Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Федоренко Сергей Александрович, заместитель директора СПб НОУ «Православная общеобразовательная гимназия святого благоверного великого князя Александра Невского» по УВР, учитель МХК и ОПК

 

Предлагаемый урок «Ф. М. Достоевский и Петербург» разработан для учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на два учебных часа. Этот урок является завершающим в системе занятий, посвящённых творчеству Ф. М. Достоевского. Уроку предшествовала работа в городском пространстве Санкт-Петербурге.

Цель урока: помочь учащимся воспринять музейную экспозицию как расширяющего пространства, ввести учащихся в мир Петербурга Достоевского.

Задачи урока:

1.     На основе экскурсии, изучения биографии и творчества Достоевского дать представление о своеобразном восприятии Петербурга писателем.

2.     Создать условия для воспитания эстетического вкуса в процессе работа на музейной экспозиции.

3.     Развить творческие навыки учащихся с помощью создания ими собственных вербальных и визуальных текстов, отражающих личностное восприятие музейной экспозиции, а также её связи с творчеством писателя.

4.     Воспитать у учащихся любовь к родному городу – Санкт-Петербургу, который был любимым городом Фёдора Михайловича Достоевского.

 

Оборудование урока:

Портрет  Ф. М. Достоевского, иллюстрации видов Петербурга середины и второй половины XIXвека (Инженерный замок, Пять углов, Дом Шиля, Екатерининский канал в белые ночи, «Дом процентщицы», «Дом Раскольникова», «Дом Сони» (трёхэтажный, угловой, по Екатерининскому каналу и Казначейской улице), виды домов и дворов по Вознесенскому проспекту и Таирову переулку – маршруту Раскольникова, Сенная площадь, Владимирская церковь, Семёновский плац и др.), репродукция картины Г. Гольбейна-младшего «Мёртвый Христос», иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Амвросия Оптинского, фотография посмертной маски Ф.М. Достоевского, фотографии друзей писателя (критика Николая Николаевича Страхова и других) и других экспонатов из музея-квартиры Ф. М. Достоевского на Кузнечном переулке, дом 5, различные издания произведений писателя, ксерокопии выписок о личности Достоевского из русских, советских и современных российских изданий.

Задачи экскурсии «Ф. М. Достоевский и Петербург» (посещение музея писателя на Кузнечном переулке, дом 5, Церкви Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади – любимого приходского храма писателя в последние годы его земной жизни и могилы Ф. М. Достоевского на Тихвинском кладбище (некрополь мастеров искусств) Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры):

Познакомить учащихся с квартирой писателя, обстановкой, которая его окружала, его видением Петербурга, его взглядом на мир.

Задания учащихся перед экскурсией:

1.     Обратите внимание на личные предметы писателя. Какие предметы, на ваш взгляд, важны для понимания внутреннего мира  Ф. М. Достоевского? О чём они рассказывают?

2.     Подумайте, что говорит о писателе интерьер его комнат?

3.     Прочитайте внимательно розданные учителем распечатки статей о Ф. М. Достоевском из русских, советских и современных российских словарей и энциклопедий. Проследите, как меняется тон рассказа о писателе и оценка его творчества в эти различные исторические эпохи.

4.     Поразмышляйте о том, как атмосфера квартиры способствовала творческому процессу.

5.     Ощущаете ли вы связь с современной российской жизнью, находясь в музее-квартире писателя? В чём она проявляется?

 

Задания по результатам экскурсии:

1.     Каждому учащемуся в письменном виде составить отчёт об экскурсии (что увидели, что нового узнали о Достоевском как о человеке и писателе, какие для себя сделали выводы).

2.     Каждой группе учащихся составить коллаж о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.

3.     Составить вопросы для викторины по творчеству Достоевского.

При подготовке к данному уроку учащиеся разбиваются на группы и каждой группе учащихся даются следующие задания к уроку:

1.     Представление каждой группой своего коллажа, посвящённого творчеству Ф. М. Достоевского в Петербурге.

2.     Устный рассказ о своих впечатлениях от экскурсии «Ф. М. Достоевский и Петербург».

Продолжительность выступления – от 3-х до 5-ти минут (что видели, что запомнили, что удивило, что узнали нового о Фёдоре Михайловиче Достоевском, над чем задумались, какие выводы для себя сделали).

3.     Подготовка к викторине.

