Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Групповая работа как эффективная форма организации работы учащихся
Методическая разработка урока химии в восьмом классе

Кислоты, их классификация и свойства с точки зрения
теории электролитической диссоциации

Ефимова Галина Михайловна
учитель химии и биологии

ГОУ СОШ № 453

г. Санкт- Петербурга

 

В последнее время большое внимание уделяется формированию у учащихся самостоятельности, инициативности, умению находить, анализировать и систематизировать информацию. Работа учащихся строится таким образом, чтобы привить навык сотрудничества, общения, научить слушать других и одновременно делать самостоятельные выводы. Этому способствует групповая работа на уроках, которая дает возможность формировать умение сообща выполнять задания, использовать прием взаимоконтроля и оценки. Кроме того, работа в группа сближает ребят, привносит новизну в учебный процесс. Таким образом групповой метод работы становится очень актуальным, особенно с переходом на новые ФГОС. Уроки химии не стали исключением, в курсе очень много тем, где можно применять такой метод работы, например, «Свойства кислот, солей и оснований с точки зрения ТЭД».

Цели урока: изучить свойства кислот с позиции ТЭД, продолжить формирование навыка групповой работы, с целью повышения мотивации к обучению.

Задачи урока:

  • на основе ранее изученного материала, сформировать понятия кислот и их свойств, продолжить формирования навыка составления ионных уравнений реакций
  • формировать навыки коллективной и индивидуальной работы
  • развивать навыки устной и письменной речи, умение наблюдать за изменениями, происходящими во время эксперимента, продолжить формирование умения работы с химическими [g1] реактивами.

Оборудование набор реактивов, инструктивные карты для работы на уроке, учебник «Химия 8» О. С. Габриелян.

Ход урока:

  1. Повторение ранее изученного.

В ходе фронтальной беседы необходимо вспомнить материал прошлого урока.

 

Фронтальная беседа

Какие реакции называются реакциями ионного обмена?

Что такое ион?

В каких случаях реакции обмена протекают до конца.

При изучении новой темы, мы вновь обратимся к составлению ионных уравнений, продолжив формирование данного навыка.

Вспомните, какие классы неорганических соединений мы изучали? Каждый класс соединений характеризуется определенными химическими свойствами. Нам предстоит разобрать подробно каждое их них. И начнем мы со свойств кислот. Давайте попробуем вместе сформулировать тему сегодняшнего урока.

«Кислоты, их классификация и свойства с точки зрения ТЭД».

  1. Изучение нового материала.

Итак, что мы знаем о кислотах. Все ранее полученные знания выясняются в ходе фронтальной беседы.

Что такое кислота?

Перечислите общие черты в строении кислот.

Кислоты делят на группы. Какие признаки лежат в основе этого деления?

(кислородсодержащие, бескислородные, одноосновные, двухосновные, трехосновные.)

Учащиеся выполняют следующее задание по вариантам. После его выполнения необходимо поменяться работами и проверить правильность выполнения задания.

Задание 1.1.

Из предложенного ряда веществ выпишите кислоты, дайте им названия. Пользуясь параграфом учебника 39 на странице 235 классифицируйте кислоты по различным признакам. Составьте уравнение диссоциации любой одноосновной кислоты из предложенных вам.

HCl, H2CO3, CaO, NaNO3, Ca(OH)2, H2SO4, K2O, H2S, H3PO4, CuCl2, H2SiO3,

HNO2

Классификация кислот

По наличию кислорода

Кислородсодержащие                                                  Бескислородные

___________________________________________________________________

По количеству атомов водорода (основность)

Одноосновные                           Двухосновные                   Трехосновные

___________________________________________________________________

 

Степень электролитической диссоциации

Слабые                                                                       Сильные

____________________________________________________________________

Уравнение электролитической диссоциации кислоты

____________________________________________________________________

Задание 1.2.

Из предложенного ряда веществ выпишите кислоты, дайте им названия. Пользуясь параграфом учебника 39 на странице 235 классифицируйте кислоты по различным признакам. Составьте уравнение диссоциации любой одноосновной кислоты из предложенных вам.

CuSO4, H2SO4, Na2S, H3PO­4, CuO, H2S, HNO3, Al2O3, H2CO3, Ba(OH)2, HCl,

HF

Классификация кислот

По наличию кислорода

Кислородсодержащие                                                  Бескислородные

___________________________________________________________________

По количеству атомов водорода (основность)

Одноосновные                           Двухосновные                   Трехосновные

___________________________________________________________________

 

Степень электролитической диссоциации

Слабые                                                                       Сильные

____________________________________________________________________

Уравнение электролитической диссоциации кислоты

____________________________________________________________________

Далее следует сделать выводы:

Что такое кислота с точки зрения ТЭД?

