Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся.
(Из опыта работы).
Баричева Т.И., учитель математики
Павлухина Т.М., учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 506 Кировского района Санкт-Петербурга
В современной школе, как перед учеником, так и перед учителем, ставится много задач, от решения которых зависит сформированность базовых компетенций учащихся. В условиях быстро меняющихся требований к уровню образования ученик должен не только владеть знаниями, полученными на конкретных уроках, но и уметь применять полученные умения и навыки в ходе изучения других предметов школьной программы. Анализируя уроки, можно прийти к выводу о том, что учащиеся не в полной мере владеют ситуацией применения метапредметных учебных действий. Обеспечение достижения учащимися метапредметных компетенций в предметном обучении является одной из ведущих задач современного учителя.
В настоящее время много говорят о модернизации школьного образования. Но инновационность в образовании нельзя сводить только к бесконечным тестам, репетициям ГИА и ЕГЭ, чисто механическому внедрению интерактивных досок и мультимедийных средств.
Интегрированный урок является одной из возможностей формирования метапредметных компетенций. Технологияинтеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся разрабатывается в рамках школьной методической темы «Обеспечение достижения учащимися надпредметных компетенций в предметном обучении». Общекультурные компетенции – это, прежде всего, «…познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека;…. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира».[1] Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Общекультурная компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.
Технология, над которой работают авторы, развивает идею погружения преподавания математики и истории и культуры Санкт-Петербурга на интегрированных уроках. Основной замысел – преломление через призму математики изучения исторической среды города путем решения математических задач по городским объектам, относящимся к конкретной эпохе. Такой подход, по мнению авторов, прививает не только тактильное ощущение городских объектов (высота и длина дворцов, храмов, колонн, площадей городских пространств и т.д.), воспринимать метрику (способа измерения пространства), свойственного той или иной эпохе, но и позволяет ощутить многогранность культурного наследия Санкт-Петербурга как части всемирного культурного наследия.
Предполагается, что каждый урок будет посвящен разным периодам в развитии города. Решение математических задач, относящихся к конкретной эпохе, прививает не только тактильное ощущение городских объектов (высота и длина дворцов, храмов, колонн, площадей городских пространств и т.д.), но и восприятие метрики (способа измерения пространства), свойственного той или иной эпохе.
На интегрированных уроках, проводимых в рамках цикла «Математический Петербург» мы пробуем «совместить несовместимое»: а именно способствуем развитию познавательного интереса к предмету история и культура Санкт-Петербург через призму математики. Такой подход позволяет преодолеть не только неприязнь к школьным предметам, Основной замысел – преломление через призму математики изучения исторической среды города путем решения математических задач по городским объектам, относящимся к конкретной эпохе. Такой подход, по мнению авторов, прививает не только тактильное ощущение городских объектов (высота и длина дворцов, храмов, колонн, площадей городских пространств и т.д.), восприятие метрики (способа измерения пространства), свойственного той или иной эпохе, но и позволяет ощутить многогранность культурного наследия Санкт-Петербурга как части всемирного культурного наследия.
К целям данной технологии можно отнести следующие:
· Систематизация знаний по объектам культурного наследия города;
· Систематизация умений, знаний и навыков при решении математических задач, которые «привязаны» к изучаемому историко-архитектурному объекту.
· Умение учащихся находить эти объекты на карте-схеме;
позволяет, на наш взгляд, решать многие образовательные и воспитательные задачи в ходе урока.
· Расширение кругозора, информативности учащихся по объектам культурного наследия города, изучаемых в ходе урока;
· Накопление опыта освоения объектов городской среды;
· Формирование умения оценивать свою работу на уроке
Одной из важных воспитательных задач, реализуемой в ходе урока, является следующая - способствовать формированию у учащихся толерантного отношения к создателям петербургского наследия. Толерантность – важное качество гражданина, без которого невозможно его комфортное существование в современном социуме, особенно в большом городе. Особенность же детской психологии, на наш взгляд, в том, что привитие общечеловеческих ценностей возможно только непосредственно, через живой контакт с окружающим миром – в данном случае - через многообразный мир города.. Любые рассуждения о том, что «современный гражданин должен обладать чувством толерантности, признания права других людей на иную культуру, взгляды, убеждения» - для подростка как минимум пустой звук, максимум – стойкое желание принять противоположную точку зрения. Через все уроки проходит вопрос: В чем значимость того или иного городского объекта для петербуржцев? Почему этот человек (скульптор, архитектор, художник, ученый, простой рабочий) жил, творил в нашем городе? Какие возможности давал город людям для развития их способностей?