Объявляется список дополнительной литературы о жизни и творчестве Достоевского:

1.     Ашимбаева Н., Бирон В. Музей Достоевского в Санкт-Петербурге. Путеводитель. СПб: Лицей, 1999.

2.     Ашимбаева Н. Достоевский. Контекст творчества и времени. Сборник статей. Санкт-Петербург: Серебряный век, 2009.

3.     Пономарёва Г. Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной. М.: Академия, 2001.

4.     Достоевский в конце XXвека. Сборник. М.: Классика плюс, 1996.

5.     Киносито Т. Антропология и поэтика творчества Ф. М. Достоевского. СПб: Серебряный век, 2005.

Так же рекомендуется учащимся провести поиск публикаций о Петербурге Достоевского в сети Интернет.

4.     Представление и комментирование иллюстраций Ильи Глазунова, Николая Тырсы, Леонида Пастернака, Отара Кандаурова, Виталия Горяева, Михаила Шемякина (и своих собственных, если находятся учащиеся, способные их создать) к произведениям Ф. М. Достоевского, действия которых происходят в Петербурге.

5.     Рассказ о петербургских домах, дворах и мостах, лежащих на «маршруте Раскольникова» в романе «Преступление и наказание».

Устное выступление на 5-7 минут.

6.     Рассказ о петербургских адресах и о восприятии Достоевским (на основе его воспоминаний и ранних литературных произведений) Петербурга в первый период пребывания писателя в столице империи с момента его приезда с отцом из Москвы до отправке на каторгу по приговору суда по делу петрашевцев.

Устный рассказ на 5-7 минут, который может сопровождаться демонстраций иллюстраций: фотографий петербургских зданий, портретов друзей и знакомых писателя (в ранний период его творчества), книжной графики к ранним произведениям Достоевского с видами Петербурга.

 Оценивание учащихся:

Максимальная оценка за выступления учащихся – 5 баллов. За каждый правильный ответ викторины – 1 балл.

 

Первый этап урока: результаты экскурсии.

1.     Представление групп и коллажей, посвящённых жизни и творчеству Фёдора Михайловича Достоевского в Петербурге. Оценка коллажей.

2.     Впечатления об экскурсии.

Обсуждения в группах и выступления одного учащегося от каждой группы. Важно отметить, что в выступлениях учащихся заметен интерес к условиям жизни писателя. Они отмечают важность видения обстановки квартиры, возможности прикосновения к личным вещам писателя, окружающим атмосферу творчества Фёдора Михайловича. Знакомство учащихся с музеем-квартирой позволяет увидеть в Фёдоре Михайловиче не абстрактного писателя – персонажа из литературной энциклопедии или школьного учебника, а вполне реальную личность.

 

Второй этап урока:викторина на тему «Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского в Петербурге»

 

Вопросы викторины:

1.     В каком году Ф. М. Достоевский приехал в Петербург? (1837)

2.     Где находится музей-квартира Ф. М. Достоевского? (Кузнечный переулок, дом №5, угол с улицей Достоевского)

3.     Когда в квартире Достоевского был открыт музей? (13 ноября 1971 года)

4.     Сколько лет в общей сложности прожил Достоевский в Санкт-Петербурге? (28 лет)

5.     Назовите журналы, с которыми сотрудничал Достоевский в Петербурге. («Время», «Эпоха», «Отечественные записки», «Петербургский сборник»)

Какие из них издавал сам Достоевский с братом? («Время», «Эпоха»)

6.     Где был опубликован первый роман Ф. М. Достоевского? (роман «Бедные люди» - в издаваемом Н. А. Некрасовым «Петербургском сборнике»)

7.     Назовите годы жизни, места рождения и смерти писателя. (1821 год, Москва – 1881 год, Санкт-Петербург)

8.     Где похоронен Ф. М. Достоевский? (Тихвинское кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры)

9.     Кто является автором памятника на могиле Достоевского? (архитектор Х. К. Васильев, скульптор Н. А. Лаврецкий)

10.В каком году установлен памятник на могиле писателя? (1883 год)

11.Назовите произведения Ф. Достоевского, действие которых происходит в Петербурге? («Бедные люди», «Двойник», «господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы»)

12.С какого года Достоевский жил в квартире, ставшей музеем? (с октября 1878 года)

13.Назовите учебное заведение Санкт-Петербурга, в котором учился и которое окончил Ф. М. Достоевский. (Военно-инженерное училище в Петербурге)

