Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Тема: Становление русского пейзажа. Художники-пейзажисты.

Цель: Дать определение пейзажа в литературно-художественном произведении. Сравнить пейзаж в произведениях писателей IХХ- начала ХХ века.

Ход урока.

Беседа.

- Что такое пейзаж в литературном произведении? (Пейзаж – многофункциональный художественный образ природы в литературном произведении, обладающий внутренней формой и содержанием, отражающий индивидуальный авторский стиль и стиль эпохи.)

Лишь в XVIII веке данная тема полностью заявила о себе. В литературе XVIII - начала XIX веков пейзаж представлен в творчестве разных писателей: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского и др. У первых двух авторов она, скорее, декорация, фон. В творчестве Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского проступают приметы конкретного пейзажа, хотя природоописания имеют идиллический или сентиментальный характер.

Однако, несмотря на развитие пейзажа в XVIII веке, только в следующем столетии тема природы заняла свое полноценное место на страницах произведений русских литераторов.

Здесь следует назвать имена А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. Каждый из них по-разному приходил к реалистическому изображению природы.

Особенно важную роль в становлении русского национального пейзажа сыграли картины времен года, созданные А.С.Пушкиным на страницах "Евгения Онегина".

Для М.Ю. Лермонтова было характерно совсем иное восприятие природы: интерес художника проявлялся к природе Кавказа, который стал для него второй родиной".

В природе же поэт искал не скромности и простоты, свойственной русским пейзажам, а величественности, присущей экзотической природе юга.

В прозе Гоголя реалистический пейзаж обретает одну из важнейших своих черт в русской литературе - глубочайший лиризм, «... » гражданственный, а не индивидуально- психологический»

Во второй половине XIX века происходит значительное продвижение русского пейзажа в сторону психологизма: особенно зримо это можно ощутить у И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого.

Функции пейзажа в романах И.С.Тургенева разнообразны: "пейзаж выступает фоном, средством характеристики социально- экономических условий жизни, в значении психологической параллели к переживаниям действующих лиц, источником философских размышлений писателя и его героев. Тургеневская природа становится мерилом нравственно-эстетической ценности человека.

Высшей степени психологизма пейзаж достигает в творчестве Л.Н.Толстого, где "снимается грань между "изображением" внешнего и "выражением" внутреннего. «...» Величайшее из художественных открытий Толстого - диалектика души - явилось открытием диалектики внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, психологического и материального. По законам этой диалектики строится и пейзаж Толстого, что и составляет его собственное и принципиально новое качество»

В XIX веке возникла устойчивая традиция изображения природы, которую унаследовал и трансформировал И.А.Бунин.

И.А.Бунин в своем поэтическом и прозаическом творчестве, различия между которыми не делал, отражает торжество вечной жизни, слитой с природой, миром, космосом. Человек - часть природы. Смерти нет, так как умирая, мы возвращаемся в этот мир, растворяемся в нем.

Умру – и все ж останусь в этом мире,

Как часть его великой, вечной жизни.

(«Отрывок»,1902)

И.А.Бунину, более чем всем другим рассматриваемым писателям, свойственно чувство включенности в цепь поколений, непрерываемой связи со вселенной, с божественной душой.

Слово учителя.

А теперь сравним пейзажи у художников IXXвека.

- Какие жанры живописи вы знаете? (Натюрморт, портрет, пейзаж, исторический, батальный)

- Кто такие передвижники?

Товарищество передвижных художественных выставок(Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Пейзаж был одним из любимых жанров передвижников. На первой выставке Товарищества половина выставляемых полотен составляли пейзажи. Именно передвижники воспели неброскую красоту русской природы.

Саврасов, Поленов, Шишкин, Куинджи, Левитан – без этих имен трудно представить себе историю русского искусства IXXвека. Пейзажисты эти не похожи друг на друга.

Индивидуальное сообщениео Шишкине.

(Иван Иванович Шишкин родился в одном из красивейших мест средней полосы России – в маленьком прикамском городе Елабуге. Дом его родителей стоял на высоком берегу Тоймы, притоке Камы. Из окон открывался чудесный вид – река, заливные луга, вдалеке леса и озера. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем петербургскую Академию художеств, Шишкин отправился в пенсионерскую поездку в Швейцарию. Однако не снежные вершины швейцарских Альп волновали молодого пейзажиста, а красота родной природы: ее бесконечные просторы, могучие леса.

Демонстрация слайдовпортрета и репродукций картин Шишкина («Рожь», «Лесные дали», «Дубовая роща», «Среди долины ровныя…»).

Индивидуальное сообщениео Левитане.

Исаак Ильич Левитан(1860—1900) — русский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».

Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке КибартайСувалкской губернии в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье. Осенью 1873 в училище Левита́н поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов. Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней находя в ней понимание ее красоты, которые отразились в его пейзажах. Левитан даже в не очень хорошую погоду он находил свои редкие колоритные оттенки русской непогоды. Воспевая природу Верхней волги он показал миру его прекрасные шедевры: Хмурый день, После дождя, Над вечным покоем, мастерски написанные вечерние пейзажи: Золотая осень, Вечер на Волге, Золотой плес, Вечер, Тихая обитель, Вечерний звон. Картины Левитана требуют внимательной вдумчивости их нельзя быстро рассмотреть не осмыслив всего замысла этого известного художника оставившего нам свой неповторимый след в искусстве пейзажной живописи

Демонстрация слайдовпортрета и репродукций картин Левитана («Золотая осень», «Свежий ветер. Волга», «У омута», «Над вечным покоем»).

Слово учителя. Мне кажется, пейзаж Бунина ближе всего творчеству Куинджи. Подумайте почему?

Индивидуальное сообщениео Куинджи.

 Архип Иванович Куинджи(1841—1910)

Архип Куинджи родился в Мариуполе в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.

Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника.

На его полотнах изображены картины с живописным колоритом цветов и света. Лучи света пробивающийся сквозь туман играющие в лужицах на раскисших дорогах, заметно подчеркивает мастерство художника в передаче некоторых живописных приемов лунного света, таинственный свет луны в темную ночь, ярко красные отсветы зари на стенах украинских хат. Знаменитая картина Куинджи Лунная ночь на Днепре, привлекает спокойным величием природы, Днепр утром, в картине описан сюжет раннего степного утра, Березовая роща- в этой картине художник показал русскую природу в доселе невиданном приеме написания картин, раскрывающий возвышенный образ пейзажа, сверкающий необычным колоритом и контрастом чистых красок. Куинджи нашел свой неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа.

Демонстрация слайдовпортрета и репродукций картин Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Днепр утром»).

На основании материалов урока ученики делают вывод. (Пейзаж художников индивидуален так же как литературный пейзаж. Шишкину свойственен эпический размах, склонность к детализации. Левитан, наоборот, никогда не прописывал пейзаж до последнего листика. Его полотна отличаются особым лиризмом. А Куинджи удалось добиться необычайного эффекта освещения. Эта особенность роднит его с Бунинским пейзажем и с художниками-импрессионистами. )

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»