Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мир химии

Курносова Елена Исаевна

Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса.
Ф. Тютчев

Эпиграфом к своей работе хочу взять слова поэта Ф. Тютчева, от себя добавлю – детское сердце, сердце маленького человека, который приходит в школу с широко открытыми глазами и ждет от нее чудес. Но эти чудеса почему-то не всегда приходят и не ко всем.         Цель непрерывного, в том числе и школьного образования – сделать человека образованным. Фундаментальное образование включает не только познание окружающего мира, но и освоение методологии и приобретение навыков познания. Понимание сущности явлений должно быть целостным. Ситуация, когда знания приобретенные на одном уроке не работают на другом, учителям хорошо знакома. Поэтому образование должно быть длительным и непрерывным.
         Прогресс цивилизации будет определяться исключительно интеллектуально - образовательной мощью человека: на рубеже веков «единственно значимыми ресурсами являются знания, изобретательность людей, воображение и добрая воля. Становится ясно, что без них невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод. Решающую роль в развитии этих качеств играет образование». (Доклад о положении в области образования в мире за 1993 г. – Изд-во ЮНЕСКО, 1993. –С. 16).
         Благодаря техническому прогрессу и огромному потоку информации по различным областям знаний, современные школьники более развиты, чем их предшественники. Искусственное сдерживание познавательного интереса детей может в будущем привести к невосполнимым потерям в их развитии.Именно поэтому следует обратить особое внимание на раннее обучение школьников различным предметам, в том числе и химии, как на возможность создать фундамент всего дальнейшего химического школьного образования. При этом необходимо учитывать, что каждый возрастной период обладает своей сензитивностью (чувствительностью), в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям на ранних этапах обучения оказывается иногда более эффективным, чем в старших классах.

        Химия, одна из наук, которая входит в естественные науки, вместе с биологией, физикой, географией. Она может и должна увлечь ребенка в школе. Младшим школьникам характерны недостаточность познавательного опыта и богатство воображения и восприятия, стремление к игровой деятельности, преобладание актуальных потребностей и импульсной активности (результат нужен сразу). Кроме того, именно «этим талантливым почемучкам, экспериментаторам, ориентированным на творчество, в полной мере присущ «исследовательский инстинкт» – явление возрастное и, к сожалению, преходящее» (Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности//Человек. – 1997. - №3). Поэтому так много приверженцев у раннего развивающего обучения, в том числе и химии.
        Изучение в школах курса “Естествознания” не может дать ученику планомерной подготовки к воприятию курса химии, так как кроме химии ученику одновременно пытаются втолковать и основы физики, и географию, и природоведение, и биологию и многое другое. На мой взгляд, маленький ребенок не в состоянии усваивать такую “гремучую смесь” из разных достойных наук. Поэтому в 341 школе Невского района г.
 
