Возможности интерактивного оборудования
в решении современных образовательных задач
Шайдуров Игорь Александрович
Роль современной школы состоит в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, объединение их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, которую ставит перед нами ФГОС. В ходе представленного мастер-класса будут продемон- стрированы примеры использования интерактивного оборудования в учебном процессе.
В ходе мастер-класса учителя начальной школы и учителяпредметники показывают возможности использования интерактивного оборудования в разных формах учебной деятель- ности и на разном предметном содержании.
Интерактивное оборудование и его возможности
в вопросах формирования функциональной грамотности на уроке математики
Отличительной особенностью развития образования в мире в по- следнее десятилетие стало повышенное внимание к проблемам качества и эффективности образования. В рамках международных сравнительных ис- следований (PISA – Programme for International Student Assessment, TIMSS – Trends in Mathematics and Science Stude и др.) используются задания, связанные с анализом информации, представленной в различной форме (таб- лиц, диаграмм, графиков), характерной для средств массовой информации. Подобные задания на уроках рассматриваются не так часто, а инструмент для приобретения навыков их решений вообще появился в образовании не более десятка лет тому назад – интерактивная доска.
В ходе мастер-класса учителя начальной школы и учителяпредметники показывают возможности использования интерактивного оборудования в разных формах учебной деятель- ности и на разном предметном содержании.
Интерактивное оборудование и его возможности
в вопросах формирования функциональной грамотности на уроке математики
Отличительной особенностью развития образования в мире в по- следнее десятилетие стало повышенное внимание к проблемам качества и эффективности образования. В рамках международных сравнительных ис- следований (PISA – Programme for International Student Assessment, TIMSS – Trends in Mathematics and Science Stude и др.) используются задания, связанные с анализом информации, представленной в различной форме (таб- лиц, диаграмм, графиков), характерной для средств массовой информации. Подобные задания на уроках рассматриваются не так часто, а инструмент для приобретения навыков их решений вообще появился в образовании не более десятка лет тому назад – интерактивная доска.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действи- тельности и могут быть решены средствами математики, формулировать эти проблемы на языке математики, решать их, используя математические факты и методы, анализировать и использовать математические методы решения, интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы, формулировать и записывать результаты решения учащихся.
Разумеется, наличие интерактивной доски не гарантирует безусловно успешного решения задач по формированию математической грамотности на уроке, но все-таки дает существенные преимущества учителю, который использует этот инструмент осознанно.
Первая возможность – простая и в то же время важная. Это экономия времени на уроке, того времени, которое уходит на решение технических задач. Быстрый вывод заранее подготовленных заданий, чертежей, рисунков – как ни странно, но на это на уроке уходит достаточное количество непродуктивно используемого времени, которое доска позволяет экономить. Экономить с помощью доски можно не только время, но и пространство: последовательное представление материала, когда слайды выходят один за другим и можно вернуться при необходимости к тому, который вы- звал вопросы, – все это позволяет доска. Нет необходимости что-то стирать, убирать, а потом, если возникает потребность, рисовать заново.
Еще одна возможность доски связана с тем, что существует большой запас цифровых ресурсов по предмету. Это не только интерактивные моде- ли, которые развивают пространственное мышление учеников, но и тесто- вые задания разного вида и уровня сложности.
Доска позволяет более полно и ярко использовать принцип наглядности, который важен для уроков математики. На интерактивной поверх- ности можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять коммента- рии к текстам и рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Во время объяснения нового материала можно перемещаться в пространстве доски с помощью инструмента Прожектор, который затемняет неважный в данную минуту материал и высвечивает на доске именно тот участок, который должен привлечь внимание учащихся. При объяснении материала иногда требуется вернуться к началу или середине своего объяснения, на обычной доске предугадать такой возврат бывает трудно. Интерактивная доска позволяет быстро вернуться к тому месту объяснения, которое вызвало затруднение или непонимание материала, т. к. все записи на ней сохраняются.
Разумеется, наличие интерактивной доски не гарантирует безусловно успешного решения задач по формированию математической грамотности на уроке, но все-таки дает существенные преимущества учителю, который использует этот инструмент осознанно.
Первая возможность – простая и в то же время важная. Это экономия времени на уроке, того времени, которое уходит на решение технических задач. Быстрый вывод заранее подготовленных заданий, чертежей, рисунков – как ни странно, но на это на уроке уходит достаточное количество непродуктивно используемого времени, которое доска позволяет экономить. Экономить с помощью доски можно не только время, но и пространство: последовательное представление материала, когда слайды выходят один за другим и можно вернуться при необходимости к тому, который вы- звал вопросы, – все это позволяет доска. Нет необходимости что-то стирать, убирать, а потом, если возникает потребность, рисовать заново.
