Измерение углов. Транспортир
Мальшакова Светлана Аркадьевна,
учитель математики ГБОУ школа № 59
Приморского района Санкт-Петербурга
Предмет: математика.учитель математики ГБОУ школа № 59
Приморского района Санкт-Петербурга
УМК: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2017 г.
Класс: 5 (обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи).
Тип урока: Открытие новых знаний.
Используемые педагогические технологии: технология критического мышления, прием Кластер, дидактический Синквейн, технология проблемного обучения, технология группового обучения, технология продуктивного чтения, технология составления алгоритма, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Цель урока: создание условий для формирования навыков и умений, необходимых для измерения углов, работы с чертежными инструментами; развитие познавательного интереса, воображения, геометрической зоркости в творческой деятельности.
Задачи:
- продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
- узнать основную единицу измерения углов, инструмент для измерения углов; научится измерять углы;
- развитие смыслового чтения;
- готовить обучающихся к изучению систематического курса геометрии, применению математических знаний в повседневнойжизни;
- воспитыватьуважительноеотношения друг к другу, товарищескую поддержку, трудолюбие на уроке, аккуратность;
- содействовать воспитанию ответственности, организованности, целеустремленности, самостоятельности, критического отношения к себе;
- формировать культуру математического мышления, положительного эмоционального отношения к математике, инициативе и творчеству.
- корригировать произвольное, непроизвольное и устойчивое внимание;
- корригировать переключение внимания, развитие связной устной речи, логически и грамматически правильной;
- пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса;
- коррекция и развитие кратковременной памяти, зрительного восприятия с помощью карточек;
- коррекция и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза; установления логических и причинно-следственных связей;
- коррекция эмоционально-волевой сферы.
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- знать алгоритм измерения углов с помощью транспортира; уметь измерять углы; - приобрести опыт, необходимый для выполнения проектных работ по темам: «Геометрия циферблата часов со стрелками», «Геометрия на карте города». |
-уметь определять тему урока; -уметь осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности, в процессе групповой работы; - уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. - уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
- сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, работе на результат; -развитие воли, целеустремленности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия и дисциплинированности. |
Форма работы: парная, групповая, индивидуальная.
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа, раздаточный материал, модели углов, транспортиры (индивидуальные и демонстрационные), интерактивная доска.
Этапыурока
- Организационный этап. (2 мин.)
- Этап актуализации и мотивации учебной деятельности. (6 мин.)
- Этап первичного усвоения новых знаний. (9 мин.)
- Этап первичного закрепления нового материала. Практическая работа. (17 мин.)
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Итоги урока. Домашнее задание. (6 мин.)
- Обучающиеся работают в группах по 4-5 человек в соответствии с количеством обучающихся. К каждой группе прикрепляется консультант. Учитель готовит консультантов: как работать с транспортиром, как проверять работу участников группы и выставлять отметки. Консультанты готовят небольшие доклады.
- Напомнить обучающимся правила работы в группе и парах, важность взаимодействия друг с другом, умения распределять обязанности.
- На уроке используются сигнальные карточки (красная, зеленая и желтая), которые выдаются в начале урока каждому ученику.
- Необходимо подготовить транспортир для каждого обучащегося, так как заранее учитель не просит принести его на урок, чтобы дети не знали тему урока.
- Следует обратить внимание обучающихся на доклады консультантов, выполнение Практической работы, так как в них обучающиеся приобретают опыт, необходимый для выполнения Проектных работ: «Истории геометрических инструментов», «Геометрия циферблата часов со стрелками», «Геометрия на карте города»(по окончанию темы).
