Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Измерение углов. Транспортир

Мальшакова Светлана Аркадьевна,
учитель математики ГБОУ школа № 59
Приморского района Санкт-Петербурга
Предмет: математика.
УМК: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2017 г.
Класс: 5 (обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи).
Тип урока: Открытие новых знаний.
Используемые педагогические технологии: технология критического мышления, прием Кластер,  дидактический Синквейн, технология проблемного обучения, технология группового обучения, технология продуктивного чтения, технология составления алгоритма, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Цель урока: создание условий для формирования навыков и умений, необходимых для измерения углов, работы с чертежными инструментами; развитие познавательного интереса, воображения, геометрической зоркости в творческой деятельности.
Задачи:
  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
  • узнать основную единицу измерения углов, инструмент для измерения углов; научится измерять углы;
  • развитие смыслового чтения;
  • готовить обучающихся к изучению систематического курса  геометрии, применению математических знаний в повседневнойжизни;
  • воспитыватьуважительноеотношения друг к другу, товарищескую поддержку, трудолюбие на уроке, аккуратность;
  • содействовать воспитанию ответственности, организованности, целеустремленности, самостоятельности, критического отношения к себе;
  • формировать культуру математического мышления, положительного эмоционального отношения к математике, инициативе и творчеству.
Коррекционно-развивающие задачи:
  • корригировать произвольное, непроизвольное и устойчивое внимание;
  • корригировать переключение внимания, развитие связной устной речи, логически и грамматически правильной;
  • пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса;
  • коррекция и развитие кратковременной памяти, зрительного восприятия с помощью  карточек;
  • коррекция и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза; установления логических и причинно-следственных связей;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы.
Планируемые результаты
Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты
- знать алгоритм измерения углов с помощью транспортира; уметь измерять углы;
-   приобрести опыт, необходимый для  выполнения проектных работ по темам: «Геометрия циферблата часов со стрелками», «Геометрия на карте города».
-уметь определять тему урока;
-уметь осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности, в процессе групповой работы;
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей,  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
- сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, работе на результат;
-развитие воли, целеустремленности, самостоятельности,  инициативности,  трудолюбия и дисциплинированности.

 
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке: взаимоконтроль и самооценка на уроке.
Форма работы: парная, групповая, индивидуальная.
Ресурсы урока: учебник,  рабочая тетрадь, рабочая программа, раздаточный материал, модели углов, транспортиры (индивидуальные и демонстрационные), интерактивная доска.
Этапыурока
  1. Организационный этап.                                                                                                          (2 мин.)
  2. Этап актуализации и мотивации учебной деятельности.                                                  (6 мин.)
  3. Этап первичного усвоения новых знаний.                                                                          (9 мин.)
  4. Этап первичного закрепления нового материала. Практическая работа.                         (17 мин.)
  5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Итоги  урока. Домашнее задание.     (6 мин.)               
Рекомендации по проведению занятия
  • Обучающиеся работают в группах по 4-5 человек  в соответствии с количеством обучающихся. К каждой группе прикрепляется консультант. Учитель готовит консультантов:  как работать с транспортиром, как проверять работу участников группы и выставлять отметки. Консультанты готовят небольшие доклады.
  • Напомнить обучающимся правила работы в группе и парах, важность взаимодействия друг с другом, умения распределять обязанности.
  • На уроке используются сигнальные карточки (красная, зеленая и желтая), которые выдаются в начале урока каждому ученику.
  • Необходимо подготовить транспортир для каждого обучащегося, так как заранее учитель не просит принести его на урок, чтобы дети не знали тему урока.
  • Следует обратить внимание обучающихся на доклады консультантов, выполнение Практической работы, так как в них обучающиеся приобретают  опыт, необходимый для выполнения Проектных работ: «Истории геометрических инструментов», «Геометрия циферблата часов со стрелками», «Геометрия на карте города»(по окончанию темы).
  • Карта[5] распечатываются на весь лист А4, чтобы хорошо было видно улицы.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствует учеников. Настраивает на урок, проверяет готовность к уроку и желание получать новые знания с помощью сигнальных карточек (кто готов к уроку и хочет работать поднимает зеленую карточку).Предлагает разделиться  на группы, по 4-5 человек, в каждой группе будет свой консультант-помощник. Раздаются листы оценивания каждому ученику [1]. Приветствуют учителя.
 
Поднимают сигнальные карточки.
 
Делятся на группы. Садятся вместе с консультантами за столы, отведенные для групп. Подписывают листы оценивания.
2.
Читает стихотворение: Луч с лучом соединили,
Вершину в точку закрепили.
Прошу не путать со словом «google»,
Называем его мы …..
 