Еще одна возможность доски связана с тем, что существует большой запас цифровых ресурсов по предмету. Это не только интерактивные моде- ли, которые развивают пространственное мышление учеников, но и тесто- вые задания разного вида и уровня сложности.
Доска позволяет более полно и ярко использовать принцип наглядности, который важен для уроков математики. На интерактивной поверх- ности можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять коммента- рии к текстам и рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Во время объяснения нового материала можно перемещаться в пространстве доски с помощью инструмента Прожектор, который затемняет неважный в данную минуту материал и высвечивает на доске именно тот участок, который должен привлечь внимание учащихся. При объяснении материала иногда требуется вернуться к началу или середине своего объяснения, на обычной доске предугадать такой возврат бывает трудно. Интерактивная доска позволяет быстро вернуться к тому месту объяснения, которое вызвало затруднение или непонимание материала, т. к. все записи на ней сохраняются.
Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя ин- струмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыду- щих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Кстати, эти материалы можно сохранить и предоставить ученикам для са- мостоятельной работы – чтобы освежить логику урока, вспомнить, как шло рассуждение.
При отработке навыков решения задач удобно использовать замеча- тельный инструмент Шторка, который дает возможность для скрытия час- ти доски. На закрытой части доски можно поместить план решения задачи, которым должны пользоваться обучающиеся, и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы дети могли сверить своё решение с решением учителя. Этот прием важен для организации самостоятельной работы детей: он дает возможности использовать самоконтроль и самопроверку – важные умения из области метапредметных.
Изучение графиков функций реальных процессов, сопоставление описания и математической интерпретации объектов, заполнение диагно- стических таблиц несколькими учениками у доски и работа в группе – это новые возможности развития с использованием интерактивного оборудо- вания и мультимедийной доски позволят подготовить учащихся к между- народным сравнительным исследованиям в области математики.
Еще один интересный момент, связанный с формированием математической грамотности, – это соотнесение реального изображения и его условной схемы, чертежа. Рисунок комнаты, местности может быть пред- ставлен на доске, а затем ученики могут создавать его чертеж или выбирать из нескольких данных тот, который соответствует рисунку.
В итоге нужно подчеркнуть еще раз, что сама по себе доска не гарантирует успешного формирования математической грамотности, но она позволяет рационально расходовать время на уроке, удобно организовать процесс объяснения нового материала, создавать интерактивные конспекты урока, которыми может пользоваться каждый ученик, соотносить реальное и условное изображение. Можно утверждать, что интерактивная доска позволяет учителю работать на уроке эффективнее, а ученику дает дополни- тельные ресурсы для самостоятельной работы.
Интерактивное оборудование и современные интернет-сервисы как инструменты реализации системно-деятельностного подхода в обучении
В современной школе используют различные активные методы обучения. Деятельностный подход является достаточно эффективным для организации современного урока информатики, позволяет повысить мотивацию учащихся, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке са- мостоятельную личность, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.
Главная задача учителя на уроке – создать условия для формирования мотивации у обучающихся, отойти от репродуктивной модели обуче- ния, поставив ученика в роль исследователя.
При отработке навыков решения задач удобно использовать замеча- тельный инструмент Шторка, который дает возможность для скрытия час- ти доски. На закрытой части доски можно поместить план решения задачи, которым должны пользоваться обучающиеся, и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы дети могли сверить своё решение с решением учителя. Этот прием важен для организации самостоятельной работы детей: он дает возможности использовать самоконтроль и самопроверку – важные умения из области метапредметных.
Изучение графиков функций реальных процессов, сопоставление описания и математической интерпретации объектов, заполнение диагно- стических таблиц несколькими учениками у доски и работа в группе – это новые возможности развития с использованием интерактивного оборудо- вания и мультимедийной доски позволят подготовить учащихся к между- народным сравнительным исследованиям в области математики.
Еще один интересный момент, связанный с формированием математической грамотности, – это соотнесение реального изображения и его условной схемы, чертежа. Рисунок комнаты, местности может быть пред- ставлен на доске, а затем ученики могут создавать его чертеж или выбирать из нескольких данных тот, который соответствует рисунку.
В итоге нужно подчеркнуть еще раз, что сама по себе доска не гарантирует успешного формирования математической грамотности, но она позволяет рационально расходовать время на уроке, удобно организовать процесс объяснения нового материала, создавать интерактивные конспекты урока, которыми может пользоваться каждый ученик, соотносить реальное и условное изображение. Можно утверждать, что интерактивная доска позволяет учителю работать на уроке эффективнее, а ученику дает дополни- тельные ресурсы для самостоятельной работы.
Интерактивное оборудование и современные интернет-сервисы как инструменты реализации системно-деятельностного подхода в обучении
В современной школе используют различные активные методы обучения. Деятельностный подход является достаточно эффективным для организации современного урока информатики, позволяет повысить мотивацию учащихся, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке са- мостоятельную личность, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.
