Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Секреты питьевой воды

Солощева Наталия Викторовна,
учитель химии ГБОУ СОШ № 365
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Класс: 9.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма проведения: урок-исследование.
Техническое оснащение: ПК, проектор, экран, презентации Power Point.
Оборудование и реактивы для лабораторного эксперимента: поднос, штатив для пробирок,  5 пустых пробирок, универсальная индикаторная бумага, растворы HCl, AgNO3, BaCl2, образцы питьевой воды для исследования: Есентуки №17, Боржоми, Нарзан, Aqua minerale (газированная), Первым делом (негазированная).
Раздаточный материал к уроку: конспект, анкета рефлексии, лист самооценки, протокол исследовательской работы, тексты.
Цель: Создать условия для формирования знаний о питьевой воде, ее особенностях и требованиях к качеству.
Задачи:
Обучающие: научить применять знания, полученные из курса химии, для решения конкретных практических задач, связанных с производством, хранением и употреблением питьевой воды.
Развивающие: продолжить формирование умений: работать с разными видами информации, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать в группе, проводить химический эксперимент, работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
Воспитательные: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, развития интереса к предмету, аккуратности, самостоятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Технологии: работы в группе, проблемного обучения.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь использовать при характеристике питьевой воды понятия: «качественная реакция», «индикатор», «шкала рН», «кислотная, щелочная, нейтральная среда», «раствор», «катионы», «анионы», «соли», «массовая доля вещества в растворе»; уметь обращаться с лабораторным оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности; уметь наблюдать и описывать химический эксперимент, делать выводы по результатам эксперимента; уметь составлять уравнения химических реакции в молекулярной и ионной форме;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
уметь осуществлять саморегуляцию и самоконтроль, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: уметь устанавливать логические связи,  приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт анализировать, сравнивать, обобщать и сруктурировать  информацию из разных источников;
Коммуникативные УУД: уметь слушать, выражать свои мысли, строить устные и письменные высказывания, задавать вопросы;
Личностные: уметь осмыслять результативность собственной учебно-познавательной деятельности;
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся на уроке:
На этапе открытия новых знаний:
Работа с презентациями. Диагностируется умение переводить информацию из одного вида в другой.
Работа с текстом. Диагностируется уровень овладения навыками работы с текстом.
Работа с химическим оборудованием и реактивами. Диагностируется уровень практических умений и навыков.
На этапе закрепления изученного материала:
Оформление отчета. Диагностируется уровень самостоятельного мышления обучающегося, навык работы в группе, умение делать выводы на основе полученных знаний.
На этапе рефлексии:
Работа с анкетой рефлексии и листом самоконтроля. Диагностируется умение осуществлять самоанализ и самоконтроль, соответствие результатов деятельности предъявляемым требованиям.
План урока
Содержание Время
1. Организационный момент 1 минута
2. Постановка темы, обсуждение целей и задач урока 2 минуты
3. Открытие новых знаний (теоретическая часть) 20 минут
4. Открытие новых знаний (практическая часть) 10 минут
5. Применение полученного знания (этап закрепления) 5 минут
6. Рефлексия 5 минут
7. Самооценка 1 минута
8. Домашнее задание 1 минута
 
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Этап целеполагания (мотивация, актуализация, постановка учебной задачи)
Приветствует обучающихся.
Предлагает в качестве эпиграфа к уроку текст: «Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воде нет.» Юджин Одум, американский эколог, зоолог.
Предлагает подумать о чем идет речь и объяснить свою точку зрения.


Просит определить тему урока.
Ставит вопросы:
  • Какая вода считается питьевой?
  • Сколько и какой воды можно пить?
  • Как ее очищать?
  • Как выбирать бутилированную воду?
 
Сообщает о том, что урок пройдет в форме исследования.
 
Воспринимают предложенную учителем информацию.
Опираясь на личный опыт объясняют роль воды в жизни человека.
Высказывают  предположения о том, что будут говорить на уроке о свойствах воды, ее влиянии на организм человека, видах воды.
Определяют тему урока. Рассуждают о том, что знаний по теме урока недостаточно, ставят учебную задачу – получить информацию о питьевой воде. Осознают мотивацию предложенного материала.
Этап организации познавательной деятельности (открытие новых знаний) теоретическая часть
Заранее обучающиеся разделены на 5 групп. Представители групп получают индивидуальные и групповые задания.