 
Дети слушают и продолжают:
- Угол!
Учитель предлагает поднять  зеленую карточку тем детям, кто хорошо помнит прошлую тему урока, и красную тем, кто считает, что не помнит.
Учитель предлагает выполнить задание.На интерактивной доске написано: углыпрямые, линейные, развернутые, замкнутые, острые, тупые, кривые. Выберите те слова, которые относятся к видам углов и соедините стрелками со словом углы. У вас получилась схема «Виды углов».Учитель  говорит детям, что к этой схеме еще вернемся.
- А что мы еще не умеем делать с углами, но хотелось бы научиться?
- Скажите мне, какие измерительные приборы вы знаете и что ими можно измерять?
На столе несколько приборов: линейка, линейка без делений, штангенциркуль, весы, динамометр, и т.д
На доске висят модели углов (углы прикреплены скотчем к доске, они равны по градусной мере, но длины сторон различны; для наглядности углы сделаны из картона разного цвета, детей это сбивает с толку). Учитель предлагает по одному представителю от группы выйти к доске и попытается измерить угол, применив какой-нибудь прибор для измерения,после обсуждения в группе.
Учитель предлагает сравнить  углы, которые измеряли, наложением. И сделать выводы.
Учитель сообщает детям, что  на уроке они будут работать с инструментом, с помощью которого научатся измерять углы (сегодня на уроке) и строить углы (на следующем уроке).
Учитель предлагает разгадать шифровку:   ТРИРОНСПАРТ.
И говорит, что ответ можно найти на стр. учебника 84-85.
Учитель говорит обучающимся записать тему урока «Измерение углов. Транспортир». Учитель выдает детям транспортиры.
Поднимают сигнальные карточки
 
 
Выполняют задание в тетради.
Один обучающийся показывает правильный ответ у доски.

 
   прямые
  острые
    Углы
тупые
     развернутые
 
 
 
 
 
 

Отвечают: измерять!
- Линейка (измерить длину),  весы (измерить массу), термометр (измерить температуру)…
 
Групповая работа.
Дети обсуждают,  как будут измерять, выбирают представителя от группы. Они выходят  и пытаются измерить углы. Каждый берёт тот прибор, которым, по его мнению, можно измерить  угол.  Кто-то измеряет стороны линейкой и записывает длины отрезков. У всех разные записи. Консультанты в это время готовят доклады.
Дети сравнивают и видят, что углы равны. Делают вывод, что приборы, которые они знают, им не помогли, и необходим новый прибор для измерения углов.
 
 
Обучающиеся открывают учебники и отгадывают слово ТРАНСПОРТИР! Поднимают зеленые сигнальные карточки. Первый отгадавший выходит записать слово к доске. Записывают тему урока «Измерение углов» (стр. 84 учебника).
3.ЭТАП ПЕРВИЧНОГО УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Учитель предлагает выслушать доклады консультантов по новой теме. Выступления консультантов-докладчиков.
- Углы, как и отрезки, можно сравнивать не только наложением, но и с помощью измерения. Для этого используется инструмент, который называется транспортир. Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. А измеряют углы в градусах.
- Представим себе, что развернутый угол разделен лучами, выходящими из его вершины на 180 равных углов (рис. 5.9 учебника на стр. 84). Угол, ограниченный двумя соседними лучами считают равным одному градусу.
- Когда же появился транспортир? Оказывается, это угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что дней в году 360. Поэтому  круг разделили на 360 равных частей. На нем они отмечали каждый прошедший день и видели сколько дней осталось до конца года. Каждой части они дали название – «градус». Градусная мера сохранилась и до наших дней.
Учитель предлагает записать слово «градус» в тетрадь и посмотреть на рис. 5.10 на стр.84 учебника, прочитать про градусные меры углов. Учитель спрашивает обучающихся: какие углы вы  видите на рисунке? И сколько они градусов?Какова допустимая градусная мера для острого угла? Для тупого? После этого учитель предлагает, вернуться к схеме, которую составляли в начале урока, и дополнить ее: подписать к каждому углу какова может быть его градусная мера.
Учитель предлагает обучающимся обратится к учебнику на странице 84-85 «Как измерить величину угла» и дает задание: прочитать текст учебника, внимательно рассмотреть рис.5.11,  составить алгоритм измерения углов и проговорить его этапы. Работа будет в группах. Та группа, которая составит, поднимает зеленую карточку и говорит алгоритм. Если какая-то другая группа не согласна, поднимает красную карточку,  или хочет дополнить, то поднимает желтую.
Учитель обращает внимание: у транспортира две шкалы – внутренняя и внешняя. У каждой из них начало отсчета с разных сторон. Поэтому при работе с транспортиром надо быть внимательным, чтоб получить верный результат!
Обучащиеся записывают слово «градус» и его обозначение, смотрят рис. 5.10. учебника. Отвечают на вопросы. Возвращаются к записи в тетрадях и на интерактивной доске  и дополняют схему.
 
900
прямые
    острые
>  900
    тупые
 
  1800
развернутые
<900
 
 
 
 
 
 

Работа в группе. Работая в группе, обучащиеся читают внимательно текст учебника, рассматривают рисунок, составляют алгоритм измерения углов. Обсуждают, дополняют друг друга. Записывают этапы в тетради. Консультанты  каждой  команды помогают детям.После составления алгоритма озвучивают его.
Алгоритм измерения углов:
  1. Совместить вершину угла с центром транспортира.
  2. Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через нулевую отметку.
  3. Второй луч проходит через отметку, которая показывает градусную меру угла.
 
4. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
  1.  
Учитель предлагает провести физкультминутку: выполнять будем №277 (а) на стр.86 учебника.  Для его выполнения необходимо будет встать:  повернитесь на 900 , 1800, 3600; покажите руками угол  900 , 1800.
 
Обучающиеся выполняют упражнения
Учитель говорит о том, что сейчас будет работа в своей группе, но в парах. Каждая пара выбирает себе одну из карточек[2] или[3]. И выполняет задание. При затруднении можно обратится к своему консультанту. Консультант проверяет правильность выполнения и ставит отметку в Лист оценивания [1].
Учитель предлагает провести Дидактическую игру «Лови ошибку!»
Учитель читает утверждение, если обучающиеся считают утверждение  верным, то поднимают зеленую карточку вверх, если не верным, то красную,  и говорят, в чем ошибка,  говорят правильный ответ.
1) Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры.
2) Развернутый угол равен 1000.      3) Прямой угол 900.
4) Острый угол больше 900.
5) Тупой угол больше прямого, но меньше развернутого.
  • Работают в парах по карточкам.  Проводят измерения с помощью транспортира (по составленному алгоритму) и записывают результаты в таблицу. После выполнения обучающиеся показывают свои результаты консультанту для оценивания.
 
 
 
Ребята внимательно слушают утверждения, думают и отвечают сигнальными карточками верно оно или нет. Исправляют ошибку.
Учительпредлагает выбрать  то задание, которое им нравится больше [4] или[5].После изучения темы «Углы», дети будут работать над проектами. Кому ближе тема «Геометрия циферблата часов со стрелками», тот выбирает карточки [4], акому ближе тема «Геометрия на карте города», выбирают [5]. Индивидуальная  практическая работа. Продуктивная деятельность.
Выбирают карточки с заданиями [4] или [5], выполняют. Сдают учителю на проверку.
5. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ. ИТОГИ УРОКА.
Учитель предлагает составить Синквейн по теме урока. Учитель рассказывает что это такое и правила составления:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой - размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, передающее отношение к теме (может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой). Пятая  – это слово-резюме, в форме существительного, ассоциация с первым словом.
Учитель предлагает обучающимсяоценить свою работу на уроке: поставьтесебе оценку и закончить предложения в листе оценивания [1]; выступить консультантов по работе группы. Учитель ставит итоговую оценку.
 С помощью подсказок учителя обучающиеся пытаются составить Синквейн.
Например:
Углы.
Прямые, развернутые.
Чертим, измеряем, знаем.
Градусная мера их различна!
Транспортир.
 
 
 
 
Заполняют листы оценивания.
Консультанты говорят о работе своей группы.
Выставляют оценку в дневники.
Сообщает  о домашнем задании (дифференциация по уровню сложности, содержанию и наполняемости). Записывает домашнее задание на доске. Одно задание для всех обязательное, одно на выбор (в зависимости от возможности обучающегося) и творческое задание на дополнительную отметку. Записывают домашнее задание в дневник.
Обязательное задание: гл. 5. п.18 читать и ответить устно на вопросы и задания на стр.85.
Задание на выбор:  1. № 280, № 282.
 2. № 279 (обязательно рисуем циферблаты часов).
Творческое задание. Написать сказку об углах и транспортире (с рисунками) или Синквейн.
 
Список литературы
  1. УМК: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2017 г.
  2. Путешествие в страну Геометрию. 5 класс. Рабочая программа и технологические карты занятий внеурочной деятельности: учеб.-метод. комплект/ авт. –сост. Т. Д. Копцева. – Волгоград: Учитель, 2016.
  3. О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская  Новая  дидактика современного урока в условиях введения ФГОС: методическое пособие. СПб: КАРО,2013
Электронные ресурсы
http://www.school.edu.ru/default.asp — Российский общеобразовательный портал.
http://pedsovet.org/ — Всероссийский интернет-педсовет.
https://drofa-ventana.ru/- издательский дом «Дрофа»
Приложение 1
Лист оценивания Закончите предложение.
На уроке я научился …..
Было интересно …..
Было трудно ….
Я похвалил бы себя за …….
ФИ :
Оценка консультанта (работа в группе) Самооценка Оценка учителя
 (практическая работа)
     
 
 
Приложение [2]
Название угла Ответ в градусах
1 ˪ АВС  
2    
3    
4    
5    
6    
Измерьте углы.Запишите названия углов и свои измерения в таблицу.

Приложение [3]
№ картинки Ответ в градусах
1)  
2)  
3)  
4)  
5)  
Измерьте углы на рисунках и запишите результаты измерений в таблицу.

 
 
 
Приложение[4]
Покажите на рисунках, как расположены стрелки часов в указанное время. Запишите градусные меры углов, которые образуют стрелки.
а)  
б)  
в)  
г)  





Приложение [5]
Карта

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»