Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Жизненные ценности подростка – ролевика и использование их особенностей в воспитательном процессе

Скрабунова Ольга Игоревна

Введение

Современному учителю не всегда легко найти подход к своим ученикам. Попытки найти общий язык не всегда бывают успешны, так как чаще всего жизненные ценности подростков не соответствуют жизненным ценностям педагога, что зачастую приводит к конфликту и плохо влияет на воспитательный процесс. Кроме того, жизненные ценности обычных подростков и подростков-ролевиков могут быть различны. Что в свою очередь определяет различный подход к одним и другим.
На сегодняшний день особенности подростковых субкультур изучены недостаточно. В то время как некомпетентность педагога в знаниях о современных молодежных субкультурах зачастую приводит к взаимному недопониманию в общении между ним и подростками.
В статье описано сравнение жизненных ценностей представителей одной из подростковых субкультур (ролевиков) и обычных подростков, а также использование этих различий в воспитательном процессе.

Ролевики и обычные подростки в школе.

Итак, подросток-ролевик умеет не только громко разговаривать на уроках, быстро бегать на переменах и искусно использовать подручные предметы в качестве оружие во время дежурства! Учитель может быть твёрдо уверен, что его ученик-ролевик превосходно знает не понаслышке о различных  эпохах, костюмах и даже манере говорить и шутить  например в средневековой Скандинавии. Запросто может без всякого навигатора по карте добраться до нужного места, при этом не заблудиться в лесу, развести костер, приготовить еду в полевых условиях, в конце концов добыть себе пищу и пресную воду, соорудить убежище из подручных средств хоть от лесного зверя, хоть от дождя. Короче говоря, обладает элементарными навыками выживания в дикой природе.
Не только девочки-ролевики, но и мальчики учатся шить, вязать и даже вышивать, дабы соответствовать выбранному персонажу в пространственно-временном континууме, в нужной цветовой гамме, с правильным узором, соответствующим веку и статусу. Причем делают это с удовольствием и со знанием дела, изучив соответствующую литературу по заданной эпохе, теме, событию или персонажу. А где сейчас найдешь школьника, читающего не только учебник, но еще и дополнительную литературу? А умеющего шить и вышивать? Ну или хотя бы знающего для чего нужны пяльцы?
Речь ролевика также порой сильно отличается от манеры говорить и выражать свои мысли от того, как это делают его сверстники, так как является более связной, образной и логически выстроенной, дабы соответствовать выбранному историческому персонажу. Но надо признать, что все же мат и ругательства у ролевиков также в ходу, ибо они присутствовали во все эпохи и при различных культурах…
И если мальчик-ролевик весьма сносно может поведать на уроке (после выматывающей и весьма энергозатратной полигонки, разумеется не сделав домашнее задание и даже не открывая учебник накануне!) об особенностях и разнообразии оружия, стратегических аспектах ведения боя, а также таких понятиях как честь и достоинство, храбрость и отвага той эпохи, которую проходят на уроке, то девочка совершенно свободно может рассказать о дворцовых интригах, костюмах и тонкостях психологии и поведения выдающихся лиц тех времен и народов… Что делают самые обычные подростки в свободное от учебы время? Сидят дома за компьютером, валяются на диване перед телевизором, не выпускают из рук телефон, возможно посещают клубы, где как правило гламурная жизнь предполагает  не слишком здоровый образ жизни. И мало кто шумным компаниям в клубах сигаретного дыма предпочитает лесные и велосипедные прогулки или просто банальный спортзал.
