Секреты питьевой воды
Солощева Наталия Викторовна,
учитель химии ГБОУ СОШ № 365
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
учитель химии ГБОУ СОШ № 365
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Класс: 9.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма проведения: урок-исследование.
Техническое оснащение: ПК, проектор, экран, презентации Power Point.
Оборудование и реактивы для лабораторного эксперимента: поднос, штатив для пробирок, 5 пустых пробирок, универсальная индикаторная бумага, растворы HCl, AgNO3, BaCl2, образцы питьевой воды для исследования: Есентуки №17, Боржоми, Нарзан, Aqua minerale (газированная), Первым делом (негазированная).
Раздаточный материал к уроку: конспект, анкета рефлексии, лист самооценки, протокол исследовательской работы, тексты.
Цель: Создать условия для формирования знаний о питьевой воде, ее особенностях и требованиях к качеству.
Задачи:
Обучающие: научить применять знания, полученные из курса химии, для решения конкретных практических задач, связанных с производством, хранением и употреблением питьевой воды.
Развивающие: продолжить формирование умений: работать с разными видами информации, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать в группе, проводить химический эксперимент, работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
Воспитательные: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, развития интереса к предмету, аккуратности, самостоятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Технологии: работы в группе, проблемного обучения.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь использовать при характеристике питьевой воды понятия: «качественная реакция», «индикатор», «шкала рН», «кислотная, щелочная, нейтральная среда», «раствор», «катионы», «анионы», «соли», «массовая доля вещества в растворе»; уметь обращаться с лабораторным оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности; уметь наблюдать и описывать химический эксперимент, делать выводы по результатам эксперимента; уметь составлять уравнения химических реакции в молекулярной и ионной форме;
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь осуществлять саморегуляцию и самоконтроль, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: уметь устанавливать логические связи, приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт анализировать, сравнивать, обобщать и сруктурировать информацию из разных источников;
Коммуникативные УУД: уметь слушать, выражать свои мысли, строить устные и письменные высказывания, задавать вопросы;
Личностные: уметь осмыслять результативность собственной учебно-познавательной деятельности;
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся на уроке:
На этапе открытия новых знаний:
Работа с презентациями. Диагностируется умение переводить информацию из одного вида в другой.
Работа с текстом. Диагностируется уровень овладения навыками работы с текстом.
Работа с химическим оборудованием и реактивами. Диагностируется уровень практических умений и навыков.
На этапе закрепления изученного материала:
Оформление отчета. Диагностируется уровень самостоятельного мышления обучающегося, навык работы в группе, умение делать выводы на основе полученных знаний.
На этапе рефлексии:
Работа с анкетой рефлексии и листом самоконтроля. Диагностируется умение осуществлять самоанализ и самоконтроль, соответствие результатов деятельности предъявляемым требованиям.
План урока
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма проведения: урок-исследование.
Техническое оснащение: ПК, проектор, экран, презентации Power Point.
Оборудование и реактивы для лабораторного эксперимента: поднос, штатив для пробирок, 5 пустых пробирок, универсальная индикаторная бумага, растворы HCl, AgNO3, BaCl2, образцы питьевой воды для исследования: Есентуки №17, Боржоми, Нарзан, Aqua minerale (газированная), Первым делом (негазированная).
Раздаточный материал к уроку: конспект, анкета рефлексии, лист самооценки, протокол исследовательской работы, тексты.
Цель: Создать условия для формирования знаний о питьевой воде, ее особенностях и требованиях к качеству.
Задачи:
Обучающие: научить применять знания, полученные из курса химии, для решения конкретных практических задач, связанных с производством, хранением и употреблением питьевой воды.
