«Интеграция курсов «Мировая художественная культура» и «Английский язык» в рамках обучения в Кронштадтском морском кадетском корпусе, как современная форма обучения»
Автор: преподаватель первой категории отдельной дисциплины «Иностранный язык» ФГКОУ «Кронштадтский МКК МО РФ» Ершова Ю. В.
В настоящее время определяющая тенденция современного урока – интеграция.
Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: как идет усвоение учащимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируются ли в их сознании целостная научная картина мира? Какие педагогические условия требуются, чтобы достигнуть этого? Нужны ли специальные учебные предметы, синтезирующие знания из различных областей?
В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества.
В результате значительных социальных и культурных изменений, происходящих в нашей стране в течение последнего времени, а также процесса глобализации мировой культуры и тенденции интеграции национальных культур и языков, современный этап модернизации системы образования основной задачей ставит формирование у современной молодёжи гражданской ответственности, духовности, толерантности и культуры. Изменения в российском обществе не могли не повлечь за собой за собой изменения и в социальном заказе общества к общеобразовательным учреждениям. Динамика общественной жизни страны и связанные с нею новые цели, глобализация общественных процессов, межгосударственная интеграция в сфере образования, а также доступное качественное образование в стране и за рубежом ставит перед современной школой задачу подготовить личность, способную участвовать в межкультурном общении народов мира. Выполнение этих задач невозможно без прочных знаний иностранных языков, без умения их применения в реальной межкультурной коммуникации.
Язык и культура взаимодействуют в коммуникативных процессах и в формировании языковых способностей человека. Язык является фактом культуры, потому что он – составная часть культуры, которую мы наследуем от наших предков; язык – основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру; язык – важнейшее из всех явлений культурного порядка.
Иностранный язык, по своей сути, учебный предмет, содержащий знания многих областей науки, искусства, культуры. Как следствие, на содержании данного курса возможно осуществление межпредметных связей. Так объединились МХК и изучение английского языка.
В таком уроке выделена ведущая дисциплина, выступающая интегратором – мировая художественная культура, и дисциплина вспомогательная, способствующая углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины – английский язык.
Это особый тип урока: предоставляет более широкое поле проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета. Воспитанники обогащают лексику английского языка на культурологическом содержании, изучают события, памятники культуры разных стран и обществ, тренируются в говорении и применении грамматических норм и правил. Урок включает в себя все виды речевой деятельности: прослушивание и просмотр видео на английском языке с последующими ответами на вопросы, отработку активной лексики, чтение текста с ответами на вопросы, обсуждение проблемных вопросов, мини-тест на закрепление материала. В конце учащимся предлагается в качестве домашнего задания написать сочинение на одну из предложенных тем.
Интеграция курсов «мировая художественная культура» и «английский язык» в рамках обучения в КМКК - современная, увлекательная форма обучения. Дает широкое и яркое представление о мире. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкой картины мира, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.
В этом учебном году воспитанники социально-гуманитарного профиля начали изучать Мировую Художественную Культуру (МХК), как на русском, так и на английском языке, Кадеты, изучая иностранный язык, в частности английский, получают хорошую возможность приобщиться к национальной культуре и истории народа страны изучаемого языка.
Учащиеся гуманитарных классов знакомятся с различными периодами развития искусства, стилями, с архитектурой разных эпох, произведениями мировых классиков, учатся описывать их, высказывать личное мнение о картине или произведении на английском языке, узнают факты об истории создании картины, биографию автора.
Кадеты, изучая эти предметы, имеют возможность увидеть сходства и различия в культурах англоязычных стран и сравнить с культурой своей родной страны, осознавая ценность каждой из них.
Упражнения для каждого урока отбираются, исходя из поставленных целей и задач формирования, развития, совершенствования речевых умений и навыков. Используются различные приёмы и формы организации речевой деятельности учащихся:
- дискуссии - обсуждение прочитанного текста, ответы на вопросы
- видеоматериалы
- аудирование
- практические занятия - отработка лексики, выполнение упражнений
- сообщения по теме
- тесты
- чтение аутентичных текстов
- совместные проекты, создание презентаций на английском языке - виды творческих заданий, в ходе выполнения которых, учащиеся познают лингвострановедческие, культурно-исторические реалии страны.
- викторины
- монологическая и диалогическая формы высказывания - беседы по проблемным вопросам в парах и индивидуально
- лекции - введение и объяснение новой лексики
Помимо решения образовательных задач, данный курс может иметь большое воспитательное и развивающее значение. Курс ориентирован на формирование личности и индивидуального мировоззрения, осознание значимости отечественной культуры и её вклада в мировую культуру.
Предмет Мировая художественная культура помогает ребёнку построить целостную картину мира, наиболее полно осознать и развить свою эмоциональную сферу. Это, в свою очередь, даёт возможность принимать самостоятельные решения в самом широком спектре жизненных ситуаций в пользу гуманистических идеалов.
Необходимым условием успешной интеграции курсов «МХК» и «Английский язык» должны стать следующие принципы:
- активной личной вовлечённости каждого учащегося в учебный процесс;
- мотивированности учащихся;
- решения постоянно усложняющихся задач;
- коммуникативно-деятельного общения;
- наглядности.
Внедрение настоящего курса направлено на формирование новых подходов к решению комплекса задач гуманитарно-эстетического образования и воспитания, должно повысить мотивацию изучения английского языка, расширить социокультурную компетенцию, что должно позитивно повлиять на качество знаний, расширение кругозора учащихся и их социализацию.
Список литературы:
- Сайт «Вопросы интернет образования», статья Хряков В.М.,Кручинкина И.Ю «Интеграция предметов – насущная проблема современного этапа развития среднего образования»
http://vio.uchim.info/Vio_81/cd_site/articles/art_4_1.htm
- Спорышева Е.Б. Интеграция художественно-эстетического воспитания. // Искусство и образование. 2005. №5
- Предтеченская Л.М. Художественная культура нового и новейшего времени. М., 2001.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированного урока // Практическое пособие / Под ред. С.В.Кульневич. – Р., 2003.