Главная задача учителя на уроке – создать условия для формирования мотивации у обучающихся, отойти от репродуктивной модели обуче- ния, поставив ученика в роль исследователя.
В ходе изучения информатики перед учителем стоит важная деятельностная цель, связанная с формированием у учащихся умений по реализации новых способов действий для формирования способностей конструировать и логически выстраивать алгоритм, через активные действия с объектом изучения.
Для современного урока информатики также важна содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса информатики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
С целью доведения до учащихся представления о том, с чем им предстоит столкнуться на уроке, мы вводим понятие алгоритма и говорим о его свойствах, а затем основное время уделяем самостоятельной работе. Учащиеся должны исследовать один из способов представления алгоритмов – блок-схемы, научиться организовывать с помощью данного способа базо- вые алгоритмические структуры. Результаты работы должны быть представлены в двух вариантах: в виде завершенного алгоритма решения одной из задач (предоставляется на выбор), используя интернет-сервис Google Docs; в виде отдельных блоков, с помощью которых можно реализовать данный алгоритм.
Инструментарий интерактивной доски позволяет мобильно подво- дить итог урока, учащиеся доказывают правильность и оптимальность сво- их алгоритмов, собирая их в единое целое из отдельных частей.
Возможности интерактивного оборудования в процессе оценки знаний на уроках
Как объективно оценить результаты учебной деятельности учащегося? Какие способы оценивания использовать, чтобы обезопасить педагогический контроль от субъективизма? Как сохранить ещё неокрепшее, хрупкое жела- ние учащегося быть успешным? Где самооценка, самоконтроль определяется в большей степени эмоциональными, сиюминутными впечатлениями, чем хо- лодной рассудительностью и спокойным оцениванием результатов? Такие вопросы возникали у прогрессивных учителей эпохи зарождения педагогики. Такие же вопросы и задаём себе мы – учителя XXI века. Не будем анализиро- вать непростой путь выработки критерий оценок по предметам, их результативность. Поступим просто: абстрагируемся от личностных характеристик учителя, в данном случае нас интересует только профессиональная и пред- метная компетентность, и выход очень прост – информационнокоммуникационные технологии. Они дают возможность оперативного тестирования. Удобно, мобильно, а самое главное – объективно! Если все условия соблюдаются, то сотрудничество «учитель»–«ученик»–«ИКТ» создаст воз- можность реализации основных требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы – личностных, метапредметных и предметных.
Опыт показывает, что одним из эффективных, наглядных, оператив- ных методов диагностики знаний является использование пультов для го- лосования. Задания ранжируются от простого к сложному, создаётся несколько вариантов, дается возможность выполнять тестовую работу всем вместе и сразу же обсудить результаты. Затем можно использовать опросы по вариантам, когда одна группа в режиме выбора правильного ответа ис- пользует персональный пульт, а другая занимает активную позицию: они должны устно ответить на заданный вопрос. Наглядность, чёткость работы происходит благодаря использованию интерактивной доски Elite Panabord – универсальной, современной, способной распознавать другие интерактивные средства. Графическое изображение результатов, использование панели инструментов, возможность сразу же видеть свои результаты определяет высокую результативность работы, эмоционально обогащает урок. На таких уроках учащийся может получить несколько оценок, почувство- вать удовлетворенность в самореализации.
Для современного урока информатики также важна содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса информатики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
С целью доведения до учащихся представления о том, с чем им предстоит столкнуться на уроке, мы вводим понятие алгоритма и говорим о его свойствах, а затем основное время уделяем самостоятельной работе. Учащиеся должны исследовать один из способов представления алгоритмов – блок-схемы, научиться организовывать с помощью данного способа базо- вые алгоритмические структуры. Результаты работы должны быть представлены в двух вариантах: в виде завершенного алгоритма решения одной из задач (предоставляется на выбор), используя интернет-сервис Google Docs; в виде отдельных блоков, с помощью которых можно реализовать данный алгоритм.
Инструментарий интерактивной доски позволяет мобильно подво- дить итог урока, учащиеся доказывают правильность и оптимальность сво- их алгоритмов, собирая их в единое целое из отдельных частей.
