Формирование первоначальных систематизированных
представлений о веществах и их свойствах
Чиркунова Людмила Александровна,
учитель химии ГБОУ гимназия № 406
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Объём информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. (ВикипедиЯ)учитель химии ГБОУ гимназия № 406
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Самое главное, далеко не все данные ценны - по оценкам IDC
(International Data Corporation (IDC), к 2020 году доля полезной информации составит всего 35% от всей сгенерированной.
Во-первых, выросло количество внешних и внутренних источников, из которых они берутся. Во-вторых, данные стали сложнее и разнообразнее - они структурированные, неструктурированные и квазиструктурированные.Мы вскоре попросту утонем, будучи не в силах освоить поток новых сведений.
Все чаще и чаще мы даже уже не читаем, а только проглядываем информацию «на автомате»
Наш мозг уже с очень большим трудом справляется с этим потоком информации, можно сказать, что уже сформировалось “клиповое сознание” которое особенно характерно для молодого поколения: информационные перегрузки мозга – реальность наших дней.
Однако!По данным учёных из Калифорнийского Института Биологических Исследований объём памяти, которую имеет человеческий мозг, близок к одному Квадриллиону — 1 млн Гигабайт!
Но,современные исследования показывают, что в течение дня мы забываем около 70% всего увиденного и услышанного.
Ведь запоминание — это связь поступающей информации с той, что у нас уже есть. Поэтому мы гораздо лучше усваиваем сведения, в которых разбираемся — имеем представление о предмете. В этой структуре для новой информации уже есть готовая ячейка, в которую та охотно ложится.
Известно:
- Память человека способна сохранять на
- 90% информации о том, что он делает(ведение тетради, делание ДЗ)
- 50% о том, что он видит(работа с учебником и внимание на уроке)
- 10% о том, что он слышит
Из ФГОС, раздел Химия:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии
Как же систематизировать знания и представления о веществах? И чтобы все в голове сложилось в систему?
Напомню те элементы и их соединения, которые изучаются в 8-9 классах
1).Элементы VII группы А подгруппы (галогены)
2).Элементы VI группы А подгруппы (сера)
3,4).Элементы V группы А подгруппы (азот и фосфор)
5,6).Элементы IV группы А подгруппы (углерод и кремний)
7).Элементы I группы А подгруппы (щелочные металлы)
8).Элементы II группы А подгруппы (щелочно-земельные металлы)
9).Алюминий и соединения
10).Железо и соединения
Перенесение мыслей на бумагу, превращение абстрактного в конкретные двухмерные образы – это один из самых простых способов быстро запоминать и усваивать информацию. Создавая любые типы диаграмм, таблиц, схем учащиеся будут учиться связывать идеи на бумаге. Это поможет в дальнейшем быстро выстраивать иерархии и связи в уме, не обращаясь к бумаге
Техники эффективного запоминания
Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени,(каждый урок – новая тема) на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Что же лежит в основе любого эффективного запоминания?
Желание. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать: иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить.
Осознание. Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.
Установление связей. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у вас знаниями или опытом..
Яркие впечатления. информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.
Хорошее внимание. Без внимания нет запоминания. 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию.
Еще один способ помочь нашему мозгу лучше понимать и запоминать информацию — смотреть на общую картину. Простой пример — собирание пазла. Если бы нас попросили собрать пазл из тысячи элементов, не глядя на картинку, это было бы невероятно сложно, потому что отдельные элементы ни о чем не говорят. Однако, как только вы увидите общую картину, у вас появится контекст для каждого элемента, что упростит задачу.
Очень сложно усваивать не связанные друг с другом части информации. Усвоение идет быстрее и эффективнее, когда нам понятна общая картина.
Поэтому я предлагаю своим учащимся , начиная с 8 класса (галогены) сведения о веществах и свойствах сводить в таблицы.
Таблица занимает сдвоенный лист в тетради и заполняется определенным образом по плану.
Это левая часть таблицы
Строение атома | Нарисовать: 1.Упрощенную схему строения атома 2.Квантовые ячейки 3.Указать валентности, степени окисления и соединения, в которых элемент проявляет эти степени окисления (водородные соединения, оксиды, гидроксиды, соли) |
||
Нахождение в природе | Указать формулы и названия минералов, в составе которых встречается данный элемент в природе. | ||
Получение |
Записать уравнения получения данного простого вещества а) в промышленности б) в лаборатории |
||
Физические свойства | Указать основные физические свойства и аллотропные модификации | ||
Химические свойства | А) с простыми Записать уравнения взаимодействия данного простого вещества 1)С металлами 2)С неметаллами |
Б) со сложными Записать уравнения взаимодействия данного простого вещества с различными сложными веществами |
Это – правая:
Записать формулы оксидов, указать их характер, доказать характер оксидов уравнениями реакций: | Оксиды |
|||||||||
Основные: 1) + вода 2)+ кислотный оксид 3)+ кислота 4)дополнение |
Кислотные: 1)+ вода 2)+основный оксид 3)+основание(р) 4)дополнение |
Амфотерные: 1)+кислота 2)+основание(р) |
||||||||
|
Гидроксиды (кислоты или основания) |
|||||||||
Записать формулы солей данного элемента. Записать уравнения качественных реакций на ион, в котором находится данный элемент, отметить признаки реакций. Записать специфические свойства солей, если есть (разложение при нагревании, гидролиз ) |
Соли |
|||||||||
Заполнение таких таблиц очень важно для запоминания информации.
Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у вас знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нужно обязательно связать с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах своей памяти будет очень сложно.
В начале изучения темы, я обращаюсь к ученикам:
« Прежде чем приступать к освоению нового материала, необходимо вспомнить, какие знания по этой теме у вас уже имеются. Попытайтесь проанализировать и систематизировать их. Это оказывается полезным даже тогда, когда знаний по соответствующей теме у вас пока немного».
Поэтому сначала заполняются сведения о строении атома (изучались в 8 классе), нахождение в природе (учебник), свойства простых веществ(8 класс), а потом таблица заполняется новыми сведениями и формируется общая картина.
А формирование общей картины позволяет запомнить информацию на более долгий срок. Информация никогда не бывает сама по себе, она всегда часть чего-то большего.
Чем больше информация включена в деятельность человека, тем быстрее и прочнее она запоминается. Закон деятельности имеет двойственное значение. С одной стороны, если знания включаются в какую-то деятельность, то они значительно быстрее усваиваются, а с другой стороны, мы особенно хорошо помним те знания, которые используем в своей деятельности, и постепенно забываем ту информацию, которая нами не используется.
Для того чтобы лучше и быстрее запомнить какую-либо информацию, нужно постараться произвести над ней какое-нибудь действие: что-то в ней подсчитать, сопоставить, выделить, поменять местами (что именно — зависит от вида информации). Другими словами, поработать с информацией. Таким образом, вы пусть искусственно, но включите информацию в деятельность, совершите с ней действия, что значительно улучшит ее усвоение.
Структурирование информации позволяет: многократно (10 раз) повторить :
строение атома
свойства простых веществ (Ме и неМе)
Свойства оксидов, кислот, оснований
Создать комплекс базовых сведений для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по неорганической химии.