Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Аналитический урок литературы

Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина»

Цель урока: обнаружить в поэме «Анна Снегина» признаки произведения лироэпического жанра через раскрытие  художественного многообразия тем поэмы и систему образов ее героев.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.
                                                  
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
(«Несказанное, синее, нежное» 1925)
 
Ход урока.
  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
- Мы подходим к заключительному этапу изучения творчества Есенина. Предметом обсуждения на этом уроке станет поэма С.А. Есе­ни­на «Анна Сне­ги­на». Это про­из­ве­де­ние со­зда­но в 1925 году в по­след­ние годы жизни поэта, наполненные глубокими переживаниями и поиском ответа на вопрос «нужен ли он России?»    
- Дома вы прочитали поэму.  Поделитесь  своими  впечатлениями. Понравилась ли она вам?
- Можно ли ска­зать, что поэт отож­деств­ля­ет себя с ли­ри­че­ским ге­ро­ем поэмы?  (Скорее, да)
– Несмотря на то, что поэт лирического героя поэмы  нарекает  Сер­ге­ем, это событие не стоит вос­при­ни­мать бук­валь­но. Однако герой, безусловно, на­де­лен неко­то­ры­ми чер­та­ми, ко­то­рые при­су­щи и са­мо­му ав­то­ру.
- Ясно одно, что поэма «Анна Сне­ги­на» – про­из­ве­де­ние, в котором автор как будто под­во­дит итоги, раз­мыш­ляя не только о своей жизни, но и о судь­бе стра­ны.
 - Я думаю, что у вас возникло много вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы в рамках изучения поэмы.
- Сформулируйте свои вопросы, чтобы определить цели нашего  сегодняшнего урока. (От каждой группы 1-2 вопроса. Художественное своеобразие, тема поэмы и способы её выражения, время действия в поэме, система образов)

 
  1. Изучение нового материала.
А) Словарная работа.
- Я предлагаю начать изучение этого произведения с определения его жанра.
-  Сам поэт определял свое произведение «Анна Снегина» как  лироэпическую  поэму.
- Как вы понимаете это определение? (Лирическое, потому что выражаются чувства, эмоции; эпическое – присутствует сюжет, повествуется о событиях из жизни героев).
Но  есть  и  другие  взгляды  литературовед, В. Турбин,  к  примеру,  называет  произведение «повестью в стихах» и находит сходство с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина.
Еще одно определение предложил А.П. Квятковский, утверждая, что это стихотворная новелла, то есть повествование с напряженным сюжетом и неожиданной концовкой.
Б) Аналитическая беседа.
- Все эти определения указывают на различные особенности произведения, среди которых ярче выделяются лирическое и эпическое начала.
- Давайте вместе определим признаки эпического произведения в поэме Есенина (работаем с 1-й главой).
- Известно, что в эпическом произведении автор больше всего внимания уделяет описанию событий.
- О каких событиях идет речь в 1 главе поэмы? (Из его повествования узнаем о противостоянии двух сел: Радово, которому «...счастье дано», и Криуши, где «житье у них было плохое». Однажды в скандале («украдкой они рубили / из нашего леса дрова») был убит старшина. Десятерых из Криуш «услали в Сибирь», но и в Радово «скатилась со счастья вожжа»)
-  Скажите, а раз в поэме описано столько разноплановых событий можем ли мы считать , что сюжет находится в постоянном развитии и продолжении? (Безусловно, сюжет динамичен).
  - Но во внутрь динамично развивающегося сюжета Есенин включает один совершенно нехарактерный для эпического произведения прием.
– Снова обратимся к сюжету поэмы. О чем самом важном повествует это произведение? (История несостоявшейся любви героев,  (в поэме он едва намечен, и развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы
- Есенин включает в сюжет поэмы - лирический план,  в основе которого лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта.
- Расскажите о главных героях поэмы?
(Глав­ным ге­ро­ем поэмы яв­ля­ет­ся Сер­гей, он вышел из де­рев­ни, вырос в де­ревне, но сумел стать ли­те­ра­то­ром, пи­са­те­лем. Когда ему было 16 лет, он был влюб­лен в одну де­вуш­ку, ту самую Анну Сне­ги­ну, позже он был вы­нуж­ден уехать из своей де­рев­ни, но спу­стя дол­гое время вер­нул­ся в род­ные края и снова встре­тил­ся с Анной. Де­вуш­ка за это время успе­ла выйти замуж, да еще и за офи­це­ра).
- Вернемся к лирическому сюжету. Ис­то­рия любви все-та­ки несбыв­ша­я­ся: Анна и Сер­гей ис­пы­ты­ва­ют чув­ства к друг другу, про­ис­хо­дят встре­чи, ино­гда слу­ча­ют­ся ссоры, их то от­тал­ки­ва­ет, то при­тя­ги­ва­ет друг к другу. За­вер­ша­ет­ся все тем, что Анна, муж ко­то­рой погиб на войне, эми­гри­ру­ет, а Сер­гей оста­ет­ся на Ро­дине и в конце поэмы по­лу­ча­ет пись­мо из Лон­до­на.
-Что же ме­ша­ет ге­ро­ям быть вме­сте? Зачитать. В первую оче­редь раз­ни­ца в со­ци­аль­ном по­ло­же­нии, раз­ни­ца в вос­пи­та­нии, у них со­вер­шен­но раз­ные жиз­нен­ные пути. Они не могут пре­одо­леть ка­кие-то услов­но­сти, со­здан­ные их про­ис­хож­де­ни­ем, об­сто­я­тель­ства, и эти об­сто­я­тель­ства ста­но­вят­ся для них ба­рье­ром.
- Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны — пропасть между “белой” и “черной” костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: “лирике” помешал “эпос”. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.
- А  определите  время действия в поэме (основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. Действие в поэме кончается 1923 годом.)
- События в поэме даны эскизно, и Есенину важны не сами события, а выражение его собственного отношения  и его героев к ним.
- А является ли это доказательством, что в поэме присутствуют признаки лирического произведения.
- Подведем итог. Так почему поэма "Анна Снегина" - это лироэпическое произведение? (Потому что сочетает в себе динамичный событийный сюжет и лирический план чувственных отношений главных героев).
-  Запишем в рабочие листы (тетрадь).
 
