Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

  Опыт применения тестовых технологий в обучении химии
 
М.Б.Сарайская, учитель химии ГОУ СОШ № 283
 
Модернизация и изменение целей российского образования привели к  появлению такого понятия, как мониторинг качества образования. К нему относится и Единый государственный экзамен, являющийся формой итоговой аттестации. Очевидно, что итоговая аттестация может быть успешной только тогда, когда контроль качества знаний учащихся осуществляется на всех этапах  подготовки, а результаты  контроля использовались для  коррекции процесса усвоения новых знаний.
Традиционные формы контроля (опрос, контрольная работа, экзамен) наряду с общеизвестными достоинствами имеют и недостатки. Они не дают возможности проверить знания всех учащихся в ограниченное время. Результаты часто являются субъективными, поскольку у каждого учителя свои критерии оценки. Экзамен подчас вызывает психоэмоциональную напряженность обучаемых, вызывая чувство неуверенности и даже страха, что влияет на  результаты контроля.
С этой точки зрения тестовые технологии обладают рядом преимуществ. В повседневной практике школы тесты позволяют провести вполне объективную оценку уровня обученности при массовой проверке знаний, причем в ограниченное время. С их помощью можно получить объективную информацию о владении учащимися определенными знаниями, умениями и навыками. Тесты обеспечивают равные для всех условия контроля благодаря стандартизации процедур тестирования и использованию единых критериев оценивания, особенно, когда осуществляется автоматизированная проверка результатов. Тестирование уменьшает нагрузку на преподавателя и эмоциональную напряженность обучаемых, повышает их мотивацию к изучению предмета, что наиболеее ярко проявляется при  компьютерном тестировании.
Конечно,  у тестирования имеются и недостатки. Поскольку контроль происходит вне непосредственного контакта учителя и обучаемого, возрастает риск отрицательного влияния случайной ошибки из-за невнимательности, непонимания условия задачи и т.д.
Тестовые технологии – не панацея. Сами по себе они не дают возможности развивать устную речь, давать развернутые ответы на вопросы, обосновывать свою точку зрения, составлять план ответа. Тесты – лишь один из инструментов, используемых для текущего, тематического, рубежного, итогового или заключительного педагогического контроля. Различают тесты со свободно конструируемыми ответами  (открытые тесты) и тесты с выборочными ответами – как единичными, так и множественными (закрытые тесты).
Разработка тестов и их стандартизация представляет собой чрезвычайно сложную, трудоемкую, длительную и ответственную работу. Педагогическая практика выработала определенные требования как к тестовым заданиям, так и к тестам в целом. Основные из них заключаются в следующем.
1. Для текущего и тематического контроля оптимальным является наличие в тесте 8-12 вопросов.
2. Закрытые тесты, которые предоставляют возможность выбора одного ответа из нескольких предъявленных, должны иметь  4-5 вариантов ответа. Меньшее количество повышает вероятность «угадывания» ответа, а слишком большое -  увеличивает время, требуемое для выбора.
3. Неправильные варианты ответа должны быть правдоподобными с точки зрения плохо подготовленного учащегося и основываться на наиболее типичных видах ошибок.
4. Формулировка вопросов должна быть четкой и не допускать неоднозначности их толкования.
5. Правильный ответ по-возможности не должен быть полностью идентичен определению из учебника, чтобы избежать механического зрительного узнавания ответа и активизировать смысловые ассоциации у учащегося. И наоборот, неверные ответы могут быть «созвучны» определениям из учебника.
6. Вопросы по каждой теме должны охватывать все ее разделы и проверять не только наличие теоретических знаний, но и степень сформированности компетенций (навыков и умений расчета, анализа, сопоставления и т.п.)
Хорошо, когда сконструированный тест перед его массовым применением проходит опытную проверку на небольшой группе учащихся. Часто при такой проверке выявляются недостатки теста (например, двоякое толкование, неоднозначность), не являющиеся очевидными для учителя.  Не рекомендуется применять одни и те же варианты тестов в разных классах одной параллели, поскольку учащиеся могут обменяться ответами.
