Интеграция видов искусств на уроках музыки и занятиях с хором
Царегородцева Ольга Михайловна,
педагог ГБОУ лицея № 265
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
педагог ГБОУ лицея № 265
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Современное общество выдвигает все новые требования к человеку. Если раньше, чтобы быть социально успешной единицей, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладая при этом определенными знаниями, умениями и навыками, то сегодня необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и решать проблемы. В наше время существует огромное количество возможностей для реализации сил и способностей человека, но еще не сложилась новая единая система ценностей, нет однозначных ориентиров. Поэтому основная задача родителей и учителей – вырастить ребенка личностью, стремящейся к самоопределению и саморазвитию в постоянно меняющейся обстановке, чтобы человек умел адаптироваться, оставаясь самим собой.
В эстетическом воспитании школьников в последние годы обозначилась тенденция к взаимодействию и интеграции искусств. В интегрированном преподавании огромное значение имеет способность видеть мир как целостную систему с множеством внутренних связей. Любой человек в наше время понимает, насколько все в мире взаимосвязано, и что нельзя обсуждать один вопрос, не касаясь при этом множества других. Термин «интеграция» происходит от латинского «integer», что значит «целый». Все школьные дисциплины обладают интеграционным материалом, так как без знания одних дисциплин невозможно изучение других. Так, не зная математики, невозможно решать задачи по химии и физике, не владея английским языком, сложно заниматься информатикой.
Урок музыки занимает особое положение среди других школьных дисциплин, так как раскрывает творческий потенциал учеников, способствует развитию духовности и нравственности детей. Общаясь с музыкой на уроках, ученики должны понять, что она является частью культурного наследия человечества. Они должны научиться отличать псевдоискусство от подлинного искусства, которое прошло испытание временем и остается актуальным и интересным во все времена.
Д. Кабалевский говорил: «Главное, к чему я стремился, - это вызывать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как все виды искусства) не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника»[1]. Действительно, у произведений разных видов искусств темы и образы, к которым обращаются композиторы, режиссеры и художники рождаются из единого источника. Источник этот – наша жизнь.
Дошкольники и младшие школьники, как правило, любят импровизировать, фантазировать, поэтому они не боятся петь, танцевать, разыгрывать мини-спектакли. Задача учителя музыки – развивать эти драгоценные умения, не стесняя детей стереотипами и правилами, ведь таланты и способности каждого ребенка индивидуальны. Такие понятия как ритмический рисунок, окраска мелодии, мелодичность стиха, динамическая перспектива, мелодическая линия, тембровый колорит, ладовая окраска указывают на неразрывную связь музыки с изобразительными видами искусств. Интегрирование различных видов художественной деятельности способствует развитию творческого воображения, без которого трудно представить процесс импровизации.
Одним из видов интегрированного урока является театр или игра-драматизация. Такой урок организуется по сюжету литературного произведения, хотя сценарий может быть лишь основой для импровизационного развития. Л. Выготский считал, что в любой игре присутствует драматизация. После ознакомления с сюжетной основой урока дети воспроизводят услышанное или увиденное «в лицах» при помощи таких выразительных средств как музыкальная и речевая интонация, мимика, жесты, поза, мизансцены. Т. Надолинская выделяет следующие основные функции таких уроков:
культурологическая: формируются художественные интересы, вкусы и потребности, т.е. художественная культура. Ученики, знакомясь с произведениями композиторов, художников, поэтов, учатся воспринимать действительность по законам эстетики;
воспитательная: у детей развивается инициатива, самостоятельность, взаимопомощь, класс объединяется в единый коллектив;
развивающая: проигрывание различных ролей способствует развитию образно-ассоциативного мышления, игрового видения, воображения и фантазии;
коммуникативная: формируются навыки общения, коммуникабельность;
гносеологическая: во время игры происходить познание новых фактов, событий, явлений окружающей жизни с помощью зрительного, слухового и музыкального восприятия;
компенсаторная: ребенок может проявить себя в нескольких видах художественной деятельности одновременно, компенсирует потребность в эмоциональном общении;
обучающая: способствует усвоению знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам, театральному искусству, живописи, вырабатывает исполнительские навыки;
арттерапевтическая: помогает создать условия для естественного выражения собственного «я» в выбранной роли, лучше понять самого себя, снять конфликтные ситуации в коллективе.