Возможности интерактивного оборудования в процессе оценки знаний на уроках
Как объективно оценить результаты учебной деятельности учащегося? Какие способы оценивания использовать, чтобы обезопасить педагогический контроль от субъективизма? Как сохранить ещё неокрепшее, хрупкое жела- ние учащегося быть успешным? Где самооценка, самоконтроль определяется в большей степени эмоциональными, сиюминутными впечатлениями, чем хо- лодной рассудительностью и спокойным оцениванием результатов? Такие вопросы возникали у прогрессивных учителей эпохи зарождения педагогики. Такие же вопросы и задаём себе мы – учителя XXI века. Не будем анализиро- вать непростой путь выработки критерий оценок по предметам, их результативность. Поступим просто: абстрагируемся от личностных характеристик учителя, в данном случае нас интересует только профессиональная и пред- метная компетентность, и выход очень прост – информационнокоммуникационные технологии. Они дают возможность оперативного тестирования. Удобно, мобильно, а самое главное – объективно! Если все условия соблюдаются, то сотрудничество «учитель»–«ученик»–«ИКТ» создаст воз- можность реализации основных требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы – личностных, метапредметных и предметных.
Опыт показывает, что одним из эффективных, наглядных, оператив- ных методов диагностики знаний является использование пультов для го- лосования. Задания ранжируются от простого к сложному, создаётся несколько вариантов, дается возможность выполнять тестовую работу всем вместе и сразу же обсудить результаты. Затем можно использовать опросы по вариантам, когда одна группа в режиме выбора правильного ответа ис- пользует персональный пульт, а другая занимает активную позицию: они должны устно ответить на заданный вопрос. Наглядность, чёткость работы происходит благодаря использованию интерактивной доски Elite Panabord – универсальной, современной, способной распознавать другие интерактивные средства. Графическое изображение результатов, использование панели инструментов, возможность сразу же видеть свои результаты определяет высокую результативность работы, эмоционально обогащает урок. На таких уроках учащийся может получить несколько оценок, почувство- вать удовлетворенность в самореализации.
Используя программу Easiteach, в браузер можно поместить ранее заготовленные учащимися разнообразные опросники, которые позволяют в режиме онлайн на сайте LearningApps.org увидеть способности учащегося работать с текстом, выбирать интерсный, значимый материал, корректиро- вать и составлять по нему задания, на которые потом будут отвечать учащиеся не только класса, но и других учебных коллективов. Так как в шаб- лонах заданий заложены оценочные критерии, происходит объективное, оперативное оценивание.
Наличие стандартного пакета – Elitе Panabord book, Elitе Panabord software, творческих способностей учащихся и учителя создают реальные условия для воплощения в жизнь основных приоритетов ФГОС второго поколения.
Возможности интерактивного оборудования для организации взаимодействия учеников на уроке и в самостоятельной работе.
Взаимодействие учителя и ученика и учеников между собой – важ- ный аспект образовательного процесса. Это взаимодействие осуществляет- ся различными способами, в том числе может быть организовано с помо- щью современных интернет-ресурсов. Многие интернет-сервисы дают возможности разных способов проработки учебного материала. Один из них – создание собственных тестовых заданий по теме. Чтобы подготовить такое задание, ученик должен не просто заучить, но и серьезно осмыслить материал, установить определенную логику содержания, отобрать главное. По сути такая подготовка собственных опросов вполне может заменить традиционный устный или письменный опрос, который учитель проводит с целью оценки уровня усвоения темы. В такой деятельности учащиеся не просто подбирают и исследуют нужную информацию, они создают свои тренажеры, которыми в дальнейшем обмениваются друг с другом, тем са- мым взаимодействуя и обучая друг друга. Осуществляется процесс много- кратной проработки содержания, включается игровой режим соревнова- тельности (у кого интереснее тренажер, кто лучше выполняет задания и пр.) Ресурс LearningApps.org дает широкие возможности для творчества детей.
Наличие стандартного пакета – Elitе Panabord book, Elitе Panabord software, творческих способностей учащихся и учителя создают реальные условия для воплощения в жизнь основных приоритетов ФГОС второго поколения.
Возможности интерактивного оборудования для организации взаимодействия учеников на уроке и в самостоятельной работе.
Взаимодействие учителя и ученика и учеников между собой – важ- ный аспект образовательного процесса. Это взаимодействие осуществляет- ся различными способами, в том числе может быть организовано с помо- щью современных интернет-ресурсов. Многие интернет-сервисы дают возможности разных способов проработки учебного материала. Один из них – создание собственных тестовых заданий по теме. Чтобы подготовить такое задание, ученик должен не просто заучить, но и серьезно осмыслить материал, установить определенную логику содержания, отобрать главное. По сути такая подготовка собственных опросов вполне может заменить традиционный устный или письменный опрос, который учитель проводит с целью оценки уровня усвоения темы. В такой деятельности учащиеся не просто подбирают и исследуют нужную информацию, они создают свои тренажеры, которыми в дальнейшем обмениваются друг с другом, тем са- мым взаимодействуя и обучая друг друга. Осуществляется процесс много- кратной проработки содержания, включается игровой режим соревнова- тельности (у кого интереснее тренажер, кто лучше выполняет задания и пр.) Ресурс LearningApps.org дает широкие возможности для творчества детей.
