Развитие и формирование практических компетенций
на занятиях по внеурочной деятельности
Завернина Анна Владимировна,
учитель химииГБОУ СОШ № 635
Приморского района Санкт-Петербурга
учитель химииГБОУ СОШ № 635
Приморского района Санкт-Петербурга
На уроках мы нередко сталкиваемся с равнодушием, а иногда и негативным отношением к предмету. Что в свою очередь может быть связано как с пресной, не привлекательной подачей материала, так и с трудностью восприятия информации.
С проблемой равнодушия, пониженной мотивации, бездействия на уроках и как следствие низкой результативности - столкнулась и я на уроках химии. Предмет достаточно сложный, требует большого количества наглядности, что не всегда реализуемо на уроках. Заинтересовать учащихся рассказом, беседой не всегда приводит к положительным результатам.
Как решить эту проблему? Решить эту проблему я попробовала с помощью занятий по внеурочной деятельности. Они позволяют преподнести информацию с разных сторон, сделать её более запоминающейся, интересной и при этом, экономя время и развивая практические компетентности.
Сейчас, когда химические практические умения проверяются при проведении государственной итоговой аттестации по химии в 9 классе, как никогда необходимо отрабатывать практические компетенции у учащихся, а время на уроках ограничено, поэтому неоценимым помощникам являются занятия по внеурочной деятельности.
Мной разработаны две программы внеурочной деятельности – это «Химия для начинающих» 8 класс и «Тайны химии» 9 класс, они позволяют проводить разные практические работы для повышения химической грамотности у обучающихся, а также повысить интерес и мотивацию к изучению химии.
Вашему вниманию предлагаю несколько практических работ, которые я использую во внеурочной деятельности.
С проблемой равнодушия, пониженной мотивации, бездействия на уроках и как следствие низкой результативности - столкнулась и я на уроках химии. Предмет достаточно сложный, требует большого количества наглядности, что не всегда реализуемо на уроках. Заинтересовать учащихся рассказом, беседой не всегда приводит к положительным результатам.
Как решить эту проблему? Решить эту проблему я попробовала с помощью занятий по внеурочной деятельности. Они позволяют преподнести информацию с разных сторон, сделать её более запоминающейся, интересной и при этом, экономя время и развивая практические компетентности.
Сейчас, когда химические практические умения проверяются при проведении государственной итоговой аттестации по химии в 9 классе, как никогда необходимо отрабатывать практические компетенции у учащихся, а время на уроках ограничено, поэтому неоценимым помощникам являются занятия по внеурочной деятельности.
Мной разработаны две программы внеурочной деятельности – это «Химия для начинающих» 8 класс и «Тайны химии» 9 класс, они позволяют проводить разные практические работы для повышения химической грамотности у обучающихся, а также повысить интерес и мотивацию к изучению химии.
Вашему вниманию предлагаю несколько практических работ, которые я использую во внеурочной деятельности.
- «Знакомство с лабораторным оборудованием и изучение техники безопасности при проведении практических работ»
Цель: познакомить учащихся с лабораторным оборудованием и способами его применения
Перед обучающимися разное лабораторное оборудование. Предлагается объединить их в группы и предложить способы их применения и безопасной работы.
Данное задание позволяет ребятам развивать умение и навыки анализировать, сравнивать и прогнозировать.
Для проведения занятия отводится два часа. Оборудование, которое я используя для проведения занятия, фарфоровая чашка, ступка, пестик, мерный цилиндр, мерный стакан, колбы, пробирки, стеклянная палочка, термометр, ареометр, шпатель, фарфоровая ложечка, электронные весы, спиртовка, тигли, делительная воронка, стеклянная воронка, бумажный фильтр, прямой холодильник, магнитная мешалка. Так же на этом занятии прорабатываем технику безопасности по работе со спиртовкой, правилам нагревания (ребята несколько раз зажигают спиртовку и нагревают вещества, делаю это для того чтобы у ребят умения переросли в навыки и появилось чувство уверенности), работе с реактивами.
Данное занятие вызывает у ребят интерес, так как они становятся непосредственными участниками образовательного процесса, знания им даются не в готовом виде, а они предполагают, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности в лаборатории.
Так же они разбивают оборудования по разным категориям (для измерения вещества, для проведения химического опыта).
