Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Типы химической связи

Савина Полина Николаевна
Класс: 8.
Задачи урока:
 Образовательные: повторение, коррекция и закрепление знаний по теме «Строение атомов»; закрепление понятий «электроотрицательность», «ковалентная полярная связь» и «ковалентная неполярная связь»; введение понятий «ионы», «ионная связь»; изучение нового типа химической связи – ионной связи, ее природы и условий образования; обучение навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.
Развивающие: развитие навыков составления электронных схем образования химических связей, соединений с ионным типом связи и определения количества электронов в ионах; развитие умений определения типа связи на основании анализа состава химического соединения.
Оборудование: таблица Менделеева, карточки с номерами элементов.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
Повторение ранее изученного материала
Ц е л ь. Повторение, коррекция и закрепление знаний. 
Учитель. Сегодня нам с вами предстоит покорить одну из важнейших тем науки химии – вершину «Химическая связь».
Но начнем мы с небольшого повторения, чтобы как следует разобраться в новой теме.
Ученики вытягивают карточку с номером элемента и дают ему характеристику по плану.
План рассказа
В периодической системе элементы расположены по группам и периодам, данный элемент находится…. Общее количество электронов в атоме равно …........ . Номер периода соответствует ...… . Номер группы показывает ………. . Завершенный внешний уровень содержит …........ .
Электроотрицательность – это способность атомов притягивать к себе электроны от других атомов. В периодах слева направо электроотрицательность …..….... , в главных подгруппах сверху вниз – …................ . Следовательно, у данного элемента электроотрицительность ниже, чем у ….., но выше, чем у …..
Учитель: молодцы! Теперь мы готовы к освоению новых знаний!  Цель нашего урока – познакомиться с типами химической связи и понять природу каждого типа.
Но в начале, запишем определение понятия «химическая связь» (Слайд 2)
Атомы различных элементов в составе того или иного вещества удерживаются вместе благодаря наличию химической связи между ними.
 Химическая связь — это взаимодействие, которое связывает отдельные атомы в более сложные системы (молекулы, кристаллы и др.). По современным представлениям химическая связь имеет электростатическую природу, т. е. определяется действием кулоновских сил (сил притяжения частиц с разноименными зарядами и отталкивания частиц с одноименными зарядами).
В изолированном атоме электроны притягиваются только к ядру собственного атома. При сближении двух атомов начинают действовать силы отталкивания между ядрами атомов и между электронами обоих атомов. Но, кроме сил отталкивания, возникают и силы притяжения между электронами одного атома и ядром другого (рис. 61). В молекулах или многоатомных кристаллах электроны каждого атома получают возможность притягиваться к двум или нескольким ядрам. Так возникает взаимодействие между атомами, которое и называют химической связью. При этом устанавливается равновесие между силами отталкивания и притяжения.
Стремление атомов к понижению своей энергии, т. е. к достижению более устойчивого, стабильного состояния и является основной причиной образования химической связи между двумя или более атомами. Это еще одна иллюстрация всеобщего принципа природы — стремления к максимально устойчивому состоянию, т. е. к состоянию с минимально возможным значением энергии.
При обычных условиях они практически не взаимодействуют с другими атомами и не образуют химических соединений. Их молекулы одноатомны. Атомы других химических элементов стремятся приобрести электронное строение атомов ближайшего благородного газа, так как оно является наиболее стабильным. В зависимости от способа перехода атомов в более устойчивое электронное состояние различают три основных типа химической связи: ковалентную, ионную и металлическую. Ковалентная связь, в свою очередь, делится на полярную и неполярную.
(Слайд 3)
Запишите пожалуйста в тетрадь классификацию химической связи.
Далее, мы подробнее рассмотрим типы химической связи, начнем с металлической (Слайд 4)
Металли́ческая связь — химическая связь между атомами в металлическом кристалле, возникающая за счёт перекрытия (обобществления) их валентных электронов. Металлическая связь описывается многими физическими свойствами металлов, такими как прочность, пластичность, теплопроводность, удельное электрическое сопротивление и проводимость, непрозрачность и блеск. В узлах кристаллической решётки расположены положительные ионы металла. Между ними беспорядочно, подобно молекулам газа, движутся электроны проводимости, происходящие из атомов металлов при образовании ионов. Эти электроны играют роль «цемента», удерживая вместе положительные ионы; в противном случае решётка распалась бы под действием сил отталкивания между ионами. Вместе с тем и электроны удерживаются ионами в пределах кристаллической решётки и не могут её покинуть. Когда металл принимает какую-либо форму или растягивается, он не разрушается, потому что ионы в его кристаллической структуре довольно легко смещаются относительно друг друга.
Посмотрите на примеры, представленные на слайде и попробуйте привести свои.
Следующий тип химической связи – ионный. (Слайд 5)
Ионная связь – химическая связь между разноименными ионами, обусловленная их электростатическим притяжением. Ее можно считать предельным случаем ковалентной связи, когда разность электроотрицательностей связанных атомов так велика, что происходит полное разделение зарядов.
Посмотрите на слайд, и приведите мне еще примеры веществ с ионной связью.
Следующий тип связи – ковалентная. Она бывает полярной и неполярной и образуется между атомами неметаллов, как думаете, какой свойство неметаллов обуславливает деление связи на полярную и неполярную?
Ученики: Электроотрицательность.
Учитель: правильно! А теперь рассмотри ковалентную связь подробнее. (Слайд 6)
Связь, возникающая при взаимодействии электронов с образованием обобщенных электронных пар, называется ковалентной.
При взаимодействии атомов, имеющих различные значения электроотрицательности, например водорода и хлора, общая электронная пара оказывается смещенной в сторону атома с большей электроотрицательностью, то есть в сторону хлора. Такая связь называется полярной.
В случае если взаимодействующие атомы имеют равные значения электроотрицательности, общая электронная пара в равной степени принадлежит обоим атомам, то есть находится на равном расстоянии от обоих атомов. Такая ковалентная связь называется неполярной. (Слайд 7) Она имеет место в простых веществах-неметаллах. Приведите примеры.
А теперь, закрепим пройденный материал. Выполним задание 1 на слайде (8).
 Оценочно-рефлексивный этап.
 Выводы:
Учитель: Давайте подведем итоги:
  • Химическая связь — это взаимодействие, которое связывает атомы в молекулы и кристаллы.
  • Природа химической связи — электростатическая, т. е. определяется действием сил притяжения и отталкивания электронов и ядер взаимодействующих атомов.
  • Различают три основных типа химической связи — ковалентную, ионную и металлическую.
  • Металлическая связь – это связь, образующаяся между атом-ионами металлов за счет подвижных электронов, она же обеспечивает особые свойства металлов.
  • Ионная связь – связь, образующаяся между атомами, имеющими большую разницу в элетроотрицательности. Характерна для класса Соли.
  • Ковалентная связь — это химическая связь, возникающая за счет образования общих электронных пар между атомами.
  • Ковалентная связь бывает полярной и неполярной.
  • Ковалентная полярная связь образуется между атомами неметаллов с разницей в элетроотрицательности.
  • Ковалентная неполярная связь образуется между одинаковыми атомами неметаллов (простые вещества).
Вызывается 1-2 учащихся. 
Выставление отметок
Рефлексия:
  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  • Своей работой на уроке я…
  • Материал урока мне был…
  • Моё настроение…
Домашнее задание: задания 2 и 3 на слайде 9.
 

 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»