Методическая разработка урока химии в 8 классе
Химические свойства кислот
Подкопаева Елена Александровна,
учитель химии ГБОУ СОШ №519
Московского района Санкт-Петербурга
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации
2.1 Цели урока:
Предметная:
- формирование у школьников понятия о типичных реакциях кислот в свете теории электролитической диссоциации и определение условий протекания химических реакций кислот.
Метапредметная:
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации и форм работы.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование у учащихся понятия о типах химических реакций, характерных для кислот;
- усилить акцент на определение возможности химического взаимодействия кислот с другими веществами в контексте представлений теории электролитической диссоциации.
Развивающие:
- развить умение применять общие знания теории электролитической диссоциации для определения возможности протекания реакций между различными растворами электролитов;
- совершенствовать умение применять логические приемы мышления для построения гипотезы и планирования проверки ее справедливости;
-формировать способность аргументировано отстаивать собственное мнение и взаимодействовать с участниками познавательного процесса, осмысливая полученный опыт.
Воспитательные:
- воспитание личной ответственности за принятие решений.
Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически выстраивать ответ и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Формы и методы диагностики: лист «Верю / не верю», схемы и таблицы, взаимоконтроль в группах переменного состава.
Предметные результаты:
- формирование понятия «химические свойства кислот» с использованием химического эксперимента;
- практическое применение теории электролитической диссоциации при составлении уравнений реакций с неизвестными веществами;
Формы и методы диагностики: проведение химического эксперимента и проверка заполнения таблицы; запись молекулярного и ионного уравнения реакций, с учетом присутствующих ионов в растворах электролитов.
Личностные результаты:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство;
- умение управлять своей познавательной деятельностью.
Формы и методы диагностики: заполнения листа самооценки (прил.1)
Формы организации познавательной деятельности:
Индивидуальная, групповая (в парах или группах смешанного состава), коллективная.
Приемы и технологии:
Диалоговое общение, ТРКМ прием «зигзаг, информационные таблицы, эксперимент.
Оснащение урока:
м/м презентация, учебник, раздаточный материал, бумага, маркеры, химическое оборудование (штатив с пробирками, поднос, шпатель).
Реактивы: таблетки цинка и алюминия, медная проволока, оксиды кальция, алюминия, меди; гидрокид натрия, гидроксид кальция, гидрокид бария; растворы солей: карбоната натрия, хлорида бария, нитрата калия.
2.2. Содержание учебного материала и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||
|
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||
Этап 1. Стадия вызова.
|
Актуализация знаний учащихся по процессам химических реакции в конексте имеющегося опыта по решению проблем выявления химических свойст известных кислот методом эксперимента
имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся и мотивация интереса к получению новой информации |
Учитель предлагает учащимся вспомнить и записать известные термины по теме «Кислоты»; а затем раскрыть смысл термина; объяснить причины общих свойств кислот. Каких сведений нам не хватает для полной характеристики класса кислот? |
Учащиеся записывают термины; объясняют их; составляют истинное и ложное утверждение.
Выдвигают гипотезы о недостаточности знаний, характеризующих взаимодействие кислот с различными веществами.
|
Учащиеся заслушивают сначала истинные, а затем ложные утверждения. Обсуждение, отстаивание своего ответа.
Распределение по группам (право сформировать группу получают ученики, которые смогли объяснить наибольшее количество терминов или наиболее сложные из них). |
Планирование работы в паре.
Формулирование темы урока
Целеполагание - соотнесение того, что известно и того, что еще неизвестно. Отмечают, чего не хватает для полной характеристики класса кислот (хотят узнать). Происходит корректировка личностных представлений по теме
|
Этап 2. Осмысление
|
Получение новой информации |
Предложение учащимся распределиться по 4 рабочим группам для изучения химических св-в кислот; объяснение алгоритма работы над проблемами (прил.1) раздача цветных карточек с заданиями каждому учащемуся (прил.2); -предложение учащимся объединиться по цвету карточек в группу «экспертов» для проверки собственных знаний, коррекции проделанной работы, систематизации знаний по своему вопросу (прил.3) |
Работа в составе рабочей группы, занесение результатов работы в табл (прил. 2)
Работа в составе новых групп, обмен результатами работы по своим вопросам, обсуждение и систематизация сведений, формулирование выводов и структурирование информации в схему, подготовка презентаций своей работы от группы |
Обсуждение полученных результатов, отстаивание своего ответа. Ведение дискуссии, умение правильно поставить вопрос и доступно объяснить позицию при совместной работе, уважительно отнестись к мнениям товарищей, умение прийти к единому выводу и выявить лидера, который будет проводить презентацию. |
Самостоятельное распределение по группам; самостоятельное распределение заданий Определение возможных результатов
Идет процесс накопления новых знаний и переработка их в значимую для себя информацию
Происходит негласная самооценка работы, выполненной перед этим
Принятие самостоятельного решения и ответственность за свой выбор.
