Урок химии в 8 классе
Типы химических реакций
Усеинова Фадьме Талятовна
Цели урока: Образовательная:
- Закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания;
- Научить выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций;
- Рассмотреть классификацию химических реакций по числу и составу реагирующих и образующихся веществ;
- Продолжить отрабатывать умение учащихся расставлять коэффициенты;
- развивать научное мышление обучающихся через установление причинно-следственных связей;
- эксперимент и анализ эмпирических данных, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.
- формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.
1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).
Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Первоначальные химические понятия»
Планируемые результаты:
урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.
3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Форма учебного процесса: классный урок.
Ожидаемые результаты: знать сущность реакций разложения, соединения, замещения; уметь составлять уравнения реакций и определять тип реакций.
Тип урока:усвоение новых знаний:
Оборудование:компьютер, проектор, презентация «Типы химических реакций», на столах у учащихся реактивы и оборудование для демонстрационного эксперимента и лабораторных опытов:Mg , колба с кислородом, железный гвоздь, раствор CuSO4 , Zn , , CuO, HCl, малахит.
Девиз урока: «Природа, по-видимому, любит превращения»
И. Ньютон
Ход урока.
- Организационный этап.
Гуляя в тенистой роще, греческий ученый беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил ученик, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудренную опытом, учился у великихэлинов. Как же так, что и для тебя осталось много неясных вопросов?» В раздумье философ своим посохом на песке начертил два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, мои – большой. Все, что находится за пределом этих кругов, – неизвестность. Маленький круг – меньше соприкасается с неизвестностью, чем большой круг. Чем больше знаний, тем больше у тебя будет возникать неясных вопросов»
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Постановка цели и задач урока.
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.
- Что такое реакция?
- Каковы признаки химических реакций?
- Каковы условия возникновения химических реакций?
- Как много химических реакций окружает нас в жизни?
- Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация)
- Что такое классификация? (Деление на группы)
- Так что же будет являться целью нашего урока?(Изучение типов реакций)
VI. Актуализация знаний.
1. Что утверждает закон сохранения массы веществ?
(Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции).
2. С помощью какого приёма достигается выполнение закона сохранения массы веществ в уравнениях химических реакций?
3. Назовите формулы веществ-реагентов, веществ-продуктов реакции.
4 Аl + 3 О2 = 2 Аl2О3
4. Назовите формулы веществ правой части уравнения, левой части уравнения.
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
5. Экспресс-тест по теме: «Химические уравнения»
Вариант 1
З адание 1. Подчеркните схемы реакций, которые являются химическими уравнениями.
Ca + O2 → CaO
S + O2 →SO2
2CО + O2→2CO2
3NO + O2→3NO2
З адание 2. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций.
Mg + O2 → MgO
Al(OH)3 →Al2O3 + H2O
Na + H2O → NaOH + H2
ZnSO4 + HCl → ZnCl2 + H2SO4
Вариант 2
З адание 1. Подчеркните схемы реакций, которые являются химическими уравнениями.
2Ca + O2 → 2CaO
2S + O2 →2SO2
CО + O2→CO2
2NO + O2→2NO2
З адание 2. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций.
Fe + HCl → FeCl2 + H2
HgO → Hg + O2
HCl + NaOH → NaCl + H2O
Mg + O2 → MgO
После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами.
V. Первичное усвоение новых знаний.
2Н2 +О2=2Н 2О
Са + Н 2О =Са (ОН)2
Си (ОН)2= Си О + Н 2О
- g О = 2 Hg + О2
- Химические реакции протекают между веществами, на какие 2-е группы делятся все вещества?(простые и сложные)
Постановка проблемы.
- Можно ли выделить признак по которому эти реакции,возможно, разделить на группы?
- Различаются ли между собой реакции одной группы?
Вводится понятие реакции разложения.
Проводится демонстрационный опыт, горение магния. Один из учащихся записывает уравнение реакции на доске:
2Мg + О2= 2 МgО
Вводится понятие реакции соединения.
Учащиеся приходят к выводу:
1).что идет процесс соединения и разложения веществ,но в 1-м и 2-м случае в реакцию вступают простые вещества или сложные, а в 3-ми 4-м – сложные.
2).Во всех этих реакциях образуется одно сложное вещество
- Давайте попытаемся сформулировать определение этого типа реакции, используя геометрические фигуры, составьте схему реакций соединения и разложения в общем виде.
Для того, чтобы продолжить классификацию химических реакций, Вам необходимо использовать инструктивную карточку, изучив которую выполняете опыт самостоятельно
(Карточка содержит не только последовательность выполнения опыта, но и правила по Т.Б.которые необходимо соблюдать при работе с химическими веществами).
Образец инструктивной карточки проведения опыта:
Железный гвоздь опустите в раствор CuSO4. Через 2 мин. Выньте гвоздь. Что наблюдаете? Кирпично-красный цвет налета на гвозде говорит о образовании чистой меди. Спрогнозируйте, что еще образовалось? Запишите уравнение данной реакции. Определите ее тип. Укажите признаки по которым вы определили, что произошла химическая реакция?
Fe + Cu SO4 = Fe S O 4 + Cи
- Каковы признаки этой реакции?
- Спрогнозируйте, какие продукты реакции образовались?
- Запишите уравнение реакции
- Назовите признаки химической реакции
- Сформулируем определение данного типа реакции , назовем тип
Физминутка.
Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнение выполняется сидя.
- Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
- Повороты головы вправо и влево до упора.
- Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.
На доске записаны исходные вещества:
Cu O + H Cl =
- На Ваш взгляд, каков механизм образования продуктов реакции?
- Возьмите геометрические фигуры и смоделируйте алгоритм взаимодействия веществ в данном типе реакции.
- Попробуйте записать продукты реакции, используя химические формулы в тетради
- Проведите взаимопроверку, прокомментируйте
- Попытайтесь дать название данного типа реакций и сформулировать определение
1.что в реакцию вступали сложные вещества, которые в результате взаимодействия обменялись своими частями
2.В результате реакции тоже образовались сложные вещества
3.Данный тип реакций относится к реакциям обмена
Используя учебник, учащиеся сравнивают свой вариант определения с книжным, воспроизводят его в парах и записывают определение реакций обмена в тетрадь. Сравнивают схему с использованием геометрических фигур со слайдом ( Слайд № 10,11).
- Первичная проверка понимания
- Напишите уравнения реакций между следующими парами веществ:(Слайд №15).
- HCI и Mg(OH)2
- Zn и H2SO4
- S и O2
- H2O и Na2O
- NaCl и F2
- VII Первичное закрепление.
Задание. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции.
В а р и а н т 1 СО + О2 СО2, NaNO3 NaNO2 + O2, CuO + Al Al2O3 + Cu, AgNO3 + Cu Cu(NO3)2 + Ag, KNO3 KNO2 + O2. |
В а р и а н т 2 Fe + О2 Fe3О4, KClO3 KCl + O2, Al + HCl AlCl3 + H2, Al + O2 Al2O3, Fe + HCl FeCl2 + H2, |
Максимально можно набрать 5 баллов (по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении и по 0,5 балла за верно указанный тип реакции).
На «5» – 5–4,5 балла,
на «4» – 4–3,5 балла,
на «3» – 3–2 балла.
После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами.
Подвожу итог по результатам самостоятельной работы. Благодарю всех за работу.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению( Слайд № 18).
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр»
В конце урока попросить детей вспомнить легенду, рассказанную в начале урока и спросить: «Расширился ли ваш круг знаний на этом уроке, какой этап урока вам понравился больше всего?»
Использованные интернет ресурсы: