Использование приемов критериального оценивания
на учебных предметах естественнонаучного цикла
Апухтина Ольга Вячеславовна
Результаты анкетирования показали, что в процессе педагогической деятельности различные методы и приемы формирующего оценивания регулярно применяют 32,7% преподавателей естественно-научного цикла.Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс оценивания актуален во все времена. Это вид деятельности по установлению степени достигнутого учеником путем сравнения с эталоном. Но чтобы это сравнение имело объективный характер, прежде всего должен быть установлен эталон и способы измерения степени его достижения.
Следовательно, прежде всего необходима деятельность, в которой проводится измерение достигнутого, учителю необходимо объективно измерить достижения ученика.
Во всех работах выделяются обязательные компоненты оценочной деятельности:
- Определение целей обучения.
- Выбор контрольных заданий, определяющих достижение этих целей.
- Отметка или иной способ выражения результатов проверки.
Проблема объективного оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе в настоящее время существует. Ее остро чувствуют не только учителя, но и другие участники образовательного процесса: обучающиеся и родители, на практике мы очень часто к оценке работы ученика присоединяем и целый ряд суждений, касающихся его внимания, прилежания, лености и т.д. Очень часто у детей появляется обида на необъективность выставления отметок, их необоснованность. Чаще учащиеся не знакомы с критериями учителя или не понимают их
Именно поэтому система оценивания занимает особое место
1.Итоговое оценивание, которое выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени и формирующее оценивание. Измерения, проводимые в рамках итогового оценивания, имеют констатирующий характер.
2.Формирующее оценивание – оценивание процесса достижения образовательного результата, в ходе которого становится видимым и понятным прогресс учащегося9. Оно предназначено для определения прироста знаний, умений, способов деятельности в процессе повседневной работы. Встраивается в лично-ориентированное обучение, позволяя отслеживать прогресс каждого ученика, при этом оценивает не только результат но и процесс, позволяя формировать оценочную самостоятельность обучающегося. Дает возможность учителю и ученику корректировать свою учебную деятельность и устранять возможные пробелы и недочеты до проведения итоговой работы. «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их рост
Само понятие «критерий» означает – признак, эталон, ориентир, правило. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, чаще коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (обучающимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
Разработать критерии, которые дают возможность увидеть качество результатов;
Использовать разнообразные технологии обучения и иметь инструменты оценивания;
Улучшить качество преподавания за счет возможности анализа усвоения учебного материала каждым учеников, ориентируясь по результатам и критериям;
Вносить корректировки по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
Использовать весь спектр собственных знаний для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих одноклассников.
Родителям:
Получать объективные знания об уровне обученности своего ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы.
Критерии оценивания на уроках химии
1.Оценивание устного ответа
Индивидуальный контроль результатов может проводиться на уроке как в форме краткого опроса с места (фронтальная контролирующая беседа), так и в виде обстоятельной проверки знаний и умений у доски. Этот вид опроса (индивидуальный) можно проводить на этапах актуализации знаний, изучения нового материала, закрепления и совершенствования знаний и проверки усвоения нового материала. Вопросы учителя для краткого опроса должны быть лаконичны, сформулированы в понятных ученику терминах и требовать краткого ответа. Для экономии времени можно использовать карточки с вопросами, на которые ученики готовятся ответить у доски.
Во время ответа учащегося для достижения устойчивого внимания класса полезно предусмотреть последующее за ответом рецензирование со стороны других учащихся, исправление допущенных ошибок, дополнение.
При проведении опроса допускается задавать учащемуся наводящие вопросы для того, чтобы помочь ему сформулировать свои мысли. Могут быть и дополнительные вопросы, если они необходимы для предстоящего изучения нового материала. Во время устного ответа учащегося учитель имеет возможность задать дополнительный вопрос диагностического характера, который поможет выявить состояние знаний и умений отвечающего.