В своей практике применения тестов при обучении химии я опиралась как на литературные теоретические источники, так и на опыт других учителей (Н.И.Пушкарева, г.Муром, Н.М.Субботин, Тамбовская обл. и др.), нашедший отражение в интернете. Вопросы для тестов я составляю самостоятельно, но часто использую и готовые тесты. Рассмотрим, как применяется тестирование на примере четырех различных уроков.
Урок 1. Металлы. Положение металлов в периодической системе элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов. Металлическая связь. Кристаллические решетки. Физические свойства металлов.
Основными образовательными задачами этого урока являются контроль усвоения понятия химического элемента, умения характеризовать свойства элемента по периодической системе, обобщение знаний видов химической связи и типов кристаллических решеток,  их влияния на свойства вещества, а также знакомство с металлической связью, типами кристаллических решеток металлов и уяснение их влияния на особенности физических свойств металлов.
Урок строится в форме беседы, в процессе которой учитель излагает новый материал, а также активизирует деятельность учащихся, задавая им вопросы. Например: в чем особенность строения атомов элементов главных и побочных подгрупп? Какие общие физические свойства металлов вы знаете?
На основе такой самостоятельной работы учащиеся совместно приходят к выводам, касающимся свойств металлов и их зависимости от строения кристаллической решетки.
В заключительной части урока проводится письменный тест на усвоение нового материала. Примерами тествовых заданий являются следующие.
1) Формула вещества с металлической связью.
      а) CaO     б) CaCl2    в) O2      г)  Cu
2) Металлические свойства элементов в периоде с увеличением заряда ядра атома
        а) усиливаются                 б)  изменяются периодически
        в) ослабевают                    г) не изменяются
3) В ряду химических элементов Li– Na – K– Rb  металлические свойства
         а)  усиливаются               б) не изменяются
         в)  ослабевают                  г) изменяются периодически
4) Вещества твердые, пластичные, с хорошей тепловой и электрической проводимостью имеют кристаллическую решетку
         а) молекулярную             б) атомную
         в) металлическую             г) ионную
5) Металлическую решетку имеет каждое из веществ:
        а) натрий, хлорид натрия, гидроксид натрия
        б) кальций, селен, оксид кальция
         в)  магний, железо, натрий
         г) калий, оксид калия, кальций.
Урок 2. Электролитическая диссоциация (11 класс).
Целями урока являются систематизация знаний об электролитической диссоциации, выявление зависимости свойств веществ от их строения, развитие у учащихся способности к наблюдению и анализу.
Данное занятие проводится в форме урока-семинара (2 часа). Делается сообщение о вкладе Аррениуса, Фарадея и Ома в теорию электролитической диссоциации, рассматриваются механизм растворения в воде различных веществ, гидратация ионов, реакции ионного обмена. Учащиеся заполняют таблицу, в которой приводят примеры реакций в молекулярном и ионном видах.
После доклада учащегося о значении ионитов в деятельности человека обсуждается классификация неорганических соединений (основания, кислоты, соли) с точки зрения электролитической диссоциации. Затем учащимся предлагаются задания (доказать гидролиз солей на конкретных примерах, заполнить таблицу для каждой соли и т.д.). Рассматривается  гидролиз и органических соединений.
В заключение учащиеся совместно формулируют основные положения теории электролитической диссоциации и выполняют тест, содержащий вопросы как с выборочными, так и с конструированными ответами.
Примеры вопросов теста.
1) Вещества, которые диссоциируют только на катионы металла и гидроксид-ионы. являются
    а) кислотами  б) щелочами  в) солями  г) амфотерными гидроксидами.
2) Суммы всех коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнениях реакции нитрата железа (II) с гидроксидом натрия равны соответственно
     а) 10 и 3       б) 12 и 3       в) 10 и 4       г) 12 и 4.
3) Реакция ионного обмена протекает до конца при сливании растворов
     а) нитрата натрия и сульфата калия 
     б) сульфата калия и соляной кислоты
     в) хлорида кальция и нитрата серебра
     г) хлорида калия и сульфата натрия.
4) В водном растворе ступенчато диссоциирует
    а) K2SO4      б)  K2S        в)  H2S      г) Na2SO4
5) Составьте краткое ионное уравнение взаимодействия 1 моль гидроксида калия с 1 моль гидроксида алюминия. Укажите число ионов в уравнении.
6) Составьте молекулярное и полное ионное уравнения, соответствующие сокращенному ионному уравнению
                                  CO32-+2H+  → CO2+ H2O.