А что в это время делает подросток-ролевик? Скорее всего, он по колено в грязи штурмует экстравагантное сооружение из брёвен из доступного материала, именуемое крепостью орков! Безусловно, для одних это удовольствие весьма сомнительно, для других мечта, вынашиваемая долгой снежной зимой, на протяжении которой старательно шился новенький костюм и собственноручно клепалась «серебряная» кольчуга, которая между прочим весит килограмм 30, не меньше. А бегать в таком наряде по лесу, прыгать через ручьи и овраги, перелезать стволы упавших после урагана деревьев, да еще и умудряться стрелять на ходу из новенького лука - занятия крайне выматывающие даже взрослый организм! А некоторые упражняются исключительно в изобретении способов прогулять физкультуру…
Но вернемся в школу. Порой у подростка-ролевика на определенные исторические события есть вполне конкретное мнение, расходящееся с мнением учителя, что может привести к серьезному конфликту, что с одной стороны делает урок более живым и интересным (как известно в споре рождается истина), но с другой урок тоже не бесконечный и школьной программой не предусмотрено настолько «глубокое» погружение как в эпоху, так и в проблемы оной. К тому же в обсуждении конфликтной точки зрении на то или иное событие, как правило, принимают участие от силы 2-3 человека, включая учителя, а весь остальной класс в лучшем случае сидит и слушает, а в худшем начинает заниматься своими делами и никак не участвует в поисках правды. Причем данная ситуация возможна в том случае, если учитель не категоричен в своих суждениях и способен принимать (или хотя бы выслушать) точку зрения, отличную от своей. Старшее поколение преподавателей, так называемой советской закалки, как правило, предпочитают не ввязываться в спор, а безапелляционно диктовать свою точку зрения, подкрепленную текстом учебника. Зачастую с такими учителями у подростков редко складываются доверительные отношения и диалог не получается не только на уроке, но и вне класса.
Я специально сейчас не разделяю ролевиков и реконструкторов, хоть они и обижаются на это. Реконструкция привязана к конкретной классической истории, и если в историческом учебнике написано что к примеру Гуситы пользовались алебардами, реконструктор этого времени никогда не возьмёт в руки меч. Для ролевиков больше простора и фантазии, не ограниченной рамками классической истории. Дело в том, что любое фентэзийное ролевое движение, включающее в себя хоть гномов, эльфов или дриад, хоть драконов и русалок  непосредственно связано с фольклором различных стран со всех концов мира. Таким образом, знание истории отыгрываемого персонажа, его родины и предков является обязательной составляющей подготовки и проведения любой ролевой игры.
Итак, я считаю, что наличие в классе подростка-ролевика может крайне положительно сказаться и на учебном процессе, и на личностном росте одноклассников, так как ролевик может многому научить не только своих одноклассников, но и самого учителя, который возможно великолепно знаком с теоретическими знаниями по своему предмету, но давненько уже не занимался практикой, будь то преподаватель математики, истории, географии, биологии или ОБЖ. Заинтересовать своим образом жизни абсолютно всех скорее всего и не получится (особенно категорию одноклассниц на шпильках с тонной косметики на лице, которые скорее всего и за человека-то не считают своего странного одноклассника), но хоть у пары-тройки любознательных и активных сверстников наверняка возникнет желание хоть одним глазком посмотреть на иную жизнь Иного Саши Шутова.

