Экологическое воспитание учащихся на уроке химии
с применением активных методов обучения,
как средство формирования познавательной
активности учащихся
Навалокина Татьяна Николаевна
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО) — это методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.
Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.
АМО делятся на 2 типа: 1-го типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинары и дискуссии, проектирование, практику, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации; 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые.
К неигровым АМО относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. Здесь есть моделирование реальных объектов и ситуаций, но отсутствует свободная игра с ролевыми функциями.
К игровым АМО относятся: метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира. Этот метод является наиболее сложным. Результат игры — принятие решений по поставленной цели (целям). Условия ее проведения характеризуются невозможностью полной формализации всей задачи, наличием неопределенностей, конфликтов, рисков.
Игры бывают имитационные, организационно-деятельные, деловые. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность, выбирается лишь модель среды, характеризующая какое-то ее конкретное состояние. Организационно-деятельные игры применяют для решения сложных социально-производственных задач, требующих объединения усилий различных специалистов. Деловая игра в широко распространенном, обычном понимании — это метод имитации принятия решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме, направленный на создание у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.
Возникновению игрового интереса способствуют следующие факторы:
- удовольствие от контактов с партнерами по игре;
- удовлетворение, вызываемое демонстрацией партнерам своих деловых возможностей;
- азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций;
- удовлетворение от успеха.
- формирование модели объекта;
- распределение ролей;
- различие ролевых целей при выработке решений;
- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
- наличие общей цели у всего игрового коллектива;
- коллективная выработка решения;
- выработка и реализация в процессе игры "цепочки решений";
- многовариантность решений;
- наличие управления эмоциональным напряжением;
- формирование системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
Меняясь ролями, участники изучают процесс с разных позиций. При грамотном анализе результатов игры со стороны руководителя и при коллективном обсуждении игры процесс обучения идет очень эффективно.
Метод проектов является одним из АМО. В его основе лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых;
- определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов;
- определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- применение исследовательских методов — определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Для эффективного внедрения АМО в учебный процесс необходима серьезная работа, подготовка методической и информационной базы. Реализация АМО способствует повышению качества подготовки специалистов.