Предлагает прочитать текст «Потребность в воде» [1] и выбрать из него информацию, которая поможет заполнить пункт 1 конспекта.
Предлагает посмотреть презентацию, заранее подготовленную группой обучающихся,  «Требования, предъявляемые к питьевой воде» https://drive.google.com/drive/my-drive и выписать слова и словосочетания которые помогут заполнить 2 пункт конспекта.
Рассматриваемые вопросы:
- эпидемиологическая безопасность;
- безвредность по химическому составу;
- благоприятные органолептические свойства (прозрачность, отсутствие запаха и цвета, приятный вкус);
- биологическая полноценность;
- рН;
- общая минерализация;
- общая жесткость;
Сообщает о том, что питьевая вода может обладать лечебными свойствами.
Предлагает ознакомиться с презентацией «Минеральные воды» https://drive.google.com/drive/my-drive, подготовленной заранее группой учащихся, и ответить на вопросы, которые помогут заполнить 3 пункт конспекта:
- Какая вода считается минеральной?
- Какова классификация минеральных вод по степени минерализации и химическому составу;
 
Предлагает прочитать в группах отрывки из текста: «Покупка и хранение качественной воды» [1] и ответить  на вопросы:
1. Как выбрать производителя бутилированной воды?
2. На что обратить внимание, читая то, что написано на этикетке бутылки?
3. Где и почему не следует покупать бутилированную воду?
4. Какие емкости для воды  предпочесть?
5. Чем принципиально отличаются природная минеральная и «искусственно минерализованная» вода?
 Получают индивидуальный комплект: неполный конспект (Приложение), анкету рефлексии (Приложение), лист самоконтроля (Приложение) и задания для группы.
Знакомятся с текстом,  заполняют конспект, выставляют баллы в лист самоконтроля.
Знакомятся с презентацией, выписывают ключевые  слова и словосочетания, социализируют в группе, дописывают необходимое, заполняют конспект, выставляют баллы в лист самоконтроля.










 
 
Знакомятся с презентацией, отвечают на вопросы, заполняют 3 пункт конспекта, выставляют баллы в лист самоконтроля.
 
 
 
 
Читают текст, выбирают вопрос, на который могут ответить,  обсуждают ответ в группе, выбирают человека, который будет социализировать ответ в классе, приводя соответствующие аргументы, слушают одноклассников, задают уточняющие  вопросы,  выставляют баллы в лист самоконтроля.
Этап организации познавательной деятельности (открытие новых знаний) практическая часть
Предлагает перейти к исследовательской практической работе.
Рассказывает о том, что для исследования выбраны 5 образцов (по одному на группу) минеральной и питьевой бутилированной воды.
Объясняет, что необходимо изучить этикетку выданного образца, провести соответствующие опыты и сделать выводы о соответствии информации на этикетке действительности и дать рекомендации по употреблению данного вида питьевой воды.
Выполняют исследовательскую практическую работу в группе, обсуждают,  вносят результаты исследования в протокол работы, делают выводы.
Этап закрепления нового знания
Предлагает представителям от групп предъявить результаты исследования.
Проверяет правильность оформления протокола и выполнения задания по составлению уравнений реакций в молекулярной и ионной форме.
Социализация результатов исследования каждой группы. Слушают одноклассников.
Задают уточняющие вопросы. Выставляют баллы в лист самоконтроля.
Этап подведения итогов. Рефлексия
Предлагает обучающимся в анкете рефлексии оценить, что им дала работа на уроке, увлекательность и полезность выбранных форм. Предлагает провести самоанализ деятельности в достижении поставленных в начале урока целей.
 
Создает условия для рефлексии.
 
 
 
 
Предлагает домашнее задание.
Провести анализ текста «Суточная норма воды». Вычислить свою суточную потребность. Составить для себя рекомендации по потреблению суточной нормы воды.
Самостоятельно работают с анкетой рефлексии, считают сумму баллов в листе самоконтроля и переводят и в оценку.
 
Разворачивают стулья таким образом, чтобы видеть лицо каждого одноклассника и зачитывают одно из предложений, выбранное в анкете рефлексии. Получают текст домашнего задания, задают уточняющие вопросы.
 