14.Назовите общее количество адресов, по которым проживал Достоевский в Петербурге. (20 адресов)

15.Перед какой иконой в своей квартире с семьёй любил молиться Фёдор Михайлович? (перед подаренной писателю иконой в серебряной ризе «Всех скорбящих Радость»)

16.Какие места Петербурга носят имя Ф. М. Достоевского? (улица Достоевского, станция метро «Достоевская»)

17.Когда и в каком храме Петербурга состоялось венчание Достоевского с его второй женой Анной Сниткиной? (15 февраля 1867 года в Свято-Троицком Измайловском соборе)

18.Когда установлен памятник Ф. М. Достоевскому на Владимирской площади? (в мае 1997 года)

Примечание:

За каждое правильно названное произведение – 1 балл (в вопросе №1).

В вопросе №5 за каждый подвопрос, правильно озвученный – 1 балл.

 

Третий этап урока:выразительное чтение отрывков из произведений Достоевского, где описываются уголки Петербурга, размышления автора или его героев о столице Российской Империи и их комментирование.

 

Задачи данного этапа:

1.     Эстетическая – почувствовать красоту прозы Ф. М. Достоевского, его мысль, воплощённую в тексте

2.     Религиозно культурологическая – почувствовать отношение к православию, к христианской нравственности героев Достоевского, понять где они находятся – внутри или вне православной традиции.

3.     Исследовательская – через личностное восприятие текста Достоевского прийти к пониманию взгляда писателя на Петербург.

Требования к выразительному чтению текста:

1.     Чёткое произношение звуков и слов.

2.     Правильная постановка ударений.

3.     Логическое ударение (выделение голосом ключевых для понимания смысла текста слов).

4.     Эмоциональная выразительность (выражение голосом чувств героя или автора).

Примечание: Учащиеся комментируют один отрывок от каждой группы.

 

Четвёртый этап урока: устное комментирование учащимися своих иллюстраций к произведениям Ф. М. Достоевского

 

Задача данного этапа:

Развитие ассоциативного мышления и творческих способностей учащихся.

Каждая группа представляет для комментирования одну иллюстрацию.

Примерный план комментирования иллюстрации

1.     Почему проиллюстрировали именно данное произведение?

2.     Какой фрагмент произведения проиллюстрировали? Почему именно его?

3.     Каков общий фон иллюстрации? Какие эпитеты в тексте соответствуют этому фону?

4.     Через какие объекты в иллюстрации выражена суть выбранного эпизода или тема всего произведения?

5.     В каком свете и цвете представлен в иллюстрации выбранный эпизод из произведения? Приведите доводы в защиту вашего видения.

6.     Как композиционно и пространственно передана мысль автора?

Примеры комментариев

          Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Двойник»

 

Титулярный советник Голядкин в форменной шинели стоит в лавке Гостиного двора, торгующей дорогой фарфоровой посудой, поодаль от прилавка с шикарными вазами, у большого окна, из которого видна противоположная Гостиному Двору сторона Невского проспекта. Видно, что город охвачен непогодой: серое, типично осеннее питерское небо, накрапывает нескончаемый дождь.

Взгляд чиновника устремлён на единственного находившегося в лавке покупателя (кроме самого Голядкина). Этот покупатель берёт в свои руки богато украшенную вазу из рук продавца. Самого торговца на иллюстрации не видно, а свет падает только на его руки. Сам продавец как бы поглощён тенью от фарфоровых статуэток, чайников и ваз где-то на правой стороне иллюстрации.

       Но чем же необычен покупатель? Очертания его фигуры нечёткие, размазанные. Становится ясно, что это вовсе и не человек, а тень, фантом. Эти очертания напоминают фигуру Голядкина, даже его позу. Только руки настоящего титулярного советника висят в воздухе, а призрачные руки двойника держат вазу. Но ваза – это тоже фантом, призрак вещи, как, впрочем, и руки продавца. Становится понятным, что руки-призраки просто выныривают из темноты, из НИОТКУДА. Никакого настоящего продавца в этой изображённой части магазина нет.

Если мы присмотримся, то увидим, что призрачная одежда двойника отличается от настоящей одежды чиновника. Призрак вовсе не в форменной одежде чиновника, а во франтоватой одежде богатого барина.