Санкт – Петербурга, где я работаю уже много лет учителем химии, было решено начать изучение «чистой» химии с пятого класса, в порядке эксперимента.
          Пропедевтический трехгодичный курс «Мир химии» задуман как курс, где делается попытка изучающим его дать понять, что химия – наука, которая сближает с природой, учит элементарным химическим знаниям и методами научного познания (наблюдение, сравнение, исследование), готовит к дальнейшему осознанному освоению химии. Для осуществления этого в одном из пятых классов, с согласия родителей учеников, в учебный план был введен один дополнительный урок для изучения химии по программе «Мир химии», разработанный мною. На уроке важно было создать среду, в которой школьникам представится возможность наблюдения и осмысления тех явлений и процессов, над которыми они ранее серьезно не размышляли. Ведь хорошо известно, «какими бы феноменальными не были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут» (Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., Педагогика-Пресс, 1996. – С. 534). Традиционная модель обучения в школе строится, как правило, по принципу «обучение - наблюдение – действие». После обучения чему–то, идет наблюдение того, как этот принцип или модель применяются. Наконец, когда-то, может и не сразу предстоит применить на практике, то чему учили. При таком подходе передача информации происходит в основном посредством абстрактных понятий и значительная часть ее может быть и не востребована совсем. При этом развивается интеллект, а физическое и эмоциональное развитие личности, вопросы самодисциплины и отношения с окружающим миром игнорируются.
         Поскольку выполнение конкретных действий и достижение практических результатов, которые являются мощным стимулом в этой модели обучения, отодвинуты на неопределенное будущее и логически помещены в конец последовательности обучения, возникает необходимость использования внешней мотивации в виде отметок и каких-либо других искусственных стимулов.
         Сторонники практико-ориентированного подхода считают, что процесс обучения эффективен тогда, когда учащиеся рассматривают цель, поставленную перед ними учителем, как свою собственную. Профессионализм и мастерство учителя помогут организовать обучение так, чтобы ученик находился все время в состоянии активного творчества и не только приобретал знания, но и выступал в роли исследователя.             
          При таком подходе мотивация обучения - внутренняя и не требует искусственных стимулов, так как действия стоят в начале обучения. Извлекая опыт, они приобретают навыки, необходимые для дальнейших действий. Такое обучение приводит к более глубокому усвоению информации, поскольку все выученное ассоциируется с конкретными действиями и событиями, а не с абстрактными символами и общими принципами. Таким образом знания и действия сочетаются и взаимно влияют друг на друга: знания усваиваются только в процессе совершения действий; действия формируются только в процессе усвоения знаний.
 

          Эффективность усвоения знаний зависит от характера совершенных при этом действий и наоборот (Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения. – Л., 1971).
        Уроки химии в 5-7 классах ведутся в некоторых школах опытными учителями и дают весьма ощутимые результаты, но для этого отбирают наиболее способных учеников. Этому не учат всех, т.к. трудно в пятом классе изучать предмет восьмого класса. В нашей школе путешествие в страну химических знаний под названием «Мир химии» на ранней стадии носит характер ознакомительный и развивающий одновременно, хотя программа составлена на основе научных знаний. Главная цель, которая была поставлена – привить устойчивый интерес к предмету. Наши первые пятиклассники уже закончили школу.  Сегодня, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что в сравнении с учащимися, которые приступили к изучению предмета с 8 класса, экспериментальный класс достиг большего. Учащиеся глубже, чем их сверстники разбираются в фундаментальных вопросах химии, свободнее и увереннее ведут себя при выполнении химического эксперимента.
       Существенной проблемой при работе в 5 – 7 классах явилось отсутствие учебников адаптированных к этому возрасту. Учебник Гуревича А. Е. Физика, химия 5-6 кл. Пробный учебник, М., Просвещение, 1996 г. к сожалению не отвечает тем целям и задачам, которые были поставлены. Книга издана в увеличенном формате, в жесткой обложке, тяжелая, рассчитанная на два года, она вынуждает младших школьников носить с собой на занятия лишний груз, что отрицательно сказывается на их здоровье. Да и по содержанию разделов относящихся к предмету химии у меня возникло много претензий, так как моя программа построена по другим принципам. Учебник Гуревича А.Е. скорее напоминает книжку химических комиксов, чем учебное пособие.          Многолетний  опыт работы по программе ясно показал, что возникла необходимость создать пособие, отвечающее моей программе и позволяющее облегчить учащимся обучение предмету, что и было сделано.
           Работа над созданием пособия началась с отбора материала, который явился его теоретической основой. Для этого были изучены и проанализированы ранее выпущенные учебники химии, начиная с 1942 года, список учебников – прилагается. В большинстве учебников был использован линейный принцип изучения предмета, т.е. постепенное усложнение учебного материала, причем при обширном использовании ученического эксперимента. Этот метод пригоден для детей младшего школьного возраста лишь частично: привлекает обширное экспериментальное сопровождение, а вот теоретическую часть уместно излагать младшим школьникам концентрически. По мере того, как школьники взрослеют, идет усложнение полученных знаний и расширение их химического кругозора. Т.к. на уроках химии изучается вещество на всех уровнях его организации, то на начальной стадии изучения (первый концентр – 5 кл.) совсем не обязательно объяснять ребенку электронную теорию строения вещества, вполне допустимо сложные понятия заменять простыми аналогиями, но обоснованными.

