Современные образовательные технологии во внеклассной работе по химии.
Лучутенкова Людмила Сергеевна.
Учитель химии ГБОУ СОШ № 266, г.С-Петербург
Из материалов к выступлению на заседании итоговой коллегии Минобрнауки России следует, что современный учитель должен не только давать новые знания на уроке, он должен также научить детей учиться, сделать процесс познания интересным и привлекательным.
Как показывает практика, проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны были овладеть. Это происходит потому, что у учеников нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над материалом, который изучен. Необходимы дополнительные знания. Вполне естественно, что умственную работу можно совершенствовать во время деятельности. В процессе собственной деятельности личность развивается более органично. Поэтому получая дополнительные знания по химии, во внеурочной работе можно научить детей качественно использовать знания по предмету. Во внеурочное время помимо знаний формируются навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как источнику познания. Совместные размышления в диалоге с учителем, одноклассниками, работа с дополнительными источниками информации и поиск истины, развивают у детей умения анализа, синтеза, обобщения. Знания, приобретенные самостоятельно, не забываются и имеют для учеников особую ценность и значимость.
Современные образовательные технологии включают в себя:
- использование ИКТ,
- приемы и методы блочно-модульного,
- проблемного и дифференцированного обучения,
- использование обучающих игровых программ,
- исследовательские проекты,
- применение здоровьесберегающих технологий.
Я использую, по возможности, выше перечисленные технологии. Моя внеклассная работа с учащимися разносторонняя. Она включает:
- подготовку к сдаче итоговой аттестации в выпускных классах (здесь: блочно-модульная технология, ведь темы заданий ЕГЭ разбиты на блоки, поэтому и я разбиваю на модули изучаемый материал, готовлю по нему разнообразные тесты как в бумажном виде, так и на компьютере, то есть использую средства ИКТ, использование тестирования онлайн на различных сайтах предлагающих свои услуги, задания, которые вызывают затруднения, обсуждают со мной).
- подготовку учащихся для участия в различных конкурсах.
-
подготовку к участию в олимпиадах по химии
- проведение игр по химии (игровые технологии позволяют в значительной мере усилить образовательный и воспитательный процесс, игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения, она расширяет кругозор, эрудицию и логическое мышление, позволяет проявить умение, принять решение в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени).
- курирование исследовательских проектов;
помощь слабоуспевающим учащимся в получении необходимых навыков и знаний по предмету;
- создание с помощью детей различных презентаций, которые помогают и мне при проведении уроков;
- чтобы у ребят появился интерес к предмету к исследованию свойств веществ, снимаем эпизоды в цикле «Сам себе режиссер».
Все, что было перечислено выше, делает учащихся знающими, умелыми, инициативными, самостоятельными и мыслящими.
Литература:
Материалы к выступлению на заседании итоговой коллегии Минобрнауки России. Министр образования и науки Российской Федерации. А.Фурсенко. Москва 18 февраля 2012 года.