Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок химии в 8 классе

Типы химических реакций

Усеинова Фадьме Талятовна
Цели урока: 
Образовательная:
  • Закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания;
  • Научить выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций;
  • Рассмотреть классификацию химических реакций  по числу и составу реагирующих  и образующихся веществ;
  • Продолжить отрабатывать умение  учащихся  расставлять коэффициенты;
Развивающая :
  • развивать научное мышление обучающихся через установление причинно-следственных связей;
  • эксперимент и анализ эмпирических данных, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов. 
Воспитательные :
  • формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении типов химических реакций.  
Задачи:
1) обобщить и систематизировать знания о типах химических реакций, закрепить умения составлять уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
2) сформировать комплекс общеучебных познавательных умений - логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
3)совершенствовать коммуникативные и организационные умения (правильное использование химической терминологии и символики, потребности вести диалог, выслушивать оппонента, способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения).
Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Первоначальные химические понятия» 
Планируемые результаты: 
 урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
 1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.     
 2)Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.     
 3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.     
4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Форма учебного процесса: классный урок. 
Ожидаемые результаты: знать сущность реакций разложения, соединения, замещения; уметь составлять уравнения реакций и определять тип  реакций.
Тип урока:усвоение новых знаний: 
Оборудование:компьютер, проектор, презентация «Типы химических реакций», на столах у учащихся реактивы и оборудование для демонстрационного эксперимента и лабораторных опытов:Mg , колба с кислородом, железный гвоздь, раствор CuSO4  , Zn ,  , CuO,  HCl, малахит.
Девиз урока: «Природа, по-видимому, любит превращения» 
И. Ньютон 
Ход урока.
  1. Организационный этап.  
Существует притча о греческом учёном и его ученике. (  Слайд № 1).
Гуляя в тенистой роще, греческий ученый беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил ученик, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудренную опытом, учился у великихэлинов. Как же так, что и для тебя осталось много неясных вопросов?» В раздумье философ своим посохом на песке начертил два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, мои – большой. Все, что находится за пределом этих кругов, – неизвестность. Маленький круг – меньше соприкасается с неизвестностью, чем большой круг. Чем больше знаний, тем больше у тебя будет возникать неясных вопросов»
  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
  1. Постановка цели и задач урока.
О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.
  • Что такое реакция?
  • Каковы признаки химических реакций?
  • Каковы условия возникновения химических реакций?
  • Как много химических реакций окружает нас в жизни?
  • Что может  помочь  нам в изучении многообразия  химических реакций? (Классификация)
  • Что такое  классификация? (Деление на группы)
  • Так что же будет являться целью нашего урока?(Изучение типов реакций) 
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.( Слайд № 2).  
VI. Актуализация знаний.
1. Что утверждает закон сохранения массы веществ?
(Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции).
2. С помощью какого приёма достигается выполнение закона сохранения массы веществ в уравнениях химических реакций?       
3. Назовите формулы веществ-реагентов, веществ-продуктов реакции.
4 Аl + 3 О2  = 2 Аl2О3    
4. Назовите формулы веществ правой части уравнения, левой части уравнения.
 CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
   5. Экспресс-тест по теме: «Химические уравнения»
Вариант 1
З  адание 1. Подчеркните схемы реакций, которые являются химическими уравнениями. 
Ca + O→ CaO
S + O→SO2
2CО + O2→2CO2
3NO + O2→3NO2 
З  адание 2. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций. 
Mg + O2 → MgO
Al(OH)3 →Al2O3 + H2O
Na + H2O → NaOH + H2
ZnSO4 + HCl → ZnCl2 + H2SO4 
Вариант 2
З  адание 1. Подчеркните схемы реакций, которые являются химическими уравнениями. 
2Ca + O→ 2CaO
2S + O→2SO2
CО + O2→CO2
2NO + O2→2NO2 
З  адание 2. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций. 
Fe + HCl → FeCl2 + H2
HgO → Hg + O2
HCl + NaOH → NaCl + H2O
Mg + O2 → MgO
После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами.
V. Первичное усвоение новых знаний.
2Н2 +О2=2Н 2О
Са + Н 2О =Са (ОН)2
Си (ОН)2= Си О + Н 2О
  1. g О =  2 Hg + О2
  • Химические реакции протекают между веществами, на какие  2-е группы делятся все вещества?(простые и сложные)
Мы переходим с Вами  к этапу  выявления существенных признаков для определения химических реакций. Посмотрите на эти реакции.
Постановка проблемы.
  • Можно ли выделить признак по которому эти реакции,возможно, разделить на группы?
