Физика наука, которая связана межпредметными вопросами, понятиями, навыками с жизнью и всеми изучаемыми в школе дисциплинами, и, в первую очередь, с предметами естественнонаучного цикла химией и биологией. Анализ программ по физике и химии показывает, что многие вопросы изучаются в этих курсах параллельно. При этом на уроках физики в основном внимание обращено на физическую сущность явлений и процессов, на уроках химии на особенности и условия протекания реакций. Например, часть вопросов по темам «электрический ток», «электролиз» рассматриваются на уроках химии в 9 и 11 классах, другая часть на уроках физики в 10 классе. Кроме этого, есть темы, при изучении которых требуется определенная степень интеграции, переплетение физики, химии, биологии, когда один объект исследуется разными науками для получения целостных представлений о нем. Такие темы целесообразно изучать на интегрированных уроках.
Интегрированный урок предполагает различные типы уроков: урок - решение проблемных ситуаций, урок поиска, анализа и сопоставления различных источников информации, урок - конференция, урок - дискуссия, урок - игра, урок - презентация, урок - экскурсия. Интегрированный урок требует проведения предварительной работы и ее планирования, т.к. учащимся предстоит создать целостную картину по выбранной теме. Это потребует от них определённых интеллектуальных усилий. Обучающиеся должны уметь находить и использовать информацию из различных источников; иметь навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации; уметь формулировать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации; уметь вести в дискуссию, выслушивая и принимая во внимание аргументированные выводы других; выступать публично. Работа над уроком разбита на из три основных этапа:
I. Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции с другими школьными предметами, составляется план - конспект урока. Обучающиеся получают индивидуальные задания, подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, видеоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы. II. Основной этап - организация и проведение урока в рамках выбранного типа. III. Заключительный этап - обучающиеся совместно с преподавателем подводят итоги урока. Совместно с преподавателем-руководителем ОД ФХиБ Олейник Н.А. был подготовлен интегрированный урок семинар по теме «Биологическое действие радиоактивного излучения». Наше общество разделяют разные противоречия. Одна из таких проблем отношение к атомной энергетике. Об этом часто говорят средства массовой информации и экологи. Чаще всего информация преподносится негативно, что вызывает у населения панику, порождая радиофобию. С другой стороны у части нашего общества развивается состояние радиоэйфории. Объективный взгляд на любую проблему можно сформировать только с помощью знаний. В условиях дефицита учебных часов по таким предметам, как химия, биология и физика, целостное представление по теме «Биологическое действие радиоактивных излучений» можно создать в рамках интегрированного урока. Тип урока проблемный семинар. В результате обобщения необходимого материала по химии, биологии, физики суворовцы самостоятельно формулируют проблему тему семинара. Под руководством преподавателей проводится подготовительная работа, о которой говорилось выше. Для оживления дискуссии по каждой теме выступления готовят докладчик и его оппонент:
Темы докладов:
Источники р/а излучения. Естественные источники р/а излучения. |
Радон. |
Необходимость и преимущества атомной энергетики. |
Опасность атомной энергетики.Техногенные катастрофы. |
Радиация на службе человека. |
Ядерное вооружение. |
Опасное действие радиоактивного излучения на человека. |
Защита от радиоактивного излучения. |
Одна группа выполняет опережающее задание по измерению радиационного фона на территории СПб СВУ. В результате у каждого суворовца формируется целостное представление об обсуждаемой проблеме, личное отношение к ней, развивается критическое мышление и понимание необходимости выработки собственной оценки той или иной проблемы, опираясь на ее всестороннее изучение. Преподаватели нашей ОД считают, что систему интегрированных уроков можно и нужно развивать дальше, привлекая к сотрудничеству преподавателей других ОД училища.