В) Определение основных тем поэмы.
- Жанр поэмы раскрывается и через многогранность тем. Попытаемся раскрыть их.
- Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? Зачитать  (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова.
- Какая тема просматривается уже в 1 главе поэмы? Тема крестьянства
- О чем сообщает лирический герой в 1 главе, в чем признается?  «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»
- Почему герой самовольно возвращается с войны? Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство.
- Какая тема просматривается в этом признании? Одна из главных тем поэмы – осуждение  империалистической и братоубийственной гражданской войны.
- Как вы думаете, почему тема крестьянства и тема гражданской войны «идут след в след»?
Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея».
Г) Анализ системы образов.
- Даны в развитии и образы главных героев. Они придают произведению биографический характер.
- Раз­вер­ты­вая сю­жет­ную линию поэмы, С. Есе­нин со­зда­ет образ де­ре­вен­ско­го во­жа­ка – Прона Ог­лоб­ли­на, во­пло­тив­ше­го в себе ве­ко­вой гнев на­ро­да про­тив при­тес­ни­те­лей и ми­ро­едов, сво­е­го рода Пу­га­че­ва. Вот как ис­то­рию об Ог­лоб­лине рас­ска­зы­ва­ет одна из ге­ро­инь поэмы, ста­рая жена мель­ни­ка, к ко­то­ро­му Сер­гей при­бы­ва­ет на лето, по­ки­нув свою раз­гуль­ную жизнь в Москве: зачитать
У них там есть Прон Ог­лоб­лин,
Бул­дыж­ник, дра­чун, гру­би­ян.
Он вечно на всех озлоб­лен,
С утра по неде­лям пьян.

И нагло в тре­тье­вом годе,
Когда объ­яви­ли войну,
При всем чест­ном на­ро­де
Убил то­по­ром стар­ши­ну.

Таких те­перь ты­ся­чи стало
Тво­рить на сво­бо­де гнусь.
Про­па­ла Расея, про­па­ла...
По­гиб­ла кор­ми­ли­ца Русь...