  • Различаются ли между собой  реакции одной группы?
Учащиеся пытаются самостоятельно сделать вывод, что химические реакции отличаются друг от друга по числу и составу вступающих и образующихся веществ.
Вводится понятие реакции разложения.
Проводится  демонстрационный опыт, горение магния. Один из учащихся записывает уравнение  реакции на доске:
2Мg  + О2=  2 МgО
Вводится понятие реакции соединения.
Учащиеся приходят к выводу:
1).что идет процесс соединения и разложения  веществ,но в 1-м и 2-м случае в реакцию вступают простые вещества или сложные, а в 3-ми 4-м – сложные.
2).Во всех этих реакциях образуется  одно сложное вещество
  • Давайте попытаемся сформулировать определение этого типа реакции, используя геометрические фигуры, составьте схему  реакций соединения и разложения в общем виде.
Эта работа выполняется в парах, результаты сверяются со слайдом (Слайд № 4, 5,6,7). 
Для того, чтобы продолжить классификацию химических реакций, Вам необходимо использовать инструктивную карточку, изучив которую  выполняете опыт самостоятельно
(Карточка содержит не только последовательность выполнения опыта, но и правила по Т.Б.которые необходимо соблюдать при работе с химическими веществами).
Образец инструктивной  карточки  проведения опыта:
Железный гвоздь опустите в раствор  CuSO4. Через 2 мин. Выньте гвоздь. Что наблюдаете?  Кирпично-красный  цвет налета на гвозде говорит о образовании чистой  меди. Спрогнозируйте, что еще образовалось?  Запишите уравнение данной реакции. Определите ее тип. Укажите признаки по которым вы определили, что произошла химическая реакция?
Fe  +  Cu SO4 = Fe S O 4 +  Cи
  • Каковы признаки этой реакции?
Учащиеся называют признаки данной реакции.
  • Спрогнозируйте, какие продукты реакции образовались?
  • Запишите уравнение реакции
  • Назовите признаки  химической реакции
  • Сформулируем определение данного типа  реакции , назовем тип
На этом примере, учащиеся  отмечают, что в реакцию вступают простое и сложное вещество и атомы простого вещества ,замещают  атомы одного из элементов в сложном веществе. Продукты реакции замещения – простое и сложное вещество. Называют признак данной реакции.  Называют ее тип. Записывают определение. Используя  геометрические фигуры составляют схему реакции  замещения. Работают в парах. (Слайд № 8,9). 
Физминутка.
Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнение выполняется сидя.
  1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
  2. Повороты головы вправо и влево до упора.
  3. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад. 
Для выявления следующего типа реакций, я предлагаю Вам  провести лабораторный опыт.   (Напоминаю учащимся правила по Т.Б. при работе с химическими веществами.)
На доске записаны исходные вещества:
Cu O   +   H Cl =
  • На Ваш взгляд, каков механизм образования продуктов реакции?
  • Возьмите геометрические  фигуры и смоделируйте алгоритм взаимодействия веществ в данном типе реакции.
  • Попробуйте записать продукты реакции, используя химические формулы в тетради
  • Проведите взаимопроверку, прокомментируйте
  • Попытайтесь дать название данного типа реакций  и сформулировать определение
Учащиеся приходят к выводу:
1.что в реакцию вступали сложные вещества, которые в результате взаимодействия обменялись своими частями
  2.В результате реакции  тоже образовались сложные вещества
       3.Данный тип реакций  относится к реакциям обмена
Используя учебник, учащиеся сравнивают свой вариант определения с книжным, воспроизводят его в парах и записывают определение реакций обмена в тетрадь. Сравнивают схему с использованием геометрических фигур со слайдом ( Слайд № 10,11).
  1. Первичная проверка понимания
  2. Напишите уравнения реакций между следующими парами веществ:(Слайд №15).
  3. HCI и  Mg(OH)2
  4. Zn  и   H2SO4
  5. S  и  O2
  6. H2O и Na2O
  7. NaCl и  F2
  8. VII Первичное закрепление.
Самостоятельная работа (7–8 мин)( Слайд № 16).
Задание. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции.
В а р и а н т  1
СО + О2  СО2,
NaNO3  NaNO2 + O2,
CuO + Al  Al2O3 + Cu,
AgNO3 + Cu  Cu(NO3)2 + Ag,
KNO3  KNO2 + O2.
В а р и а н т  2
Fe + О2  Fe3О4,
KClO3  KCl + O2,
Al + HCl  AlCl3 + H2,
Al + O2  Al2O3,
Fe + HCl  FeCl2 + H2,
Критерии оценки( Слайд № 17).
Максимально можно набрать 5 баллов (по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении и по 0,5 балла за верно указанный тип реакции).
На «5» – 5–4,5 балла,
на «4» – 4–3,5 балла,
на «3» – 3–2 балла.
После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами.
Подвожу итог по результатам самостоятельной работы. Благодарю всех за работу.
  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению( Слайд № 18).
Учащиеся записывают домашнее задание.
  1.  Рефлексия (подведение итогов занятия) 
Написано на доске:( Слайд № 19).
 «Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр»
В конце урока  попросить детей вспомнить легенду, рассказанную в начале урока и спросить: «Расширился ли ваш круг знаний на этом уроке, какой этап урока вам понравился больше всего?» 
Использованные интернет ресурсы:
  1. https://urok.1sept.ru/articles/550602

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»