Значение понимания жизненных ценностей подростков в процессе их воспитания в школе

Ценности – это то, что важно для подростка. Например, для многих ценностью является сама жизнь, родители, друзья. Для кого-то ценностью может быть что-то более материальное, например, деньги, красивая одежда, модный велосипед. Для другого самое важное в жизни - это любовь, дружба, ненависть, уважение сверстников. У подавляющего большинства людей есть не одна, а несколько ценностей. Они находятся в определенной взаимосвязи. Все ценности человека, вместе взятые, и являются его системой ценностей.
Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как важнейшее новообразование в подростковом возрасте. Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, необходимые юношам и девушкам в будущей самостоятельной жизни.
Зная о том, что действительно важно для ученика, учитель может направлять ход его мысли, рассуждения таким образом, что будет проще добиться того или иного результата, решить поставленную задачу, используя творческий потенциал ребенка, о котором учитель возможно даже и не подозревает, общаясь с учеником только в рамках школьной программы. В процессе обучения и воспитания очень важен индивидуальный подход к каждому ученику. К сожалению, в современных школах со стандартным количеством учебных часов, отведенных на тот или иной предмет, очень сложно уделить внимание каждому ученику.
Можно добиваться «всеми мерами» исполнения тех требований, которые изначально сформулированы кем-то для ребенка, или слушать ребенка, вести с ним диалог, помогать ему понять, выразить себя, состояться как человеку. Для этого необходимо знать об ученике гораздо больше, чем то, что написано про него в классном журнале, а еще и чем он увлекается помимо школы, чем интересуется, с кем общается, на что тратит свое свободное время. Умение учителя не только слушать, но и слышать, знать и понимать, что для ребенка действительно важно ввиду его жизненного опыта, семейных традиций, личностных качеств, а также понимание и участие в его жизни вообще, а не только в тех делах, которые касаются учебного процессе – залог взаимопонимания между учителем и учеником.
Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотиков, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение. Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.
Жизненые ценности обычных подростков и подростков ролевиков сильно отличаются. Также различны и жизненные ценности взрослых людей, в юности которых было (а возможно и сохранилось) ролевое двиджение.
В моем исследовании принимали участие представители субкультуры ролевого движения (30 человек: 15 юношей и 15 девушек) и контрольная группа подростков, не относящих себя к какой-либо субкультуре (30 человек: 15 юношей и 15 девушек). Подростки старшего школьного возраста. При сравнении результатов исследования стало ясно, что деление испытуемых по половому признаку не являлось необходимым, так как практически по всем показателям подростки внутри своей группы различаются не значительно.
При сравнении подростков-ролевиков и контрольной группы подростков я установила, что наиважнейшими жизненными ценностями для ролевиков являются такие ценности, как:
  • любовь;
  • честность (правдивость, искренность);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
самыми незначительными следующие ценности:
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • счастье других;
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
У контрольной группы подростков важнейшими ценностями являются:
  • любовь;
  • наличие хороших и верных друзей;
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • честность (правдивость, искренность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
самыми незначительными:
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • счастье других;
  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
Мы видим, что духовная и физическая близость с любимым человеком занимает первое место среди подростков обеих групп, что свойственно данной возрастной категории. Аналогично с чувством юмора и жизнерадостностью. Искренность также важна для всех подростков. Также контрольная группа выделила такие ценности, как независимость и наличие хороших и верных друзей, а ролевикам больше по душе широта знаний, высокая общая культура и уважение окружающих.
Наименее важным подростки обеих групп считают непримиримость к недостаткам в себе и других, благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом, аккуратность, умение содержать в порядке вещи и высокие требования к жизни. Очевидно пренебрежение подобными вещами объясняется возрастом испытуемых. Несмотря на это подростки-ролевики считают незначительным общественное призвание, а контрольная группа минимально озабочена красотой природы и искусства.
Четыре наиболее значимых фактора для обычных подростков:
  1. Толерантность:
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).
  • Профессиональная самореализация:
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • интересная работа;
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
      2.  Межличностные взаимодействия и ответственность за свое поведение:
  • ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
      3.  Физическое развитие, чуткость и духовное понимание людей:
  • здоровье (физическое и психическое);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • чуткость (заботливость)
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).
Пять наиболее значимых факторов для ролевиков:
  1. Личностный рост
    • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
    • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
    • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  2. Семейные взаимоотношения
  • счастливая семейная жизнь;
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  • честность (правдивость, искренность);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
      3.  Философское отношение к жизни
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • исполнительность (дисциплинированность).
      4.  Реализация себя
  • интересная работа
  • наличие хороших и верных друзей.
      5.  Внешняя реализация.
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других.

Выводы.