- Вспомним историю, когда происходит дей­ствие поэмы? В пе­ри­од ре­во­лю­ции, в эпоху кре­стьян­ских бун­тов и на­сту­па­ю­ще­го тер­ро­ра.
- А вот Ог­лоб­лин от­ли­чил­ся еще в пе­ри­од мир­но­го вре­ме­ни, убив то­по­ром че­ло­ве­ка во время спора между кре­стья­на­ми из двух со­сед­них де­ре­вень за лес.
 - Ин­те­рес­но то, как от­но­сит­ся к нему Есе­нин? С одной сто­ро­ны, он по­ни­ма­ет, что его герой – пло­хой че­ло­век и убий­ца, а с дру­гой сто­ро­ны, ли­ри­че­ский герой Сер­гей с Ог­лоб­ли­ным дру­жит. Они между собой свя­за­ны и го­во­рят на одном языке.
- Тема бунта, тема кре­стья­ни­на в его бун­тар­ских про­яв­ле­ни­ях вол­но­ва­ла Есе­ни­на давно. Эта тема ка­са­лась всех, так как кре­стьяне – ос­нов­ные жи­те­ли Рос­сии и аг­рар­ный во­прос был пер­вым в рус­ской по­ли­ти­ке и ли­те­ра­ту­ре дли­тель­ное время. Как вы зна­е­те, о на­род­ных бун­тах, о Пу­га­чев­щине писал и Пуш­кин.
- И тут мы снова воз­вра­ща­ем­ся к об­ра­зу Ог­лоб­ли­на, кого он на­по­ми­на­ет нам? Пуш­кин­ско­го Пу­га­че­ва, ко­то­рый, с одной сто­ро­ны, лихой че­ло­век, страш­ный и кро­ва­вый, а с дру­гой сто­ро­ны, в нем есть ка­кое-то оба­я­ние. Кроме того, важно от­ме­тить, что в дан­ном про­из­ве­де­нии Ог­лоб­лин ока­зы­ва­ет­ся жерт­вой ужас­ных со­бы­тий: в 1920 году этого героя уби­ва­ют де­ни­кин­цы.
- Кто является глав­ным ге­ро­ем за­хва­та, когда по­ме­щи­ки за­би­ра­ют землю у Сне­ги­ных? Ла­бу­тя – брат Прона. 
- Какую характеристику дает ему автор? Зачитать
“Мужик — что твой пятый туз:
 При всякой опасной минуте
 Хвальбишка и дьявольским трус”. (Пятый туз — лишний туз в шулерской колоде).
 
- Таким образом, оба плана поэмы - эпический и лирический раскрываются через тему осуждения (чувство - лирика) войны и тема крестьянства (историческая основа сюжета - эпос). Запишем.
 
- Подумайте и сделайте вывод на основе выявленных тем и системы образов поэмы: каково от­но­ше­ние ав­то­ра ко всем этим со­бы­ти­ям? двой­ствен­ное: с одной сто­ро­ны, он вроде бы и за ре­во­лю­цию, за кре­стьян­скую прав­ду. Запишем.
«Скажи, кто такое Ленин?»
Я тихо от­ве­тил:
«Он – вы».
  В этом и есть вся пре­лесть поэмы Есе­ни­на, в ней нет ка­те­го­рич­но­сти и жест­ко рас­став­лен­ных оце­нок.
 
V. Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.
- Прочитайте финал поэмы. Какие строки повторяются? Какой смысл вложен в них?
- Как соотносятся эти строки с эпиграфом к уроку. (Чтение эпиграфа)
 В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает.

 
  1. Итог урока.
- Мы рассмотрели в поэме «Анна Снегина» признаки произведения лироэпического жанра? (какие это признаки)
- Раскрыли ли  художественного многообразия тем поэмы? Назовите эти темы?
- Смогли ли мы сегодня приблизиться к пониманию прелести поэмы Есенина (в ней нет ка­те­го­рич­но­сти и жест­ко рас­став­лен­ных оце­нок).

 
  1. Выставление отметок и домашнее задание.
 
  1. На­пи­ши­те раз­вер­ну­тый ответ: «От­но­ше­ние ав­то­ра к Ро­дине в поэме Есе­ни­на “Анна Сне­ги­на”»
  2. От­веть­те на во­про­сы:
  1. Как в поэме по­ка­за­на новая власть?
  2. Как по­ка­за­ны чув­ства ге­ро­ев: Анны и Сер­гея?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»