 

          Более важным фактором воздействия на учеников оказалась возможность прикоснуться непосредственно к реальному веществу, наблюдать за изменениями, происходящими с ним на его глазах. Поэтому в курс введено значительное число практических занятий. Программа 5-7 классов рассчитана на 29 часов (1 час в неделю), примерно половина из них – это практические занятия. На них ученики приобретают навыки и умения работы с веществом и простейшим лабораторным оборудованием. Хочется думать, что эти навыки пригодятся им и в жизни.
            Например, заповедь «ничего неизвестного не пробовать на вкус» вполне возможно удержит девочку или мальчика от необдуманных поступков, сохранив тем самым ему жизнь. Здесь имеются в виду и товары бытовой химии, которыми наполнены наши дома и взрыво- и пожароопасные вещества и лекарства и т.д., с которыми химически неграмотные дети сталкиваются в жизни повседневно и могут нанести себе непоправимый вред.  На уроках учащиеся ведут тетради, записывают непонятные термины, объяснения к ним, учатся зарисовывать схемы опытов с помощью химической линейки, записывают свои наблюдения во время выполнения опытов. Чтобы снять излишнюю напряженность на уроке и для создания более благоприятной атмосферы, отметки учащимся не выставляются и домашние задания практически не задаются (за исключением того случая, когда нужно запомнить смысл какого-то нового термина). Учитель жестом и словом может прекрасно выразить оценку работы ученика. При этом очень быстро устанавливается и сохраняется длительное время благоприятная атмосфера на уроке.
         Контроль знаний проводится тестированием. Тесты размещены в пособии, для того, чтобы учащиеся могли заранее подготовиться. Результаты тестов доводятся до сведения учеников и родителей.
         Программы 5-7 классов состоят из четырех глав (глава соответствует школьной четверти). Названия глав отражают сущность изучаемых в нем вопросов. Например, первая глава в 5 классе называется «Знакомство с веществами» (9 часов). Четыре часа посвящены теоретическим вопросам, остальные пять – практические занятия, причем теория чередуется с практикой.
         На уроках по теории учащиеся знакомятся с содержанием и задачами предмета, получают представление об областях применения знаний, полученных на уроках. На практических занятиях учащиеся получают первые навыки работы с конкретными веществами и простейшим лабораторным оборудованием. В пособие содержатся конкретные рекомендации по выполнению опытов и правила техники безопасности. Вторая глава посвящена рассмотрению вопросов, касающихся строения и свойств вещества. На страницах этой главы учащиеся узнают об исторических и современных аспектах этого вопроса. Знакомятся с такими понятиями, как химический элемент, простое и сложное вещество, химическая формула и химическое уравнение. В третьей главе содержится информация о некоторых важнейших неорганических веществах, необходимых для жизнедеятельности живых организмов и человека.

 

