Организация самостоятельной работы в условиях ФГОС
Филатова Наталия Николаевна
Одной из важнейших задач современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке обучающихся делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания. Самостоятельная работа обучающихся – это один из наиболее значимых фактов в формировании профессиональных умений и навыков, личности будущего специалиста. Продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы обучающихся, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, позволяют им осознанно и активно усваивать знания и позволяют творчески применять их в новых условиях.
В рамках выполнения самостоятельной работы обучающихся должен владеть способами предметной деятельности: уметь понимать предложенные преподавателем цели, формулировать их самому; моделировать собственную деятельность и программировать ее; уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий; корректировать деятельность, иметь личностную готовность к саморегуляции (высокий уровень самосознания, адекватность самооценки, рефлексивность мышления, самостоятельность, организованность, целенаправленность личности, сформированность волевых качеств).
Формы самостоятельной работы обучающихся определяются содержанием учебной дисциплины или профессионального модуля, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы обучающихся определяют преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин.
Назначение и разновидности самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа проводится с целью:• систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
• углубления и расширения теоретических знаний;
•формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
• развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
•формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
• формирования общих и профессиональных компетенций;
• развитию исследовательских умений.
Характер самостоятельной работы учащихся в X классе обусловлен содержанием курса органической химии, его структурой, обобщением знаний по неорганической и органической химии.
При изучении органической химии повышается теоретический уровень знаний учащихся. Это касается электронной природы химической связи, пространственных представлений, зависимости свойств от химического, электронного и пространственного строения.
При прохождении органической химии происходит, с одной стороны, дальнейшее развитие общих понятий, знания о которых получили учащиеся по неорганической химии: «ковалентная связь», «донорно-акцепторный механизм образования связи», «смещение электронной плотности в молекулах», «геометрия молекул»; с другой стороны, формирование и развитие понятий, характеризующих собственно органическую химию: «гомология», «структурная и геометрическая изомерия», «взаимное влияние атомов на основе электронных представлений», «механизмы химических реакций» и другие понятия.
Важно отметить, что новые понятия, формируемые в курсе органической химии, имеют определенную опору на знания, получаемые по неорганической химии (понятия: «состав вещества», «химический элемент», «химическое соединение», «химическая связь» и др.). В связи с этим в процессе преподавания приходится постоянно прибегать к опорным знаниям. Это обстоятельство определенным образом влияет на содержание и виды самостоятельной работы.
При изучении органической химии по сравнению с неорганической значительно возрастает роль абстракций (гибридизация электронных облаков, пространственная изомерия и другие понятия), увеличивается объем материала, который невозможно подтвердить химическим экспериментом. В этом случае приходится использовать модели, рисунки, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, т. е. возрастает роль наглядности в процессе формирования абстрактных понятий.
Особенно велика познавательная роль моделей, так как современное знание становится все опосредованнее, абстрактнее. Модели в учебном процессе облегчают задачу учащихся в познании абстрактных понятий курса, органической химии. В связи с этим повышается роль наглядности в самостоятельной работе учащихся.
Курс органической химии характеризуется стройной структурой, взаимосвязью классов соединений: углеводороды — спирты — альдегиды — кислоты — сложные эфиры — углеводы — амины — аминокислоты — белки. Это обстоятельство позволяет широко применять в системе самостоятельных работ учащихся генетические связи между классами соединений (переход от менее сложного к более сложному и, наоборот, от сложного к простому), логические операции, особенно сравнения, систематизация и обобщения.
В процессе преподавания органической химии возрастает роль дедукции. Явление гомологии позволяет переходить от общих суждений о классе соединений к отдельным представителям, дедуцировать из общих посылок 4 частные выводы. Это обстоятельство следует иметь в виду при построении системы самостоятельных работ.
Важной особенностью курса химии X класса является то, что он завершается обобщением знаний по неорганической и органической химии. Здесь обобщаются теоретические сведения, практические умения, политехнические знания.
Разумеется, в процессе обобщения знаний и умений большое место отводится самостоятельным работам различного характера.
До сих пор речь шла о характере самостоятельной работы в зависимости от объективных условий, создаваемых содержанием предмета в X классе. Но необходимо еще учитывать и субъективные условия. Они выражаются в том, что в X классе учащиеся приходят с достаточной общеобразовательной подготовкой, с определенным опытом самостоятельной работы, приобретенным в предыдущих классах, что позволяет в процессе обучения шире применять логические приемы мышления, ставить более глубокие по содержанию самостоятельные работы по сравнению с работами в младших классах.