Одним из вариантов игры-драматизации может стать кукольный театр на уроках музыки и занятиях хором, при этом образовательные задачи
опосредуются художественно-игровой задачей, т.е. обучение происходит посредством включения в игровую деятельность. При показе кукольных музыкальных спектаклей используются и художественное слово, и наглядный образ, и музыка. На таком уроке, например, можно по-новому представить тему «Интонация», сравнивая интонацию музыкальную и разговорную. Понижения и повышения, усиления и ослабления, акценты и паузы, знаки препинания и многое другое свойственно и разговорной, и музыкальной речи. «Оживление» куклы – непростая задача для детей, так как кроме певческой работы ведется одновременная работа над интонацией, дыханием, дикцией актеров. Важно заметить, что кукольный театр приобретает еще и арттерапевтическое значение в вокально-хоровой работе. «Зажатые», закомплексованные дети намного лучше проявляют себя в пении, озвучивая куклу из-за ширмы.
Чем же интегрированный урок отличается от традиционного? Несмотря на сходство целей, задач, мотивов, способов управления деятельностью есть значительные различия в содержании и технологии проведения урока. Интегрирование различных видов искусств на занятиях музыкой требует от педагога владения навыком внутреннего перевоплощения, элементами актерской техники, основами режиссуры, а также обширными знаниями в области искусствоведения, живописи, литературы, театра, кинематографа. Такой урок складывается из различных видов художественной деятельности и представляет собой целостную систему. Его важнейшей задачей является формирование у ребенка жизненных ценностей, постижение нравственно-эстетической сущности искусства прежде всего.
Каждый человек обладает определенной креативностью. Современные технологии арттерапии и артпедагогики, основанные на синтезе искусств, представляют собой уникальную возможность творческого моделирования себя, своего окружающего мира, социокультурного пространства. Через рисунок, танец, музыку, театр ребенок протягивает сотни невидимых нитей от себя к окружающему миру. Именно культура играет особенную роль в совершенствовании личности, в формировании индивидуальной картины мира, ведь в ней аккумулирован весь жизненный опыт человечества. На плечах педагогов художественно-эстетического направления лежит непростая задача – формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. Интегрированные уроки и занятия сыграют важную роль в следовании к этой цели.
Примечания
1. Цит. по: Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. М., 2001. С.4
В эстетическом воспитании школьников в последние годы обозначилась тенденция к взаимодействию и интеграции искусств. В интегрированном преподавании огромное значение имеет способность видеть мир как целостную систему с множеством внутренних связей. Любой человек в наше время понимает, насколько все в мире взаимосвязано, и что нельзя обсуждать один вопрос, не касаясь при этом множества других. Термин «интеграция» происходит от латинского «integer», что значит «целый». Все школьные дисциплины обладают интеграционным материалом, так как без знания одних дисциплин невозможно изучение других. Так, не зная математики, невозможно решать задачи по химии и физике, не владея английским языком, сложно заниматься информатикой.
Урок музыки занимает особое положение среди других школьных дисциплин, так как раскрывает творческий потенциал учеников, способствует развитию духовности и нравственности детей. Общаясь с музыкой на уроках, ученики должны понять, что она является частью культурного наследия человечества. Они должны научиться отличать псевдоискусство от подлинного искусства, которое прошло испытание временем и остается актуальным и интересным во все времена.
Д. Кабалевский говорил: «Главное, к чему я стремился, - это вызывать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как все виды искусства) не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника»[1]. Действительно, у произведений разных видов искусств темы и образы, к которым обращаются композиторы, режиссеры и художники рождаются из единого источника. Источник этот – наша жизнь.
Дошкольники и младшие школьники, как правило, любят импровизировать, фантазировать, поэтому они не боятся петь, танцевать, разыгрывать мини-спектакли. Задача учителя музыки – развивать эти драгоценные умения, не стесняя детей стереотипами и правилами, ведь таланты и способности каждого ребенка индивидуальны. Такие понятия как ритмический рисунок, окраска мелодии, мелодичность стиха, динамическая перспектива, мелодическая линия, тембровый колорит, ладовая окраска указывают на неразрывную связь музыки с изобразительными видами искусств. Интегрирование различных видов художественной деятельности способствует развитию творческого воображения, без которого трудно представить процесс импровизации.