Развивающие: продолжить формирование умений: работать с разными видами информации, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать в группе, проводить химический эксперимент, работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
Воспитательные: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, развития интереса к предмету, аккуратности, самостоятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Технологии: работы в группе, проблемного обучения.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь использовать при характеристике питьевой воды понятия: «качественная реакция», «индикатор», «шкала рН», «кислотная, щелочная, нейтральная среда», «раствор», «катионы», «анионы», «соли», «массовая доля вещества в растворе»; уметь обращаться с лабораторным оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности; уметь наблюдать и описывать химический эксперимент, делать выводы по результатам эксперимента; уметь составлять уравнения химических реакции в молекулярной и ионной форме;
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь осуществлять саморегуляцию и самоконтроль, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: уметь устанавливать логические связи, приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт анализировать, сравнивать, обобщать и сруктурировать информацию из разных источников;
Коммуникативные УУД: уметь слушать, выражать свои мысли, строить устные и письменные высказывания, задавать вопросы;
Личностные: уметь осмыслять результативность собственной учебно-познавательной деятельности;
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся на уроке:
На этапе открытия новых знаний:
Работа с презентациями. Диагностируется умение переводить информацию из одного вида в другой.
Работа с текстом. Диагностируется уровень овладения навыками работы с текстом.
Работа с химическим оборудованием и реактивами. Диагностируется уровень практических умений и навыков.
На этапе закрепления изученного материала:
Оформление отчета. Диагностируется уровень самостоятельного мышления обучающегося, навык работы в группе, умение делать выводы на основе полученных знаний.
На этапе рефлексии:
Работа с анкетой рефлексии и листом самоконтроля. Диагностируется умение осуществлять самоанализ и самоконтроль, соответствие результатов деятельности предъявляемым требованиям.
План урока
№ | Содержание | Время |
1. | Организационный момент | 1 минута |
2. | Постановка темы, обсуждение целей и задач урока | 2 минуты |
3. | Открытие новых знаний (теоретическая часть) | 20 минут |
4. | Открытие новых знаний (практическая часть) | 10 минут |
5. | Применение полученного знания (этап закрепления) | 5 минут |
6. | Рефлексия | 5 минут |
7. | Самооценка | 1 минута |
8. | Домашнее задание | 1 минута |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Этап целеполагания (мотивация, актуализация, постановка учебной задачи) | |
Приветствует обучающихся.
Предлагает в качестве эпиграфа к уроку текст: «Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воде нет.» Юджин Одум, американский эколог, зоолог. Предлагает подумать о чем идет речь и объяснить свою точку зрения. Просит определить тему урока. Ставит вопросы:
Сообщает о том, что урок пройдет в форме исследования. |
Воспринимают предложенную учителем информацию. Опираясь на личный опыт объясняют роль воды в жизни человека. Высказывают предположения о том, что будут говорить на уроке о свойствах воды, ее влиянии на организм человека, видах воды. Определяют тему урока. Рассуждают о том, что знаний по теме урока недостаточно, ставят учебную задачу – получить информацию о питьевой воде. Осознают мотивацию предложенного материала. |
Этап организации познавательной деятельности (открытие новых знаний) теоретическая часть | |
Заранее обучающиеся разделены на 5 групп. Представители групп получают индивидуальные и групповые задания. Предлагает прочитать текст «Потребность в воде» [1] и выбрать из него информацию, которая поможет заполнить пункт 1 конспекта. Предлагает посмотреть презентацию, заранее подготовленную группой обучающихся, «Требования, предъявляемые к питьевой воде» https://drive.google.com/drive/my-drive и выписать слова и словосочетания которые помогут заполнить 2 пункт конспекта. Рассматриваемые вопросы: - эпидемиологическая безопасность; - безвредность по химическому составу; - благоприятные органолептические свойства (прозрачность, отсутствие запаха и цвета, приятный вкус); - биологическая полноценность; - рН; - общая минерализация; - общая жесткость; Сообщает о том, что питьевая вода может обладать лечебными свойствами. Предлагает ознакомиться с презентацией «Минеральные воды» https://drive.google.com/drive/my-drive, подготовленной заранее группой учащихся, и ответить на вопросы, которые помогут заполнить 3 пункт конспекта: - Какая вода считается минеральной? - Какова классификация минеральных вод по степени минерализации и химическому составу; Предлагает прочитать в группах отрывки из текста: «Покупка и хранение качественной воды» [1] и ответить на вопросы: 1. Как выбрать производителя бутилированной воды? 2. На что обратить внимание, читая то, что написано на этикетке бутылки? 3. Где и почему не следует покупать бутилированную воду? 4. Какие емкости для воды предпочесть? 5. Чем принципиально отличаются природная минеральная и «искусственно минерализованная» вода? |
