Программа внеурочной деятельности по химии для 9 класса
Мир химии
Старикова Наталья Юрьевна,
учитель химии
Программа общеинтеллектуальной направленности, ориентирована на детей, которые планируют в 10-11 классе углубленно изучать предмет.1. Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность «Мир химии» предназначен для обучающихся 9 класса, выбравших предмет химии для сдачи экзамена в форме ОГЭ и планирующих в дальнейшем изучение химии на профильном уровне. На реализацию программы отводится 1 ч в неделю 34 ч).
- Нормативная база
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее - ФГОС среднего общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442;
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №254;
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»;
- Распоряжения Комитета по образованию от 09.04.2021 № 997-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;
- Письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
- Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга от 25.05.2015 №03_20_2057/15-00;
- Программой воспитания школы на 2021-2022 учебный год;
- Постановления Правительства РФ, Правительства Санкт-Петербурга, приказы и распоряжения Минпросвещения РФ, Рособрнадзора, Комитета по образованию Санкт-Петербурга и иных органов управления;
- Письмом Министерства образования и науки от 23.06.2016 № 03-20-2326/16-0-0- «О направлении методических рекомендаций по изучению ОДНКНР».
1.2 Краткая характеристика программы
Программа «Мир химии » способствует более успешному усвоению знаний по химии. Происходит развитие обще учебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся.
Формы работы: лабораторные и практические работы, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности, позволяющей расширить и углубить свои знания по химии, сформировать навыки исследовательской деятельности.
1.3 Актуальность
Программы связана с возможностью обучающегося выбрать профильный предмет обучения в старших классах или изменить свой выбор. Экзамен по химии требует от обучающихся многих знаний и понятий не только в области неорганической химии, но и органической химии; владеть практическими навыками и уметь применять их в другой ситуации. Занятия по внеурочной деятельности «Мир химии» предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса химии основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ и обучающихся, которые выбирают химию для дальнейшего обучения в профиле. Занятия по программе внеурочной деятельности «Мир химии» помогут реализовать обучающимся проекты по выбранным темам.
Значительное количество занятий отводится на проектную деятельность, что в значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют и
развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
1.4. Цель и задачи программы
Подготовка и поддержка выпускников 9 класса школы, помощь в преодолении когнитивных, личностных и процессуальных трудностей в период подготовки к экзамену.
Результатом совместной деятельности обучающихся 9 класса и педагога будут являться результаты пробного тестирования, а в конечном итоге – итоговая аттестация обучающихся по предмету химия.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности, позволяющей расширить и углубить свои знания по химии, сформировать навыки исследовательской деятельности, способствовать развитию у школьников умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность. Развивать у учащихся навыки проектной деятельности.
Целью данного курса является: формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся, создание условий для получения учащимися опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности ребенка, его способностями к сотрудничеству, развитие общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации, познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, опыта самореализации, коллективного взаимодействия, развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи курса:
Образовательные:
1) формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии;
2) формирование практических умений при решении экспериментальных задач по химии;
3) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.
Воспитательные:
1) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников,
педагогов и родителей;
2) формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
3) содействие в профориентации школьников.
Развивающие:
1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты,
логически излагать свои мысли при решении задач; 2) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
3) развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности;
4) развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.
5)развивать интеллектуальный и творческий потенциал личности, логическое мышление при решении экспериментальных задач по химии;
6)учить технике подготовки и проведения химического эксперимента, с помощью занимательных опытов поднять у обучающихся интерес к изучению химии, учить приемам решения творческих задач, поиску альтернативного решения, комбинированию ранее известных способов решения, анализу и сопоставлению различных вариантов решения, учить активно мыслить;
7) расширять профессиональный кругозор, эрудицию, повышать общий уровень образованности и культуры.
Перечисленные задачи охватывают широкий круг проблем воспитания и дополнительного образования школьника, решение и реализация которых необходимы для достижения поставленной цели.
Программа рассчитана на 34час в год (1час в неделю). Программа является частью плана внеурочной деятельности образовательного учреждения и включается в расписание внеурочной деятельности..
1.5. Результаты обучения
Образовательные результаты внеурочной деятельности делятся на три уровня.
Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такойблизкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Ожидаемые результаты необходимо описать на трех уровнях: личностные, метапредметные и предметные.
1. Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности.
2. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
3. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности включают в себя: •специфические знания, умения и навыки по изготовлению некоторого продукта (открытию социально-культурного знания); •опыт самостоятельной деятельности обучающихся по изготовлению продукта (проектирование изменений социально-культурного знания); •опыт презентации индивидуального продукта.
На занятиях внеурочной деятельности «Мир химии» обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения.
Личностными результатами являются:
Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
Умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты:
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
1. Когнитивного компонента будут сформированы:
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
3. Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность выбора профильного образования.