На этих занятиях, я так же знакомлю их с правилами проведения опытов при выполнении практической работы на государственной итоговой аттестации.
Перед обучающимися разное лабораторное оборудование. Предлагается объединить их в группы и предложить способы их применения и безопасной работы.
Данное задание позволяет ребятам развивать умение и навыки анализировать, сравнивать и прогнозировать.
Для проведения занятия отводится два часа. Оборудование, которое я используя для проведения занятия, фарфоровая чашка, ступка, пестик, мерный цилиндр, мерный стакан, колбы, пробирки, стеклянная палочка, термометр, ареометр, шпатель, фарфоровая ложечка, электронные весы, спиртовка, тигли, делительная воронка, стеклянная воронка, бумажный фильтр, прямой холодильник, магнитная мешалка. Так же на этом занятии прорабатываем технику безопасности по работе со спиртовкой, правилам нагревания (ребята несколько раз зажигают спиртовку и нагревают вещества, делаю это для того чтобы у ребят умения переросли в навыки и появилось чувство уверенности), работе с реактивами.
Данное занятие вызывает у ребят интерес, так как они становятся непосредственными участниками образовательного процесса, знания им даются не в готовом виде, а они предполагают, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности в лаборатории.
Так же они разбивают оборудования по разным категориям (для измерения вещества, для проведения химического опыта).
На этих занятиях, я так же знакомлю их с правилами проведения опытов при выполнении практической работы на государственной итоговой аттестации.
- «Разделение смесей»
Цель: продолжить формирование знаний о смесях и способах их разделения.
На это занятие отводится четыре часа.
На первом занятии мы вспоминаем понятие «смеси», «виды смесей» и способы разделения смесей. Пробуем простейшие способы разделения различных видов смесей (фильтрование, выпаривание, разделение магнитом).
На следующем занятии рассказываю о других способах, учимся работать с делительной воронкой, работаем с прямым холодильником при дистилляции жидких смесей.
Знакомимся с бумажной хроматографией. Первое занятие проводим по шаблону. Для проведения этой работы используем фильтровальную бумагу, а опасные растворители заменяем на раствор спирта, пробуем на растении колеус, для следующего занятия по этой теме я предлагаю ребятам самим выбрать растения – это либо растения из кабинета или они могут принести свои.
Заключительное занятие по этой теме, как практическое, так и теоретическое. Ребятам выдается смесь из нескольких веществ, они предлагают способы его разделения, сначала выбирают способы разделения и оборудования, которое им необходимо, обсуждаем их выбор и проводим разделение смеси параллельно повторяем технику безопасности.
На это занятие отводится четыре часа.
На первом занятии мы вспоминаем понятие «смеси», «виды смесей» и способы разделения смесей. Пробуем простейшие способы разделения различных видов смесей (фильтрование, выпаривание, разделение магнитом).
На следующем занятии рассказываю о других способах, учимся работать с делительной воронкой, работаем с прямым холодильником при дистилляции жидких смесей.
Знакомимся с бумажной хроматографией. Первое занятие проводим по шаблону. Для проведения этой работы используем фильтровальную бумагу, а опасные растворители заменяем на раствор спирта, пробуем на растении колеус, для следующего занятия по этой теме я предлагаю ребятам самим выбрать растения – это либо растения из кабинета или они могут принести свои.
Заключительное занятие по этой теме, как практическое, так и теоретическое. Ребятам выдается смесь из нескольких веществ, они предлагают способы его разделения, сначала выбирают способы разделения и оборудования, которое им необходимо, обсуждаем их выбор и проводим разделение смеси параллельно повторяем технику безопасности.
- «Приготовление растворов»
Цель: Продолжить формирование умений и навыков по приготовлению раствора и расчета массовой доли.
На эту тему я отвожу два часа. Первое задание стандартное: решить задачи и приготовить раствор, а во втором задании я им выдается раствор соли с неизвестной массой соли и воды, им необходимо найти массы соли и воды. Работа начинается с предположения как это можно сделать и какое оборудование им для этого потребуется, обсуждаются гипотезы по выполнению работы, а затем ребята выполняют эксперимент. После того как получен ответ, я сообщаю ребятам массу соли и воды, в результате оказывается, что они не совпадают с их результатами. Возникает проблема, почему так получилось, ребята высказывают свои предположения. Результатом этих обсуждений является новое для них знание «практическая доля выхода продукта».
