Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование городской среды как образовательного
ресурса на примере Санкт-Петербурга

Шарапова Светлана Евгеньевна,
учитель географии ГБОУ
СОШ № 381 Санкт-Петербурга
 

       Санкт-Петербург - город, культурный и исторический потенциал которого просто невозможно не использовать для развития творческих способностей учеников, вне зависимости от изучаемого предмета. Даже просто гуляя по улицам, проспектам, площадям и паркам нашего города дети приобретают бесценные впечатления и знания; многочисленные музеи и театры способствуют формированию гармонично развитой личности.
         Ребёнок, у которого есть возможность жить и учиться в одном из красивейших городов планеты, посещать выставки и постановки всемирно известных художников и выдающихся режиссёров в петербургских галереях и театрах, растёт в условиях, благоприятствующих развитию широкого кругозора и формированию всесторонне развитой личности открытой миру.
         Конечно, лучшим вариантом для развития творческих способностей во время внеурочной деятельности будет непосредственное посещение представлений, выставок и экскурсий.  Так как именно такой (практический) подход позволяет накопить определённую сумму впечатлений, опыта, которые чуть позднее перерастут в свои собственные, неповторимые идеи.
        Например, при изучении литературного произведения действие которого разворачивается в Санкт-Петербурге, будет очень интересным пройти маршрутами литературных персонажей, разыграть отдельные сценки, запечатлеть их на фото- или видеоаппаратуру, позже смонтировать небольшие видеоролики. Возможно написание своего, альтернативного сценария, разработка сюжета и костюмов, но при условии, что одним из действующих "лиц" обязательно будет Санкт-Петербург.
        При изучении отдельных тем на уроках истории и мировой художественной культуры можно составить специальные маршруты, следуя которым учащиеся легче запоминают сложный учебный материал, дети среднего и старшего школьного возраста вполне могут делать всё самостоятельно.
        Одним из самых интересных методов для повышения мотивации при работе с учениками является создание и проведение квеста. Под квестом в образовательном процессе понимают вид организованной исследовательской деятельности в ходе которой идёт последовательный поиск информации, и каждая последующая задача решается на основе правильного ответа на предыдущую. Для проведения краеведческих квестов необходимо подготовить карту той части города, в которой квест будет проходить.
        Например, отправным пунктом для начала квеста по центру Санкт-Петербурга может служить внутренний двор Михайловского замка, как известно этот замок был построен по указанию императора Павла I в 1801 году и должен был стать самым безопасным местом для мнительного императора, но именно в этом здании через 40 дней после переезда Павел был убит заговорщиками. Первое задание заключается в том, что участникам нужно найти памятник, установленный по приказанию императора, на постаменте которого нет ни одного имени, указаны только родственные связи. Постамент украшен двумя барельефами, на одном изображено Гангутское сражение, на другом – Полтавская битва. В нескольких метрах от памятника находится церковь, необходимо определить, в память о каком именно сражении она установлена, как называется и почему именно такое название имеет. Православная Пантелеймоновская церковь на улице Пестеля названа так в честь святого Пантелеймона в день памяти которого (27 июля) русский флот одержал победу над шведским при Гангуте. В нескольких шагах от Пантелеймоновской церкви располагается памятная надпись в честь героических защитников полуострова Ханко во время Великой Отечественной войны. Вопрос: каким образом связаны Ханко и Гангут? Ханко и Гангут – два названия одного и того же полуострова в разные исторические периоды. Вопрос: какая улица названа в честь главного морского сражения в Северной войне? Гангутская улица располагается параллельно улице Пестеля. Неподалёку от Пантелеймовской церкви в начале 18 века на Фонтанке располагались партикулярные верфи, а где в начале 18 века при Петре I  располагалась небольшая гавань для причаливания небольших парусных судов? Так называемый «гаванец» находился у стен Летнего дворца. Северная война была победоносно завершена в 1721 году, каким образом в Летнем саду увековечена память об этом событии? В Летнем саду в 1726 году была установлена аллегорическая скульптура «Ништадтский мир». На этом квест можно завершить, конечно, успешность проведения такого мероприятия зависит от уровня подготовки участников.
      Также существуют примеры более простых заданий, которые помогут разнообразить учебный процесс и в какой-то мере сплотить коллектив. В Кировском районе Санкт-Петербурга расположены несколько замечательных парков территорию которых можно использовать для проведения квестов, не только летом, но и ранней осенью.
     Отряд делится на три-четыре команды в зависимости от количества участников, наиболее благоприятное количество участников в одной команде - 4. В каждой команде выбирается капитан, который будет руководить действиями остальных и нести ответственность за правильность выполнения задания. Также в каждой команде должен быть хотя бы один участник с мобильным интернетом.
    Проведение квеста в Саду им.9 января: каждая команда получает карту-схему парка, на которой обозначены основные здания и дорожки. На этой карте организатор заранее отмечает контрольные точки (4-5 точек). Задача каждой команды найти эту точку в парке и сделать фотографию в полном составе на её фоне. Фотография отправляется организатору в режиме онлайн. Побеждает команда, которая быстрее всех нашла все точки и отправила фотографии организатору. Необходимо оговорить, что все точки участники проходят в строгом порядке, также важно договориться о месте встречи (финише) и контрольном времени (время, которое отводится на выполнение заданий).
    Кроме установленных точек, в квест можно добавить и другие задания. Например, найти дерево определённой породы; определить высоту здания на глаз, определить расстояние от одного объекта до другого и так далее.
      Любой город обладает ресурсами для интересного времяпрепровождения, квестовые технологии, экскурсии, придуманные и воплощённые в жизнь самими учащимися, различные видео- и фотопроекты несомненно внесут свой вклад в развитие интеллектуального и творческого потенциала и детей, и взрослых.
     

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»