В ответе укажите суммы коэффициентов в молекулярном и полном ионном уравнениях.
Урок 3. Углерод знакомый и неожиданный (9 класс).
Занятие проводится в форме урока-семинара и имеет основной целью систематизацию знаний учащихся о строении, свойствах и применении аллотропных форм углерода, включая фуллерены и нанотрубки.
При проведении урока широко используются наглядные пособия и мультимедийная техника: демонстрируются слайды и модели кристаллических решеток, образцы веществ. Урок начинается с фронтальной беседы, в ходе которой обсуждаются изученные ранее знания из физики и химии твердого тела. Затем учащиеся характеризуют электронное строение углерода, рассматривают понятие аллотропии и заполняют обобщающую таблицу, на основе которой проводят сравнительный анализ различных форм углерода. Учащиеся делают краткие доклады о свойствах алмаза, графита, кабина и поликумулена, применении аморфных форм углерода. Затем учитель информирует об открытии новых форм углерода – фуллеренов и углеродных нанотрубок, с помощью слайдов рассказывает о их неожиданных свойствах и связанных с ними инновационных технологиях.
В конце семинара проводится компьютерное тестирование с помощью мультимедийного учебного курса «1 С Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия», разработанного Марийским государственным техническим университетом.
Урок 4. Химические свойства металлов (9 кл.).
Образовательной задачей урока является обобщение и закрепление знаний о химических свойствах металлов с акцентированием внимания на их восстановительных свойствах.
В начале занятия проводится  опрос, который подготавливает учащихся к восприятию нового материала. Затем учащиеся с помощью учителя обобщают знания о химических свойствах металлов, рассмотрев их взаимодействие с неметаллами, кислотами, водой. Особое внимание уделяется разбору окислительно-восстановительных реакций с участием металлов.
При рассмотрении нового материала, посвященого взаимодействию металллов с солями, учитель демонстрирует лабораторный опыт  и проводит разбор уравнения реакции. Учитель рассказывает о работе Бекетова  по установлению электрохимического ряда напряжения металлов, учит определению возможности реакции металла с растворами солей и кислот.
В заключение урока проводится  тест с выборочными ответами с помощью компьютера. Для тестирования используется  разработанная мной при помощи специалистов в области программного обеспечения компьютерная программа, которая случайным образом выбирает из базы данных десять вопросов и последовательно предъявляет их ученику.  Например:
1) При взаимодействии натрия с водой образуются
а) оксид натрия и водород    б) гидроксид натрия и водород
в) гидроксид натрия               г)гидроксид натрия и кислород
д) оксид натрия и вода
2) К щелочно-земельным металлам относится
а) кальций  б) магний в) калий  г) бериллий д) ни один из перечисленных
По окончании выполнения теста компьютерная программа информирует о времени, затраченном на тест, перечисляет вопросы, на которые даны неверные ответы, и выставляет оценку в соответствии с критериями, заложенными в программу учителем. Необходимо отметить, что данная программа может использоваться  для проведения тестирования и по другим темам. Для этого достаточно лишь заменить текстовый файл с вопросами.
Применение тестовых технологий привело к положительным результатам. Повысилась объективность оценок, уменьшилась вероятность списывания и подсказок. Возросла активность учащихся, поскольку после тестирования они стараются найти правильный ответ в учебнике или в общении друг с другом. Регулярный характер проверок позволяет постоянно держать учащихся «в тонусе», а учитель получает возможность постоянного мониторинга успеваемости по всем разделам и темам у всего класса.
 
Литература
 
1. Тавлинова Т.И., Денисова Н.П., Козаченко Н.П., Тартанов А.А., Михалко И.К. Использование педагогических тестов преподавания дисциплины «Химия». Современные наукоемкие технологии. РАЕ, №9, 2007.
2. Минин М.Г., Стась Н.Ф., Жидкова Е.В., Родкевич О.Б. Тестовая технология контроля знаний студентов по химии. Технологии инженерного образования. Известия Томского политехнического университета. 2005. Т.308. №4. с.231-234.
3 Кошелева Е. А.Неорганическая химия. Тестовые задания для учащихся 8 класса. М.: Ассоциация XXI век,2008.
4. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий М., Адепт, 1998г.
Сарайская Марина Борисовна, учитель химии ГОУ СОШ № 283
 
Модернизация и изменение целей российского образования привели к  появлению такого понятия, как мониторинг качества образования. К нему относится и Единый государственный экзамен, являющийся формой итоговой аттестации. Очевидно, что итоговая аттестация может быть успешной только тогда, когда контроль качества знаний учащихся осуществляется на всех этапах  подготовки, а результаты  контроля использовались для  коррекции процесса усвоения новых знаний.
Традиционные формы контроля (опрос, контрольная работа, экзамен) наряду с общеизвестными достоинствами имеют и недостатки. Они не дают возможности проверить знания всех учащихся в ограниченное время. Результаты часто являются субъективными, поскольку у каждого учителя свои критерии оценки. Экзамен подчас вызывает психоэмоциональную напряженность обучаемых, вызывая чувство неуверенности и даже страха, что влияет на  результаты контроля.
С этой точки зрения тестовые технологии обладают рядом преимуществ. В повседневной практике школы тесты позволяют провести вполне объективную оценку уровня обученности при массовой проверке знаний, причем в ограниченное время. С их помощью можно получить объективную информацию о владении учащимися определенными знаниями, умениями и навыками. Тесты обеспечивают равные для всех условия контроля благодаря стандартизации процедур тестирования и использованию единых критериев оценивания, особенно, когда осуществляется автоматизированная проверка результатов. Тестирование уменьшает нагрузку на преподавателя и эмоциональную напряженность обучаемых, повышает их мотивацию к изучению предмета, что наиболеее ярко проявляется при  компьютерном тестировании.
Конечно,  у тестирования имеются и недостатки. Поскольку контроль происходит вне непосредственного контакта учителя и обучаемого, возрастает риск отрицательного влияния случайной ошибки из-за невнимательности, непонимания условия задачи и т.д.
Тестовые технологии – не панацея. Сами по себе они не дают возможности развивать устную речь, давать развернутые ответы на вопросы, обосновывать свою точку зрения, составлять план ответа. Тесты – лишь один из инструментов, используемых для текущего, тематического, рубежного, итогового или заключительного педагогического контроля. Различают тесты со свободно конструируемыми ответами  (открытые тесты) и тесты с выборочными ответами – как единичными, так и множественными (закрытые тесты).
Разработка тестов и их стандартизация представляет собой чрезвычайно сложную, трудоемкую, длительную и ответственную работу. Педагогическая практика выработала определенные требования как к тестовым заданиям, так и к тестам в целом. Основные из них заключаются в следующем.
1. Для текущего и тематического контроля оптимальным является наличие в тесте 8-12 вопросов.
2. Закрытые тесты, которые предоставляют возможность выбора одного ответа из нескольких предъявленных, должны иметь  4-5 вариантов ответа. Меньшее количество повышает вероятность «угадывания» ответа, а слишком большое -  увеличивает время, требуемое для выбора.
3. Неправильные варианты ответа должны быть правдоподобными с точки зрения плохо подготовленного учащегося и основываться на наиболее типичных видах ошибок.
4. Формулировка вопросов должна быть четкой и не допускать неоднозначности их толкования.
5. Правильный ответ по-возможности не должен быть полностью идентичен определению из учебника, чтобы избежать механического зрительного узнавания ответа и активизировать смысловые ассоциации у учащегося. И наоборот, неверные ответы могут быть «созвучны» определениям из учебника.
6. Вопросы по каждой теме должны охватывать все ее разделы и проверять не только наличие теоретических знаний, но и степень сформированности компетенций (навыков и умений расчета, анализа, сопоставления и т.п.)
Хорошо, когда сконструированный тест перед его массовым применением проходит опытную проверку на небольшой группе учащихся. Часто при такой проверке выявляются недостатки теста (например, двоякое толкование, неоднозначность), не являющиеся очевидными для учителя.  Не рекомендуется применять одни и те же варианты тестов в разных классах одной параллели, поскольку учащиеся могут обменяться ответами.
В своей практике применения тестов при обучении химии я опиралась как на литературные теоретические источники, так и на опыт других учителей (Н.И.Пушкарева, г.Муром, Н.М.Субботин, Тамбовская обл. и др.), нашедший отражение в интернете. Вопросы для тестов я составляю самостоятельно, но часто использую и готовые тесты. Рассмотрим, как применяется тестирование на примере четырех различных уроков.
