Санкт Петербургский Университет Технологии и дизайна
Т. Б. Кузнецова
Employment on designing as a condition of development of is art-shaped thinking of the future designers
T. B. Kuznetsova
The St.-Petersburg University Technology and design
В статье обсуждаются методы развития образного мышления как важнейшей характеристики творческой личности. Предлагается система практических заданий, позволяющих эффективно развивать художественно-образное мышление на занятиях по проектированию, предполагает создание композиций при опоре на разные сферы чувств человека, что способствует формированию и развитию образа.
In article methods of development of figurative thinking as major characteristic of the creative person are discussed. The system of the practical tasks allowing effectively to develop is art-shaped thinking on employment on designing Is offered, assumes creation of compositions at a support on different spheres of feelings of the person that promotes formation and development of an image.
Ключевые слова: образное мышление, развитие, проектная культура, творчество, образование, дизайн, учебный процесс, проектирование.
Keywords: figurative thinking, development, design culture, creativity, formation, design, educational process, designing.
В ряду проблем подготовки молодого человека к активной социальной и профессиональной жизни выделяется проблема развития его образного мышления как важнейшей характеристики креативности личности. Деятельность человека и в профессиональной и в социальной жизни креативна, если она включает в себя новые или уникальные подходы к решению возникающих задач.
Цели развития образного мышления личности становятся все более актуальными в контексте утверждения в «обществе проектной культуры». Проектирование рассматривается в настоящее время как универсальный тип деятельности современной культуры. Особое значение оно приобретает в подготовке широкого круга профессионалов, связанных с дизайном.
Развитым наглядно-образным мышлением должны обладать люди «творческих» профессий – архитекторы, конструкторы, дизайнеры, художники, режиссеры. В своей деятельности они нередко должны представить «и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет». Без образного мышления наше восприятие действительности не было бы столь разносторонним и глубоким, богатым разнообразными оттенками.
Естественно, что на практике логическое и наглядно-образное мышление сосуществуют, дополняя друг друга, но степень их выраженности для эффективности того или иного вида социальной либо профессиональной деятельности разная. В ситуации проектирования необходимость их взаимосвязи ощущается особо остро.
Мышление дизайнера - синтетическое, т.к. сам дизайн - явление пограничное между сугубо прагматической деятельностью, решающей насущные проблемы и созданием объектов, определяющих стиль и образ жизни людей. Дизайн существует на стыке научного и художественного освоения действительности. С одной стороны, дизайнеры создают материальные и виртуальные модели будущих объектов, что объединяет дизайн-процесс с любым проектированием вещей: инженерным, конструкторским, архитектурным. С другой,— художественно-образное моделирование реальности роднит дизайн с творчеством «высокого» искусства. Таким образом, развитие образного мышления молодых людей, а точнее — художественно-образного мышления, обучающихся по специальности «дизайн», является необходимым условием их будущей творческой деятельности. Можно говорить о том, что уровень развития этого мышления вполне способен выступать одним из критериев профессиональной подготовки подобного специалиста.
Практически во всех исследованиях, посвященных вопросу природы художественно-образного мышления, говорится о том, что одним из специфических его качеств является двоякая структура, включающая в себя компонент эмоционально-субъективный и объективно-формальный. Эти два аспекта способны влиять на формирование художественно-образного мышления дизайнеров.
Связь с универсальным творческим мышлением проявляется как раз в области профессиональной «дизайнерской» методики поиска образов. Логическое и чувственное, рациональное и эмоциональное, содержание и форма - на основе их слияния, выраженных специфическими для каждого вида искусства средствами, создаются образы-характеры, образы-события, образы-детали, передающие определенные эстетические идеи и чувства. В этом аспекте деятельность дизайнера сравнима с деятельностью художника.
Образ включает материал действительности, переработанный творческой фантазией личности, ее отношение к изображенному. Образная мысль многозначна, она богата и глубока по своему значению и смыслу. Один из аспектов многозначности – недосказанность. Эта недосказанность образа стимулирует мысль воспринимающего. Но эта же недосказанность может стимулировать и творческий поиск, в том числе и при освоении учебного курса «Проектирование», способствуя тем самым развитию художественно-образного мышления.
