Статистические методы определения типов речи
Васильева Елена Юрьевна
Тип урока: закрепление знаний по русскому языку, знакомство с новыми математическими понятиями, продолжительность - 45 минутФормы работы обучающихся: коллективная, самостоятельная, групповая работа.
Материалы: презентация, раздаточный материал, справочный материал.
В классе находятся 12 обучающихся
Планируемые результаты:
Личностные: осознание взаимосвязи изучаемых предметов; наличие адекватной, позитивной самооценки, самоуважения, самовосприятия, самоанализа
Метапредметные:
- умение искать и выделять необходимую информацию, делать умозаключения; выделять необходимую информацию с опорой на иллюстрации; осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; планировать последовательность действий для решения учебной задачи; умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, осуществлять пошаговый, итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;
- коммуникация как сотрудничество, работать в паре, в группе в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета; взаимопроверка; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Предметные: определять типы речи; познакомиться со статистическими характеристиками: частотой, относительной частотой; использовать новый материал дл определения типов речи.
Цели:
- Побудить учащихся начать анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
- Вызвать интерес и стимулировать активность.
- Развивать образное мышление ученика.
- Вводное слово
(Слайд 1)
Здравствуйте, ребята. Тема урока «Статистические методы определения типов речи».
Как вы думаете, к какому предмету относится эта тема? (Предполагаемый ответ: математика и русский язык.)
Какие слова из темы урока относятся к русскому языку, а какие к математике? (Предполагаемый ответ: типы речи к русскому языку, а статистические методы к математике.)
Да, сегодня мы ещё раз убедимся, насколько связаны разные предметы, науки. Помните, у нас уже был подобный урок, где мы сравнивали различные переводы с английского языка.
- Актуализация знаний
(Слайд 2) Повторение частей речи.
(Слайд 3) Работа с картинками (раздаточный материал, лист 1)
- Новый материал. Знакомство с элементами статистики.
Прежде чем познакомиться с элементами статистики, выполним разминку.
(Слайд 4)
Устные упражнения представлены на слайде:
Округлите до определённого разряда, а затем представьте число в виде процентов.
Проверка осуществляется с помощью слайда.
В названии темы урока звучит слово статистика. Значит, перед нами возникает вопрос. Что такое статистика и как её можно связать с типами речи?
Найдите в справочном материале определение понятия статистика и прочитайте его.
Читают: Статистика — это точная наука, изучающая методы сбора, анализа и обработки данных, которые описывают массовые действия, явления и процессы. Главным методом сбора данных для статистики является исследование объектов.
Знакомство с элементами статистики начнём с конкретного примера. Предмет нашего обследования – тексты.
Учитель русского языка:
(Слайд 5)
Начнем с малого. Из чего состоят тексты? Из предложений. Рассмотрим предложение. Возьмите в раздаточном материале лист № 2, почитайте предложение. Оно состоит из различных членов предложения. Нас интересуют только именные и глагольные части речи. Подчеркните именные красным карандашом, а глагольные – синим.
Учитель математики:
А теперь перейдём на язык математики. Для обработки информации удобно пользоваться таблицей. Надо заполнить таблицу 1 (раздаточный материал, лист 2)
Объём информации(N) | |||
Именные части речи | Глагольные части речи | ||
Частота(M) | |||
Относительная частота(W) | |||
Что такое Объём информации? Найдите в справочном материале.
Предполагаемый ответ: - Это количество всех слов, включая служебные части речи.
Посчитайте объём нашей информации и занесите в таблицу.
Предполагаемый ответ: 12
Что такое частота? Учащиеся должны найти и прочитать: Частота – это количество изучаемых частей речи.
Посчитайте частоту именных и глагольных частей речи и занесите в таблицу 1.
А теперь проверьте, верно ли вы определили частоты?
Учащиеся проверяют свои работы и корректируют при необходимости.(им. – 7; гл. – 4)
При исследовании нам не столько важно знать, сколько тех или иных частей речи встречается в тексте, интересно знать какая это часть от всего объёма текста. Поэтому появляется относительная частота. Как её найти? Загляните в справочный материал.
Относительная частота определяется по формуле. Возьмите калькуляторы и посчитайте относительную частоту именных и глагольных частей речи, округлив результат до сотых, а затем переведя в проценты. Запишите результаты в таблицу.
Учащиеся проверяют свои работы и корректируют при необходимости.(им. – 58%; гл. – 33%)
Какие выводы можем сделать?
Предполагаемый ответ: Именных частей речи больше.
На сколько?
Предполагаемый ответ: на 25%
Мы познакомились с некоторыми элементами статистики. (Проговариваем что такое объём информации, частота и относительная частота.)
Оцените свою работу.
- Исследовательская работа в группах.
Зачитывает тексты и раздаёт учащимся. Они определяют типы речи.
Учитель математики:
А теперь поверим алгеброй гармонию. Ваша задача исследовать тексты, просчитать частоты, относительные частоты и заполнить таблицу №2
Тип речи | ||
Объём информации N | ||
Частота M | Именные части речи | Глагольные части речи |
Относительная частота W | ||
Разность W(им) – W(гл) |
По окончании работы в группах ученики вывешивают свои таблицы на магнитную доску.
- Анализ результатов. Выводы.
В результате обработки статистических данных получились следующие результаты: разности относительных частот получились следующие: 2%, 3%, 54%, 56 %.
Разделите эти числа на две группы по близости расположения чисел. (Предполагаемый ответ: 2%, 3%, и 54%, 56 %.)
К какому типу речи относятся тексты из первой группы и из второй группы? (Предполагаемый ответ: первая группа – повествовательный, вторая – описательный)
Сделайте вывод. (Предполагаемый ответ: если разность частот маленькая, то это повествование, а если разность большая – описание)
Запишите вывод на листе со справочными материалами: Разность отн.частот маленькая – повествование; разность отн.частот большая – описание.
Значит, с помощью математического обсчёта текста можно определить тип речи. Мы поверили алгеброй гармонию.
- Закрепление
Учащиеся самостоятельно работают в группах. Затем озвучивают свои результаты.
- Рефлексия:
Ещё раз убедились в том, что все предметы связаны, с помощью математики можно изучать правила построения русского языка.
- Домашнее задание:
Справочный материал
Статистика — это точная наука, изучающая методы сбора, анализа и обработки данных, которые описывают массовые действия, явления и процессы. Главным методом сбора данных для статистики является исследование объектов.
Объём информации (N) – количество слов во всём тексте.
Частота (M) – количество выбранных частей речи
Относительная частота
Лист 1
Размещён в приложении
Статистика — это точная наука, изучающая методы сбора, анализа и обработки данных, которые описывают массовые действия, явления и процессы. Главным методом сбора данных для статистики является исследование объектов.
Объём информации (N) – количество слов во всём тексте.
Частота (M) – количество выбранных частей речи
Относительная частота
Лист 1
Размещён в приложении
Лист 2
На двух представленных нам картинах художник, изображая осень, решает абсолютно разные задачи.
Таблица 1
На двух представленных нам картинах художник, изображая осень, решает абсолютно разные задачи.
Таблица 1
Объём информации(N) | ||
Именные части речи | Глагольные части речи | |
Частота(M) | ||
Относительная частота(W) |
1.Белка уселась рядом, начала проворно брать с ладони орешки и ловко их разгрызала. Наевшись, она встряхнулась и принялась забавно умывать мордочку. Потом она обнюхала пустую ладонь и вдруг, неожиданно, стала вылизывать её крохотным язычком.
2.Никита сел на скамейку верхом, крепко взялся за верёвку, оттолкнулся ногами. Скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лёд. Пошла тише и стала. Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил её в гору, увязая по колено.
3.В солнечном проёме двери вдруг появилась собака. Немецкая овчарка. Большая. Огненно - рыжая. Она вбежала в новую комнату и превратилась в крупного чёрного щенка со светло-смуглой подпалиной. Таков был его настоящий цвет.
4.Выросла всем кошкам кошка. Тёмно - каштановая с огненными пятнами. На груди разместилась белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост вздымался, как ламповый ёрш.
Лист 4
Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал, затем брал в лапы и выгрызал загнутым клювом из яблока мякоть. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.
2.Никита сел на скамейку верхом, крепко взялся за верёвку, оттолкнулся ногами. Скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лёд. Пошла тише и стала. Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил её в гору, увязая по колено.
3.В солнечном проёме двери вдруг появилась собака. Немецкая овчарка. Большая. Огненно - рыжая. Она вбежала в новую комнату и превратилась в крупного чёрного щенка со светло-смуглой подпалиной. Таков был его настоящий цвет.
4.Выросла всем кошкам кошка. Тёмно - каштановая с огненными пятнами. На груди разместилась белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост вздымался, как ламповый ёрш.
Лист 4
Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал, затем брал в лапы и выгрызал загнутым клювом из яблока мякоть. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.
Тип речи | ||
Объём информации N | ||
Частота M | Именные части речи | Глагольные части речи |
Относительная частота W(%) | ||
Разность W(им) – W(гл) |
Тип речи | ||
Объём информации N | ||
Частота M | Именные части речи | Глагольные части речи |
Относительная частота W | ||
Разность W(им) – W(гл) |
Таблица 2