Получают индивидуальный комплект: неполный конспект (Приложение), анкету рефлексии (Приложение), лист самоконтроля (Приложение) и задания для группы. Знакомятся с текстом, заполняют конспект, выставляют баллы в лист самоконтроля. Знакомятся с презентацией, выписывают ключевые слова и словосочетания, социализируют в группе, дописывают необходимое, заполняют конспект, выставляют баллы в лист самоконтроля. Знакомятся с презентацией, отвечают на вопросы, заполняют 3 пункт конспекта, выставляют баллы в лист самоконтроля. Читают текст, выбирают вопрос, на который могут ответить, обсуждают ответ в группе, выбирают человека, который будет социализировать ответ в классе, приводя соответствующие аргументы, слушают одноклассников, задают уточняющие вопросы, выставляют баллы в лист самоконтроля. |
Этап организации познавательной деятельности (открытие новых знаний) практическая часть | |
Предлагает перейти к исследовательской практической работе. Рассказывает о том, что для исследования выбраны 5 образцов (по одному на группу) минеральной и питьевой бутилированной воды. Объясняет, что необходимо изучить этикетку выданного образца, провести соответствующие опыты и сделать выводы о соответствии информации на этикетке действительности и дать рекомендации по употреблению данного вида питьевой воды. |
Выполняют исследовательскую практическую работу в группе, обсуждают, вносят результаты исследования в протокол работы, делают выводы. |
Этап закрепления нового знания | |
Предлагает представителям от групп предъявить результаты исследования. Проверяет правильность оформления протокола и выполнения задания по составлению уравнений реакций в молекулярной и ионной форме. |
Социализация результатов исследования каждой группы. Слушают одноклассников. Задают уточняющие вопросы. Выставляют баллы в лист самоконтроля. |
Этап подведения итогов. Рефлексия | |
Предлагает обучающимся в анкете рефлексии оценить, что им дала работа на уроке, увлекательность и полезность выбранных форм. Предлагает провести самоанализ деятельности в достижении поставленных в начале урока целей. Создает условия для рефлексии. Предлагает домашнее задание. Провести анализ текста «Суточная норма воды». Вычислить свою суточную потребность. Составить для себя рекомендации по потреблению суточной нормы воды. |
Самостоятельно работают с анкетой рефлексии, считают сумму баллов в листе самоконтроля и переводят и в оценку. Разворачивают стулья таким образом, чтобы видеть лицо каждого одноклассника и зачитывают одно из предложений, выбранное в анкете рефлексии. Получают текст домашнего задания, задают уточняющие вопросы. |
Список литературы
1. Лифляндский В.Г. Умная вода: Добрая сила природы. – СПб.: ООО «Петроглиф», 2015.
2. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : «Просвещение», 2013.
3. http://www.gastroscan.ru/handbook/332/5822.
Приложение
Конспект
1. Потребность в воде.
Суточная потребность ______ мл на 1кг веса. В среднем ______ л воды в сутки.
2.Требования, предъявляемые к питьевой воде
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Минеральные воды.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст «Потребность в воде»
Без пищи человек способен прожить более месяца, без воды – не более 5 дней. Если организм обезвоживается всего на 10%, человек теряет как физические, так и психические силы и не в состоянии действовать адекватно. При обезвоживании на 20% наступает смерть. Потребность организма в воде зависит от целого ряда факторов: возраста, веса, половой принадлежности, характера питания и труда, особенностей здоровья, климата и т.д.
В среднем потребность взрослого человека в воде можно оценить как 35-45 мл на 1кг массы тела, это примерно 2,5-3л потребляемой жидкости в сутки.[1]
Текст «Покупка и хранение качественной воды»
1 группа. Отдавайте предпочтение продукции крупных производителей, уже зарекомендовавших себя. Они смогли найти хорошие источники воды и начали выпускать качественную питьевую воду на предприятиях безалкогольной промышленности. Как известно скупой платит дважды. По данным контролирующих организаций, доля поддельной бутилированной воды составляет около 10-15% продукции.
2 группа. Обращайте внимание на этикетку бутылки, на которой обязательно должна быть информация о категории воды, о ее источнике, химическом составе воды, регистрационных данных и производителе с указанием его адреса. Рисунки и надписи на упаковке должны быть четко отпечатаны, а крышка и сама бутылка дополнительно украшены соответствующими эмблемами и выдавленными рисунками.
