Интеграция на уроках изобразительного искусства,
как средство активизации познавательной
деятельности учащихся
как средство активизации познавательной
деятельности учащихся
Волошина Ирина Геннадьевна
Интегрированное обучение является образованием будущего.
М.И. Фролов
М.И. Фролов
Каждый педагог результатом своей деятельности хочет видеть творческую личность, имеющую активное мышление, находящуюся в гармонии с окружающим миром, гибко ориентирующуюся в новой обстановке, способную творчески применить любую информацию в любой области будущей деятельности, поставить цель и прогнозировать последствия, способную к самооценке и самоорганизации.
Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методологически плохо согласуются между собой; ее организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Как сказал замечательный исследователь русской культуры Ю.М.Лотман, «современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства».
Школьный предмет «изобразительное искусство», как часть такого процесса, особенно интересен. Его основы и законы могут рассматриваться как совокупность различных наук. К примеру: физика расскажет как преломляется луч света на цветовые волны, химия поможет превратить один цвет в другой, из истории и географии ученики узнают цветовые предпочтения любой страны, а биология раскроет тайну восприятия цветов. А всё вместе, получается- цветоведение, как азы изобразительного искусства.
Возможности для проведения интегрированных уроков значительно расширились с появлением компьютерных средств, новых информационных технологий. Одна из главных задач изобразительного искусства — знакомить детей с различной техникой и приемами рисования для того, чтобы в будущем учащиеся могли самостоятельно, по настроению, по впечатлению, выбирать технику для создания творческих композиций. В этом может помочь компьютер с его различными графическими программами. Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, а источником мотивации является занимательность.
При проведении интегрированных уроков возможно применение различных методов и технологий, эффективно способствующих развитию познавательной деятельности учащихся: методы уровневой дифференциации; игровые методы обучения; методы личностно-ориентированной и деятельностной педагогики; методы проблемно-поискового обучения; метод проектов; методы и приемы технологии развития критического мышления; методики психолого-педагогической диагностики и др.
Использование на интегрированных уроках изобразительного искусства проектного метода обучения способствует развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности и в то же время умения работать в коллективе. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне конкретная деятельность учащихся. Привлечение к проектной деятельности учителей-предметников обеспечивает наибольшую эффективность развития познавательной активности учащихся. Проекты могут быть краткосрочными, такие как, например, интегрированный проект по изобразительному искусству - технологии - природоведению «Фитодизайн», изобразительному искусству - экологии «Экодом». Проекты также могут быть и долгосрочными, такими как, например, интегрированный проект по изобразительному искусству – психологии на тему «Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся, изобразительному искусству - информатики «Школьная газета», «Создание логотипа школы» и др. Проект может начинаться на уроке и продолжаться во время изучения элективного курса «Ландшафный дизайн», тем самым интегрируя изобразительное искусство и предпрофильную подготовку, как, например, в творческом проекте «Дизайн детской площадки на школьном дворе».
Интегрированные уроки - эффективный способ вовлечения учащихся в учебный процесс для повышения качества знаний учащихся.Интеграция содержания разных видов искусств и науки в образовательном учреждении позволяет создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон восприятия мира и освоения содержания стандарта общего образования.
Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения. Единство тем является предпосылкой для более глубокого освоения школьниками учебного материала, поэтому главная цель интегрированного курса – научить их рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях и системах. Используя музыку на уроках изобразительного искусства, прежде всего нужно подбирать ее так, чтобы она была не просто музыкальным фоном для рисования, не только создавала приятный настрой для работы, а активно, наравне с символикой и образностью цвета работала на ассоциативную характеристику художественного образа. Музыка – неистощимый источник вдохновения. Знание основ цветоведения и музыкальное сопровождение на уроке помогают учащимся справляться со сложными творческими заданиями.
Задача интегрирования – не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, дать учащимся желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе Интегрированный подход в образовании глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В основу интегрированных уроков положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.Ведь именно искусство учит ребенка главному – умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека – художника, композитора. Искусство учить и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, - более многомерное, целостное.
Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.
Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучении детей.
Выделяется два вида интеграции:
Горизонтальная – объедение сходного материала в разных учебных предметах.
Вертикальная – объединение одним преподавателем в своем предмете материала , который тематически повторяется на разном уровне сложности.
Формы учебного процесса, в которых проявляются различные уровни интеграции:
1. Структуры, в которых объединяются несколько предметов.
2. Блокирование разных разделов.
3. Изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов.
4. Курс, объединяющий знания на основе обобщенных операций мышления.
Уровни интеграции
Тематическая – два-три учебных предмета раскрывают одну тему. Характер иллюстративно-объяснительный.
Проблемная – одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов.
Концептуальная – концепция рассматривается различными предметами в совокупности всех их средств и методов.
Теоретическая – философское взаимопроникновение различных теорий.
Диалектический уровень – предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний, синтез конкурирующих теорий.
Реализация интегрированных связей на уроке.
Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию личности, коммуникативных способностей.
Структура интегрированных уроков отличается от классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.дачами.
Структура интегрировано-синхронизированного курса дает возможность преподавателям разных предметов объединяться в творческие группы для совместной работы по смежным темам. Так приобщение учащихся к геометрической деятельности, через интеграцию с предметом ИЗО в процессе которой учащиеся овладевают навыками пространственной, конструктивной, метрической, интуитивной, логической, символической деятельности и развивают творческий потенциал личности, её способности к самореализации.
Результаты интеграции для обучающихся:
1.Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.
2. Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.
3.Расширяет тематику изучаемого материала.
4. Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.
5.Увеличивает спектр изучаемого материала
6. Повышает роль самостоятельной работы.
7. Реализует лучшие личностные качества.
Результаты интеграции для образовательного учреждения:
1. Адекватность современным требованиям образования и воспитания;
2.Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;
3. Широкий выбор деятельности;
4.Появление новых перспектив развития;
Получение качественного педагогического результата.
Рекомендации:
Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:
-систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю.
-увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы.
-вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.
-подбор технического оснащения.
-систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.
Многие понятия ИЗО не могут обойтись без понятий геометрии. Так в 5 классе на уроках, мы рассматриваем круги, квадраты, треугольники в рисунке орнамента. На уроках в 6 классе, говоря о трехмерности пространства и объёме, появляются изображения геометрических тел, линии и точки могут передавать ритм, динамику и статику. Семиклассники учатся изображать фигуру человека, используя схематическое построение, стилизуя и упрощая её до отрезков, овалов, прямоугольников. Любая композиция, рисунок, набросок основывается на правилах перспективы, параллельности или соединения линий. Объясняя элементарные правила предмета «изобразительное искусство», учитель никак не может обойтись без внутрипредметной интеграции с геометрической наукой.
Необычными получились уроки межпредметной интеграции ИЗО+ геометрия по темам «Симметрия», «Золотое сечение». Ученики применили новые знания в прикладной художественно-эстетической форме. Бабочки, цветы, узоры появлялись при помощи оттиска, отпечатывания симметричной стороны. «Золотая спираль» превращалась в замысловатые, морозные узоры, ветки елей и забавных змеек.
Объединение изобразительного искусства и театральных дисциплин очень плодотворно и способствует формированию у детей убеждения в связанности предметов, мотивирует практическую активность для применения знаний, умений и навыков. На уроке ИЗО+ культура речи по теме «Выразительностью в басне и её силуэтная иллюстрация» ученики сравнили, как графическая(силуэтные композиции) и сценическая выразительность (интонация, тембр) помогает передать характер животных в баснях И.Крылова. Урок «Народные мотивы Северодвинской росписи» закружил хороводом северных сказок, которые читали пятиклассники. Особые элементы орнамента и сказочные герой украсили расписные прялки на выставке ученических работ.