Ученики с интересом берутся за составление заданий, проверяя тем самым и свои знания, используя уже созданные в сети или учителем тренажеры. Для демонстрации разных работ на уроке очень хорошо использовать интерактивную доску Panaboard. Использование браузера позволяет переносить на доску тренажеры из LearningApps.org.
Можно придумывать на уроке интересные и эмоционально богатые ситуации по выбору лучших тренажерных заданий, по определению чем- пионов, которые выполняют наибольшее количество заданий без ошибок и пр. Разумеется, работа с самостоятельно созданными тренажерами может
осуществляться и без интерактивной доски, но использование доски привносит интересные игровые возможности. К примеру, на интерактивной доске возможна работа сразу несколько учеников – на скорость выполнения, на количество безошибочно выполненных и пр.
Использование возможностей интерактивного оборудования для закрепления, актуализации и проверки знаний.
В век активного развития компьютерных технологий образование не может и не должно обходиться без них, потому что язык школы должен быть адекватен языку современного мира, тому языку, который выпускни- ки школы должны будут активно использовать, выйдя из ее стен.
Сегодня значительная часть школьников активно использует «читал ки», имеет планшеты и смартфоны с неограниченным доступом в интернет, осталось совсем немного детей, которые не имеют дома персонального компьютера. Другое дело, что зачастую «компьютерно-интернетные» интересы детей далеки от обучения.
Педагоги должны попытаться сделать так, чтобы учащийся использовал электронный гаджет для учебной работы, потому что это позволит сделать образовательный процесс более наглядным, так как сейчас боль- шая часть детей – визуалы. Кроме того, нужно учесть, что современный ребенок просто пресыщен красивой графикой, с которой он встречается в компьютерных играх, клипах, современных мультипликационных фильмах, поэтому та традиционная наглядность в виде «бумажных» таблиц, схем и пр., которая до сих пор хранится у нас в кабинетах, не производит на него впечатления, воспринимается как тусклая и неинтересная.
Для обеспечения образовательного процесса яркой, динамичной на- глядностью идеально подходит интерактивная доска. Богатый инструмен- тарий интерактивной доски позволяет работать в режиме «мультатач» – так, как сейчас привыкли наши дети на своих планшетах.
Рассмотрим некоторые приемы, относящиеся к повторению и закре-
плению материала на уроке.
К примеру, в работе с электронным текстом осуществляется выделение главного, структурирование материала, т.е происходит осмысление учащимися учебного текста. Именно такое задание может быть дано в ходе контроля знаний – не пересказ учебника, а работа с электронным текстом, выведенным на доску, когда ребенку предлагается выделить в тексте главное, разделить текст на абзацы в соответствии с микротемами, озаглавить эти микротемы. Все это важнейший педагогический инструмент – функ- циональное чтение, которое становится основой успешного обучения. Еще одно задание из этой области – составление схем, логических цепочек, когда информация переводится из текстового в нетекстовый формат.
Можно придумывать на уроке интересные и эмоционально богатые ситуации по выбору лучших тренажерных заданий, по определению чем- пионов, которые выполняют наибольшее количество заданий без ошибок и пр. Разумеется, работа с самостоятельно созданными тренажерами может
осуществляться и без интерактивной доски, но использование доски привносит интересные игровые возможности. К примеру, на интерактивной доске возможна работа сразу несколько учеников – на скорость выполнения, на количество безошибочно выполненных и пр.
Использование возможностей интерактивного оборудования для закрепления, актуализации и проверки знаний.
В век активного развития компьютерных технологий образование не может и не должно обходиться без них, потому что язык школы должен быть адекватен языку современного мира, тому языку, который выпускни- ки школы должны будут активно использовать, выйдя из ее стен.
Сегодня значительная часть школьников активно использует «читал ки», имеет планшеты и смартфоны с неограниченным доступом в интернет, осталось совсем немного детей, которые не имеют дома персонального компьютера. Другое дело, что зачастую «компьютерно-интернетные» интересы детей далеки от обучения.
Педагоги должны попытаться сделать так, чтобы учащийся использовал электронный гаджет для учебной работы, потому что это позволит сделать образовательный процесс более наглядным, так как сейчас боль- шая часть детей – визуалы. Кроме того, нужно учесть, что современный ребенок просто пресыщен красивой графикой, с которой он встречается в компьютерных играх, клипах, современных мультипликационных фильмах, поэтому та традиционная наглядность в виде «бумажных» таблиц, схем и пр., которая до сих пор хранится у нас в кабинетах, не производит на него впечатления, воспринимается как тусклая и неинтересная.
Для обеспечения образовательного процесса яркой, динамичной на- глядностью идеально подходит интерактивная доска. Богатый инструмен- тарий интерактивной доски позволяет работать в режиме «мультатач» – так, как сейчас привыкли наши дети на своих планшетах.