2. Обучающийся получить возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
1.6.Методы и формы организации учебного процесса
В процессе обучения чаще всего используется комбинированная форма занятий, состоящая из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть занятия включает в себя рассказ, беседу по изучаемой теме. Практическая часть – это разнообразные ролевые игры, анкетирование, анализ данных, самостоятельное оформление данных в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, рисунков, викторины, исследования и наблюдения.
Освоение программы сопровождается защитой творческих проектов, конференциями, играми.
Основными формами проведения занятий являются:
- Практическое занятие
- Игра (познавательная, ролевая)
- Экскурсия
- Защита проектов
- Дискуссия
- Диспут
- Конкурс
- Викторина
- И т.д. (что записано в КТП)
- Фронтальная – используется в теоретической части занятий: при проведении бесед, экскурсий, демонстрации таблиц, иллюстраций, при обсуждении проблемы, дискуссиях.
- Групповая – используется при исследовании объектов, выполнении проектных заданий, при проведении игр, викторин.
- Индивидуальная – используется при выполнении самостоятельных работ, творческих работ. Дети выполняют индивидуальные задания, пользуясь консультацией и помощью педагога.
- Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учащимися. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
- Потребность в интерактивном взаимодействии учеников и учителей;
- Работа с часто болеющими учащимися;
- Работа с учащимися во время актированных дней, карантина и эпидемии;
- Работа с одаренными детьми;
- Увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.)
- Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах, фестивалях и т.д.
- Повышение качества обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т.д.
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
Рекомендуемые универсальные ресурсы для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий:
1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ruV Интерактивные курсы по основным предметам школьной программы.
2. Российская электронная школа, https://resh.edu.ru/. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам.
3. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов, а также математике и английскому языку 5 -9 классов.
4. Лекториум https://www.lektorium.tv/. Онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования. Отдельный блок курсов по наставничеству, педагогике и работе в кружках.
5. Интернет урок https ://intemeturok.ru/. Библиотека видеоуроков по школьной программе
6. Якласс https://vyww.vaklass.ru/. Видеоуроки и тренажеры.
7. Площадка Образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online). С 20.03.2020 открыты и доступны для всех желающих онлайн-курсы «дополнительные главы геометрии» для 7, 8 и 9 классов. На той же платформе открыты курсы по физике, информатике и лингвистике.
8. Московская электронная щкола https://uchebnik.mos.ru/catalogue. Видеоуроки и сценарии уроков.
Основные методы организации деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный:
- рассказ,
- беседа,
- объяснение,
- инструктаж,
- постановка проблемы,
- выявление признаков,
- сравнения,
- выводы,
- рассуждение.
- устное изложение,
- сообщение
Наглядный:
- показ иллюстраций, картинок, открыток,
- работа с таблицами,
- демонстрация приёмов.
- демонстрация опытов,
- демонстрация образцов, объектов,
- демонстрация изобразительных пособий,
- прослушивание записей,
- просмотр видеоматериалов,
- работа по образцу
Практический:
- выполнение практических работ,
- наблюдение,
- заполнение таблиц,
- сравнение, выводы и обобщения,
- заполнение анкет, опросных листов,
- построение графиков, схем.
- эксперимент,
- решение задач,
- тренинг,
- выполнение упражнений,
- лабораторные работы,
- самостоятельные задания,
- изготовление изделия или его элементов,
- экскурсия,
- игровые технологии,
- тестирование учащихся,
- тренировка,
- конкурс,
- дискуссия,
- мастерская,
- индивидуальная работа,
- распознавание и определение объектов.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный:
дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
Репродуктивный:
воспроизведение детьми полученных знаний и освоение способов деятельности.
Частично-поисковый:
участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, поиск нужной информации.
Исследовательский:
самостоятельная творческая работа детей.
Приёмы, которые используются при освоении программы – игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалоги, устное изложение, беседа, анализ текста, показ иллюстраций, таблиц, открыток, заполнение анкет, опросных листов, построение графиков, схем, наблюдение.
Основные технологии:
1) развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4) здоровьесберегающие
5) дистанционные
И другие
В состав учебно-методического комплекта к программе входит:
- учебные и методические пособия;
- энциклопедические словари и справочники;
- видео- и аудиоматериалы;
- компьютерная поддержка программы;
- подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д.;
- подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся;
- коллекции различных предметов по направлениям творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно - прикладного искусства, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в конкретном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели, макеты различных устройств и т.д.);
- материалы, отражающие достижения обучающихся;
- оборудование рабочего места.