Использование технологии интегрированных уроков оптимизирует процесс саморазвития учащихся, даёт возможность ученикам увидеть результат своего труда, получить от него радость и удовлетворение.
Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Сейчас интеграция искусств используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного образования в целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств. Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у школьников художественно-творческой активности. Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его произведений. Эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия. Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во многом дополняет друг друга
Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь
взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственноэтическую сторону этой связи. ИЗО и музыка это предметы которые
просто дополняют друг друга.
Использование современных информационных технологий, расширяет
возможности знакомства с произведениями мировой художественной и
музыкальной культуры, показ фильмов о художниках и музыкантах,
путешествия по музеям мира, а также показ слайдов-презентаций на тему
уроков, тематический контроль знаний в электронном варианте.
Используемые примеры музыкальных образцов Русской музыкальной
культуры где тонко передаются оттенки природы, национальный
колорит, гармонично переплетаются с темой по изо о холодных и теплых
оттенках в живописи, в пейзажных рисунках и натюрмортах.
Лирические картины лучше воспринимаются под музыку современной
инструментальной музыки, открывая раздолье, мощь, величавость
природы.
При рассмотрении эффективности интегрированного урока,
как средстве повышения мотивации к изучению предмета,
можно сделать следующие выводы:
- интегрированный урок дает более целостное
представление об изучаемом вопросе;
-любой из интегрированных уроков может быть по своему
типу нестандартным, что уже изначально создает атмосферу
заинтересованности и мотивации к уроку;
- с точки зрения здоровье сберегающих технологий такие
уроки снимают эмоциональное и физическое напряжение;
-снижается усталость и утомляемость учащихся за счёт
переключения на разнообразные формы работы;
- интегрированный урок создает эффективное поле для
самореализации , самовыражения творчества как учителя ,
так и класса в целом.
В отличие от обычных уроков интегрированный урок дает
обширное поле для развития речи учащихся, формирует
умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
• Интеграция в целом способствует воспитанию
разносторонней, всесторонне развитой, интеллектуальной
личности.
• Использование презентаций:
• открывает более широкие возможности для творческого
преподавания, как изобразительного искусства, так и
музыки;
• обеспечивает дифференцированный и личностноориентированный подходы в обучении;
• дает возможность увеличить объем нового материала на
уроке и сократить время на его объяснение;
• активизирует процесс обучения.
В процессе проектирования интегрированного урока необходимо учесть затруднения, которые часто возникают.
Во-первых, следует внимательно просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.
Во-вторых, если урок готовиться двумя педагогами, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому преподавателю и строго придерживаться данного регламента.
В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы воспитанников и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к нему. Важно, чтобы преподаватели строго соблюдали регламент урока, тщательно продумывали формы и методы работы. Такие уроки также требуют от преподавателей умения импровизировать.
За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.
В свое время И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.
Интеграция предметных областей очень важна ещё и потому, что учитель использует в работе с детьми разные технологии. По заданию педагога, ребята самостоятельно ищут информацию, сопоставляют факты из разных областей знаний: географии, биологии, истории, литературы и др. Исследовательская работа учащихся - первый этап настоящего исследования, объектом которого является образовательный процесс. Самостоятельная работа учащихся над разрешением поставленной проблемы, получение конкретного результата и его публичное представление – это уже проектная деятельность. В процессе работы над проектом определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. В итоге дети ощущают видимый результат, получают глубокое удовлетворение от сделанного. Готовясь к уроку, приходится перелистать не одну страницу дополнительной литературы, заглядывать в Интернет. Особенно, если стоит задача по интеграции предметных областей, которая необходима для повышения мотивации учащихся на уроках. В условиях модернизации образования процесс интеграции нельзя замыкать лишь на создании интегрирующих курсов, он шире. Интегрирующими факторами могут быть способы деятельности учащихся, интеллектуальные технологии, экологическое содержание и т.д. Всё это расширит представления ребёнка о жизни, быте, традициях и обрядах наших предков, позволит применить их в современной жизнедеятельности, дизайне, моделировании и конструировании, будет способствовать применению полученных знаний в практической деятельности для преобразования и усовершенствования известного опыта.
Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методологически плохо согласуются между собой; ее организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Как сказал замечательный исследователь русской культуры Ю.М.Лотман, «современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства».
Школьный предмет «изобразительное искусство», как часть такого процесса, особенно интересен. Его основы и законы могут рассматриваться как совокупность различных наук. К примеру: физика расскажет как преломляется луч света на цветовые волны, химия поможет превратить один цвет в другой, из истории и географии ученики узнают цветовые предпочтения любой страны, а биология раскроет тайну восприятия цветов. А всё вместе, получается- цветоведение, как азы изобразительного искусства.
Возможности для проведения интегрированных уроков значительно расширились с появлением компьютерных средств, новых информационных технологий. Одна из главных задач изобразительного искусства — знакомить детей с различной техникой и приемами рисования для того, чтобы в будущем учащиеся могли самостоятельно, по настроению, по впечатлению, выбирать технику для создания творческих композиций. В этом может помочь компьютер с его различными графическими программами. Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, а источником мотивации является занимательность.
При проведении интегрированных уроков возможно применение различных методов и технологий, эффективно способствующих развитию познавательной деятельности учащихся: методы уровневой дифференциации; игровые методы обучения; методы личностно-ориентированной и деятельностной педагогики; методы проблемно-поискового обучения; метод проектов; методы и приемы технологии развития критического мышления; методики психолого-педагогической диагностики и др.
Использование на интегрированных уроках изобразительного искусства проектного метода обучения способствует развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности и в то же время умения работать в коллективе. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне конкретная деятельность учащихся. Привлечение к проектной деятельности учителей-предметников обеспечивает наибольшую эффективность развития познавательной активности учащихся. Проекты могут быть краткосрочными, такие как, например, интегрированный проект по изобразительному искусству - технологии - природоведению «Фитодизайн», изобразительному искусству - экологии «Экодом». Проекты также могут быть и долгосрочными, такими как, например, интегрированный проект по изобразительному искусству – психологии на тему «Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся, изобразительному искусству - информатики «Школьная газета», «Создание логотипа школы» и др. Проект может начинаться на уроке и продолжаться во время изучения элективного курса «Ландшафный дизайн», тем самым интегрируя изобразительное искусство и предпрофильную подготовку, как, например, в творческом проекте «Дизайн детской площадки на школьном дворе».
Интегрированные уроки - эффективный способ вовлечения учащихся в учебный процесс для повышения качества знаний учащихся.Интеграция содержания разных видов искусств и науки в образовательном учреждении позволяет создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон восприятия мира и освоения содержания стандарта общего образования.
Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения. Единство тем является предпосылкой для более глубокого освоения школьниками учебного материала, поэтому главная цель интегрированного курса – научить их рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях и системах. Используя музыку на уроках изобразительного искусства, прежде всего нужно подбирать ее так, чтобы она была не просто музыкальным фоном для рисования, не только создавала приятный настрой для работы, а активно, наравне с символикой и образностью цвета работала на ассоциативную характеристику художественного образа. Музыка – неистощимый источник вдохновения. Знание основ цветоведения и музыкальное сопровождение на уроке помогают учащимся справляться со сложными творческими заданиями.
Задача интегрирования – не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, дать учащимся желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе Интегрированный подход в образовании глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В основу интегрированных уроков положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.Ведь именно искусство учит ребенка главному – умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека – художника, композитора. Искусство учить и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, - более многомерное, целостное.
Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.
Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучении детей.
Выделяется два вида интеграции:
Горизонтальная – объедение сходного материала в разных учебных предметах.
