Проектная деятельность на уроках химии как средство развития познавательной активности и повышения качества знаний учащихся
Сенина Ирина Александровна,
учитель химии высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ №327 Невского района Санкт-Петербурга
«Научиться можно только тому, что любишь». И. Гете
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. В свете ФГОС нового поколения основная задача школы – развитие личности ученика. В связи с этим происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения, особое внимание уделяется тем, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся. На первый план, наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. [3]. Особую актуальность приобретает использование в школьном обучении проектной технологии, которая позволяет не только успешно работать с новой информацией, но и открывает возможности вариативности учебной деятельности, способствует её индивидуализации и дифференциации [2]. Системное применение данной технологии позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и выстроить образовательную систему, в которой обучающийся становится активным и равноправным участником учебной деятельности [1].
ГБОУ СОШ №327 Невского района Санкт-Петербурга сегодня работает в экспериментальном, инновационном режиме. Внедрение проектного обучения как системообразующей технологии образовательной программы осуществляется на всех ступенях обучения, с включением этой технологии в дополнительное образование и внеучебную деятельность. Именно межпредметные проекты помогают привлечь к работе большую часть учеников, педагогов и даже родителей. Применение проектной технологии при обучении химии имеет ряд особенностей. Так, одним из этапов проекта может стать экспериментальное исследование. Покажем на примере проекта «Химическая азбука пищи, или эти загадочные «Е» в продуктах питания» (урок химии в 10 классе) поэтапную организацию учебной деятельности, ее содержание и формируемые УУД. Этап выбора темы исследования и определения проблемы организуется и координируется учителем. Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением, наводящие вопросы, игровые ситуации, видеоряд, листовки на информационном стенде и т.д. Было проведено анкетирование, в результате которого учащиеся решили выяснить: что называют пищевыми добавками, как их классифицируют, какое воздействие оказывают эти вещества на организм человека. Школьники предложили провести исследовательскую работу: изучить состав на упаковках любимых продуктов, узнать, много ли содержится в них опасных для здоровья человека пищевых добавок. Таким образом, самостоятельное выделение и формулирование цели, проблемы исследования позволяет формировать на первом этапе проекта регулятивные и познавательные УУД. На этапе планирования совместной и индивидуальной деятельности по решению задач нашего проекта были определены сроки работы, организованы рабочие группы, определены роли каждого в группе, с учетом пожеланий учащихся, их интересов и предпочтений, что развивает коммуникативные и личностные УУД. Самостоятельная работа учащихся с литературой, с использованием ресурсов сети Интернет, СМИ на поисковом этапе нашего проекта позволила отобрать необходимую для исследования информацию. Было выделено семь основных групп пищевых добавок: красители, консерванты, антиокислители, стабилизаторы, эмульгаторы, разрыхлители, ароматизаторы, антифламинги. Изучив упаковки от продуктов, школьники составили сводную таблицу, где увидели, добавки какой группы чаще всего встречаются в любимой еде. Учащимися был отобран материал о негативном воздействии этих веществ на организм человека и заболеваниях, которые они могут вызвать. Данная работа направлена на формирование познавательных, личностных и регулятивных УУД. Заключительные этапы проекта включают в себя структурирование полученной информации, ее оформление, с учетом выбора формы и уровня его презентации (школьный, районный, городской, международный). Презентация в формате PowerPoint с приложениями к ней в виде сводной таблицы и выводов - так проект «Химическая азбука пищи» опубликован на сайте «Портфолио» научно-исследовательских работ учащихся в сети Интернет (https://project.1september.ru/). Хочу отметить, что кроме этого, в рамках недели естественных наук, готовый проект по просьбе его участников, был представлен на обсуждение ученикам 9 класса. Анкетирование, проведенное после презентации, показало, что информация заставила задуматься ребят о качестве употребляемой ими еды, изменила отношение к любимым продуктам, содержащих большое количество добавок в своем составе. Таким образом, подведение итогов и оформление результатов проекта направлено на формирование познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Учениками 10-11 классов нашей школы были подготовлены проекты на выбранные ими темы: «Витаминки в ударе!», «Виртуальная экскурсия на нефтеперерабатывающее предприятие «Киришинефтеоргсинтез», «Вода – это жизнь», «Углеводы в жизни человека», «Метанол. Этанол. Получение и применение» и многие другие. Эти работы позволили интегрировать знания из областей химии, биологии, географии, экологии, валеологии. Практическая направленность выбираемых исследований делают проекты лично значимыми для учащихся. Результатами такого вида деятельности являются: повышение уровня активности школьников и качества знаний; профессиональное самоопределение выпускников; использование готовых презентаций проектов для проведения классных часов, некоторых уроков, предметных недель. Материалы проектов представлены на конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся, например, на ежегодной городской экологической олимпиаде школьников ученица 11 класса выступила с проектом «Суд над углекислым газом». С учениками 10 класса мы подготовили проект, с которым ребята выступили на II ежегодной конференции в рамках международного сотрудничества между нашей 327 школой и школой № 80 города Риги (Латвия). Тема конференции была «Неизвестное об известном». Наш проект назывался «Исследование токсичности веществ, содержащихся в напитках, на коретру». Была проведена большая работу по сбору информации, постановке эксперимента с живыми организмами, структурировании собранного материала, построении графиков, создании доклада и презентации для Рижских школьников.
Проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Метод проектов на уроках химии, стимулирует познавательную активность учащихся, способствует поддержанию стойкого интереса к предмету. Многие их моих выпускников выбрали химию для своей будущей профессии.
Литература 1. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е Обучение химии. Модернизация общего образования. – СПб: КАРО,2003.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М.,2000.
3. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования. – М., 2007.