По результатам проведенных исследований мы можем сделать следующие выводы:
  1. Жизненные ценности подростка-ролевика действительно отличаются от жизненных ценностей подростка, не относящего себя к данной субкультуре.
  2. По результатам проведенного исследований мы увидели следующую картину: осмысленность жизни ролевика намного выше, чем у обычного подростка, который живет сегодняшним или вчерашним днем, редко планирует свое будущее, предпочитает сиюминутные радости и удовольствия, не принимая жертвы «сегодня» ради светлого «завтра». Данная тенденция может негативно сказаться на подростке 16-17 лет, так как в этом возрасте обычно принимаются важнейшие решения, способные определить дальнейшую жизнь подростка, его профессиональную реализацию и становление личности. Ролевики воспринимают жизнь, как интересную, эмоциональную и наполненную смыслом, хоть он иногда и является частью игры, фантазией ее участников. Тем не менее, решая выдуманные проблемы, подросток-ролевик учится принимать самостоятельные решения в реальной жизни и менять мир под себя, а не покорятся оному. Контрольная группа наоборот демонстрирует нам некий фатализм и убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Также мы можем заметить очень интересный факт: жизненные ценности подростков разных групп во многом различаются, но такие ценности, как материальная обеспеченность, здоровье, привязанность и любовь важны для всех подростков. И если материальная составляющая для подростка из контрольной группы важна для получения сиюминутного удовольствия (клуб, кино, салон красоты), то ролевику важнее потратить деньги на нечто, что поможет ему в развитии личностного роста, перспективы развития межличностного общения. Хотя возможно он как самый обычный подросток потратит свои сбережения на покупку какой-либо вещи - давно желаемой тесьмы или куска металла. Меркантильность и прагматизм подростков из контрольной группы могут и благотворно повлиять на профессиональную реализацию, но вместе с тем подобное отношение к жизни мешает личностному росту, духовному и культурному развитию подростка.
Мы видим, что духовная и физическая близость с любимым человеком занимает первое место среди подростков обеих групп, что свойственно данной возрастной категории. Чувство юмора и искренность все подростки также поставили на первые места. Контрольная группа выделила такую ценность, как независимость, а ролевикам больше по душе широта знаний, высокая общая культура и уважение окружающих.
Но некоторые жизненные ценности одинаково важны, как для представителей ролевого движения, так и для обычных подростков, что обусловлено возрастными особенностями испытуемых.
  1. Также имеет огромное значение при выделении подростками наиболее значимых ценностей среда, в которой они находятся, люди, которые их окружают и государство, в котором они живут. Скорее всего, если бы испытуемые подростки проживали, не в Санкт-Петербурге, а, например, в Черкесске жизненные ценности у них были бы совсем иные, причем как у черкесского ролевика, так и у рядового школьника или студента данного города.
  2. Представители молодежных субкультур и их проблемы на данный момент изучены очень мало. Общество предпочитает либо не замечать «необычных» подростков, либо негативно относится к тому, чего не знает и не понимает.

 

Заключение.

Понимание учителем жизненных ценностей подростков и знание особенностей представителей неформальных субкультур помогут найти индивидуальный подход к каждому подростку классному руководителю, занимающемуся внеурочной воспитательной работой .

Рекомендации классному руководителю, в чьем классе учится подросток-ролевик.

В последнее время внеклассная работа в средне-образовательных учреждениях из творческой, увлекательной и продуктивной, благотворно влияющей на развитие личности, превратилась в потребительскую, направленную на зарабатывание оценки в журнале и галочки в отчете. Тематические праздники и спектакли становятся формой обучения, за участие в которой ставят оценку, на оценку же дети готовят доклады и учат стихи. По большому счету, и учителя, и ученики воспринимают внеклассные мероприятия, спектакли, экскурсии и походы лишь как никому не нужную формальность, трату времени и сил. Поездка в музей становится принудительной, навязанной учителю администрацией школы, а ученику классным руководителем. Удовольствия и пользы от такой поездки, конечно же, никто не получит. Происходит это, потому что взрослые зачастую понятия не имеют, чем живут их дети, что им интересно, что на данный момент модно и актуально у современной молодежи, что волнует и будоражит их ум, а иногда даже заставляет пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Также, в силу тотальной нехватки времени, педагоги часто забывают о том, что все дети разные и каждый ученик уникален по-своему, а значит и подход ко всем должен быть разный. И если на поведение одного ученика можно повлиять только при помощи повышения голоса, то другому достаточно сказать лишь одну фразу тихим спокойным голосом, но добиться совершенно невероятного эффекта. Найти нужные слова и поможет знание жизненных ценностей подростка.
Мы считаем, что наличие подростка-ролевика в классе должно вызывать не дополнительные проблемы учителю и лишнюю головную боль, а возможность использовать его лучшие качества, знания и умения для развития и воспитания класса в целом, помочь ролевику адаптироваться среди одноклассников, если он недавно появился в коллективе или же его по каким-то причинам не принимают сверстники.
Поскольку, как мы выяснили ранее, жизненные ценности подростка-ролевика и обычного подростка различаются, но далеко не во всех направлениях, можно использовать сходство для налаживания межличностных контактов и общения. Различия, для того чтобы помочь группам переосмыслить свои жизненные ценности и помочь подросткам наиболее гармонично вступить во взрослую жизнь.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»