Урок 1. Металлы. Положение металлов в периодической системе элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов. Металлическая связь. Кристаллические решетки. Физические свойства металлов.
Основными образовательными задачами этого урока являются контроль усвоения понятия химического элемента, умения характеризовать свойства элемента по периодической системе, обобщение знаний видов химической связи и типов кристаллических решеток,  их влияния на свойства вещества, а также знакомство с металлической связью, типами кристаллических решеток металлов и уяснение их влияния на особенности физических свойств металлов.
Урок строится в форме беседы, в процессе которой учитель излагает новый материал, а также активизирует деятельность учащихся, задавая им вопросы. Например: в чем особенность строения атомов элементов главных и побочных подгрупп? Какие общие физические свойства металлов вы знаете?
На основе такой самостоятельной работы учащиеся совместно приходят к выводам, касающимся свойств металлов и их зависимости от строения кристаллической решетки.
В заключительной части урока проводится письменный тест на усвоение нового материала. Примерами тествовых заданий являются следующие.
1) Формула вещества с металлической связью.
      а) CaO     б) CaCl2    в) O2      г)  Cu
2) Металлические свойства элементов в периоде с увеличением заряда ядра атома
        а) усиливаются                 б)  изменяются периодически
        в) ослабевают                    г) не изменяются
3) В ряду химических элементов Li– Na – K– Rb  металлические свойства
         а)  усиливаются               б) не изменяются
         в)  ослабевают                  г) изменяются периодически
4) Вещества твердые, пластичные, с хорошей тепловой и электрической проводимостью имеют кристаллическую решетку
         а) молекулярную             б) атомную
         в) металлическую             г) ионную
5) Металлическую решетку имеет каждое из веществ:
        а) натрий, хлорид натрия, гидроксид натрия
        б) кальций, селен, оксид кальция
         в)  магний, железо, натрий
         г) калий, оксид калия, кальций.
Урок 2. Электролитическая диссоциация (11 класс).
Целями урока являются систематизация знаний об электролитической диссоциации, выявление зависимости свойств веществ от их строения, развитие у учащихся способности к наблюдению и анализу.
Данное занятие проводится в форме урока-семинара (2 часа). Делается сообщение о вкладе Аррениуса, Фарадея и Ома в теорию электролитической диссоциации, рассматриваются механизм растворения в воде различных веществ, гидратация ионов, реакции ионного обмена. Учащиеся заполняют таблицу, в которой приводят примеры реакций в молекулярном и ионном видах.
После доклада учащегося о значении ионитов в деятельности человека обсуждается классификация неорганических соединений (основания, кислоты, соли) с точки зрения электролитической диссоциации. Затем учащимся предлагаются задания (доказать гидролиз солей на конкретных примерах, заполнить таблицу для каждой соли и т.д.). Рассматривается  гидролиз и органических соединений.
В заключение учащиеся совместно формулируют основные положения теории электролитической диссоциации и выполняют тест, содержащий вопросы как с выборочными, так и с конструированными ответами.
Примеры вопросов теста.
1) Вещества, которые диссоциируют только на катионы металла и гидроксид-ионы. являются
    а) кислотами  б) щелочами  в) солями  г) амфотерными гидроксидами.
2) Суммы всех коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнениях реакции нитрата железа (II) с гидроксидом натрия равны соответственно
     а) 10 и 3       б) 12 и 3       в) 10 и 4       г) 12 и 4.
3) Реакция ионного обмена протекает до конца при сливании растворов
     а) нитрата натрия и сульфата калия 
     б) сульфата калия и соляной кислоты
     в) хлорида кальция и нитрата серебра
     г) хлорида калия и сульфата натрия.
4) В водном растворе ступенчато диссоциирует
    а) K2SO4      б)  K2S        в)  H2S      г) Na2SO4
5) Составьте краткое ионное уравнение взаимодействия 1 моль гидроксида калия с 1 моль гидроксида алюминия. Укажите число ионов в уравнении.
6) Составьте молекулярное и полное ионное уравнения, соответствующие сокращенному ионному уравнению
                                  CO32-+2H+  → CO2+ H2O.
