Моделирование экономических процессов,
связанных с кредитно-денежной политикой
на языке высокого уровня
Евгеньев Александр Олегович
Цель урока: формирование знаний о методах моделирования экономических процессов, умений перевести алгоритм математической задачи в программу, написанную на языке Pascal с использованием циклов-счётчиков и циклов с выходом по условию.Задачи урока:
Предметные:
- Научиться использовать операторы циклов в решении конкретной задачи;
- умение написать программу по разработанному алгоритму.
- закрепить умение выполнять действия с простыми и сложными процентами;
- иметь первичное представление о кредитно-денежных отношениях;
- применение компьютера для моделирования процессов в экономике.
- стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
- формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- осуществление контроля и самоконтроля;
- развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
- навык создания компьютерных программ с использованием циклов.
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, компьютеры для учащихся, презентация «Виды банковских кредитов», среда программирования С++, Pascal и т. п.
Предложена следующая технологическая карта урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
|
Создание благоприятного климата на уроке Выдаёт оценочный лист ( заранее установлены критерии) |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение |
|
Актуализация опорных знаний и способов действий | Учитель задает вопросы
Вопрос-обсуждение (для формулировки темы урока) Два вида платежа кредита, чем они отличаются, какие виды операторов цикла следует использовать для моделирования экономической задачи в данном случае? (Слайды 4-7) |
Дети легко отвечают на вопросы 1, но затрудняются в ответе на вопросы 2 (самооценка по баллам) Повторение пройденного материала Тема урока : «Моделирование экономических процессов, связанных с кредитно-денежной политекой на языке высокого уровня. |
Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: -развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм |
|
Практическое решение поставленной задачи. |
Задача : «Взят кредит на 120 000 рублей, ставка 2% в месяц на 2 года. Ежемесячные взносы 1/24 суммы кредита + проценты. (Слайд 5). Вывести ежемесячные платежи и сумму выплаченных денег. Задача : «Взят кредит на 120 000 рублей, ставка 2% в месяц на 2 года. Ежемесячные взносы равными суммами (Слайд 7). Вывести ежемесячные платежи, ежемесячные остатки и сумму выплаченных денег. Подобрать сумму ежемесячного Платежа так, чтобы кредит выплачивался за 24 месяца. Сравнить сумму выплаченных денег с результатами первой задачи. Просит не закрывать результаты работы программы |
Составляют и отлаживают программу. Вводят данные, записывают полученные результаты. Составляют и отлаживают программу на языке Pascal. Вводят данные, записывают полученные результаты. Взаимопроверка используя консультантов из числа учащихся ( приветствуется помошь другу) |
Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи |
|
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, | Предлагает сделать выводы по полученным результатам. Проблемный вопрос по анализу полученных результатов. Почему во втором случае выплаченная сумма оказалась больше. Если учащиеся затрудняются в ответе на поставленный вопрос обратить их внимание на динамику изменения ежемесячных остатков. |
Обсуждают полученные результаты, делают выводы, используя таблицы, построенной программы. | Познавательные: Анализ полученных результатов Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: формирование умений систематизации информации, полученной разными способами; |
|
Эмоциональная разрядка | Включает электронную физкультминутку для глаз | выполняют физкультминутку для снятия утомления | Здоровьесберегающая методика для снятия утомления |
|
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Вопросы: Каким может быть ежемесячный платёж? Что будет если уменьшать ежемесячный платёж? Провести исследование с помощью созданной программы. |
Отвечают на вопросы, аргументируют своё мнение. Проводят исследование |
Личностные: Элементы исследования, закрепление умений анализа и систематизации полученной информации. |
|
ОДИ : Банкиры и клиенты. Используется метод многократного повторения. Организационно-деятельностная игра Вопросы самопроверки Учитель переводит баллы в оценку по заранее определенным критериям. |
Вопрос банкирам – Какой вид кредита Вы предложите клиенту? Почему? Как Вы будете это аргументировать клиенту. Вопрос клиентам – Какой вид кредита Вы выберете? Почему? Как Вы воспринимаете аргументы банка? - Банкиры и их клиенты – «братец Лис и братец Кролик» или возможны пересечения интересов Вопросы игры разложены в пакеты. -Можете ли вы сформулировать правило выбора типа оператора цикла? - Какой вид оператора доставил Вам большие трудности? - Что интересного Вы узнали на уроке. Был ин он для Вас полезен. |
Отвечают на вопросы, идет коррекция знаний, идет подготовка к полилогу. Заполняется оценочный лист, с учетом баллов полученных на всех этапах урока. По желанию учащиеся озвучивают полученное количество баллов, |
Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
|
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задает домашнее задание | - | Личностные: формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
Примерные тексты программ учащихся на языке Pascal ABC
Program kredit1;
Var
I, n : integer; {номер месяца}
Z, S, X , Y: real; {Сумма оставшейся задолженности, Выплаченная сумма, месячный платёж, Основная часть платежа}
Begin
Readln (Z);
Y:=Z/24;
S:=0;
For i:=1 to 12 do
Begin
X:=Y+Z*0.02;
S:=S+X;
Z:=Z-Y;
End;
Writeln (‘Всего выплачено ‘, S);
End.
Program kredim2;
Var
n:integer; {номер месяца}
Z, S, X : real; {Сумма оставшейся задолженности, Выплаченная сумма, месячный платёж}
Begin
Write (‘Сумма кредита ’); readln(Z);
Write (‘Сумма ежемесячного платежа ’); readln(X);
N:=0;
S:=0;
While Z>0 do
Begin
N:=N+1;
If X>Z then X:=Z;
Writeln (N:3, X:9:2,Z:9:2);
S:=S+X;
Z:=Z*1.02-X;
End;
Writeln (‘Итого уплачено’, S);
End.
Презентация к уроку прилагается