3 группа. Не покупайте бутилированную воду на рынках, в киосках и т.п., а только в крупных супермаркетах, которые напрямую имеют дело с известными производителями. Менее всего подделывают питьевую воду для детского питания, которая тщательно контролируется и на предприятиях по ее производству, и в магазинах.
4 группа. Современные пластиковые емкости, для производства которых используется инертный полимер полиэтилентерефталат (ПЭТ, ПЭТФ), по данным ряда исследователей не совсем безопасны. Эта упаковка пропускает в бутылку ультрафиолетовые лучи и кислород, а наружу – углекислоту, Что ухудшает качество и сокращает срок хранения продукта. В чистый, нетоксичный ПЭТ могут вводить различные токсичные добавки для повышения термо-, свето- и огнеупорных свойств.
5 группа. Иногда под видом минеральной продается искусственно минерализованная вода – то есть обычная вода с добавлением соды, соли и и углекислого газа. Если она произведена в соответствии с ГОСТ, на этикетке должно быть указано: «искусственно минерализованная». Будьте внимательны: если, к примеру, на этикетке под названием воды мелкими буквами написано «Искусственно минерализованная», то это не природная минеральная вода, а всего лишь газированный напиток, не обладающий никакими лечебными свойствами.[1]
Анализ химического состава бутилированной воды _______________________________________________________ группа № __________________________________________________________________
№ | Определяемый параметр | Реагент | Уравнения химических реакций | Параметры анализируемого продукта |
1
|
Минерализация | |||
2 | pH | |||
3 | CO2 | |||
4 | HCO3- | HCl | ||
5 | Cl- | AgNO3 | ||
6 | SO42- | BaCl2 |
Выводы__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета рефлексии
- Сегодня я узнал…
- Я понял что…
- Для меня было открытием то, что…
- Мне показалось важным…
- Я приобрел…
- У меня получилось…
- За урок я …
- Урок дал мне для жизни…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Лист самоконтроля
Ученика(цы) ____________________________________________________класса
№ | Задание | Мах количество баллов | Баллы |
1. | Работа с текстом «Потребность в воде». Я прочитал текст, понял смысл, выполнил задание. | 3 | |
2. | Работа с презентацией «Требования, предъявляемые к питьевой воде». Я внимательно смотрел и слушал, записал в конспект основные требования, предъявляемые к питьевой воде. | 3 | |
3. | Работа с презентацией «Минеральные воды». Я внимательно смотрел и слушал, записал в конспект определение и варианты классификаций минеральных вод. | 3 | |
4. | Работа с текстом «Покупка и хранение качественной воды». Я прочитал текст, понял смысл, отвечал на вопрос. | 3 | |
5. | Анализ химического состава бутилированной воды. Я принимал участие в химическом эксперименте, самостоятельно писал уравнения соответствующих реакций, участвовал в оформлении протокола и формулировании выводов. | 12 | |
Шкала перевода баллов в школьную оценку 0 – 6 баллов – неудовлетворительно «2»; 7 – 12 баллов – удовлетворительно «3»; 13 – 18 баллов – хорошо «4»; 19 -24 балла – отлично «5». |
24 |
Домашнее задание
Текст «Суточная норма воды» [1]
Человек получает 1-1,5л воды в виде свободной жидкости (суп, чай, компот), 1-1,5л – из пищевых продуктов, а еще 0,3-0,4л образуется в самом организме в ходе обмена веществ (из 1г жиров – 1,07мл воды, из 1г белков – 0,41мл воды, из 1г углеводов – 0,55мл воды).
Следует распределить потребление суточной нормы воды в течение дня равномерными долями. Утром выпивать 200-250мл жидкости в виде чая или кофе, в обед – 200-250мл получать с первым блюдом и 200-250мл в виде напитка. За ужином потреблять 200-250мл чая, перед сном -200-250мл кефира. Кроме того, еще за день набирается в том или ином виде приблизительно 200-250мл.
С детства мы слышим слова о правильном режиме питания. Но не менее важен и правильный режим питья, о чем мы, как правило, и не догадываемся. Помните о разумных объемах потребления воды. Много не значит хорошо.