На эту тему я отвожу два часа. Первое задание стандартное: решить задачи и приготовить раствор, а во втором задании я им выдается раствор соли с неизвестной массой соли и воды, им необходимо найти массы соли и воды. Работа начинается с предположения как это можно сделать и какое оборудование им для этого потребуется, обсуждаются гипотезы по выполнению работы, а затем ребята выполняют эксперимент. После того как получен ответ, я сообщаю ребятам массу соли и воды, в результате оказывается, что они не совпадают с их результатами. Возникает проблема, почему так получилось, ребята высказывают свои предположения. Результатом этих обсуждений является новое для них знание «практическая доля выхода продукта».
- «Индикаторы»
Цель: познакомить учащихся с индикаторами, научится их использовать
1. Рассказать о разных видах индикаторов их применении (лакмус, фенолфталеин, метилоранж, универсальная индикаторная бумага).
2. Провести лабораторную работу по их применению (испытать универсальную индикаторную бумагу на различных моющих средствах).
3. Одно из заданий рассчитано на нахождение кислоты, щелочи и воды. Даны три пронумерованных пробирки, в которых находится щелочь, вода и кислота, предлагаю определить вещества в пробирках, используя разные виды индикаторов. Обсуждаем с ребятами какие индикаторы лучше использовать для определения тех или иных веществ. Записываем в журнал практических работ.
4. Изучить индикаторные свойства растений (на это занятие отвожу четыре часа)
1. Рассказать о разных видах индикаторов их применении (лакмус, фенолфталеин, метилоранж, универсальная индикаторная бумага).
2. Провести лабораторную работу по их применению (испытать универсальную индикаторную бумагу на различных моющих средствах).
3. Одно из заданий рассчитано на нахождение кислоты, щелочи и воды. Даны три пронумерованных пробирки, в которых находится щелочь, вода и кислота, предлагаю определить вещества в пробирках, используя разные виды индикаторов. Обсуждаем с ребятами какие индикаторы лучше использовать для определения тех или иных веществ. Записываем в журнал практических работ.
4. Изучить индикаторные свойства растений (на это занятие отвожу четыре часа)
- 1 занятие. Проводим совместный эксперимент, рассказываю как приготовить раствор индикатора из растений , как провести эксперимент, как заносить результаты эксперимента
- 2 занятие. Подготовка к проекту «Индикаторные свойства растений». Ребята выбирают растения, на которых они будут изучать индикаторные свойства.
- 3 занятие. Ребята проводят самостоятельный эксперимент с растениями, готовят экстракты, изучают их отношения к кислоте, к щелочи и к воде, конспектируют полученные результаты, составляют сводную таблицу и фотоотчет.
- 4 занятие. Готовят презентацию проекта, защищают проект.
- «Получение , собирание и распознавание газов»
Цель: познакомится с получением, собиранием и распознаванием газов
В данной теме мы повторяем технику безопасности. Изучаем физические и частично химические свойства газов и на основе этих знаний, предполагаем как можно собирать и распознавать газы.
Проводим практические работы по получению водорода, кислорода и углекислого газа. Аммиак и хлор, мы рассматриваем в теории. В ходе этих занятий вспоминаем знания и из предмета «ОБЖ», как себя вести если услышали о распространении аммиака или хлора, с какими знаниями из химии это связано.
Так же проводим практическую работу «Моделирование действия углекислотного огнетушителя». Для этого используем кристаллизатор, на дно которого насыпаем гидрокарбонат натрия и свечу, поджигаем свечу и в кристаллизатор наливаем кислоту. Обсуждаем полученные данные.
В данной теме мы повторяем технику безопасности. Изучаем физические и частично химические свойства газов и на основе этих знаний, предполагаем как можно собирать и распознавать газы.
Проводим практические работы по получению водорода, кислорода и углекислого газа. Аммиак и хлор, мы рассматриваем в теории. В ходе этих занятий вспоминаем знания и из предмета «ОБЖ», как себя вести если услышали о распространении аммиака или хлора, с какими знаниями из химии это связано.
Так же проводим практическую работу «Моделирование действия углекислотного огнетушителя». Для этого используем кристаллизатор, на дно которого насыпаем гидрокарбонат натрия и свечу, поджигаем свечу и в кристаллизатор наливаем кислоту. Обсуждаем полученные данные.