Сознание дизайнера отличается тем, что он рассматривает создание образа (проекта) через призму имеющихся в его распоряжении художественных средств. Это предполагает определенный уровень владения грамотой изобразительного искусства как средством воплощения образа, его выразительного решения. Поэтому одним из важнейших факторов, влияющих на развитие художественно-образного мышления будущего специалиста, являются не только практические умения, навыки, но и специфика восприятия студентом действительности. Отсюда важность согласованного взаимодействия практического опыта, знаний, умений с фантазией, воображением, эмоциональным настроем и эстетической позицией автора. Понятие «художественно-образное мышление специалиста» как раз и отражает способность сознания к формированию образов и его связь с конкретной профессиональной деятельностью.
Развитие художественно-образного мышления – это одна из приоритетных задач образовательного процесса по специализации «дизайн», и решается эта задача в процессе обучения на занятиях, связанных с изобразительной деятельностью. Содержание и организация учебного процесса должны способствовать синтезу знаний, полученных учащимися на занятиях по разным дисциплинам, таким как рисунок, живопись, композиция и др. Особую нагрузку при этом несет курс «Проектирование». Он предполагает освоение студентами особого вида деятельности, основанного на умении человека мысленно создавать модели «будущего» и воплощать их в жизнь. Это специфическая форма творчества, которая в то же время является универсальным средством развития человека и основой для формирования у студентов навыков проектирования предметно-пространственной среды, композиционного моделирования проектируемых объектов.
Система практических заданий, позволяющих эффективно развивать художественно-образное мышление на занятиях по проектированию, предполагает создание композиций при опоре на разные сферы чувств человека, что способствует формированию и развитию образа. Например, это выполнение композиции, передающей настроение. Студенту необходимо использовать ограниченные художественные средства: цвет, пятно, линию. Или создание композиции из геометрических форм в цвете, передающую какое-либо тактильное ощущение - мягкость, колючесть, жесткость и т. д., или какой-либо запах или вкус. Возможно создание абстрактной композиции на тему музыки. Это может быть и выполнение эскиза поздравления к празднику, без использования традиционных штампов.
Знание законов композиции и гармонизации , умение применять эти законы на практике играют немаловажную роль для создания грамотной дизайнерской работы. Но не менее важна смелость и неожиданность идей, неординарность решений, оригинальный ход мыслей, красивый замысел.
Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа является форма. Её рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Точка, линия, пятно – это элементы организации плоскостной композиции. Им всем свойственно выражение образа. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на «зрителя» на ассоциативном и интуитивном уровнях. Существует и чисто физическое восприятие формы – рядом с огромным пятном человек нередко чувствует себя дискомфортно. Простейшие формы пятна – квадрат, треугольник, круг, форма «амебы» и производные от них – несут в себе ассоциативные образы, идеи и понятия. Цвет в совокупности с формой дает более богатые по своему содержанию образы. В сочетании с формой он позволяет выражать и передавать тончайшие оттенки переживаний, чувств, эмоций, сложные абстрактные понятия и представления.
В процессе таких упражнений, как выполнение композиций из геометрических форм с передачей эмоционального состояния – радости, грусти, восторга, печали или передачи идеи добра и зла, студенты решают сразу комплекс задач: это выбор композиционного построения для создания наибольшей выразительности, средств выражения творческой идеи, определение того, какие материалы и инструменты будут использованы. Усложняя задания, можно предложить создать конкретный художественный образ («романтика», «агрессора», «ленивца» и т.д.), избегая изображения предметов окружающего мира. Такое упражнение требует фантазии и воображения.
Цвет вызывает множество ассоциаций: температурные – холодный, теплый; весовые – легкий, тяжелый; звуковые - тихий, громкий и т.п. На этом основаны задания, цель которых не только создать выразительный образ, но и передать собственное отношение. индивидуальную трактовку темы: выразить цветом и формой какой-либо запах, вкус. Как более сложная задача – выразить темы «Летний дождь», «Счастливая встреча», «Грустная песня». Особое упражнение – создание художественного образа на тему музыкального произведения. Задания подобного типа позволяют реализовать творческую индивидуальность каждого студента.
Комплекс таких упражнений позволяет решить следующую задачу: создать художественный образ в интерьере. Это задание предполагает создание образа интерьеров для людей с самыми различными интересами, темпераментами и внутренними установками. Например, квартира для топ-модели, для фотографа, музыканта, автогонщика и т.п.
Такого рода «упражнения» возможны на занятиях не только дизайнеров, а и в учебном процессе специалистов другого профиля, но осваивающих «азы» проектирования, необходимого во многих видах профессиональной деятельности.