Петербург с самого начала основания был городом мультикультурным, сюда со всего цивилизованного мира съезжались ученые, инженеры, архитекторы, скульпторы, художники, в первую очередь для того, чтобы реализовать свои самые смелые идеи и мечты. Этим Петербург сродни Парижу, Амстердаму, Нью-Йорку и даже Одессе.
Национальные общины (немцы, голландцы, шведы и финны, французы, армяне) на первых порах жили обособленно, однако со временем они все больше ассимилировались в городскую среду. Александр Дюма-сын в 1855 году был восхищен этим вавилонским смешением культур, а Невский проспект назвал «улицей веротерпимости». Этот титул сохранился, ведь здесь до сих пор действуют и кафедральный православный Казанский собор, и католический костел св. Екатерины, армянская, шведская, финская, голландская церкви.
Безусловно, на всех уроках, так или иначе, речь идет о взаимодействии людей разных вер, национальностей, взглядов. Например, на уроке, посвященном памятнику «Нарвские Триумфальные ворота» целесообразно поговорить с учащимися о том, почему было принято решение построить 2-е ворота, какое значение имело это событие для истории Петербурга, России. В рамках урока «Пышное барокко» можно привести пример из истории семьи братьев Колокольниковых, которые, благодаря своему таланту, получили свободу от крепостной зависимости (к вопросу о том, какие возможности давал человеку город); возможно обсуждение на тему: Создатели «пышного барокко» и поговорить о деятельности Ф.Б. Растрелли и С.И. Чевакинского.
Разработка «Прогулка по петровскому Петербургу» - еще один интегрированный урок. Для ранней истории Санкт-Петербурга, рассматриваемой в этой разработке, присущ субъективно больший размер пространств, чем сейчас. Переправа через Неву была целым событием, которая могла занять целый день (в отсутствие мостов и сколько-нибудь мощных плавсредств). Размер Заячьего острова всего 360 на 750 метров – но тогда это казалось вполне достаточным для небольшого города! Строительство здания Двенадцати коллегий, сегодня кажущееся скромным, заняло несколько десятилетий, так как фасад протяженностью 400 метров был редкостью даже для Европы. Предполагается, что в последующих уроках цикла через решение математических задач ученики почувствуют, как сужается масштаб пространственно-временного восприятия по мере прогресса (появление мостов, новых видов транспорта, расширения площади города и т.д.). Урок «Прогулка по петровскому Петербургу» разработан авторами в форме виртуальной экскурсии, и позволяет не только повторить ранее изученный материал по истории и культуре Санкт-Петербурга, но и обсудить следующие темы: 1. Кто они- строители петровского Петербурга, 2. Сподвижники Петра I, 3. Почему петровское время называют эпохой становления петербургских традиций.
На наш взгляд - достоинство разработки в том, что её можно использовать в качестве образца, алгоритма для подобного рода уроков. Учитель может, по своему усмотрению, изменять структуру урока, его содержание: добавлять, убирать материал, изменять вопросы, использовать дополнительную дидактическую литературу по предмету.
В ГБОУ СОШ №506 уже второй год развивается проект «Математический Петербург»
( автор Баричева Татьяна Ивановна), в котором участвуют ученики разных классов.
С Петербургом связана жизнь многих известных математиков. Некоторые из них приезжали в Россию, которая становилась для них второй родиной. Другие получали в Петербурге начальное образование, чтобы потом уехать и прославиться на весь мир.
«Создателем» математического Петербурга стал Леонард Эйлер, приехавший из теплой Швейцарии в суровую Северную Пальмиру в 1728 году. Он оказался в составе 22 профессоров и адъюнктов «первого призыва» (среди них было 8 математиков!), которые прибыли из Европы в только что созданную Петербургскую академию наук. Эйлер прожил 76 лет, у него родилось 13 детей, похоронен в Александро-Невской лавре.
Неожиданным для школьников становится тот факт, что новая российская наука создавалась Петром I, на первый взгляд, чисто механическим способом. Просто в одно время и в одном месте собрали лучших ученых со всей Европы, завлекая их в первую очередь высокими окладами, что чем-то напоминает современный проект «Сколково». Вторым важным моментом стала загрузка ученых насыщенными прикладными исследованиями. Так сам Эйлер занимался механикой, физикой, астрономией, картографией, теорией кораблестроения, службой мер и весов.