- «Моделирование молекул»
Для проведения занятий использую конструктор для моделирования молекул.
На первом занятии предлагаю им молекулы и ребята их конструируют.
Ко второму уроку предлагаю им мини-проект «Моделирование молекул»
- Найти формулу вещества
- Изучить её структурную формулу
- По структурной формуле составить модель молекулы
- Заполнить отчетный лист
«Составление модели молекулы __________»
Цель: Собрать модель одной молекулы _________________
Задачи:
- Найти в информационных источниках структуру одной молекулы _______
- Подготовить конструктор к работе, изучить инструкцию по работе с конструктором
- Собрать модель одной молекулы __________
- В информационных источниках найти физические свойства этого вещества
- Найти молекулярную массу.
- Заполнить отчет (нарисовать структурную формулу, описать физические свойства, сосчитать молекулярную массу, фото модели)
по выполненной работе
- Название молекулы: ______________________________
- Выполнил работу (Ф.И., класс) _________________________
- Дата выполнения: __________
- Структурная формула вещества Физические свойства вещества
- ________________________________
- ________________________________
- _______________________________
- Mr = ________________________
- Фотография модели
7«По следам старых опытов»
Данное занятие я провожу, используя опыты из книги Б.Д. Степина, Л.Ю. Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.
Из этой книги выбрала несколько опытов, которые можно реально осуществить в школьной лаборатории, проводим с ребятами опыты и обсуждаем.
«Турецкий купорос», «Изобретение Швейцера», Одинаковые краски с разными названиями», «Растворитель найденный Глаубером», «Известен с глубокой древности», «Что за чертовщина», «Портрет подозреваемого»
Занятия по внеурочной деятельности позволяют в полной мере показать ребятам, что химия – это не только сухие факты, но еще и интересная наука, которая хранит в себе много тайн и трудностей. Необходимо ответственно подходить к проведению опытов, тщательно изучить теоретический материал, а только потом приступать к проведению практической работы. Также с ребятами ведем журнал экспериментов, с помощью которого объясняю ребятам правила заполнения хода работы и результатов эксперимента, делаем выводы.
Таким образом мы в упрощенной форме проходим все стадии получения нового знания: изучение теоретического материала, постановка проблемы, высказывания гипотез, обсуждение, подготовка к практической работе (определение цели, оборудования, реактивов, составление поэтапного хода работы), выполнение практической работы, формирование выводов.
Каков же результат применения? Для определения результата были использованы методы наблюдения, анкетирования и сравнения. В ходе анализа полученных результатов были выявлены следующие закономерности:
- обучающиеся активно работают в течение всего занятия;
- повысилась познавательная обучающихся
- обучающиеся высказались, что им легче стало воспринимать материал.
Данное занятие я провожу, используя опыты из книги Б.Д. Степина, Л.Ю. Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.
Из этой книги выбрала несколько опытов, которые можно реально осуществить в школьной лаборатории, проводим с ребятами опыты и обсуждаем.
«Турецкий купорос», «Изобретение Швейцера», Одинаковые краски с разными названиями», «Растворитель найденный Глаубером», «Известен с глубокой древности», «Что за чертовщина», «Портрет подозреваемого»
Занятия по внеурочной деятельности позволяют в полной мере показать ребятам, что химия – это не только сухие факты, но еще и интересная наука, которая хранит в себе много тайн и трудностей. Необходимо ответственно подходить к проведению опытов, тщательно изучить теоретический материал, а только потом приступать к проведению практической работы. Также с ребятами ведем журнал экспериментов, с помощью которого объясняю ребятам правила заполнения хода работы и результатов эксперимента, делаем выводы.
Таким образом мы в упрощенной форме проходим все стадии получения нового знания: изучение теоретического материала, постановка проблемы, высказывания гипотез, обсуждение, подготовка к практической работе (определение цели, оборудования, реактивов, составление поэтапного хода работы), выполнение практической работы, формирование выводов.
Каков же результат применения? Для определения результата были использованы методы наблюдения, анкетирования и сравнения. В ходе анализа полученных результатов были выявлены следующие закономерности:
- обучающиеся активно работают в течение всего занятия;
- повысилась познавательная обучающихся
- обучающиеся высказались, что им легче стало воспринимать материал.