Повышение здоровьесозидающего потенциала уроков химии в школе
Антипова Татьяна Евгеньевна,
ГБОУ СОШ № 547
Красносельского района Санкт-Петербурга
Начало XXI века характеризуется кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула на первый план личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей. Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на химическом образовании детей. Перемены коснулись почти всех категорий химической педагогики: целей, задач, содержания, методов и форм организации работы с детьми. Красносельского района Санкт-Петербурга
Постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведёт к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья. Поэтому сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению.
Термин "здоровьесбережение" получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. В уроке, с точки зрения здоровьесберегающего потенциала, пять составляющих - личностная направленность, гигиеническая обоснованность, профилактическая направленность, психологическая безопасность, направленность на формирование ЗОЖ.
Целью массового химического образования и воспитания учащихся является формирование химической культуры, как неотъемлемой части их духовно-нравственной культуры. Химическая наука наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом. При рациональной организации, уроки химии способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Поэтому я стараюсь творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке применяются и чередуются различные виды учебной деятельности: фронтальный опрос, слушание сообщений, просмотр видео и презентаций, проведение химического эксперимента, обсуждение и анализ творческих работ детей в виде проектно - исследовательской деятельности.
Такой подход к ведению урока способствует концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету. Обеспечение жизни, здоровья, развития, образования детей - задача, стоящая сегодня перед учителем. В этой связи для учителя химии цель обучения состоит в том, чтобы на основе фундаментальных химических знаний сформировать системные знания о химических аспектах экологии и экологических проблем. Включение в содержание учебной работы материала, посвященного здоровью и здоровому образу жизни, усиливает здоровьесозидающий потенциал урока. Один из методов обучения учащихся на уроках химии является: проектно-исследовательская деятельность. Для повышения эффективности обучения учащимся в процессе изучения тем предлагается достаточное количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности. Таким образом, расширяется выбор видов деятельности, которые интересны учащимся, и типы заданий, которые каждый может выполнить.
Преимущества проектной деятельности: при достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» учащиеся могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций; участие в коллективной творческой деятельности; организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу; деятельностный уровень освоения реальности; самообразование; целостная картина окружающего мира в динамике.
Учебно-исследовательская работа предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, использование их личного опыта в процессе обучения. Использование метода проектов способствует формированию у школьников новых знаний, которые направлены на развитие умений сопоставлять, анализировать, выбирать нужную информацию. Правильно организованная педагогом работа позволяет учащимся овладеть элементарными навыками самостоятельной исследовательской деятельности. Методическая поддержка учителя помогает ученикам в организации исследовательского эксперимента, подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах. Как показывает личный опыт работы, исследовательские проекты приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, помогает увидеть мир науки своими глазами. Таким образом, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Экологическая этика, экологическая культура будущих поколений закладывается именно сегодня. Прежде всего, учителю нужно осознать, что его ждет длительная, кропотливая работа. Ведь нам надо выжить, а будущим поколениям – жить!