Контроль и оценка экспертами деятельности друг друга, планирование выступления лидера. |
Предлагает выступить представителю каждой группы с ответом по изученному вопросу, оформленному в виде наглядной схемы |
Структурирование информации в схему, детали которой акцентируют внимание на логическом объяснении возможности взаимодействия кислот с изучаемыми веществами (прил. 4) |
Представитель каждой группы выступает с ответом по своему вопросу, оформленной в виде наглядной схемы |
Контроль и оценка деятельности друг друга |
||
Предложение проверить имеющиеся у каждого представления о свойствах кислот, систематизировать и проанализировать всю полученную информацию, выполнить задания (прил.5). Проверяет результаты работы |
анализ полученной информации и выполнение заданий (прил.5) .
|
Обмен мнениями |
Проверка личностно-значимой гипотезы; коррекция представлений о химических свойствах кислот Принятие самостоятельных решений
Коррекция учащимися ответов |
||
Этап 3. Рефлексия |
Закрепление полученного материала, анализ результатов освоения и изучения информации, самооценка |
Предлагает проанализировать свои приобретенные знания и оценить свою работу в листах самооценки(прил. 6) |
Работают с листом прил.1, проводят анализ и сравнение первого и третьего этапов, находят ошибку в таблице, заполняют лист самооценки (прил.1). |
Выражают собственное мнение, сомнения, нтерес, делают критические комментарии. |
Осознание качества уровня приобретенных умений и усвоения знаний. |
Подведение итогов |
Учитель и ученики возвращаются к теме урока, вместе обобщают материал. Учитель подводит учащихся к пониманию важности темы в повседневной жизни. Учитель проводит презентацию домашнего задания и комментирует его (прил.8). |
Приложение 1
Алгоритм работы учащихся в «рабочих группах» при выполнении практического задания
1. Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами.
2. Определите задачу своего исследования и впишите в название таблицы (прил. 2)
3. Предположите возможные результаты химического взаимодействия кислот
( прореагируют все выданные в-ва, только некоторые из них, ни одно вещество не прореагирует).
4. Используя выданные реактивы, проведите эксперимент.
(при работе с основаниями добавьте несколько капель фенолфталеина в раствор щелочи).
5. Обратите внимание на наличие признаков протекания реакции в пробирке.
(при отсутствии признаков реакции осторожно нагрейте пробирку с реагентами)
6. Запишите результаты наблюдений в таблицу (прил. 2)
Приложение 2
Таблица «Взаимодействие кислот с ____________»
№ опыта |
Реагент |
Соляная кислота HCl «+» реагирует «-« не реагирует |
Разбавленная серная кислота H2SO4 «+» реагирует «-« не реагирует |
Признаки реакции (что наблюдали?) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЫВОД: Кислоты взаимодействуют с _________________________________.
При этом ион _________и ______________________________________________.
В результате их взаимодействия образуются __________ и ___________________.
Реакции данного типа относятся к реакциям ________________________.
Приложение 3
Вопросы для работы в «группах экспертов»:
Карточка №1 «Взаимодействие кислот и оснований»
К какому типу химических реакций относится данное взаимодействие?
Какие продукты образуются в ходе этой хим. реакции?
За счет каких ионов идет образование продуктов реакции?
При каких условиях возможна данная х.р с точки зрения теории электролитической диссоциации? (составьте схему данной реакции)
Карточка №2 «Взаимодействие кислот и оксидов металлов»
К какому типу химических реакций относится данное взаимодействие?
Какие продукты образуются в ходе этой хим. реакции?
За счет каких ионов идет образование продуктов реакции?
При каких условиях возможна данная х.р с точки зрения теории электролитической диссоциации? (составьте схему данной реакции)
Карточка №3 «Взаимодействие кислот и металлов»
К какому типу химических реакций относится данное взаимодействие?
Какие продукты образуются в ходе этой хим. реакции? За счет каких ионов идет образование продуктов реакции?
При каких условиях возможна данная х.р с точки зрения теории электролитической диссоциации? (составьте схему данной реакции)
Карточка №4 «Взаимодействие кислот и солей»
К какому типу химических реакций относится данное взаимодействие?
Какие продукты образуются в ходе этой хим. реакции?
За счет каких ионов идет образование продуктов реакции?
При каких условиях возможна данная х.р с точки зрения теории электролитической диссоциации? (составьте схему данной реакции)
Приложение 4
Взаимодействие веществ (уравнения реакций)
Реагент |
Кислота |
Продукты взаимодействия |
Тип реакции |
Условия протекания реакции
|
Уравнение реакции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
ОСМЫСЛЕНИЕ
1. В промышленности реакцию нейтрализации используют для очистки производственных стоков, содержащих разбавленные кислоты. Для этого добавляют гашеную известь ( вспомните формулы или используйте подсказку на стр.100 учебника).
Составьте уравнения химических реакций взаимодействия гашеной извести и :
а) бромоводородной кислоты
б) сернистой кислоты.
2. Из предложенных рядов уберите (вычеркните) одну лишнюю формулу, которая не образует с остальными однородную группу. Объяснение подтверди соответствующими уравнениями реакций или докажите, что уравнение не может быть составлено ввиду отсутствия взаимодействия.
а) Мn, Cr, Au
б) Al2O3, SiO2,Na2O, BaO
в) HCl , CH3COOH, H2SO4 (р-р), H2SiO3
г) HCL, HBr, HI, HNO3 (конц)
Приложение 6
Запиши
1. Какое важное знание Вы приобрели для себя сами?
2. Где возможно применение этих знаний
Отметь по 5 бальной шкале (минимум - 1 максимум -5)
а) сильные и слабые стороны своей подготовки
б) На уроке было над чем подумать
в) на уроке я поработал добросовестно
Отметь значком ☺ понравилось занятие или не понравилось
Приложение 7
|
Домашнее задание: Найдите и прочитайте сведения о химических свойствах кислот. Выделите свойства, не проявленные в данной схеме. Составьте свою схему или дополните данную. (Такая формулировка задания позволяет любому учащемуся подобрать свой уровень его выполнения, учитывая свои способности, возможности и интерес к познанию предмета
Список использованной литературы:
- Габриелян О.С. Химия. 8класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /- 12 –е изд., стереотип.- М. : Дрофа, 2007
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
- Назина Т.Г. Введение в химию // Учебное пособие для учащихся 7-8 классов / Под методич. ред. А.А. Окунева. Часть II. Изд. 7-е стер. – СПб.: Изд-во «ВВМ», 2013.-130с.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. М., ВЛАДОС - ПРЕСС,2005.