Аналитический урок литературы
Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина»
Цель урока: обнаружить в поэме «Анна Снегина» признаки произведения лироэпического жанра через раскрытие художественного многообразия тем поэмы и систему образов ее героев.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
(«Несказанное, синее, нежное» 1925)
Ход урока.
- Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
- Дома вы прочитали поэму. Поделитесь своими впечатлениями. Понравилась ли она вам?
- Можно ли сказать, что поэт отождествляет себя с лирическим героем поэмы? (Скорее, да)
– Несмотря на то, что поэт лирического героя поэмы нарекает Сергеем, это событие не стоит воспринимать буквально. Однако герой, безусловно, наделен некоторыми чертами, которые присущи и самому автору.
- Ясно одно, что поэма «Анна Снегина» – произведение, в котором автор как будто подводит итоги, размышляя не только о своей жизни, но и о судьбе страны.
- Я думаю, что у вас возникло много вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы в рамках изучения поэмы.
- Сформулируйте свои вопросы, чтобы определить цели нашего сегодняшнего урока. (От каждой группы 1-2 вопроса. Художественное своеобразие, тема поэмы и способы её выражения, время действия в поэме, система образов)
- Изучение нового материала.
- Я предлагаю начать изучение этого произведения с определения его жанра.
- Сам поэт определял свое произведение «Анна Снегина» как лироэпическую поэму.
- Как вы понимаете это определение? (Лирическое, потому что выражаются чувства, эмоции; эпическое – присутствует сюжет, повествуется о событиях из жизни героев).
Но есть и другие взгляды литературовед, В. Турбин, к примеру, называет произведение «повестью в стихах» и находит сходство с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина.
Еще одно определение предложил А.П. Квятковский, утверждая, что это стихотворная новелла, то есть повествование с напряженным сюжетом и неожиданной концовкой.
Б) Аналитическая беседа.
- Все эти определения указывают на различные особенности произведения, среди которых ярче выделяются лирическое и эпическое начала.
- Давайте вместе определим признаки эпического произведения в поэме Есенина (работаем с 1-й главой).
- Известно, что в эпическом произведении автор больше всего внимания уделяет описанию событий.
- О каких событиях идет речь в 1 главе поэмы? (Из его повествования узнаем о противостоянии двух сел: Радово, которому «...счастье дано», и Криуши, где «житье у них было плохое». Однажды в скандале («украдкой они рубили / из нашего леса дрова») был убит старшина. Десятерых из Криуш «услали в Сибирь», но и в Радово «скатилась со счастья вожжа»)
- Скажите, а раз в поэме описано столько разноплановых событий можем ли мы считать , что сюжет находится в постоянном развитии и продолжении? (Безусловно, сюжет динамичен).
- Но во внутрь динамично развивающегося сюжета Есенин включает один совершенно нехарактерный для эпического произведения прием.
– Снова обратимся к сюжету поэмы. О чем самом важном повествует это произведение? (История несостоявшейся любви героев, (в поэме он едва намечен, и развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы
- Есенин включает в сюжет поэмы - лирический план, в основе которого лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта.
- Расскажите о главных героях поэмы?
(Главным героем поэмы является Сергей, он вышел из деревни, вырос в деревне, но сумел стать литератором, писателем. Когда ему было 16 лет, он был влюблен в одну девушку, ту самую Анну Снегину, позже он был вынужден уехать из своей деревни, но спустя долгое время вернулся в родные края и снова встретился с Анной. Девушка за это время успела выйти замуж, да еще и за офицера).
- Вернемся к лирическому сюжету. История любви все-таки несбывшаяся: Анна и Сергей испытывают чувства к друг другу, происходят встречи, иногда случаются ссоры, их то отталкивает, то притягивает друг к другу. Завершается все тем, что Анна, муж которой погиб на войне, эмигрирует, а Сергей остается на Родине и в конце поэмы получает письмо из Лондона.
-Что же мешает героям быть вместе? Зачитать. В первую очередь разница в социальном положении, разница в воспитании, у них совершенно разные жизненные пути. Они не могут преодолеть какие-то условности, созданные их происхождением, обстоятельства, и эти обстоятельства становятся для них барьером.
- Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны — пропасть между “белой” и “черной” костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: “лирике” помешал “эпос”. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.
- А определите время действия в поэме (основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. Действие в поэме кончается 1923 годом.)
- События в поэме даны эскизно, и Есенину важны не сами события, а выражение его собственного отношения и его героев к ним.
