Роль химии в живописи и реставрации
Скоробовенко Александра Владимировна
Живопись – одно из древних искусств, которое на протяжении многих веков прошло эволюцию от наскальных росписей палеолита, до новейших течений XXI века. Произведения живописи отражают и оценивают ту эпоху, в которую были созданы. Поэтому человечество, на протяжении длительного времени, бережно хранит произведения искусства. В настоящее время проблема сохранения живописи стала актуальной, так как человек осознал, насколько хрупки творения великих мастеров. Но именно в наш «информационный» век стало возможным понять, как же именно сохранить произведения искусства. Этому способствуют науки: химия, математика, и физика.Слово «реставрация» в переводе с греческого языка означает «восстановление». Во времена Петра I многие художники брали на себя обязанности «поновителя» - так тогда называли реставраторов. «Поновители» чаще всего дописывали недостающие фрагменты полотен или подновляли красочный слой, повторно покрывая его краской. Естественно, это производилось не без ущерба для картины.
В наше время процесс реставрации более совершенен. Каждая картина перед реставрацией подвергается химическому обследованию. Реставраторы прибегают к использованию только тех веществ, которые по своему составу повторяют или близки к оригиналу. Природных красок не так много, однако на картине очень трудно определить, какая именно краска использована. Здесь и приходят на помощь химики. После того как сделаны предварительные испытания, производят обнаружение катионов и анионов. В аналитической химии анализ смеси ионов проводят систематическим или дробным методом. В этом случае применяют характерные реакции, обладающие достаточной чувствительностью и избирательностью действия, позволяющие обнаружить искомый ион в присутствии всех остальных ионов.
Наша гипотеза такова: обладая определенными представлениями о многообразии химических веществ, можем ли мы качественно определить влияние кислот и щелочей на живописные полотна?
Цель работы – изучить роль химии в живописи и реставрации, качественно определить влияние агрессивной среды на живописные полотна на основе холста и картона.
Для достижения этой цели мы должны решить ряд конкретных задач:
- Изучить основные виды профессиональных художественных материалов.
- Выявить и сравнить их свойства.
- Проанализировать особенности пигмента красок
- Исследовать воздействие растворов кислот и щелочей на масляные и темперные краски нанесенные на предметное стекло.
- Исследовать воздействие растворов кислот и щелочей на живописные полотна изображенные на холсте и картоне.
Изучение данной темы привело к таким результатам.
Пигменты, применяемые в живописи, имеют исключительно важное значение: от их свойств зависят приемы работы, качество техники живописи и долговечность картины. Ценность художественной краски определяется ее цветом, интенсивностью, светостойкостью и устойчивостью при смесях с другими красками и т. п. качествами, зависящими главным образом от их химического состава и структуры.
Итак, художественные краски должны иметь определенный и постоянный химический состав и технические свойства, быть максимально чистыми, освобожденными от вредных примесей и не содержать наполнителей.
При изучении данной темы, были выделены вещества, оказывающие вредное действие на краски и живописные полотна присутствие растворимых солей, свободная сера, перекись водорода, кислоты и щелочи.
Были отобраны пять образцов живописных образцов изображенных на холсте и картоне, в качестве реагентов: серная и соляная кислоты, поваренная соль, пищевая сода, едкий натр, аммонийная селитра.
Также оценили степень воздействия сильных кислот, берлинской лазури и серы на свежие пигменты.
Исследование данной темы приводит к следующим заключениям.
Экспериментально было доказано, что практически все пигменты под воздействием агрессивной среды меняют свои свойства, так и свинцовые белила вступают в реакцию с серосодержащими веществами и темнеют.
Желтые кадмии (особенно светло-желтые), полученные способом осаждения из растворов солей, имеют неустойчивую структуру, часто содержат свободную серу и водорастворимые сернистые соединения, поэтому в смеси со свинцовыми и железосодержащими красками сильно темнеют.
Окислы кадмия, серебра и железа в цинковых белилах усиливают их каталитические свойства и разрушительно действуют на цвет пигментов органического происхождения (краплак), а также берлинской лазури.
В минеральных кислотах были растворены лазурит, красный хром, цинковые и свинцовые белила.
Минеральные кислоты оказывают разное воздействие на пигмент нанесенный на холст и картон, наиболее сильным агрессором является серная кислота.
В живописи часто используются одинаковые по цвету, но отличные по составу и кристаллической структуре пигменты. Отличить такие пигменты друг от друга помогает лаборатория микрохимического анализа. Аналитическая химия продолжает «спасать » многие работы, вовремя подсказывая, какой исходное вещество нужно использовать. Современные технологии (атомарный кислород, нано-технологии) способствуют дальнейшему развитию реставрации, ее выходу на более высокий технологический уровень. В связи с этим, химия как наука, способствует сохранению художественных произведений.
Искусство очень тесно сотрудничает с химией. Материалы, использующиеся художниками необходимо рассматривать и с научной точки зрения, так как научный подход к творчеству приводит к достижению более высоких результатов. Химия раскрывает «тайну» разрушенных, со временем, а так же помогает создавать новые картины и возвращать высочайшие произведения искусства к жизни.
И любознательным химикам, будет интересно ознакомиться с исторической и научной точкой зрения на химию в искусстве. А художникам узнать, что же представляет собой искусство на молекулярном уровне. В реставрации наука и искусство как никогда близки.