В связи с изложенным из различных видов самостоятельных работ учащихся возрастает роль самостоятельного изучения материала по учебнику в сочетании с другими видами самостоятельной работы: упражнениями, задачами, учебными фильмами, диафильмами и др.
Самостоятельная работа с учебником по своим дидактическим функциям может иметь различный характер.
Самостоятельная работа с учебником непосредственно связана с проблемностью обучения. Часто при постановке самостоятельных работ перед учащимися ставится проблема: что-то выяснить, доказать. Иногда проведение химических опытов (учащимися или учителем) служит «затравкой» для того, чтобы выдвинуть перед учащимися проблему.
В X классе используются упражнения и задачи (расчетные и экспериментальные) не только для закрепления материала, для «ближнего» и «дальнего» переноса знаний, но, что особенно важно, для обобщения знаний.
Такого рода упражнения приобретают большое значение в выпускном классе. По характеру познавательной деятельности учащихся в X классе возрастает роль заданий частично-поискового и исследовательского характера.
На завершающем этапе химического образования представляется возможность шире использовать такие виды самостоятельной работы, как реферирование различных литературных источников, доклады, обзоры, работа со справочной литературой и т. п.
О значении самостоятельной работы учащихся с книгой много сказано в педагогической литературе, но интересно, как сами учащиеся объясняют необходимость использования этого вида работы (в течение двух лет проводилось анкетирование среди учащихся). По их мнению, польза от самостоятельной работы с учебником заключается в том, что она вырабатывает навык самостоятельной работы с книгой, развивает умение выбирать главное в прочитанном, позволяет лучше понять и запомнить содержание учебного материала, приучает составлять план прочитанного. Они также считают, что при самостоятельной работе с учебником в классе создается приподнятый рабочий настрой; представляется возможность тут же на уроке выяснить у учителя неясные вопросы. При работе по конкретному плану время рассчитано почти по минутам, что приучает к собранности, организованности, заставляет не отвлекаться, экономит время для домашних заданий, так как материал изучен в классе. Работа с учебником, отмечают учащиеся, позволяет найти пробелы в своих знаниях, приучает полагаться только на свои сипы, так как отсутствует помощь извне. Наконец, они видят пользу работы с учебником в том, что она заставляет самим думать над материалом, т.е. способствует развитию мышления.
Важной особенностью самостоятельной работы с учебником является то, что она всегда сочетается с другими видами самостоятельной работы: упражнениями, задачами, моделями, химическим экспериментом, таблицами, фильмами и другими средствами наглядности, т. е. работа с учебником носит комплексный характер. К этому следует добавить, что при использовании данного вида работы достаточно четко проявляется вопрос сочетания слова учителя и самостоятельной деятельности учащихся.
Опыт показывает, что для самостоятельных работ может быть использован . материал учебника, где:
а) излагаются явления, факты, которые ученик может объяснить на основании известных ему теорий (например, явление изомерии, зависимость свойств от наличия тех или иных функциональных групп);
б) рассматривается получение веществ на основе знакомых учащимся закономерностей химических реакций и основных принципов производства (например, синтез этилового спирта);
в) освещается применение веществ на базе уже изученных учащимися строения и свойств соединений данного класса;
г) раскрывается генетическая связь между веществами различного строения.
Дифференцированный зачет для учащихся КСИПТ.
I вариант
N 1. Напишите графические формулы следующих углеводородов.I вариант
1) З-метилбутен-1
2) 4-метилпентен-1
3) 2,3-диметилбутен-2
4) 2,3,4-триметилпентен-1
5) 3,4,4-триметилпентен-2
6) 3,5-диметил-' -гексен-2
N 2. Назовите следующие вещества по международной номенклатуре
- СНЗСН-СН-СНЗ
СН2=СН СН2-СНЗ
- СНЗ -СН2 -р = С| - СН2-СНЗ
- СНЗ- С -СН = СН-СНЗ
СНЗ
С2Н5
I
- СН2= р - р – СНЗ
- СН2=СН - СН - СН - СН – СНЗ
С2Н5 С2Н5 С2Н5
- СН2=СН - СН - СН - СН2 – СНЗ
СЗН7 СЗН7
II вариант.
N 1 Напишите графические формулы следующих углеводородов1) 3-метилпег|ен-2
2) 4,5-диметилгексен-2
3) 3,4-диметилпентен-2
4) 4,4-диметилгексен-2
5) гексен-2