- А является ли это доказательством, что в поэме присутствуют признаки лирического произведения.
- Подведем итог. Так почему поэма "Анна Снегина" - это лироэпическое произведение? (Потому что сочетает в себе динамичный событийный сюжет и лирический план чувственных отношений главных героев).
- Запишем в рабочие листы (тетрадь).
В) Определение основных тем поэмы.
- Жанр поэмы раскрывается и через многогранность тем. Попытаемся раскрыть их.
- Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? Зачитать (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова.
- Какая тема просматривается уже в 1 главе поэмы? Тема крестьянства
- О чем сообщает лирический герой в 1 главе, в чем признается? «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»
- Почему герой самовольно возвращается с войны? Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство.
- Какая тема просматривается в этом признании? Одна из главных тем поэмы – осуждение империалистической и братоубийственной гражданской войны.
- Как вы думаете, почему тема крестьянства и тема гражданской войны «идут след в след»?
Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея».
Г) Анализ системы образов.
- Даны в развитии и образы главных героев. Они придают произведению биографический характер.
- Развертывая сюжетную линию поэмы, С. Есенин создает образ деревенского вожака – Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева. Вот как историю об Оглоблине рассказывает одна из героинь поэмы, старая жена мельника, к которому Сергей прибывает на лето, покинув свою разгульную жизнь в Москве: зачитать
У них там есть Прон Оглоблин,
Булдыжник, драчун, грубиян.
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.
И нагло в третьевом годе,
Когда объявили войну,
При всем честном народе
Убил топором старшину.
Таких теперь тысячи стало
Творить на свободе гнусь.
Пропала Расея, пропала...
Погибла кормилица Русь...
- Вспомним историю, когда происходит действие поэмы? В период революции, в эпоху крестьянских бунтов и наступающего террора.
- А вот Оглоблин отличился еще в период мирного времени, убив топором человека во время спора между крестьянами из двух соседних деревень за лес.
- Интересно то, как относится к нему Есенин? С одной стороны, он понимает, что его герой – плохой человек и убийца, а с другой стороны, лирический герой Сергей с Оглоблиным дружит. Они между собой связаны и говорят на одном языке.
- Тема бунта, тема крестьянина в его бунтарских проявлениях волновала Есенина давно. Эта тема касалась всех, так как крестьяне – основные жители России и аграрный вопрос был первым в русской политике и литературе длительное время. Как вы знаете, о народных бунтах, о Пугачевщине писал и Пушкин.
- И тут мы снова возвращаемся к образу Оглоблина, кого он напоминает нам? Пушкинского Пугачева, который, с одной стороны, лихой человек, страшный и кровавый, а с другой стороны, в нем есть какое-то обаяние. Кроме того, важно отметить, что в данном произведении Оглоблин оказывается жертвой ужасных событий: в 1920 году этого героя убивают деникинцы.
- Кто является главным героем захвата, когда помещики забирают землю у Снегиных? Лабутя – брат Прона.
- Какую характеристику дает ему автор? Зачитать
“Мужик — что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольским трус”. (Пятый туз — лишний туз в шулерской колоде).
- Таким образом, оба плана поэмы - эпический и лирический раскрываются через тему осуждения (чувство - лирика) войны и тема крестьянства (историческая основа сюжета - эпос). Запишем.
- Подумайте и сделайте вывод на основе выявленных тем и системы образов поэмы: каково отношение автора ко всем этим событиям? двойственное: с одной стороны, он вроде бы и за революцию, за крестьянскую правду. Запишем.
«Скажи, кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он – вы».
В этом и есть вся прелесть поэмы Есенина, в ней нет категоричности и жестко расставленных оценок.
V. Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.
- Прочитайте финал поэмы. Какие строки повторяются? Какой смысл вложен в них?
- Как соотносятся эти строки с эпиграфом к уроку. (Чтение эпиграфа)
В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает.
- Итог урока.
- Раскрыли ли художественного многообразия тем поэмы? Назовите эти темы?
- Смогли ли мы сегодня приблизиться к пониманию прелести поэмы Есенина (в ней нет категоричности и жестко расставленных оценок).
- Выставление отметок и домашнее задание.
- Напишите развернутый ответ: «Отношение автора к Родине в поэме Есенина “Анна Снегина”»
- Ответьте на вопросы:
- Как в поэме показана новая власть?
- Как показаны чувства героев: Анны и Сергея?