- и другое
- Воловик В.Б., Крутецкая Е.Д. «Неорганическая химия. Упражнения и задачи.» - СПб.: «СпецЛит» - 2001г. -212 стр
- Добротин Д.А., Каверина А.А. «ФИПИ. ГИА 2014.» - М.: «Интеллект-Центр» - 2014г. -152 стр
- Добротин Д.Ю., Снастина М.Г. «Контрольные работы в новом формате 8 класс.» - М.: «Интеллект-Центр» - 2017 г. – 177 стр
- Зуева М.В., Гара Н.Н. «Контрольные и проверочные работы по химии 8-9 класс» - М.: «Дрофа» - 1998г. – 82 стр
- Иванов В.Г., Гева Н.Г. « Химия в формулах 8-11 класс» - М.: «Дрофа» - 2008 г. – 204 стр
- Каверина А.А. «Сборник контрольных работ по химии 8-9» - М.: «АРКТИ» - 1997г. – 256 стр
- Корощенко А.С., Яшукова А.В. « Тематические тестовые задания»
- Кузнецова Н.Е.,Титова Н.И., Гара Н.Н., «Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» - М.: «Вентана-Граф» - 2018г. -304 стр
- Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. «Задачник по химии: 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений.» - М.: «Вентана-Граф» - 2011г.- 155 стр
- Левина Э.М. «Химия в схемах и таблицах» - СПб.: «Тригон» - 2011г. -64 стр
- Насонова А.Е. «Химия в таблицах 8-11класс» - М.: « Дрофа» - 2009г. – 97 стр
- Радецкий А.М., Горшкова В.П. «Дидактический материал по химии 8-9.» - М.: «Просвещение» - 2001г. – 266 стр
- Добротин Д.А., Каверина А.А. «ФИПИ. ГИА 2014.» - М.: «Интеллект-Центр» - 2014г. -152 стр
- Корощенко А.С., Яшукова А.В. « Тематические тестовые задания»
- Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. «Задачник по химии: 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений.» - М.: «Вентана-Граф» - 2011г.- 155 стр
- Кузнецова Н.Е.,Титова Н.И., Гара Н.Н., «Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» - М.: «Вентана-Граф» - 2018г. -304 стр
- Левина Э.М. «Химия в схемах и таблицах» - СПб.: «Тригон» - 2011г. -64 стр
- Насонова А.Е. «Химия в таблицах 8-11класс» - М.: « Дрофа» - 2009г. – 97 стр
- DVD. Неорганическая химия. Галогены. Сера.
- DVD. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни.
- DVD. Неорганическая химия. Общие свойства металлов. Школьный химический эксперимент
- http://www.fcior.edu.ru
- http://school-collection.edu.ru
- http://festival.1september.ru
- http://www.fipi.ru
- «Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы» - М.: « Дрофа» - 2008г. – 585 стр
- «Занимательные задания и эффектные опыты по химии.» - М.: « Дрофа» - 2008г. – 205 стр
- «Занимательные опыты по химии.» - М.: « Просвещение» - 1995г. – 324 стр
- «Региональные олимпиады школьников» - М.: « Дрофа» - 2008г. – 332 стр
- «Современная школьная энциклопедия» - М.: « Мир книги» - 2007г. – 759 стр
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. « Полезная химия: задачи и истории.» -М.: «Дрофа» - 2008г. – 322 стр
- Артеменко А.И. « Удивительный мир органической химии» - М.: « Дрофа» - 2008г. -274 стр
- Ахметов Н.С. «Неорганическая химия в 2-х частях.» - М.: « Просвещение» - 1995г. – 854 стр
- Буцкус П.Ф. « Книга для чтения по органической химии» - М.: « Просвещение» - 1995г. – 364 стр
- Еремин В.В, Кузьменко Н.Е. « Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс.» - М.: «Оникс 21 век» - 2005г. – 698 стр
- Крицман В.А. «Книга для чтения по неорганической химии в 2-х частях» - М.: «Просвещение» - 1993г. – 787 стр
- Лидин Р.А. «Справочник школьника» - М.: « АСТ Астрель» - 2003г. - 214 стр
- Штремплер Г.И. «Школьный словарь химических понятий и терминов.» - М.: «Дрофа» - 2008г. - 621стр
2. Содержание программы
Основное содержание
Раздел 0. Входной срез КИМ за 2021г. – 2ч
Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии в 2021г. – 1ч
– кодификатор элементов содержания
– спецификация Кимов ОГЭ по химии
– информационные ресурсы ОГЭ
Раздел 2. «Мир химии» – теоретический материал по неорганической химии и первоначальным представлениям по органической химии, методика решения заданий разного уровня сложности – 34 ч.
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная, полярная), ионная, металлическая.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических соединений.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей (средних)
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований и кислот.
Химические свойства амфотерных гидроксидов.
Химические свойства солей (средних)
Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы.
Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Человек в мире веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисления по химическому уравнению. (№21)
Расчётные задачи: вычисление массовой доли химического элемента в веществе, вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворённого вещества в растворе. (№15, 21)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена.
Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений.
Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3 -, PO4 3-, CO3 2-,
SiO3 2-)
Качественные реакции на катионы в растворе (NH4 +, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+)
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене)
Первоначальные сведения об органических веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (муравьиной, уксусной, стеариновой).
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Раздел включает работу по тренировочным заданиям для определения готовности школьников к экзамену по тому или иному разделу с последующим анализом и методическими рекомендациями.
Раздел 3. Тестовый практикум. – 8 ч
Включает непосредственно тестирование и работу с бланками ответов.
Раздел 4. Выполнение проектно-исследовательских работ. – 8ч
Раздел включает работу обучающихся по выбранным темам проекта по химии, консультации учителя.