Формирование целостного восприятия мира
как цель современного образования
Ласкина Марина Александровна
Наука в классическом варианте подразумевает постоянное деление, например, существует область гуманитарных наук, в ней выделяется лингвистика, та в свою очередь распадается на морфологию, морфемику, синтаксис и т.д. Сейчас это деление напоминает деление ядер в атомном реакторе: выделение энергии (читай «область погружения в тему») огромно, но каков же будет конечный результат такого процесса? Ю.М. Лотман говорил, что теленка можно разделить на стейки, у нас получится много замечательных стейков, но сможем ли мы впоследствии сложить телёнка обратно? Точно нет. Это пример наглядно показывает, что в процессе деления на части мы теряем целое.Конечно, никто не станет спорить, что специалисты узких областей знаний необходимы нашему обществу, однако перед современным миром с его масштабными объёмами информации возникает дилемма: с одной стороны, есть надёжный материал, которым владеет человечество в целом, с другой стороны, одному человеку сложно овладеть даже одной небольшой отдельной частью науки. При этом мир диктует свои условия, заставляя постоянно развиваться и постигать новые знания, чтобы не затеряться в этом огромном мире науки. Особенно остро этот вопрос стоит перед педагогами. Мир меняется – меняются дети, а педагог не имеет право учить тому, что устарело хотя бы на день, ведь дети – это будущее. Мы должны не только идти в ногу со временем, но и опережать его, предугадывать возможные потребности подрастающего поколения. Именно в связи с пониманием таких потребностей был введён ФГОС третьего поколения, провозгласивший приоритетным метапредметные знания.
Воодушевлённые новым ФГОС, мои коллеги рьяно взялись за освоение междисциплинарности, но столкнулись со множеством трудностей и противоречий. Однажды мне довелось побывать на уроке литературы, на котором изучалась сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца». В ходе урока шестиклассники изучили растения, которые упоминались в произведении, познакомились с животными, обитающими в тайге, изучили географические особенности таёжной местности, рассмотрели сказку в историческом контексте. Однако у многих гостей урока в конце сего замечательного действа возникло стойкое ощущение, что им только что было наглядно проиллюстрирован афоризм Козьмы Пруткова «Нельзя объять необъятного». Почему? Ответ очень прост: кроме метапредметных знаний в программе школьного курса «Литература» заложены ещё и предметные ЗУН, которые с приходом ФГОС никто не отменял. Получается, сначала телёнка мы разделили, а теперь пытаемся собрать воедино, да ещё и дополняя кусочками свинины. Абсурд, не правда ли? К слову сказать, предполагалось, что дети узнают о вере писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы, о нравственной сути взаимоотношений главных героев, одухотворенности природы, её участии в судьбе Митраши и Насти, о смысле рассказа о ели и сосне, растущих вместе, о символичном содержании пейзажных образов. Но как всё это успеть за 45 минут, изучая белочек и глухарей? Наверное, это один из наболевших вопросов педагогического общества.
На мой взгляд, нельзя качественно изменить подход в образовании, прибегая к введению полумер. И, насытив до предела программу, не стоит ожидать реализации конвергенции в образовании. Рано или поздно нам придётся решить, чего же мы хотим от основного общего образования: формирования целостной картины мира или площадки для взращивания узкого специалиста по 138-й гайке 15-го моста через Темзу? Мне видится, что науке как бесконечно делящейся структуре приходит логический конец. Поколение Google родились в технологически другой эпохе, где царит гигантская скорость изменений и среда противоречий.
Решить данные противоречия поможет метапредметный курс, объединяющий ЗУН, развиваемые на уроках предметников. Данный курс поможет снизить нагрузку учителей-предметников и даст им возможность «проходить программу», при этом не потеряется целостность восприятия материала разных предметных областей, поскольку учащиеся на данном курсе смогут найти возможность применения своих знаний. Соотношение теории и практики в данном курсе должно составлять не менее 20% и 80% соответственно, для того чтобы повысить мотивацию учеников и минимизировать клиповое мышление, показать учащимся необходимость удерживания большого количества информации разрозненного содержания и сформировать единство мышления, что должно в конечном итоге породить вдумчивость при обучении и сформировать целостное восприятие мира, а значит и целостное мышление.