Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Трудности в освоении школьного курса
химии у учащихся подросткового возраста

Ермакова Мария Владимировна,
преподаватель химии ФГКОУ «Нахимовское
военно-морское училище Министерства обороны
Российской Федерации», Санкт-Петербург
Как известно, подростковый возраст – это один из критических, полных противоречий,  этапов в  жизненном цикле человека. С одной стороны, у подростков возникает чувство взрослости (по Д.Б. Эльконину). Но желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребенком подросток себя уже не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать (Д.Б. Эльконин). Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием.
В этот период на первый план выходит развитие навыков межличностного общения, развитие абстрактного мышления, формирование системы ценностей и жизненной философии (по Р. Хевигхертс).
Именно на этот непростой период приходится введение такого школьного курса как химия. Обучение основам химии начинается в 8 классе.
Проблема освоения школьного химического содержания существует давно. И причин, на мой взгляд, несколько.
В условиях демократизации общества и реформирования системы образования появляется огромное количество программ и учебников по химии. Эта тенденция сохраняется и по настоящее время. Анализ всех учебных линий показывает, что построение школьного курса химии ведется авторами учебников, как правило, двумя путями:
  1. Традиционно -  изложение химии в 8 классе идет на основании накопления фактического материала, а позже в изучении Периодического закона
  2. Нетрадиционно – изучение Периодического закона в начале всего курса
Наиболее оптимальным, на мой взгляд, традиционное построение школьного курса химии. Во-первых, такая структура содержания исторически сложилась путем накопления фактов, а потому изложение учебного материала таким образом отражает естественный ход становления научного знания. Кроме того, следует отметить психологическую неготовность учащихся данной возрастной группы (13-14 лет) к восприятию такого теоретического материала, как  «Строение атома», «Периодический закон», «Химическая связь» в самом начале изучения курса по причине еще слабо развитого абстрактно-логического мышления, как отмечают психологи. Важно учитывать также еще ожидания учащихся 8 класса, приступающих к изучению химии и желающих в первую очередь опытным путем познакомиться с веществами. Как показывает практика, мотивация к изучению нового предмета химии у восьмиклассника обычно высока в силу имеющихся у него представлений, а потому главной задачей учителя является этот интерес не погасить. А потому весьма оправдано вначале школьного курса химии, излагая сведения о первоначальных химических понятиях, вводить демонстрационный эксперимент и практические работы, в ходе которых учащиеся накапливают знания о веществах на собственном опыте. Изучение же таких тем, как «Строение атома», «Периодический закон», «Химическая связь» в самом начале изучения курса химии такой возможности не дает. А ведь известно, что знания, приобретенные через действия, намного эффективнее полученных пассивным путем.
Зачастую ожидания подростка не оправдываются. Химия в образе учащихся 13-14 лет это, как правило, увлекательный опыт и эксперимент. Возможность проводить опыты самостоятельно обеспечивает хорошую мотивацию вначале изучения предмета. Однако интерес очень быстро гаснет по мере изучения химии, как только возникают трудности в усвоении химического языка с его формулами и уравнениями.
Как отмечают психологи, абстрактное мышление – это один из видов человеческого мышления, который заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими. В таком виде мышления часто используются образы и символы как общеизвестные, так и такие, которые получают свое значение из самого мыслительного процесса или дискуссии.
К сожалению, плохо развитое абстрактное мышление у подростков 13-14 лет является препятствием в изучении химии, особенно таких тем как «Строение атома», «Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева», «Химическая связь». Опыт показывает, что подростки зачастую оказываются не готовы к оперированию новыми понятиями, обобщению, систематизации имеющихся у них знаний, выявлении закономерностей.
Как известно, «математика – царица всех наук». Математика для химиков в первую очередь полезный инструмент для решения многих химических задач. Трудно было бы найти какой-либо раздел математики, который совсем не используется в химии. Но для изучения и успешного освоения школьного химического содержания я выделила бы владение учащимися такими математическими знаниями и умениями как последовательность выполнения математических действий, вывод формулы неизвестного, решение пропорций, нахождение НОК (наименьшее общее кратное) и НОД (наибольший общий делитель). К сожалению, пробелы в математике приводят к невозможности решения химических задач.
Одной из главных проблем в освоении школьного курса химии, на мой взгляд, является дефицит времени. В настоящее время основной курс рассчитан на 2 года (8-й и 9-й классы) по 2 часа в неделю. Включение в программу 10-х и 11-х классов химии как учебного предмета происходит только в ограниченном числе школ, там, где выбраны немногочисленные «профили».
Химия как учебный предмет с экспериментальной направленностью способствует развитию исследовательской компетенции. Но в условиях дефицита времени эта возможность сводится к минимуму.
Главной проблемой в преподавании химии является перегруженность курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Актуальность этой проблемы возрастает в связи с тем, что химические знания необходимы каждому человеку в повседневной жизни, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде. Наличие в учебных заведениях пропедевтического курса по химии в 7 классах позволил бы решить эту проблему. Но, к сожалению, в большинстве учебных заведений данный курс отсутствует.
К сожалению, все чаще в своей профессиональной деятельности сталкиваюсь с отсутствием мотивации у подростков из-за так называемой «ненужности сдавать ЕГЭ по химии». А это приводит к формальному пребыванию на уроке. А несовершенность пятибалльной (а фактически трехбалльной) системы оценивания  приводит к тому, что ученик заблаговременно знает оценку, которую учитель поставит ему в аттестат.
С трудностями освоения школьного курса химии сталкиваются большинство учащихся подросткового возраста по разным причинам: внешним, независящим от подростка (проблема последовательности раскрытия содержания, дефицит учебного времени, отсутствие пропедевтического курса) или внутренним, связанным с установками,  мотивацией школьника, а также имеющимися знаниями (представления о химии как о науке с увлекательными опытами, неоправданные ожидания, несформированность или слабое развитие абстрактного мышления, пробелы в математических знаниях, отсутствие мотивации из-за «ненужности сдавать ЕГЭ»).
Во многом эти трудности помогает решить педагог, используя в профессиональной деятельности свой арсенал педагогических приемов, методов и технологий обучения.
 Список использованных источников и литературы
  1. Бердоносов, С. С. Учебники по химии:  традиционные заблуждения и современность / С. С. Бердоносов // Химия в школе. 2000. – 5. – С. 22-27.
  2. Возникновение и развитие химии с древнейших времён до VIII века / Отв. ред. Ю.И.Соловьев. –  М.: Наука, 1983.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка. – Москва: БЗО 2МГУ, 1929.
  4. Иванова, Р. Г. О наболевших проблемах методики обучения химии / Р. Г. Иванова // Химия в школе. 2007. – № 6. – С. 13-21.
  5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – Москва: Педагогика, 1989.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  7. http://chem.msu.ru/rus/books/2015/science-education-2015/027.pdf
  8. https://matclass.ru/blog/khimiya-i-matematika_-est-li-chto-to-obshchee-
  9. http://lib.teacher.msu.ru/pub/2081
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»