Что такое электролит, какие вещества относят к электролитам и неэлектролитам, приведите примеры.

Что такое диссоциация?

Все кислоты различны, одни содержат один атом водорода, их называют одноосновными, другие два. Перечислите их. Есть кислоты сильные и слабые, но по каким бы свойствам не различались кислоты, их объединяет одно общее свойство- все кислоты диссоциируют одинаково. При диссоциации образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Вам было предложено написать уравнение диссоциации одноосновной кислоты, давайте проверим, что у вас получилось. (Вызвать двух учащихся к доске)

Свойства бывают физические и химические. Химические- это способность веществ реагировать друг с другом.

Теперь нам предстоит разобрать химические свойства кислот.

Для этого мы будем работать в группах. Пересаживаемся. (Следует заранее определить состав групп, напомнить правила техники безопасности при проведении лабораторных работ)

У каждого есть лист, на котором приведены химические свойства кислот и план работы для каждой группы. Вам необходимо выбрать человека, который будет следить за временем на выполнение работы, того, кто будет проводить опыты, записывать результаты, на чьи плечи выпадет роль отвечать и поводить уроки. Далее следует объяснить ход работы, определить время, обратить внимание на то, что необходимо записать результаты работы- выводы и ионные уравнения реакций. После проведения работы необходимо дать высказаться каждой группе, дать возможность рассказать о своей работе.

Каждая группа разбирала одно их химических свойств, поэтому необходимо подвести общие итоги по свойствам кислот.

В качестве домашнего задания, ребятам предлагается закончить изучение свойств кислот, записав уравнения химических свойств в молекулярном и ионном виде.

Химические свойства кислот

  1. Изменение цвета индикатора.

Метиловый оранжевый-----красно-розовый

Лакмус (фиолетовый)-------красный

Фенолфталеин------------------бесцветный

2.Кислота + основание=соль + вода (реакция обмена)

_____________________________________________________

3.Кислота + металл=соль+ водород (реакция замещения)

Не забыть ряд активности металлов!

______________________________________________________

4. Кислота+ соль= новая соль+ новая кислота (реакции обмена)

______________________________________________________

5. Кислота + оксид металла= соль + вода (реакция обмена)

______________________________________________________

План работы. Группа 1.

Действие кислот на индикаторы.

Цель: с помощью индикатора, определить в какой пробирке находится кислота.

Ход работы:

1. Вспомнить, что такое индикатор. Определить какой из предложенных индикаторов изменит цвет в кислой среде.

2. Налейте в пробирки по одному миллилитру веществ и добавьте к ним индикатор.

3. По изменению цвета, определите в какой пробирке находится кислота.

4. Ответ запишите в таблицу

Цвет раствора

1 пробирка

2 пробирка

3 пробирка

До взаимодействия

 

 

 

После взаимодействия

 

 

 

Вывод кислота находится в _____ пробирке.

План работы. Группа 2.

Взаимодействие кислот с металлами.

Цель: изучить взаимодействие кислот с металлами.

Ход работы:

1. Аккуратно опустить гранулу цинка в пробирку.

2. Добавить 1 мл. соляной кислоты.

3. В другую пробирку насыпать немного порошка меди и добавить 1мл. соляной кислоты.

4. Наблюдайте за происходящими явлениями.

5. Сделайте выводы и запишите уравнения реакций в ионном и молекулярном видах.

____________________________________________________________________

План работы. Группа 3.

Взаимодействие кислот с гидроксидами.

Цель: изучить, что происходить при взаимодействии кислот с гидроксидами.

Ход работы:

1. Налейте в пробирку гидроксид натрия, добавьте фенолфталеин. Как изменился цвет индикатора?  Почему?

2. Прилейте 1 мл. кислоты.

3. Наблюдайте за происходящим.

4. Получите свежий гидроксид меди(II). Для этого к 1мл. гидроксида натрия добавьте 1 мл. сульфата меди (II).

5. Отлейте часть полученного осадка и добавьте к нему 1 мл. кислоты.

6.Сделайте выводы и запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

План работы. Группа 4.

Взаимодействие кислот с солями.

Цель: работы изучить взаимодействие кислот с солями.

Ход работы:

1. В пробирку налейте 1мл. карбоната натрия.

2. Добавьте 1мл. соляной кислоты.

3. Наблюдайте за происходящим.

4. Сделайте выводы и запишите уравнения в молекулярном и ионном виде.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[g1]

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»