        В параграфе «Воздух и его состав. Охрана окружающей среды» учащиеся узнают о проблеме, стоящей перед человечеством, связанной с загрязнением воздушного бассейна планеты, а в параграфе «Кислород и его свойства» - знакомятся не только с его свойствами, но и учатся получать его в лабораторных условиях. Ознакомление с процессами дыхания и горения сопровождается перечислением правил пожаротушения горящих веществ и изложением сути процессов фотосинтеза. Таким образом, наряду с научными знаниями учащиеся получают и практические, которые могут быть ими использованы в жизни. При изучении свойств воды учащиеся узнают о том, как вода становится питьевой, нужна ли дополнительная очистка воды бытовыми фильтрами и учатся приготавливать растворы веществ. Четвертая глава иллюстрирует многообразие химических веществ. В этой главе предпочтение отдается веществам органического происхождения. Белки, жиры и углеводы описываются на страницах пособия, как основные компоненты питания человека, обсуждается их полезность и важность. Ученики знакомятся с отдельными (простейшими) формулами веществ и узнают о процессах, происходящих с этими веществами в организме человека. На практических занятиях они учатся обнаруживать крахмал в пищевых продуктах, изучают свойства жиров, их отношение к воде, нагреванию и т.п. Рекомендации к выполнению этих опытов учащиеся также смогут прочесть на страницах пособия. Рациональное использование источников энергии и их отдельные виды (природные полезные ископаемые: нефть, природный газ, уголь и др.) представлены в пособии обзорно. Кроме того, обсуждаются и материалы будущего: полимеры, химические волокна, резина, каучук, пластмассы, созданные на основе различных синтетических веществ. На практических занятиях учащиеся знакомятся со свойствами полиэтилена и учатся определять химические волокна.
          В конце пособия размещены некоторые материалы для любознательных. Имеется список литературы, которую могут использовать и учащиеся и родители для более глубоко понимания и изучения предмета.
          В шестом классе (второй концентр) изучение химии продолжается так же, как и в пятом, в сопровождении ученического эксперимента. Но одновременно вводятся такие теоретические понятия, как валентность, составление формул по валентности, составление простейших уравнений химических реакций. После рассмотрения классификации неорганических веществ начинается знакомство с отдельными представителями. Например, с оксидами учащиеся знакомятся на примере оксида углерода (IV) (углекислого газа), оксида кремния (IV) (песка). Узнают о том, где в народном хозяйстве и в жизни эти вещества приносят пользу людям. Кислоты рассматриваются как органические, так и неорганические (лимонная, щавелевая, молочная, соляная и уксусная). Со свойствами отдельных кислот учащиеся знакомятся на практических занятиях. Знания о солях учащиеся получают на примере некоторых минеральных удобрений, которые используются в сельском хозяйстве и на приусадебном участке и др. доступных примерах. Курс шестого класса заканчивается подведением итогов и тестированием. Оценки также не выставляются.
           В программе седьмого класса (третий концентр) учащиеся приобретают фундаментальные знания по химии, такие как периодический закон и периодическая

 

система химических элементов Д. И. Менделеева, научатся выполнять простейшие химические расчеты по формулам и химическим уравнениям.
         В школе проводились открытые урока для родителей с целью выяснить их отношение к эксперименту. Оказалось, что родители по-разному оценивают его, но большинство видят в нем пользу. Например, вот что пишет в своем отзыве отец одного из учащихся: «Следует согласиться, что основная масса житейских «почему» связана с химией и физикой. Здесь мы, родители, как бы передаем эстафету школе в поддержании познавательного интереса, таким образом, тут наиболее важны вовсе не системные знания, а возможность приоткрыть дверь в уже близкое будущее».
           Начиная работу в 8 классе с учащимися, прошедшими пропедевтический курс «Мир химии», вижу, что польза от раннего изучения химии несомненна, и можно сожалеть только о том, что не все наши учащиеся могут принять участие в эксперименте.
Список использованной литературы.
1.Гуревич А.Е. Физика, химия 5-6 кл. Пробный учебник, М.,Просвещение, 1996.
2.Кирюшкин Д.Н. Учебник для первого года обучения химии. М., Просвещение, 1968.
3.Павлов Б.А. Начальные сведения по химии, М.-Л., Госхимиздат, 1942.
4.Манолов К. Великие химики, т. 1, 2, М., Мир, 1985.
5.Фигуровский Н.А. История химии, М., Мир, 1979.
6.Рэмсден Э.Н. Начала современной химии, Л., Химия, 1989.
7.Иванова Р.Г. Химия 8-9, М., Просвещение, 1999.
8.Иванова Р.Г., Минченков Е.Е. Экспериментальный учебник для 7 кл., М., АПН СССР, 1983.
9.Шелинский Г.И., Рабинович В.А., Пробный учебник для 8 кл., М., Просвещение, 1995

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»