Иллюстрация переносит нас к моменту зарождения хлестаковских фантомов у Голядкина. В Гостином дворе на Невском он является кажущимся покупателем дорогого фарфора. Однако это не только иллюстрация отдельно взятого эпизода, но и произведения в целом. Фигуры Голядкина и его двойника – это изображение самого душевного кризиса главного героя, его «раздвоения». Разница в их одежде – это изображение социального аспекта «раздвоения», охватившего всё его существо. Голядкина буквально опустошила и высосала официозная жизнь государственного аппарата в николаевскую эпоху. Однако достичь карьерных высот трудно без протекции, вызванной родством или удачной женитьбой. Недостаточно уповать лишь на то, что начальство заметит и возвысит на основании добросовестного исполнения своих служебных обязанностей.

Смысл изображённой ситуации – явления двойника – уходит в ирреальный план, весьма ощутимый в повести. В посюстороннем мире происходит физическое воплощение двойника. Начало его «материализации» - это также факт, который отражает иллюстрация.

Изображение Петербурга в окне магазина – также не случайный факт. Повесть была опубликована с подзаголовком «Приключения господина Голядкина», а в несколько изменённой редакции много лет спустя после её названия было добавлено «Петербургская поэма». Петербург всегда воспринимали на двух планах: рациональном (прямые улицы, парки и сады, классические дома и соборы) и на иррациональном, метафизическом. Петербургская хмара, непогода, низкие, несущиеся облака и вообще водная стихия, хаос – это как бы переходное состояние города из одного плана в другой, поэтому и двойник физически возникает перед Голядкиным в полночь, в петербургскую ноябрьскую дождливо-промозглую непогоду. Городской пейзаж на пути часто бесцельного движения и метаний Голядкина по городу всегда чреваты неожиданными встречами и метаморфозами его судьбы. Блистающий золотыми куполами царственный Петербург – это город людей, прочно стоящих на ногах, город непогоды – это город утраты опор и обезличения, в котором развернулась трагедия Голядкина.

Изображённые на иллюстрации призрачные руки имеют свое символическое значение, связанное с обоими планами. Руки – это символ творения и символ разрушения. Двойник, порождённый Голядкиным, существует на обоих планах петербургского бытия, как бы пытаясь избежать своего разрушения.

Ещё мы не коснулись одного объекта иллюстрации – висящей на стене иконе Христа Вседержителя в киоте с лампадой. Это не только элемент быта дореволюционной России. Голядкин теряет своё лицо в борьбе с двойником. Он видит возможность восстановить нормальное положение вещей апелляцией к авторитету – к начальству. Своего начальника департамента он считает могущим восстановить Божественную справедливость, правду. Голядкин призывает начальника; «…перемените, благоволите, велите переменить – и безбожный, самовольный подмен уничтожить». Но чиновник забывает о главном, что в его проблеме для восстановления Божественной справедливости нужно обращаться не к земному начальству, а к самому Христу. На иллюстрации у иконы лампада не затеплена, что символизирует нежелание и неумение Голядкина обратиться к главному хранителю порядка во Вселенной – к Богу.

 

Пятый этап урока:подведение итогов.

 

Задача данного этапа:

 

1.     Развитие творческих способностей учащихся;

2.     Развитие логического мышления (умения синтезировать).

 

Задание:

В письменной форме сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1.     Каким город изобразил Ф. М. Достоевский в своих первых произведениях?

2.     Какие акценты в описании города ставил Достоевский во втором периоде своей жизни в Петербурге?

3.     Дала ли экскурсия ответ на вопрос: «Почему именно такой Петербург предстаёт в произведениях писателя?»

4.     Помогла ли экскурсия (и каким образом) вашему восприятию Петербурга Достоевского?

 

Рекомендуемая литература:

 

1.     Ашимбаева Н., Бирон В. Музей Достоевского в Санкт-Петербурге. Путеводитель. СПб: Лицей, 1999.

2.      Ашимбаева Н.  Достоевский. Контекст творчества и времени. Сборник статей. Санкт-Петербург: Серебряный век, 2009.

3.     Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. М., 1963.

4.     Пономарёва Г. Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной. М.: Академия, 2001.

5.     Достоевский в конце XXвека. Сборник. М.: Классика плюс, 1996.

6.     Киносито Т. Антропология и поэтика творчества Ф. М. Достоевского. СПб: Серебряный век, 2005.

7.     Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М., 1995.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»