Урок химии в 8-м классе
Типы химических реакций: реакции замещения.
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.
Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.
Задачи:
- Дидактические.Систематизировать сведения о типах химических реакций по признаку – числу исходных и полученных веществ, продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций..
- Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
- Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Оборудование и реактивы:
- компьютер
- проектор
- презентация «Типы химических реакций: реакция замещения )»
- набор соответствующих реактивов ( пробирки, цинк, соляная кислота раствор сульфата меди (II) и железный гвоздь)
- карточки с тестом для проверки знаний по теме: "Типы химических реакций"
Методы: словесный, наглядный, исследовательский, практический,.
Ход урока
I Этап
- Проверка домашнего задания.
- Повторения понятий реакция соединения и реакция разложения
II Этап
Учитель: Мы помним, что вещества делятся на простые и сложные.
Чем отличается сложное вещество от простого? Ответ учащихся-
(Простые вещества состоят из атомов одного вида, а сложные из атомов разного вида)
На сегодняшнем уроке речь пойдет о реакциях замещения (1 слайд запись темы урока)
Реакция замещения (2 слайд - демонстрация опыта взаимодействия цинка с соляной кислотой в аппарате Киппа).
Вопросы учителя:
· Какие признаки химических реакций вы знаете? · ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций)
·Какие признаки химических реакций вы наблюдали? (Образование газа)
· Какие вещества взаимодействовали друг с другом? (Простое вещество - цинк и сложное вещество - соляная кислота)
·Какие правила техники безопасности надо знать при работе с кислотами? (Кислоты - это едкие вещества, обращаться с ними надо осторожно)
Учитель: Возьмите пробирку и поместите в нее 2 кусочка цинка и добавьте осторожно немного кислоты, соблюдая правила техники безопасности.
Составим уравнение реакции, которую мы провели.
Zn+ 2HCl= ZnCl2+ H2 ( реакция замещения )
Сделаем вывод
· Какие вещества вступили в химическую реакцию?(Простое вещество - цинк и сложное вещество - соляная кислота)
· Какие вещества получились в результате химической реакции? ( сложное вещество - хлорид цинка и простое вещество – водород)
· Какое определение мы можем дать для реакции замещения? (реакции замещения– реагируют простое и сложное вещества, в ходе реакции атомы простого вещества замещают один из видов атомов в сложном веществе)
III Этап
Закрепление изученного материала.
Слайд 3
Закончить уравнения реакций, определить тип реакций:
- Fe2O3 + ?Al AL2O3 + ?
- Fe + CuCl2 = Fe Cl2 + ?
- Mg + H2SO4 = Mg SO4 + ?
·Какую химическую реакцию можно провести из реактивов находящихся на столе? Проделайте эту реакцию. Через 2 минуты выньте гвоздь. Что наблюдаете? ( Кирпично-красный цвет налета на гвозде говорит об образовании чистой меди.)
IV Этап
- ( Проводится взаимопроверка и оценивание друг друга. Учащимся, которые справились с заданием выдаются карточки с тестом для проверки знаний по теме: "Типы химических реакций").
V Домашнее задание. Итоги урока. Выставление оценок.