Авторская программа внеурочной деятельности по химии
Основы минералогии
Соболева Нина Олеговна,
учитель первой квалификационной категории
ГБОУ школы № 242
Красносельского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа курса «Основы минералогии» 8 классучитель первой квалификационной категории
ГБОУ школы № 242
Красносельского района Санкт-Петербурга
Количество часов по учебному плану всего 34 часа в год, в неделю 1 час
Рабочая программа курса «Основы минералогии» для восьмого класса составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273-ФЗ
СанПин 2.4.2.2821-10, зарегистрированный в МинГОСТе России 29.12.2010, регистрационный №189.
Годового календарного учебного графика на 2022 – 2023 учебный год.
Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ школы № 242 на 2022/2023 уч. год.
Изучение программы проходит в рамках внеурочной деятельности
Цель: формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности ребенка, его способностями к сотрудничеству, развитие общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации, познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, опыта самореализации, коллективного взаимодействия, развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи программы:
Образовательные:
1) формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
2) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.
Воспитательные:
1) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
2) формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
3) содействие в профориентации школьников.
Развивающие:
1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
2) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
3) развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности;
4) развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.
5)развивать интеллектуальный и творческий потенциал личности, логическое мышление при решении экспериментальных задач по химии;
6)учить технике подготовки и проведения химического эксперимента, с помощью занимательных опытов поднять у обучающихся интерес к изучению химии, учить приемам решения творческих задач, поиску альтернативного решения, комбинированию ранее известных способов решения, анализу и сопоставлению различных вариантов решения, учить активно мыслить;
7) расширять профессиональный кругозор, эрудицию, повышать общий уровень образованности и культуры.
Перечисленные задачи охватывают широкий круг проблем воспитания и дополнительного образования школьника, решение и реализация которых необходимы для достижения поставленной цели.
На изучение данного курса в 8 классе отводится:
- количество часов в неделю – 1.
- количество учебных недель – 34
- количество часов в год – 34
Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год.
I. Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности
Занятия дают возможность достичь личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения программы являются:
1.овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, взаимосвязи их состава, строения и свойств; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей учащегося;
готовность к выбору профильного образования.
Учащийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Научатся:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельност
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Получат возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интере
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Научатся:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
Содержание программы.
Науки естественно-научного цикла - физика, химия, география, биология, экология.
Минералогия . Минеральный вид. Минеральная группа. Классификация минералов. Номенклатура минералов.
Основы кристаллографии и кристаллохимии. Причины кристаллизации минералов. Строение и свойства кристаллических веществ.
Виды химических связей. Типы кристаллических решеток. Сингонии
Понятия о полиморфизме и изоморфизме. Морфология минералов. Срастания минералов (агрегаты).
Диагностические свойства минералов и методы их определения. Основные диагностические свойства минералов. Цвет. Цвет черты. Блеск. Спайность. Излом. Твердость. Плотность. Прозрачность. Особые свойства минералов. Магнитность. Радиоактивность. Растворимость в воде. Запах. Реакция на кислоты. Увеличение объема при нагревании. Двойное лучепреломление.
Виды классификаций минералов по распространенности в земной коре (породообразующие и акцессорные); по генезису; по строению кристаллической решетки и химическому составу (кристаллохимическая); по практическому применению.
1 класс - самородные. Кроме самородных металлов (Au, Ag, Pt, Hg, Cu), полуметаллов (As, Sb, Bi) и неметаллов (C, S), сюда условно относятся малораспространенные нитриды, карбиды, фосфиды, силициды.
2 класс- сульфиды и их аналоги - арсениды, антимониты, висмутиды, теллуриды, селениды. (S-)
3 класс - оксиды и гидроокиды (О2-, ОН-).
4 класс - галогениды, кроме хлоридов, фторидов, бромидов и иодидов относятся также окси- и гидрогалоиды (Cl-, Br-, I-, F-).
5 класс - карбонаты [CO3]2-.
6 класс – сульфаты (SO4)
7 класс - фосфаты и их аналоги - арсенаты и ванадаты [РО4]3-. бораты (ВО2)-, борацит, примеры бура (водный борат).
8 класс - силикаты, алюмосиликаты и их аналоги - боросиликаты, титаносиликаты, цирконосиликаты, бериллосиликаты (SiO4).
Тематическое планирование курса «Основы минералогии» 8 класс
№ | тема | |||||||||||||||
1 | Науки естественнонаучного цикла. | |||||||||||||||
2 | Минералогия. Методы исследования. | |||||||||||||||
3 | Классификация минералов | |||||||||||||||
4 | Номенклатура минералов | |||||||||||||||
5 | Характеристика и внешние диагностические признаки минералов | |||||||||||||||
6 | Практическая работа с коллекцией минералов | |||||||||||||||
7 | Структура кристаллов | |||||||||||||||
8 | Методы исследования структуры кристаллов | |||||||||||||||
9 | Изоморфизм. Полиморфизм | |||||||||||||||
10 | Практическая работа с коллекцией минералов | |||||||||||||||
11 | Процессы минералообразования | |||||||||||||||
12 | Физические и морфологические свойства кристаллов | |||||||||||||||
13 | Номенклатура | |||||||||||||||
14 | Практическая работа с коллекцией минералов | |||||||||||||||
15 | Нахождение самородных веществ в природе. Месторождения. | |||||||||||||||
16 | Классификация сульфидов. Месторождения | |||||||||||||||
17 | Связь состава, свойств и кристаллохимических особенностей | |||||||||||||||
18 | Практическая работа с коллекцией минералов | |||||||||||||||
19 | Нахождение оксидов в природе. Месторождения | |||||||||||||||
20 | Классификация оксидов. | |||||||||||||||
21 | Связь состава, свойств и кристаллохимических особенностей | |||||||||||||||
22 | Практическая работа с коллекцией минералов | |||||||||||||||
23 | Нахождение силикатов в природе. Месторождения | |||||||||||||||
24 | Классификация силикатов | |||||||||||||||
25 | Связь состава, свойств и кристаллохимических особенностей | |||||||||||||||
26 | Практическая работа с коллекцией минералов | |||||||||||||||
27 | Практическая работа с коллекцией Горного музея | |||||||||||||||
28 | Классификация карбонатов, сульфатов, фосфатов | |||||||||||||||
29 | Связь состава, свойств и кристаллохимических особенностей | |||||||||||||||
30 | Практическая работа с коллекцией минералов | |||||||||||||||
31 | Нахождение галогенидов в природе. Месторождения | |||||||||||||||
32 | Классификация галогенидов | |||||||||||||||
33 | Связь состава, свойств и кристаллохимических особенностей | |||||||||||||||
34 | Практическая работа с коллекцией минералов | |||||||||||||||