- Карта[5] распечатываются на весь лист А4, чтобы хорошо было видно улицы.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | |||||||||
Приветствует учеников. Настраивает на урок, проверяет готовность к уроку и желание получать новые знания с помощью сигнальных карточек (кто готов к уроку и хочет работать поднимает зеленую карточку).Предлагает разделиться на группы, по 4-5 человек, в каждой группе будет свой консультант-помощник. Раздаются листы оценивания каждому ученику [1]. | Приветствуют учителя. Поднимают сигнальные карточки. Делятся на группы. Садятся вместе с консультантами за столы, отведенные для групп. Подписывают листы оценивания. |
||||||||
2. | |||||||||
Читает стихотворение: Луч с лучом соединили, Вершину в точку закрепили. Прошу не путать со словом «google», Называем его мы ….. |
Дети слушают и продолжают: - Угол! |
||||||||
Учитель предлагает поднять зеленую карточку тем детям, кто хорошо помнит прошлую тему урока, и красную тем, кто считает, что не помнит. Учитель предлагает выполнить задание.На интерактивной доске написано: углыпрямые, линейные, развернутые, замкнутые, острые, тупые, кривые. Выберите те слова, которые относятся к видам углов и соедините стрелками со словом углы. У вас получилась схема «Виды углов».Учитель говорит детям, что к этой схеме еще вернемся. - А что мы еще не умеем делать с углами, но хотелось бы научиться? - Скажите мне, какие измерительные приборы вы знаете и что ими можно измерять? На столе несколько приборов: линейка, линейка без делений, штангенциркуль, весы, динамометр, и т.д На доске висят модели углов (углы прикреплены скотчем к доске, они равны по градусной мере, но длины сторон различны; для наглядности углы сделаны из картона разного цвета, детей это сбивает с толку). Учитель предлагает по одному представителю от группы выйти к доске и попытается измерить угол, применив какой-нибудь прибор для измерения,после обсуждения в группе. Учитель предлагает сравнить углы, которые измеряли, наложением. И сделать выводы. Учитель сообщает детям, что на уроке они будут работать с инструментом, с помощью которого научатся измерять углы (сегодня на уроке) и строить углы (на следующем уроке). Учитель предлагает разгадать шифровку: ТРИРОНСПАРТ. И говорит, что ответ можно найти на стр. учебника 84-85. Учитель говорит обучающимся записать тему урока «Измерение углов. Транспортир». Учитель выдает детям транспортиры. |
Поднимают сигнальные карточки Выполняют задание в тетради. Один обучающийся показывает правильный ответ у доски.
Отвечают: измерять! - Линейка (измерить длину), весы (измерить массу), термометр (измерить температуру)… Групповая работа. Дети обсуждают, как будут измерять, выбирают представителя от группы. Они выходят и пытаются измерить углы. Каждый берёт тот прибор, которым, по его мнению, можно измерить угол. Кто-то измеряет стороны линейкой и записывает длины отрезков. У всех разные записи. Консультанты в это время готовят доклады. Дети сравнивают и видят, что углы равны. Делают вывод, что приборы, которые они знают, им не помогли, и необходим новый прибор для измерения углов. Обучающиеся открывают учебники и отгадывают слово ТРАНСПОРТИР! Поднимают зеленые сигнальные карточки. Первый отгадавший выходит записать слово к доске. Записывают тему урока «Измерение углов» (стр. 84 учебника). |
||||||||
3.ЭТАП ПЕРВИЧНОГО УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ | |||||||||
Учитель предлагает выслушать доклады консультантов по новой теме. | Выступления консультантов-докладчиков. - Углы, как и отрезки, можно сравнивать не только наложением, но и с помощью измерения. Для этого используется инструмент, который называется транспортир. Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. А измеряют углы в градусах. - Представим себе, что развернутый угол разделен лучами, выходящими из его вершины на 180 равных углов (рис. 5.9 учебника на стр. 84). Угол, ограниченный двумя соседними лучами считают равным одному градусу. - Когда же появился транспортир? Оказывается, это угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что дней в году 360. Поэтому круг разделили на 360 равных частей. На нем они отмечали каждый прошедший день и видели сколько дней осталось до конца года. Каждой части они дали название – «градус». Градусная мера сохранилась и до наших дней. |
||||||||
Учитель предлагает записать слово «градус» в тетрадь и посмотреть на рис. 5.10 на стр.84 учебника, прочитать про градусные меры углов. Учитель спрашивает обучающихся: какие углы вы видите на рисунке? И сколько они градусов?Какова допустимая градусная мера для острого угла? Для тупого? После этого учитель предлагает, вернуться к схеме, которую составляли в начале урока, и дополнить ее: подписать к каждому углу какова может быть его градусная мера. Учитель предлагает обучающимся обратится к учебнику на странице 84-85 «Как измерить величину угла» и дает задание: прочитать текст учебника, внимательно рассмотреть рис.5.11, составить алгоритм измерения углов и проговорить его этапы. Работа будет в группах. Та группа, которая составит, поднимает зеленую карточку и говорит алгоритм. Если какая-то другая группа не согласна, поднимает красную карточку, или хочет дополнить, то поднимает желтую. Учитель обращает внимание: у транспортира две шкалы – внутренняя и внешняя. У каждой из них начало отсчета с разных сторон. Поэтому при работе с транспортиром надо быть внимательным, чтоб получить верный результат! |
Обучащиеся записывают слово «градус» и его обозначение, смотрят рис. 5.10. учебника. Отвечают на вопросы. Возвращаются к записи в тетрадях и на интерактивной доске и дополняют схему.
Работа в группе. Работая в группе, обучащиеся читают внимательно текст учебника, рассматривают рисунок, составляют алгоритм измерения углов. Обсуждают, дополняют друг друга. Записывают этапы в тетради. Консультанты каждой команды помогают детям.После составления алгоритма озвучивают его. Алгоритм измерения углов:
|
||||||||
4. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. | |||||||||
|
Обучающиеся выполняют упражнения |
||||||||
Учитель говорит о том, что сейчас будет работа в своей группе, но в парах. Каждая пара выбирает себе одну из карточек[2] или[3]. И выполняет задание. При затруднении можно обратится к своему консультанту. Консультант проверяет правильность выполнения и ставит отметку в Лист оценивания [1]. Учитель предлагает провести Дидактическую игру «Лови ошибку!» Учитель читает утверждение, если обучающиеся считают утверждение верным, то поднимают зеленую карточку вверх, если не верным, то красную, и говорят, в чем ошибка, говорят правильный ответ. 1) Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры. 2) Развернутый угол равен 1000. 3) Прямой угол 900. 4) Острый угол больше 900. 5) Тупой угол больше прямого, но меньше развернутого. |
Ребята внимательно слушают утверждения, думают и отвечают сигнальными карточками верно оно или нет. Исправляют ошибку. |
||||||||
Учительпредлагает выбрать то задание, которое им нравится больше [4] или[5].После изучения темы «Углы», дети будут работать над проектами. Кому ближе тема «Геометрия циферблата часов со стрелками», тот выбирает карточки [4], акому ближе тема «Геометрия на карте города», выбирают [5]. | Индивидуальная практическая работа. Продуктивная деятельность. Выбирают карточки с заданиями [4] или [5], выполняют. Сдают учителю на проверку. |
||||||||
5. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ. ИТОГИ УРОКА. | |||||||||
Учитель предлагает составить Синквейн по теме урока. Учитель рассказывает что это такое и правила составления: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей - записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой - размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, передающее отношение к теме (может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой). Пятая – это слово-резюме, в форме существительного, ассоциация с первым словом. Учитель предлагает обучающимсяоценить свою работу на уроке: поставьтесебе оценку и закончить предложения в листе оценивания [1]; выступить консультантов по работе группы. Учитель ставит итоговую оценку. |
С помощью подсказок учителя обучающиеся пытаются составить Синквейн. Например: Углы. Прямые, развернутые. Чертим, измеряем, знаем. Градусная мера их различна! Транспортир. Заполняют листы оценивания. Консультанты говорят о работе своей группы. Выставляют оценку в дневники. |
||||||||
Сообщает о домашнем задании (дифференциация по уровню сложности, содержанию и наполняемости). Записывает домашнее задание на доске. Одно задание для всех обязательное, одно на выбор (в зависимости от возможности обучающегося) и творческое задание на дополнительную отметку. | Записывают домашнее задание в дневник. Обязательное задание: гл. 5. п.18 читать и ответить устно на вопросы и задания на стр.85. Задание на выбор: 1. № 280, № 282. 2. № 279 (обязательно рисуем циферблаты часов). Творческое задание. Написать сказку об углах и транспортире (с рисунками) или Синквейн. |
Список литературы
- УМК: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2017 г.
- Путешествие в страну Геометрию. 5 класс. Рабочая программа и технологические карты занятий внеурочной деятельности: учеб.-метод. комплект/ авт. –сост. Т. Д. Копцева. – Волгоград: Учитель, 2016.
- О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС: методическое пособие. СПб: КАРО,2013
http://www.school.edu.ru/default.asp — Российский общеобразовательный портал.
http://pedsovet.org/ — Всероссийский интернет-педсовет.
https://drofa-ventana.ru/- издательский дом «Дрофа»
Приложение 1
Лист оценивания | Закончите предложение. На уроке я научился ….. Было интересно ….. Было трудно …. Я похвалил бы себя за ……. |
||
ФИ : | |||
Оценка консультанта (работа в группе) | Самооценка | Оценка учителя (практическая работа) |
|
Приложение [2]
№ | Название угла | Ответ в градусах |
1 | ˪ АВС | |
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 |
Приложение [3]
№ картинки | Ответ в градусах |
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
5) |
Приложение[4]
Покажите на рисунках, как расположены стрелки часов в указанное время. Запишите градусные меры углов, которые образуют стрелки.
а) | |
б) | |
в) | |
г) |
Приложение [5]
Карта