоре II. Очень любопытной оказалась и история садов Древней Эллады, созданных при первом лицее Аристотеля. Потом наш маршрут пролег через средневековый сад, который в основном создавался при монастырях. Мы увидели, какие растения «населяли» эти сады и что они собой символизировали. [1]
Далее мы попали во французский сад, который закрепил за собой право на 200 лет «царствовать» в Европе. Отсюда пошли и наши регулярные парки Петергофа и Царского Следующим в маршруте оказался Английский парк с его свободой от канонически жестких форм Французского парка. Потому он и стал называться пейзажным. [2]
А вот совсем другой по духу и стилю – Китайский сад, «Кто сажает сад, тот сажает счастье. Если хочешь быть счастлив всю жизнь, посади сад» -гласит китайская пословица [1]. Здесь все строго и аскетично, каждое растение таит в себе глубокий символ.
По окончании путешествия была проведена викторина по прослушанному материалу. К тому же учащимся было предложено вспомнить, в каком саду они могли увидеть те или иные растения, цветы, деревья.
В конце урока мы полюбовались полотнами художников, избравших своими сюжетами парки, сады и садовые растения. Нужно было назвать, к какой школе принадлежит тот или иной художник. Особый эмоциональный интерес вызвало задание, где из предложенных материалов нужно было воссоздать и показать фрагмент китайского, английского и французского сада.
Итак, на уроке:
· были расширены и систематизированы знания учащихся в области
садового ландшафта в его историческом аспекте;
· были использованы аналитические качества в подборе материала и
подготовке минидокладов;
· был активизирован творческий потенциал учащихся;
· были расширены и систематизированы знания учащихся по бологии и географии.
· был увеличен лексический диапазон и были развиты навыки мышления учащихся.
Литература:
1. Парки и сады. Под ред. Т. Евсеевой. – М.:Аванта,2005
2. Раскин А.Г., Кючарианц Д.А. Петергоф. Лениздат, 2005