Большой вклад в прикладную математику сделал выдающийся ученый Петр Петрович Базен (Пьер-Доминик). Родился в 1786 году во французском городке Сэй, получил образование в парижской Политехнической школе. Однако в 1810 году прибывает в Россию, чтобы создать Корпус инженеров путей сообщения и сделал огромный вклад в развитие русской инженерной мысли.
Такой подход искусственной трансплантации «европейской науки» дал свои плоды. Уже в первой половине XIXвека восходят звезды Михаила Васильевича Остроградского, в 29 лет ставшего академиком Петербургской АН, Пафнутия Львовича Чебышева – одного из создателей современной теории вероятностей и многих других.
В 1845 году в Санкт-Петербурге родился величайший математик, создатель теории множеств. Оба его родителя были евреями: отец Георг-Вольдемар Кантор - португальский еврей и датский подданный, мать Марианна Бойм - племянница известного венгерско-российского скрипача Иосифа Бойма. В 11 лет Георг вместе с семьей переехал в Германию, но до конца своих дней тепло отзывался о Санкт-Петербурге и Васильевском острове, где прошло его детство. В Германии же раскрылся и талант первой в мире женщины-профессора Софьи Васильевны Ковалевской. Но первичное математическое образование она получила в Санкт-Петербурге, и потому является частью «Математического Петербурга». Тем более, что по линии отца она происходила из немецкого рода Шубертов, дед ее был известным петербургским математиком, а прадед – еще более известным астрономом.
Цель данного проекта – включение подростков в изучение и распространение знаний о связи великих математиков с историей нашего города, создание «базы данных» по персоналиям ученых-математиков, деятельность которых, так или иначе, связана с Петербургом. Как показывает опыт, школьники достаточно осознанно выбирают для себя интересную личность и с увлечением работают над выбранной темой. Работая над личностью конкретного математика, ученик выявляет те места (на карте - точки), которые впоследствии будут нанесены на карту и станут основой мультимедийного путеводителя. Все потенциально интересные точки можно разделить на:
1) место жительства математика;
2) учебное или научное заведение, в котором математик преподавал и работал (попутно, к слову, ученики задумываются о будущем месте учебы);
3) места захоронения.
Безусловно, план работы, круг вопросов может быть откорректирован в зависимости от итоговых целей работы, которые ставит перед собой ученик, работая над личностью математика.
Результатом работы над личностью того или иного петербургского математика может быть, например, описание тех мест, где он жил и работал, в виде литературно оформленного текста, который впоследствии будет озвучен. Кроме того, ученики осваивают культуру работы с источниками (книги, Интернет, фотоматериалы), отбирают иллюстративный материал, который можно будет использовать в мультимедийной оболочке, изучают те городские объекты, здания, сооружения, их местоположение, которые, по тем или иным причинам, не вошли в школьный курс программы по истории и культуре Санкт-Петербурга.
На сегодняшний день автором разработки – Баричевой Т.И., составлена карта, которая так и называется – Математический Петербург. Достоинством этой разработки является оригинальность замысла, вовлечение учащихся, увлекающихся математикой, в процесс изучения и освоения городского пространства, осуществление работы над проектом непосредственно самим учащимся (учитель – лишь координатор этой работы), развитие познавательного интереса сразу к двум предметам: математике и истории и культуре Санкт-Петербурга, формирование уважительного отношения к личностям математиков, их деятельности.
Следует учесть, что, наряду с формированием общекультурной компетенции, результатом предлагаемого подхода является преодоление в учениках «барьера неприятия» сразу к двум дисциплинам – истории и математике и развитие таких компетенций учащихся, как
· компетенции социального взаимодействия (учитель – ученик, ученик-ученик);
· компетенции в общении: (развитие навыков владения устной, письменной речью, восприятие текстовой информации как с электронного носителя, так и в тексте учебного пособия);
· компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; понимание учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение оценивать результат и осуществлять рефлексию своей деятельности;
· компетенции деятельности: проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
· компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование, создание проектных работ с применением информационных компьютерных технологий).
Таким образом, в рамках предложенной технологии интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов, как средства, можно говорить не об одной изолированном уроке, а о целой серии методических разработок. При разнообразии целей и форм занятий (плановые уроки, внеклассные часы, самостоятельная проектная работа учащихся) все они направлены на формирование общекультурной компетенции учащихся, усиливаемой синергетическим эффектом взаимодействия двух важнейших дисциплин: математики и истории.
[1] Хуторской А.В.Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря