Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статистические методы определения типов речи

Васильева Елена Юрьевна
Тип урока: закрепление знаний по русскому языку, знакомство с новыми математическими понятиями, продолжительность - 45 минут
Формы работы обучающихся: коллективная, самостоятельная, групповая работа.
Материалы: презентация, раздаточный материал, справочный материал.
В классе находятся 12 обучающихся
Планируемые результаты:
Личностные: осознание взаимосвязи изучаемых предметов; наличие адекватной, позитивной самооценки, самоуважения, самовосприятия, самоанализа
Метапредметные:
- умение искать и выделять необходимую информацию, делать умозаключения; выделять необходимую информацию с опорой на иллюстрации; осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; планировать последовательность действий для решения учебной задачи; умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, осуществлять пошаговый, итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;
- коммуникация как сотрудничество, работать в паре, в группе в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета; взаимопроверка; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Предметные: определять типы речи; познакомиться со статистическими характеристиками: частотой, относительной частотой; использовать новый материал дл определения типов речи.
Цели: 
  1. Побудить учащихся начать анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
  2. Вызвать интерес и стимулировать активность.
  3. Развивать образное мышление ученика.
Оборудование:  мультимедийная презентация в Power Point, проектор, раздаточный материал
 
 
  1. Вводное слово
Учитель математики:
 (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята. Тема урока «Статистические методы определения типов речи».
Как вы думаете, к какому предмету относится эта тема?  (Предполагаемый ответ: математика и русский язык.)
Какие слова из темы урока относятся к русскому языку, а какие к математике? (Предполагаемый ответ: типы речи к русскому языку, а статистические методы к математике.)
Да, сегодня мы ещё раз убедимся,  насколько связаны разные предметы, науки. Помните, у нас уже был подобный урок, где мы сравнивали различные переводы с английского языка.
  1. Актуализация знаний
Учитель русского языка:
 (Слайд 2) Повторение частей речи.
 
 
(Слайд 3) Работа с картинками (раздаточный материал, лист 1)

 
  1. Новый материал. Знакомство с элементами статистики.
Учитель математики:
Прежде чем познакомиться с элементами статистики,  выполним разминку.
 (Слайд 4)
Устные упражнения представлены на слайде:
Округлите до определённого разряда, а затем представьте число в виде процентов.
Проверка осуществляется с помощью слайда.
В названии темы урока звучит слово статистика. Значит, перед нами возникает вопрос. Что такое статистика и как её можно связать с типами речи?
Найдите в справочном  материале определение понятия статистика и прочитайте его.
Читают: Статистика — это точная наука, изучающая методы сбора, анализа и обработки данных, которые описывают массовые действия, явления и процессы. Главным методом сбора данных для статистики является исследование объектов.
Знакомство с элементами статистики начнём с конкретного примера. Предмет нашего обследования – тексты.
Учитель русского языка:
 (Слайд 5)
Начнем с малого. Из чего состоят тексты? Из предложений. Рассмотрим предложение.  Возьмите в раздаточном материале лист №  2, почитайте предложение. Оно состоит из различных членов предложения. Нас интересуют только именные и глагольные части речи. Подчеркните именные красным карандашом, а глагольные – синим.
Учитель математики:
А теперь перейдём на язык математики. Для обработки информации удобно пользоваться таблицей. Надо заполнить таблицу 1 (раздаточный материал, лист 2)
Объём информации(N)  
  Именные части речи Глагольные части речи
Частота(M)    
Относительная частота(W)    
       
 
 
Что такое Объём информации?  Найдите в справочном материале.
Предполагаемый ответ: - Это количество всех слов, включая служебные части речи.
Посчитайте объём нашей информации и занесите в таблицу.
Предполагаемый ответ: 12
Что такое частота? Учащиеся должны найти и прочитать: Частота – это количество изучаемых частей речи.
Посчитайте частоту именных и глагольных частей речи и занесите в таблицу 1.
А теперь проверьте, верно ли вы определили частоты?
Учащиеся проверяют свои работы и корректируют при необходимости.(им. – 7; гл.   – 4)
При исследовании нам не столько важно знать, сколько тех или иных частей речи встречается в тексте, интересно знать какая это часть от всего объёма текста.  Поэтому появляется относительная частота. Как её найти? Загляните в справочный материал.
Относительная частота определяется по формуле. Возьмите калькуляторы и посчитайте относительную частоту именных и глагольных частей речи, округлив результат до сотых, а затем переведя в проценты. Запишите результаты в таблицу.  
Учащиеся проверяют свои работы и корректируют при необходимости.(им. – 58%; гл. – 33%)
Какие выводы можем сделать?
Предполагаемый ответ: Именных частей речи больше.
На сколько?
Предполагаемый ответ: на 25%
Мы познакомились с некоторыми элементами статистики. (Проговариваем что такое объём информации, частота и относительная частота.)
Оцените свою работу.
  1. Исследовательская работа в группах.
Учитель русского языка:
Зачитывает тексты и раздаёт учащимся. Они определяют типы речи.
Учитель математики:
А теперь поверим алгеброй гармонию. Ваша задача исследовать тексты, просчитать частоты, относительные частоты и заполнить таблицу №2
 

 
Тип речи  
Объём информации N  
Частота M Именные части речи Глагольные части речи
   
Относительная частота W    
Разность W(им) – W(гл)  
Учащиеся работают в группах. Учителя контролируют.
По окончании работы в группах ученики вывешивают свои таблицы на магнитную доску.
  1. Анализ результатов. Выводы.
Учитель математики:
В результате обработки статистических данных получились следующие результаты: разности относительных частот получились следующие: 2%, 3%, 54%, 56 %.
Разделите эти числа на две группы по близости расположения чисел. (Предполагаемый ответ: 2%, 3%, и 54%, 56 %.)
К какому типу речи относятся тексты из первой группы и из второй группы? (Предполагаемый ответ: первая группа – повествовательный, вторая – описательный)
Сделайте вывод. (Предполагаемый ответ: если разность частот маленькая, то это повествование, а если разность большая – описание)
Запишите вывод на листе со справочными материалами: Разность отн.частот маленькая – повествование; разность отн.частот большая – описание.
Значит, с помощью математического обсчёта текста можно определить тип речи. Мы поверили алгеброй гармонию.
  1. Закрепление
А теперь применим полученные знания на практике. Возьмите лист 4 и определите тип речи, используя статистические методы.
Учащиеся самостоятельно работают в группах. Затем озвучивают свои результаты.
  1. Рефлексия:
Что нового вы сегодня узнали? С какими  новыми терминами вы познакомились?
Ещё раз убедились в том, что все предметы связаны, с помощью математики можно изучать правила построения русского языка.
  1. Домашнее задание:
Придумайте текст по картинке и определите тип речи статистическим методом.
 
Справочный материал 
Статистика — это точная наука, изучающая методы сбора, анализа и обработки данных, которые описывают массовые действия, явления и процессы. Главным методом сбора данных для статистики является исследование объектов.
Объём информации (N) – количество слов во всём тексте. 
Частота (M) – количество выбранных частей речи

Относительная частота  
Лист 1
Размещён в приложении
Лист 2
На двух представленных нам картинах художник, изображая осень, решает абсолютно разные задачи. 
Таблица 1
Объём информации(N)  
  Именные части речи Глагольные части речи
Частота(M)    
Относительная частота(W)    
   
1.Белка уселась рядом, начала проворно брать с ладони орешки и ловко их разгрызала. Наевшись, она встряхнулась и принялась забавно умывать мордочку. Потом она обнюхала  пустую ладонь и вдруг, неожиданно, стала вылизывать её крохотным язычком. 
2.Никита сел на скамейку верхом, крепко взялся за верёвку, оттолкнулся ногами. Скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лёд. Пошла тише и стала. Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил её в гору, увязая по колено. 
3.В солнечном  проёме двери вдруг появилась собака. Немецкая овчарка. Большая. Огненно - рыжая. Она вбежала в новую комнату и превратилась в крупного чёрного щенка со светло-смуглой подпалиной. Таков был его настоящий цвет. 
4.Выросла всем кошкам кошка.  Тёмно - каштановая с огненными пятнами. На груди разместилась белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост вздымался, как ламповый ёрш.
  
Лист 4 
                Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал, затем брал в лапы и выгрызал загнутым клювом из яблока мякоть. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он тут же направлялся к другому.
Тип речи  
Объём информации N  
Частота M Именные части речи Глагольные части речи
   
Относительная частота W(%)    
Разность     W(им) – W(гл)  
 
 
 
 

 
 
Тип речи  
Объём информации N  
Частота M Именные части речи Глагольные части речи
   
Относительная частота W    
Разность     W(им) – W(гл)  
Лист 3
Таблица 2

 
 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»