Методическая разработка урока по химии в 10 классе
Обобщение знаний по теме «Классы углеводородов»
Ефимова Галина Михайловна
Данный урок является заключительным в теме «Углеводороды». В ходе него обобщаются знания о составе, строение и свойствах соединений, относящихся к углеводородам. Учащиеся, работая в группах, выполняют предложенные им задания, решают задачи. В конце урока подводятся итоги, учащиеся обмениваются мнениями о том, что удалось, а что вызвало определенные трудности. Данный урок разработан для классов с одним часом химии в неделю.Основными целями урока являются
-обобщение знаний о классах углеводородов
-контроль знаний.
Учащиеся должны уметь: определять принадлежность углеводородов к определенному классу углеводородов, предсказывать, исходя из строения, их свойства, различать и записывать уравнения реакций замещения и присоединения в молекулярном и структурном виде, различать изомеры и гомологи, осуществлять превращения, решать расчетные задачи.
Задачи урока:
-закрепить полученные ранее знания, создать условия для формирования навыка групповой работы, умения слушать собеседника, вступать в диалог, научиться грамотно и четко формулировать устный ответ, анализировать ошибки о объективно оценивать свою работу и работу других учащихся.
Оборудование: карточки с заданиями, таблицы по классам углеводородов, наборы для сборки шаростержневых моделей (или пластилин и спички), ноутбук, видео фрагменты с опытами.
Ход урока.
Учитель называет тему урока, обозначает цели и задачи урока, знакомит учащихся с ходом урока и критериями оценивания. Заранее готовит названия пяти станций : «Алканы, Алкены, Алкины, Диеновые и Арены».
Для работы на уроке необходимо создать группы. Для этого каждый ученик получает задачу. Задачи подбираются по классам: алканы, алкены, алкины, диеновые и арены. Я подбираю задачи разного уровня сложности. Решив задачу, учащийся узнает в какой группе ему предстоит работать далее. Примеры задач в приложении 1.
Далее формируются группы учащихся, и дальнейшая работа проходит в группах. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся правила работы.
Учащиеся уже распределились по группам. Здесь сразу становится понятно, кто справился с решением задачи. Ученик занимает место в соответствие с названием класса углеводорода. Учащиеся начинают совместную работу с характеристики класса углеводорода, далее перемещаются по часовой стрелке и выполняют пять заданий
Составить характеристику класса соединений, используя предлагаемые подсказки. Изготовить шаростержневую модель первого представителя класса.
Для выполнения задания, учащиеся получают подсказки (приложение 2). С их помощью можно составить характеристику класса. Учащимся необходимо распределить задания внутри группы так, чтобы каждый принял участие в работе. Учитель координирует работу учащихся. В конце работы у каждой группы получается характеристика класса, которую один из учащихся рассказывает классу и демонстрирует модель соединения. Таким образом организуется повторение основных характеристик классов соединений, что помогает в дальнейшем в выполнении заданий.
Время нахождения на каждой станции удобно отмерять с помощью таймера. Звуковой сигнал оповещает об окончание работы и необходимости перемещения на следующую станцию. Таким образом учащиеся выполняют пять заданий, по одному на станции. На каждой из них проверяется конкретный элемент: изомерия, химические свойства, применение, умение описывать химический эксперимент, получение. На каждой станции задание решается на примере конкретного класса. Это позволяет повторить все основные вопросы курса органической химии.
Задание 1.Получение и нахождение в природе.
Привести пример реакции, лежащей в основе получения органического соединения данного класса. Охарактеризовать природные источники углеводородов.
Задание 2. Номенклатура органических соединений.
Назвать вещество по систематической номенклатуре, составить один гомолог и один изомер и дать им названия.
Учащимся на выбор предлагается одно соединение из данного класса. Для этого заранее необходимо подготовить по шесть примеров веществ для каждого класса и написать их на карточках.
Задание 3. Химические свойства.
Для данного класса определить тип характерных реакций. Привести одну в качестве примера.
Осуществить ряд превращений.
Задание 4. Применение соединений.
Составьте схему, таблицу, нарисовать небольшой плакат, на котором отображены области применения соединений данного класса. Требования к работе: научность, наглядность, информативность.
Задание 5. Химический эксперимент.
Просмотреть демонстрационной опыт. Описать изменения, происходящие с веществами. Записать уравнение реакции.
В конце урока необходимо подвести итоги. У каждого учащего будет лист с решениями, который проверяется учителем.
Приложение 1.
Задачи
1.Относительная плотность паров углеводорода по водороду равна 36. Массовые доли углерода и водорода в нем соответственно равны 83,33 и 16,67 процентов. Выведите молекулярную формулу этого углеводорода. (Алканы)
2. Относительная плотность паров углеводорода по водороду равна 49. Массовые доли углерода и водорода в нем соответственно равны 85,71 и 14,29 процентов. Выведите молекулярную формулу этого углеводорода. (Алкены)
3. Относительная плотность углеводорода по кислороду равна 1,25. Массовая доля углерода в нем равна 90 процентов. Выведите молекулярную формулу соединения. (Алкадиены)
4.Относительная плотность паров углеводорода по кислороду равна 3. Массовая доля водорода в нем равна 12.5 процентов. Выведите молекулярную формулу. (Алкины).
5. Относительная плотность паров углеводорода по углекислому газу равна 2,41. Массовые доля водорода в нем равна 9,43 процента. Выведите молекулярную формулу этого углеводорода. (Арены)
Приложение 2. Примерный перечень характеристик.
- Характерна sр2-гибридизация атомных орбиталей углерода
- Общая формула СnН2n.
- Характерны реакции замещения
- В молекулах имеется двойная связь
- В молекулах чередуются двойные и одинарные связи.
- Первый представитель класса метан
- Первый представитель класса бензол
- Молекула имеет плоское строение
- Характерна sp-гибридизация атомных орбиталей углерода.
- Общая формула СnН2n+2.
- Характерны реакции присоединения.
- В названиях имеют окончание -ан.
- Характерны реакции полимеризации.
- В молекулах имеется тройная связь.
- Горят с образованием углекислого газа.
- Характерна sр3-гибридизация атомных орбиталей углерода.
- Общая формула СnН2n-2.
- В молекулах содержится бензольное кольцо.
- В названиях имеют окончание -ен.
- В молекулах только s-связи.
- Изомерия обусловлена положением кратной связи.
- Характерна изомерия углеродного скелета.
- В названиях имеет окончание –диен.
- В молекулах есть пи- связь
- В молекулах связи полуторные.
- Молекула первого представителя имеет форму тетраэдра.
- Молекула имеет линейное строение.
Примерное распределение зданий для станций.
Название станции | Задания для выполнения | |
Характеристика класса | Общее задание на старте | |
|
Алканы | Получение углеводорода |
2 | Алкены | Изомерия и номенклатура |
3 | Алкины | Химические свойства |
4 | Арены | Химический эксперимент |
5 | Алкадиены | Применение |