Список литературы
1. Лифляндский В.Г. Умная вода: Добрая сила природы. – СПб.: ООО «Петроглиф», 2015.
2. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : «Просвещение», 2013.
3. http://www.gastroscan.ru/handbook/332/5822.
Приложение
Конспект
1. Потребность в воде.
Суточная потребность ______ мл на 1кг веса. В среднем ______ л воды в сутки.
2.Требования, предъявляемые к питьевой воде
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Минеральные воды.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Текст «Потребность в воде»
Без пищи человек способен прожить более месяца, без воды – не более 5 дней. Если организм обезвоживается всего на 10%, человек теряет как физические, так и психические силы и не в состоянии действовать адекватно. При обезвоживании на 20% наступает смерть. Потребность организма в воде зависит от целого ряда факторов: возраста, веса, половой принадлежности, характера питания и труда, особенностей здоровья, климата и т.д.
В среднем потребность взрослого человека в воде можно оценить как 35-45 мл на 1кг массы тела, это примерно 2,5-3л потребляемой жидкости в сутки.[1]
Текст «Покупка и хранение качественной воды»
1 группа. Отдавайте предпочтение продукции крупных производителей, уже зарекомендовавших себя. Они смогли найти хорошие источники воды и начали выпускать качественную питьевую воду на предприятиях безалкогольной промышленности. Как известно скупой платит дважды. По данным контролирующих организаций, доля поддельной бутилированной воды составляет около 10-15% продукции.
2 группа. Обращайте внимание на этикетку бутылки, на которой обязательно должна быть информация о категории воды, о ее источнике, химическом составе воды, регистрационных данных и производителе с указанием его адреса. Рисунки и надписи на упаковке должны быть четко отпечатаны, а крышка и сама бутылка дополнительно украшены соответствующими эмблемами и выдавленными рисунками.
3 группа. Не покупайте бутилированную воду на рынках, в киосках и т.п., а только в крупных супермаркетах, которые напрямую имеют дело с известными производителями. Менее всего подделывают питьевую воду для детского питания, которая тщательно контролируется и на предприятиях по ее производству, и в магазинах.
4 группа. Современные пластиковые емкости, для производства которых используется инертный полимер полиэтилентерефталат (ПЭТ, ПЭТФ), по данным ряда исследователей не совсем безопасны. Эта упаковка пропускает в бутылку ультрафиолетовые лучи и кислород, а наружу – углекислоту, Что ухудшает качество и сокращает срок хранения продукта. В чистый, нетоксичный ПЭТ могут вводить различные токсичные добавки для повышения термо-, свето- и огнеупорных свойств.
5 группа. Иногда под видом минеральной продается искусственно минерализованная вода – то есть обычная вода с добавлением соды, соли и и углекислого газа. Если она произведена в соответствии с ГОСТ, на этикетке должно быть указано: «искусственно минерализованная». Будьте внимательны: если, к примеру, на этикетке под названием воды мелкими буквами написано «Искусственно минерализованная», то это не природная минеральная вода, а всего лишь газированный напиток, не обладающий никакими лечебными свойствами.[1]
Анализ химического состава бутилированной воды _______________________________________________________ группа № __________________________________________________________________
Определяемый параметр Реагент Уравнения химических реакций Параметры анализируемого продукта
1
Минерализация      
2 pH      
3 CO2      
4 HCO3- HCl    
5 Cl- AgNO3    
6 SO42- BaCl2    
 
Выводы__________________________________________________________________________________________________________________________________________


 
 
Анкета рефлексии
- Сегодня я узнал…
- Я понял что…
- Для меня было открытием то, что…
- Мне показалось важным…
- Я приобрел…
- У меня получилось…
- За урок я …
- Урок дал мне для жизни…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…

Лист самоконтроля
Ученика(цы) ____________________________________________________класса
Задание Мах количество баллов Баллы
1. Работа с текстом «Потребность в воде». Я прочитал текст, понял смысл, выполнил задание. 3  
2. Работа с презентацией «Требования, предъявляемые к питьевой воде». Я внимательно смотрел и слушал, записал в конспект основные требования, предъявляемые к питьевой воде. 3  
3. Работа с презентацией «Минеральные воды». Я внимательно смотрел и слушал, записал в конспект определение и варианты классификаций минеральных вод. 3  
4. Работа с текстом «Покупка и хранение качественной воды». Я прочитал текст, понял смысл, отвечал на вопрос. 3  
5. Анализ химического состава бутилированной воды. Я принимал участие в химическом эксперименте, самостоятельно писал уравнения соответствующих реакций, участвовал в оформлении протокола и формулировании выводов. 12  
  Шкала перевода баллов в школьную оценку
0 – 6 баллов  – неудовлетворительно «2»;
7 – 12 баллов – удовлетворительно «3»;
13 – 18 баллов – хорошо «4»;
19 -24 балла – отлично «5».
24  


         Домашнее задание
Текст «Суточная норма воды» [1]
Человек получает 1-1,5л воды в виде свободной жидкости (суп, чай, компот), 1-1,5л – из пищевых продуктов, а еще 0,3-0,4л образуется в самом организме в ходе обмена веществ (из 1г жиров – 1,07мл воды, из 1г белков – 0,41мл воды, из 1г углеводов – 0,55мл воды).
Следует распределить потребление суточной нормы воды в течение дня равномерными долями. Утром выпивать 200-250мл жидкости в виде чая или кофе, в обед – 200-250мл получать с первым блюдом и 200-250мл в виде напитка. За ужином потреблять 200-250мл чая, перед сном -200-250мл кефира. Кроме того, еще за день набирается в том или ином виде приблизительно 200-250мл.  
С детства мы слышим слова о правильном режиме питания. Но не менее важен и правильный режим питья, о чем мы, как правило, и не догадываемся. Помните о разумных объемах потребления воды. Много не значит хорошо.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»