В ответе укажите суммы коэффициентов в молекулярном и полном ионном уравнениях.
Урок 3. Углерод знакомый и неожиданный (9 класс).
Занятие проводится в форме урока-семинара и имеет основной целью систематизацию знаний учащихся о строении, свойствах и применении аллотропных форм углерода, включая фуллерены и нанотрубки.
При проведении урока широко используются наглядные пособия и мультимедийная техника: демонстрируются слайды и модели кристаллических решеток, образцы веществ. Урок начинается с фронтальной беседы, в ходе которой обсуждаются изученные ранее знания из физики и химии твердого тела. Затем учащиеся характеризуют электронное строение углерода, рассматривают понятие аллотропии и заполняют обобщающую таблицу, на основе которой проводят сравнительный анализ различных форм углерода. Учащиеся делают краткие доклады о свойствах алмаза, графита, кабина и поликумулена, применении аморфных форм углерода. Затем учитель информирует об открытии новых форм углерода – фуллеренов и углеродных нанотрубок, с помощью слайдов рассказывает о их неожиданных свойствах и связанных с ними инновационных технологиях.
В конце семинара проводится компьютерное тестирование с помощью мультимедийного учебного курса «1 С Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия», разработанного Марийским государственным техническим университетом.
Урок 4. Химические свойства металлов (9 кл.).
Образовательной задачей урока является обобщение и закрепление знаний о химических свойствах металлов с акцентированием внимания на их восстановительных свойствах.
В начале занятия проводится  опрос, который подготавливает учащихся к восприятию нового материала. Затем учащиеся с помощью учителя обобщают знания о химических свойствах металлов, рассмотрев их взаимодействие с неметаллами, кислотами, водой. Особое внимание уделяется разбору окислительно-восстановительных реакций с участием металлов.
При рассмотрении нового материала, посвященого взаимодействию металллов с солями, учитель демонстрирует лабораторный опыт  и проводит разбор уравнения реакции. Учитель рассказывает о работе Бекетова  по установлению электрохимического ряда напряжения металлов, учит определению возможности реакции металла с растворами солей и кислот.
В заключение урока проводится  тест с выборочными ответами с помощью компьютера. Для тестирования используется  разработанная мной при помощи специалистов в области программного обеспечения компьютерная программа, которая случайным образом выбирает из базы данных десять вопросов и последовательно предъявляет их ученику.  Например:
1) При взаимодействии натрия с водой образуются
а) оксид натрия и водород    б) гидроксид натрия и водород
в) гидроксид натрия               г)гидроксид натрия и кислород
д) оксид натрия и вода
2) К щелочно-земельным металлам относится
а) кальций  б) магний в) калий  г) бериллий д) ни один из перечисленных
По окончании выполнения теста компьютерная программа информирует о времени, затраченном на тест, перечисляет вопросы, на которые даны неверные ответы, и выставляет оценку в соответствии с критериями, заложенными в программу учителем. Необходимо отметить, что данная программа может использоваться  для проведения тестирования и по другим темам. Для этого достаточно лишь заменить текстовый файл с вопросами.
Применение тестовых технологий привело к положительным результатам. Повысилась объективность оценок, уменьшилась вероятность списывания и подсказок. Возросла активность учащихся, поскольку после тестирования они стараются найти правильный ответ в учебнике или в общении друг с другом. Регулярный характер проверок позволяет постоянно держать учащихся «в тонусе», а учитель получает возможность постоянного мониторинга успеваемости по всем разделам и темам у всего класса.
 
Литература
 
1. Тавлинова Т.И., Денисова Н.П., Козаченко Н.П., Тартанов А.А., Михалко И.К. Использование педагогических тестов преподавания дисциплины «Химия». Современные наукоемкие технологии. РАЕ, №9, 2007.
2. Минин М.Г., Стась Н.Ф., Жидкова Е.В., Родкевич О.Б. Тестовая технология контроля знаний студентов по химии. Технологии инженерного образования. Известия Томского политехнического университета. 2005. Т.308. №4. с.231-234.
3 Кошелева Е. А.Неорганическая химия. Тестовые задания для учащихся 8 класса. М.: Ассоциация XXI век,2008.
4. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий М., Адепт, 1998г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»