Рассмотрим некоторые приемы, относящиеся к повторению и закре-
плению материала на уроке.
К примеру, в работе с электронным текстом осуществляется выделение главного, структурирование материала, т.е происходит осмысление учащимися учебного текста. Именно такое задание может быть дано в ходе контроля знаний – не пересказ учебника, а работа с электронным текстом, выведенным на доску, когда ребенку предлагается выделить в тексте главное, разделить текст на абзацы в соответствии с микротемами, озаглавить эти микротемы. Все это важнейший педагогический инструмент – функ- циональное чтение, которое становится основой успешного обучения. Еще одно задание из этой области – составление схем, логических цепочек, когда информация переводится из текстового в нетекстовый формат.
Все привычные и необременительные для учеников виды деятельности, когда они переносят свои умения использования планшетов на доску.
Доска позволяет ввести в процесс контроля знаний элемент игры, соревнования. Например, предлагается общий для всех набор слов, формул, рисунков, которые нужно структурировать. Создание этих массивов не займет у учителя много времени, поскольку используется инструмент кло- нирования. Ученикам предлагается задание по структурированию разрозненных объектов в той логической последовательности, которая заложена в учебном материале. Работа при этом может осуществляться командно, команда выделяет одного представителя для работы на доске и помогает ему, таким образом в процесс вовлекаются все ученики класса. Происходит ак- тивная деятельность, результатом которой оказывается повторение закреп- ление или повторение знаний.
Существуют приемы, позволяющие снять у учеников подозрения по поводу необъективности в оценивании. Пример: учащемуся предлагается выбрать из предложенного набора все нужные формулы (выражения, ха- рактеристики и пр.), и при в процессе выборе, без вмешательства учителя рядом с выбранным выражение появляются значки, обозначающие «пра- вильно» или «неправильно». При этом, естественно, ситуацию можно по- строить совершенно по-разному. Более слабому учащемуся можно дать возможность самому некоторое время помериться силами с заданием, а по- том уже провести итоговую проверку.
Иногда на уроках нужно повторить достаточно большой объем материала, для чего требуется своевременно переключать (концентрировать) внимание учащихся на ключевых моментах, актуальных именно в этом месте урока. Для этого можно использовать и инструмент выделения, и «подсветку экрана», оставляющую незатемненной лишь небольшую об-
ласть экрана, чтобы скрывать информацию, не актуальную на данный мо- мент. То же самое касается информации, которую должны вспомнить дети самостоятельно, или подсказывающих рисунков и пр., – все это можно легко затемнить или скрыть за «шторками», позволяя в процессе урока само- стоятельно оценить свои знания. Таким образом, использование интерак- тивной доски способствует реализации одного из требований ФГОС - са- мостоятельной оценки своей деятельности.
Реализация экологических проектов в школе: какие возможности дает использование интерактивного оборудования.
Интернет является мощным инструментом для создания той среды, в которой каждый может почувствовать себя успешным человеком. Инте- рактивное оборудование позволяет с минимальными затратами и максимальным успехом сделать обучение интересным и эффективным. В стан- дартах второго поколения одним из аспектов образования является разви- тие экологической культуры личности, а также и умения учащихся реали- зовывать различного рода проекты как закономерный результат развития их метапредметных навыков.
Доска позволяет ввести в процесс контроля знаний элемент игры, соревнования. Например, предлагается общий для всех набор слов, формул, рисунков, которые нужно структурировать. Создание этих массивов не займет у учителя много времени, поскольку используется инструмент кло- нирования. Ученикам предлагается задание по структурированию разрозненных объектов в той логической последовательности, которая заложена в учебном материале. Работа при этом может осуществляться командно, команда выделяет одного представителя для работы на доске и помогает ему, таким образом в процесс вовлекаются все ученики класса. Происходит ак- тивная деятельность, результатом которой оказывается повторение закреп- ление или повторение знаний.
Существуют приемы, позволяющие снять у учеников подозрения по поводу необъективности в оценивании. Пример: учащемуся предлагается выбрать из предложенного набора все нужные формулы (выражения, ха- рактеристики и пр.), и при в процессе выборе, без вмешательства учителя рядом с выбранным выражение появляются значки, обозначающие «пра- вильно» или «неправильно». При этом, естественно, ситуацию можно по- строить совершенно по-разному. Более слабому учащемуся можно дать возможность самому некоторое время помериться силами с заданием, а по- том уже провести итоговую проверку.
Иногда на уроках нужно повторить достаточно большой объем материала, для чего требуется своевременно переключать (концентрировать) внимание учащихся на ключевых моментах, актуальных именно в этом месте урока. Для этого можно использовать и инструмент выделения, и «подсветку экрана», оставляющую незатемненной лишь небольшую об-
ласть экрана, чтобы скрывать информацию, не актуальную на данный мо- мент. То же самое касается информации, которую должны вспомнить дети самостоятельно, или подсказывающих рисунков и пр., – все это можно легко затемнить или скрыть за «шторками», позволяя в процессе урока само- стоятельно оценить свои знания. Таким образом, использование интерак- тивной доски способствует реализации одного из требований ФГОС - са- мостоятельной оценки своей деятельности.
Реализация экологических проектов в школе: какие возможности дает использование интерактивного оборудования.
Интернет является мощным инструментом для создания той среды, в которой каждый может почувствовать себя успешным человеком. Инте- рактивное оборудование позволяет с минимальными затратами и максимальным успехом сделать обучение интересным и эффективным. В стан- дартах второго поколения одним из аспектов образования является разви- тие экологической культуры личности, а также и умения учащихся реали- зовывать различного рода проекты как закономерный результат развития их метапредметных навыков.
Организация проектной деятельности обучающихся с использовани- ем технологии Web 2.0 и интерактивных досок (Elite Panaboard) является актуальной, современной и востребованной.
Рассмотрим создание экологического проекта “Тут грязи нет”. Для реализации этого проекта потребовалась предварительная подготовка. Первоначально всем учащимся дается задание найти информацию о «до- машней экологии», о том, как сделать жизнь в городе более экологичной. Содержание поиска: текст и иллюстрации, которые характеризовали бы эту проблему. Когда информация в виде текстов собрана, создается “обла- ко слов” на основе использования http://www.wordle.net. Результат работы используется для рефлексии.
В ходе реализации экологического проекта учащиеся сохраняют свои изображения во вложениях. Когда ребенок подходит к доске, он из вложе- ний достает сначала тот объект, который мы сейчас используем наиболее часто, а затем тот, который стоит использовать. Изображение неблагополучного объекта перечеркивается красным маркером. После обсуждения всех полученных результатов мы убираем с доски экологически опасные объекты и получаем “Дом без экологической грязи”. В ходе рефлексии ис- пользуя последний слайд “Облако слов”, мы еще раз проговариваем особо опасные объекты в доме, параллельно выделяя их маркером.
Использование интерактивного оборудования для развития навыков критического мышления, визуализации мыслительной деятельности и взаимодействия учащихся на уроках английского языка.
На уроках английского языка нередко приходилось видеть скучаю- щие лица учеников, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Поскольку это еще и английский язык, то порой кажется, что такое пассивное отношение к предмету может быть вследствие недопонимания заданий, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и система- тизировать информацию.
В качестве целей при изучении, в частности, иностранного языка выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих способность находить требующуюся информацию в различ- ных источниках, критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования, систематизировать информацию по заданным признакам, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно, видоизменять объем, форму, знаковую систему информации, находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями, уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию, уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от
Рассмотрим создание экологического проекта “Тут грязи нет”. Для реализации этого проекта потребовалась предварительная подготовка. Первоначально всем учащимся дается задание найти информацию о «до- машней экологии», о том, как сделать жизнь в городе более экологичной. Содержание поиска: текст и иллюстрации, которые характеризовали бы эту проблему. Когда информация в виде текстов собрана, создается “обла- ко слов” на основе использования http://www.wordle.net. Результат работы используется для рефлексии.
В ходе реализации экологического проекта учащиеся сохраняют свои изображения во вложениях. Когда ребенок подходит к доске, он из вложе- ний достает сначала тот объект, который мы сейчас используем наиболее часто, а затем тот, который стоит использовать. Изображение неблагополучного объекта перечеркивается красным маркером. После обсуждения всех полученных результатов мы убираем с доски экологически опасные объекты и получаем “Дом без экологической грязи”. В ходе рефлексии ис- пользуя последний слайд “Облако слов”, мы еще раз проговариваем особо опасные объекты в доме, параллельно выделяя их маркером.
Использование интерактивного оборудования для развития навыков критического мышления, визуализации мыслительной деятельности и взаимодействия учащихся на уроках английского языка.
На уроках английского языка нередко приходилось видеть скучаю- щие лица учеников, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Поскольку это еще и английский язык, то порой кажется, что такое пассивное отношение к предмету может быть вследствие недопонимания заданий, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и система- тизировать информацию.
В качестве целей при изучении, в частности, иностранного языка выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих способность находить требующуюся информацию в различ- ных источниках, критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования, систематизировать информацию по заданным признакам, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно, видоизменять объем, форму, знаковую систему информации, находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями, уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию, уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от
«белого шума» и т.д.