Проведение устного индивидуального контроля требует от учителя собранности и внимания, так как необходимо за 5-10 минут выявить знания учащихся в классе.
Учитель обязан прокомментировать ответ ученика, указав на ошибки и отметив удачные стороны. Любой ответ должен быть замечен учителем и объективно им оценен. Необязательно ставить отметку за каждый неполный ответ. Если ученик неоднократно дополнял ответы других одноклассников, то можно поставить ему общую отметку за урок.
Отметка «5»:
- дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,
- ответ самостоятельный
- возможна одна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,
- материал изложен в определенной последовательности,
- ответ самостоятельный
- допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.
Отметка «3»:
- дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.
Отметка «2»:
- ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала,
- допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
- отсутствие ответа.
2.Фронтальная контролирующая беседа обычно достаточно кратковременна. Вопросы, как и во всякой другой беседе, требуют краткого ответа, поэтому за один такой ответ ученику ставить оценку нельзя. Нужно заранее наметить тех учеников, ответ которых во время беседы хотят оценить, и задавать им целенаправленно запланированные для беседы вопросы. Однако не следует задавать подряд вопросы одному и тому же ученику. Работать должен весь класс. Фронтальная беседа может сочетаться с устным учетом знаний, когда несколько учащихся готовятся к ответу у доски. Сложность работы заключается в том, чтобы не упускать из поля зрения класс, участвующий в беседе, и учащихся, отвечающих у доски.
Зачет - это метод устного контроля, когда ученикам предоставляется возможность более длительно и обстоятельно ответить на вопрос. Обычно зачет назначается во внеурочное время; класс при этом разделяется на две или три группы, которые приходят на зачет по очереди в разное время. О проведении зачета учитель сообщает заранее, чтобы учащиеся могли к нему подготовиться. Для подготовки к зачету учитель составляет вопросы, а также примерные задачи, рекомендует литературу, предварительно проверив, имеется ли она в школьной библиотеке. Сроки проведения зачета должны быть известны заместителю директора по учебно-воспитательной работе, чтобы можно было регулировать нагрузку учащихся.
Классический зачет предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся во время беседы ученика с учителем. Он дает полное и точное представление об уровне обученности каждого ученика, однако отнимает много времени, что ведет к перегруженности как учителя, так и ученика.
3.Оценивание письменной работы
Письменные работы подразделяют на текущие (проверочные) и итоговые (контрольные) работы; по времени они могут занимать весь урок или его часть.
К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10-15 мин (например, решение расчетных задач), письменные домашние задания, письменный учет знаний отдельных учащихся по карточкам, химические диктанты, задания тестового типа и т.п.
Подготовка учащихся к контрольной работе чаще всего осуществляется на обобщающих уроках. О проведении контрольной работы учащихся предупреждают заранее, чтобы они могли подготовиться.
Содержание контрольной работы охватывает весь наиболее важный материал контролируемой темы. В такой большой контрольной работе задания должны быть едиными для учащихся всех уровней развития. В контрольную работу рекомендуется включать разнообразные задания: обобщающие вопросы, качественные и расчетные химические задачи, цепочки превращений, тестовые, графические задания и т.д. Необходимо использовать наибольшее число вариантов. Тетради для контрольных работ являются документом, который может быть проверен администрацией школы и инспектором отдела образования, поэтому тетради для контрольных работ должны храниться в химическом кабинете в течении учебного года.
Учителю иногда довольно трудно определить степень сложности подобранных заданий. Методисты советуют воспользоваться следующим приемом. Необходимо самому выполнить эту работу, а израсходованное время для учеников 8-9-х классов надо увеличить в 5 раз, а для старших классов - в 3 раза. Можно в ходе предварительной самостоятельной работы предложить несколько типичных заданий и проанализировать степень их выполнения.
При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.
Отметка «5»:
- дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.
- допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.
- работа выполнена неполно (но не менее чем на треть), имеются не более одной существенной ошибки и 2-3 несущественные.