Одним из видов интегрированного урока является театр или игра-драматизация. Такой урок организуется по сюжету литературного произведения, хотя сценарий может быть лишь основой для импровизационного развития. Л. Выготский считал, что в любой игре присутствует драматизация. После ознакомления с сюжетной основой урока дети воспроизводят услышанное или увиденное «в лицах» при помощи таких выразительных средств как музыкальная и речевая интонация, мимика, жесты, поза, мизансцены. Т. Надолинская выделяет следующие основные функции таких уроков:
культурологическая: формируются художественные интересы, вкусы и потребности, т.е. художественная культура. Ученики, знакомясь с произведениями композиторов, художников, поэтов, учатся воспринимать действительность по законам эстетики;
воспитательная: у детей развивается инициатива, самостоятельность, взаимопомощь, класс объединяется в единый коллектив;
развивающая: проигрывание различных ролей способствует развитию образно-ассоциативного мышления, игрового видения, воображения и фантазии;
коммуникативная: формируются навыки общения, коммуникабельность;
гносеологическая: во время игры происходить познание новых фактов, событий, явлений окружающей жизни с помощью зрительного, слухового и музыкального восприятия;
компенсаторная: ребенок может проявить себя в нескольких видах художественной деятельности одновременно, компенсирует потребность в эмоциональном общении;
обучающая: способствует усвоению знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам, театральному искусству, живописи, вырабатывает исполнительские навыки;
арттерапевтическая: помогает создать условия для естественного выражения собственного «я» в выбранной роли, лучше понять самого себя, снять конфликтные ситуации в коллективе.
Одним из вариантов игры-драматизации может стать кукольный театр на уроках музыки и занятиях хором, при этом образовательные задачи
опосредуются художественно-игровой задачей, т.е. обучение происходит посредством включения в игровую деятельность. При показе кукольных музыкальных спектаклей используются и художественное слово, и наглядный образ, и музыка. На таком уроке, например, можно по-новому представить тему «Интонация», сравнивая интонацию музыкальную и разговорную. Понижения и повышения, усиления и ослабления, акценты и паузы, знаки препинания и многое другое свойственно и разговорной, и музыкальной речи. «Оживление» куклы – непростая задача для детей, так как кроме певческой работы ведется одновременная работа над интонацией, дыханием, дикцией актеров. Важно заметить, что кукольный театр приобретает еще и арттерапевтическое значение в вокально-хоровой работе. «Зажатые», закомплексованные дети намного лучше проявляют себя в пении, озвучивая куклу из-за ширмы.
Чем же интегрированный урок отличается от традиционного? Несмотря на сходство целей, задач, мотивов, способов управления деятельностью есть значительные различия в содержании и технологии проведения урока. Интегрирование различных видов искусств на занятиях музыкой требует от педагога владения навыком внутреннего перевоплощения, элементами актерской техники, основами режиссуры, а также обширными знаниями в области искусствоведения, живописи, литературы, театра, кинематографа. Такой урок складывается из различных видов художественной деятельности и представляет собой целостную систему. Его важнейшей задачей является формирование у ребенка жизненных ценностей, постижение нравственно-эстетической сущности искусства прежде всего.
Каждый человек обладает определенной креативностью. Современные технологии арттерапии и артпедагогики, основанные на синтезе искусств, представляют собой уникальную возможность творческого моделирования себя, своего окружающего мира, социокультурного пространства. Через рисунок, танец, музыку, театр ребенок протягивает сотни невидимых нитей от себя к окружающему миру. Именно культура играет особенную роль в совершенствовании личности, в формировании индивидуальной картины мира, ведь в ней аккумулирован весь жизненный опыт человечества. На плечах педагогов художественно-эстетического направления лежит непростая задача – формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. Интегрированные уроки и занятия сыграют важную роль в следовании к этой цели.
Примечания
1. Цит. по: Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. М., 2001. С.4