Для формирования у учащихся таких умений необходимо решить следующие задачи: сформировать у учащихся необходимые медиаобразовательные умения и навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве; создать необходимые условия для эффективного использования на уроке и во внеурочное время медиаобразовательного потенциала; обеспечить достижение медиаобразовательных целей при изучении иностранного языка наряду с достижением образовательных целей данной дисциплины.
Решение этих задач в полной мере возможно, путём применения современных образовательных ресурсов, таких как сервисы Google и Learn- ing.apps. Интерактивные задания, создаваемые в Learning.apps позволяют ученикам не только проверить и закрепить свои знания в игровой форме, но и самим создавать собственные задания, что способствует формированию познавательного интереса учащихся. Для развития навыков взаимодействия учащихся, визуализации, структуризации и классификации идей необходимо создание интеллектуальной карты памяти (mind map), которая показывает неисчерпаемые способности мозга и позволяет эффективно структурировать и представлять информацию (сервис Mind Map).
Возможности интерактивного оборудования для структурирования больших массивов информации.
На уроках истории учитель чаще всего сталкивается с проблемой выделения из большого объема информации главной мысли. Мультиме- дийные учебные пособия в состоянии представлять исторические факты, события, документы, комментарии и интерпретации во взаимосвязи, т.е. представлять их в интегральном, а не разобщенном виде. Получаемые учащимися знания представлены в определенном контексте. Контекстом служат не только комментарии, но и рисунки, звуковые вставки анимация, портреты и прочее, раскрывающие предмет с разных сторон. Создается се- тевая структура информации, обладающая большой информационной насыщенностью и дополнительным смысловым потенциалом, чем отдельно взятые предметы в своей сумме.
На уроке ученики приобретают знания по разным каналам восприятия (зрительным, аддитивным), это способствует лучшему усвоению ма- териала и запоминанию его на более длительный срок.
Восприятие, интерпретация и освоение исторических знаний на базе мультимедиа реализуется не только когнитивным способом, но и созерца- тельным путем. Реконструкция истории, один из важнейших шагов в выработке исторического сознания, на уроке учащийся может пользоваться наглядными примерами виртуальной реконструкции в компьютере, что об- легчит его интеллектуальную деятельность.Для формирования у учащихся таких умений необходимо решить следующие задачи: сформировать у учащихся необходимые медиаобразовательные умения и навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве; создать необходимые условия для эффективного использования на уроке и во внеурочное время медиаобразовательного потенциала; обеспечить достижение медиаобразовательных целей при изучении иностранного языка наряду с достижением образовательных целей данной дисциплины.
Решение этих задач в полной мере возможно, путём применения современных образовательных ресурсов, таких как сервисы Google и Learn- ing.apps. Интерактивные задания, создаваемые в Learning.apps позволяют ученикам не только проверить и закрепить свои знания в игровой форме, но и самим создавать собственные задания, что способствует формированию познавательного интереса учащихся. Для развития навыков взаимодействия учащихся, визуализации, структуризации и классификации идей необходимо создание интеллектуальной карты памяти (mind map), которая показывает неисчерпаемые способности мозга и позволяет эффективно структурировать и представлять информацию (сервис Mind Map).
Возможности интерактивного оборудования для структурирования больших массивов информации.
На уроках истории учитель чаще всего сталкивается с проблемой выделения из большого объема информации главной мысли. Мультиме- дийные учебные пособия в состоянии представлять исторические факты, события, документы, комментарии и интерпретации во взаимосвязи, т.е. представлять их в интегральном, а не разобщенном виде. Получаемые учащимися знания представлены в определенном контексте. Контекстом служат не только комментарии, но и рисунки, звуковые вставки анимация, портреты и прочее, раскрывающие предмет с разных сторон. Создается се- тевая структура информации, обладающая большой информационной насыщенностью и дополнительным смысловым потенциалом, чем отдельно взятые предметы в своей сумме.
На уроке ученики приобретают знания по разным каналам восприятия (зрительным, аддитивным), это способствует лучшему усвоению ма- териала и запоминанию его на более длительный срок.
На смену пассивным технологиям обучения истории приходят активные и интерактивные технологии. Информационно-коммуникационные тех- нологии позволяют разрабатывать и применять принципиально новые сред- ства информационного взаимодействия между обучающимся. Учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности: самостоятельная деятельность с моделями предметной среды (моделями артефактов культуры, реконструкциями исторических событий, явлений и процессов и т.п.), созданными современными компьютерными технологиями и представленными на электронной доске, для исследования и изучения поведения та- ких моделей, имитаций изучаемых явлений или процессов.
Данные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Таким образом, использование интерактивного оборудования спо- собствует: стимулированию познавательного интереса к истории, придает учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствует обновлению содержательной стороны предмета исто- рия, индивидуализирует процесс обучения и развивает самостоятельную деятельность школьников.