- работа выполнена меньше чем на треть,
- имеется несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
при выполнении учеником от 96 до 100% работы ставить оценку «5»; от 76 до 95% работы - «4»; от 50 до 75% - «3»; от 20 до 50% - «2». При полном отсутствии правильных ответов или выполнении работы менее чем на 20% ставится оценка «1».
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Все работы обязательно должны быть проверены к следующему уроку, при этом учитель должен соблюдать полную объективность. Обязателен анализ результатов письменной работы и работа над типичными ошибками. Объявление оценок и анализ работ требуют от учителя соответствующего педагогического такта.
Оценивание тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка - оценка «4»; • две ошибки — оценка «3»; • три ошибки — оценка «2».
Если оценка выставляется в форме зачет/незачет, то зачет ставится при выполнении 70% заданий. Такая форма оценки используется, если тест содержит упражнения на распознавание. Если тест оценивается по пятибалльной системе, то стандартные критерии оценок таковы: 91-100% - оценка «5»; 81-90% - оценка «4»; 80-70% - оценка «3»; ниже 70% - оценка «2».
Самооценка -
один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Учащиеся дают себе характеристику собственных результатов, анализируют свои достоинства и недостатки, ищут пути их устранения. Самооценка позволяет увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.
Варианты оценивания письменных работ.
1)Тематические тесты состоят из вопросов: – закрытого типа (оцениваются по одному баллу каждое задание), задания – открытого типа (уровень понимания) – оцениваются по 2 балла за каждое, задание – с полным обоснованием решения (оценивается в несколько баллов). Итого – 11 баллов за идеально выполненную работу. Критерии оценивания разрабатываются совместно с учащимися
… баллов – отметка «3».
… баллов – отметка «4»,
… баллов – отметка «5».
«Сумма баллов за каждое отдельное задание в работе и есть конечный результат.
2)Контрольная работа «Металлы и их соединения» 1 вариант
Часть 1
Ответом к заданиям 1-6 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа | ||||||||||
№1 | Распределение электронов в атоме магния: 1)2е 2е 2) 2е8е2е 3) 2е8е1е 4) 2е8е4е |
|||||||||
№2 | В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств? 1) Na, Mg, Al 2) Al, Mg, Na 3) Ca, Mg, Be 4) Mg, Be, Ca |
|||||||||
№3 | Металл, обладающий самой высокой электропроводностью, - это 1) железо 2) медь 3) серебро 4) алюминий |
|||||||||
№4 | Наиболее энергично взаимодействует с водой: 1) калий 2) натрий 3) кальций 4) магний |
|||||||||
№5 | Гидроксид цинка взаимодействует с каждым из двух веществ: 1) HCl и CO2 2) NaOH и H2SO4 3) SiO2 и KOH 4) NaNO3 и H2SO4 |
|||||||||
№6 | Методы переработки руд, основанные на восстановлении металлов из оксидов при высоких температурах, называются: 1) гидрометаллургия 2) пирометаллургия 3) электрометаллургия 4) гальваностегия | |||||||||
В задании №7 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующие элементы второго столбца и запишите выбранные цифры рядом с соответствующими буквами | ||||||||||
№7 | Установите соответствие между веществами, вступающими в реакцию и продуктами их взаимодействия РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ А) СаO + CO2 1) Ca(OH)2
В) Ca + H2O 3) CaSO4+ H2O Г) Ca(OH)2 +CO2 4) Ca(OH)2 + H2 5) CaSO3 + H2O 6) CaCO3 |
№8 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: FeFeCl3Fe(OH)3Fe2O3Fe. В уравнении 1 покажите переход электронов, назовите окислитель и восстановитель; уравнение 2 представьте в молекулярном и ионном виде.
№9 Вычислить объем водорода, который выделяется при взаимодействии 1,2 г магния с избытком соляной кислоты, если доля выхода водорода составляет 70% от теоретически возможного.