Вертикальная – объединение одним преподавателем в своем предмете материала , который тематически повторяется на разном уровне сложности.
Формы учебного процесса, в которых проявляются различные уровни интеграции:
1. Структуры, в которых объединяются несколько предметов.
2. Блокирование разных разделов.
3. Изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов.
4. Курс, объединяющий знания на основе обобщенных операций мышления.
Уровни интеграции
Тематическая – два-три учебных предмета раскрывают одну тему. Характер иллюстративно-объяснительный.
Проблемная – одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов.
Концептуальная – концепция рассматривается различными предметами в совокупности всех их средств и методов.
Теоретическая – философское взаимопроникновение различных теорий.
Диалектический уровень – предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний, синтез конкурирующих теорий.
Реализация интегрированных связей на уроке.
Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию личности, коммуникативных способностей.
Структура интегрированных уроков отличается от классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.дачами.
Структура интегрировано-синхронизированного курса дает возможность преподавателям разных предметов объединяться в творческие группы для совместной работы по смежным темам. Так приобщение учащихся к геометрической деятельности, через интеграцию с предметом ИЗО в процессе которой учащиеся овладевают навыками пространственной, конструктивной, метрической, интуитивной, логической, символической деятельности и развивают творческий потенциал личности, её способности к самореализации.
Результаты интеграции для обучающихся:
1.Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.
2. Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.
3.Расширяет тематику изучаемого материала.
4. Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.
5.Увеличивает спектр изучаемого материала
6. Повышает роль самостоятельной работы.
7. Реализует лучшие личностные качества.
Результаты интеграции для образовательного учреждения:
1. Адекватность современным требованиям образования и воспитания;
2.Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;
3. Широкий выбор деятельности;
4.Появление новых перспектив развития;
Получение качественного педагогического результата.
Рекомендации:
Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:
-систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю.
-увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы.
-вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.
-подбор технического оснащения.
-систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.
Многие понятия ИЗО не могут обойтись без понятий геометрии. Так в 5 классе на уроках, мы рассматриваем круги, квадраты, треугольники в рисунке орнамента. На уроках в 6 классе, говоря о трехмерности пространства и объёме, появляются изображения геометрических тел, линии и точки могут передавать ритм, динамику и статику. Семиклассники учатся изображать фигуру человека, используя схематическое построение, стилизуя и упрощая её до отрезков, овалов, прямоугольников. Любая композиция, рисунок, набросок основывается на правилах перспективы, параллельности или соединения линий. Объясняя элементарные правила предмета «изобразительное искусство», учитель никак не может обойтись без внутрипредметной интеграции с геометрической наукой.
Необычными получились уроки межпредметной интеграции ИЗО+ геометрия по темам «Симметрия», «Золотое сечение». Ученики применили новые знания в прикладной художественно-эстетической форме. Бабочки, цветы, узоры появлялись при помощи оттиска, отпечатывания симметричной стороны. «Золотая спираль» превращалась в замысловатые, морозные узоры, ветки елей и забавных змеек.
Объединение изобразительного искусства и театральных дисциплин очень плодотворно и способствует формированию у детей убеждения в связанности предметов, мотивирует практическую активность для применения знаний, умений и навыков. На уроке ИЗО+ культура речи по теме «Выразительностью в басне и её силуэтная иллюстрация» ученики сравнили, как графическая(силуэтные композиции) и сценическая выразительность (интонация, тембр) помогает передать характер животных в баснях И.Крылова. Урок «Народные мотивы Северодвинской росписи» закружил хороводом северных сказок, которые читали пятиклассники. Особые элементы орнамента и сказочные герой украсили расписные прялки на выставке ученических работ.
Использование технологии интегрированных уроков оптимизирует процесс саморазвития учащихся, даёт возможность ученикам увидеть результат своего труда, получить от него радость и удовлетворение.
Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Сейчас интеграция искусств используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного образования в целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств. Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у школьников художественно-творческой активности. Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его произведений. Эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия. Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во многом дополняет друг друга
Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь
взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственноэтическую сторону этой связи. ИЗО и музыка это предметы которые
просто дополняют друг друга.
Использование современных информационных технологий, расширяет
возможности знакомства с произведениями мировой художественной и
музыкальной культуры, показ фильмов о художниках и музыкантах,
путешествия по музеям мира, а также показ слайдов-презентаций на тему
уроков, тематический контроль знаний в электронном варианте.
Используемые примеры музыкальных образцов Русской музыкальной
культуры где тонко передаются оттенки природы, национальный
колорит, гармонично переплетаются с темой по изо о холодных и теплых
оттенках в живописи, в пейзажных рисунках и натюрмортах.
Лирические картины лучше воспринимаются под музыку современной
инструментальной музыки, открывая раздолье, мощь, величавость
природы.
При рассмотрении эффективности интегрированного урока,
как средстве повышения мотивации к изучению предмета,
можно сделать следующие выводы:
- интегрированный урок дает более целостное
представление об изучаемом вопросе;
-любой из интегрированных уроков может быть по своему
типу нестандартным, что уже изначально создает атмосферу
заинтересованности и мотивации к уроку;
- с точки зрения здоровье сберегающих технологий такие
уроки снимают эмоциональное и физическое напряжение;
-снижается усталость и утомляемость учащихся за счёт
переключения на разнообразные формы работы;
- интегрированный урок создает эффективное поле для
самореализации , самовыражения творчества как учителя ,
так и класса в целом.
В отличие от обычных уроков интегрированный урок дает
обширное поле для развития речи учащихся, формирует
умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
• Интеграция в целом способствует воспитанию
разносторонней, всесторонне развитой, интеллектуальной
личности.
• Использование презентаций:
• открывает более широкие возможности для творческого
преподавания, как изобразительного искусства, так и
музыки;
• обеспечивает дифференцированный и личностноориентированный подходы в обучении;
• дает возможность увеличить объем нового материала на
уроке и сократить время на его объяснение;
• активизирует процесс обучения.
В процессе проектирования интегрированного урока необходимо учесть затруднения, которые часто возникают.
Во-первых, следует внимательно просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.
Во-вторых, если урок готовиться двумя педагогами, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому преподавателю и строго придерживаться данного регламента.
В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы воспитанников и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к нему. Важно, чтобы преподаватели строго соблюдали регламент урока, тщательно продумывали формы и методы работы. Такие уроки также требуют от преподавателей умения импровизировать.
За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.
В свое время И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.
Интеграция предметных областей очень важна ещё и потому, что учитель использует в работе с детьми разные технологии. По заданию педагога, ребята самостоятельно ищут информацию, сопоставляют факты из разных областей знаний: географии, биологии, истории, литературы и др. Исследовательская работа учащихся - первый этап настоящего исследования, объектом которого является образовательный процесс. Самостоятельная работа учащихся над разрешением поставленной проблемы, получение конкретного результата и его публичное представление – это уже проектная деятельность. В процессе работы над проектом определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. В итоге дети ощущают видимый результат, получают глубокое удовлетворение от сделанного. Готовясь к уроку, приходится перелистать не одну страницу дополнительной литературы, заглядывать в Интернет. Особенно, если стоит задача по интеграции предметных областей, которая необходима для повышения мотивации учащихся на уроках. В условиях модернизации образования процесс интеграции нельзя замыкать лишь на создании интегрирующих курсов, он шире. Интегрирующими факторами могут быть способы деятельности учащихся, интеллектуальные технологии, экологическое содержание и т.д. Всё это расширит представления ребёнка о жизни, быте, традициях и обрядах наших предков, позволит применить их в современной жизнедеятельности, дизайне, моделировании и конструировании, будет способствовать применению полученных знаний в практической деятельности для преобразования и усовершенствования известного опыта.