Критерии оценивания контрольной работы.
№ зада-ния | Проверяемые элементы содержания; умения и навыки | Уровень сложности | Количество баллов | |||||
№1 | Знать положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Уметь составлять электронные формулы атомов металлов. | Б | 1 | |||||
№2 | Знать закономерности изменения свойств элементов в периодах и главных подгруппах ПС. Уметь сравнивать свойства элементов. | Б | 1 | |||||
№3 | Знать физические свойства металлов. | Б | 1 | |||||
№4 | Знать общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Оценивать возможность протекания реакции, используя ряд напряжений металлов. | Б | 1 | |||||
№5 | Знать химические свойства соединений щелочных, щелочно-земельных металлов, алюминия и железа. | Б | 1 | |||||
№6 | Знать способы получения металлов. | Б | 1 | |||||
№7 | Знать свойства металлов и их соединений. Уметь определять продукты реакций. | Б | 4 | |||||
№8 | Знать свойства металлов и их соединений. Определять возможность протекания реакций; уметь составлять уравнения химических реакций в молекулярной и ионной формах; уметь определять значения степеней окисления элементов в соединениях, составлять электронные балансы и расставлять коэффициенты в ОВР | П | 8 | |||||
№9 | Уметь анализировать условие задачи и решать её по известному алгоритму. Уметь рассчитывать массу (или объем) продукта реакции, если известна доля выхода продукта в % от теоретически возможного. | В | 8 | |||||
Итоговая оценка | 0- 8 баллов: «2» |
9-16 баллов: «3» |
17 -21 баллов: «4» | 22 -26 баллов: «5» | Всего 26 баллов |
|||
4.Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок,
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок,
- допущено не более двух несущественных ошибок
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок.
- допускается существенная ошибка в математических расчетах.
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
К 125 г раствора серной кислоты добавили избыток гидрокарбоната натрия. Общий объём выделившегося газа составил 11,2 л (н. у.). Определите массовую долю серной кислоты в растворе.
Пояснение.
1) Составим уравнение реакции:
2) Рассчитаем количество вещества углекислого газа, образовавшегося в результате реакции:
.
3) Определим количество, массу серной кислоты и её массовую долю в растворе:
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания( баллы)
Ответ пра вильный и полный, содержит все названные элементы (3)
Правильно записаны два элемента из названных выше (2)
Правильно записан один из назван ных выше элементов (первый или второй)( 1)
Все элементы ответа записаны неверно( 0)
Максимальный балл 3
5.Оценка экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)
Практические работы по химии выполняются в тетрадях для практических работ. При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов ученика.
Количество практических работ определено в программе.
В течение учебного года тетради для практических работ хранится в школе.
Отметка «5»:
- Эксперимент выполнен полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы,
- эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами,
- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы).
- Допущены не более двух несущественных ошибок при оформлении работы.
- работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
- ответ неполный, работа выполнена правильно не менее, чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя. Допускается оформление работы без записи уравнений реакций.
- Эксперимент полностью выполнен в соответствии с инструкциями и правилами техники безопасности, но работа не оформлена.
- Выполнено менее половины работы;
- допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.
- работа не выполнена,
- полное отсутствие экспериментальных умений.
Оценивание по результату
Эта техника создана для того, чтобы оценить способность учеников применять специальные знания и исследовательские умения. Как правило, оно требует, чтобы ученик проделал необходимые манипуляции, используя оборудование и инструменты, проводя опыты, анализы или решая какую-либо практическую проблему.
Правильно (№ опытов) | Ошибки (№ Опытов) |
Не выполнены (№ опытов) | Причина ошибки
|
|
План решения задачи составлен правильно,оформлен раздел « Что делали» |
||||
Эксперимент выполнен полностью |
||||
Составлены уравнения реакций | ||||
Сделаны выводы | ||||
Допущены нарушения правил техники безопасности |
Трудности…
Некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки :
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями)