Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация самостоятельной работы в условиях реализации образовательных стандартов
третьего поколения

Филатова Наталия Николаевна

Содержание

Организация самостоятельной работы в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения.

Назначение и разновидности самостоятельной работы обучающихся.

Дифференцированный зачет для учащихся.

Литература.

Реализации образовательных программ третьего поколения предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы учащихся. (СРС). Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий обучения, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса.

Общая тенденция совершенствования методов и форм обучения состоит в том, чтобы активизировать познавательные интересы и максимально развивать самостоятельность обучаемых. При этом одним из условий успешной модернизации учебного процесса, мощным источником информации, самообразования являются технические средства. Информационные и коммуникационные технологии выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Поскольку применение информационных и телекоммуникационных технологий само по себе не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса, необходимо изменить технологию обучения. Информационная технология обучения - это определенная логика организации учебно-познавательного процесса, основанного на использовании компьютерных и других информационных средств, которая направлена на достижение заданных целей подготовки специалистов-профессионалов, активное включение обучаемых в сознательное освоение содержания образования, обеспечение мотивации, творческое овладение основными способами будущей профессиональной деятельности.

Назначение и разновидности самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • формирования общих и профессиональных компетенций;
  • развитию исследовательских умений.

Характер самостоятельной работы учащихся в X классе обусловлен содержанием курса органической химии, его структурой, обобщением знаний по неорганической и органической химии.

При изучении органической химии повышается теоретический уровень знаний учащихся. Это касается электронной природы химической связи, пространственных представлений, зависимости свойств от химического, электронного и пространственного строения.

При прохождении органической химии происходит, с одной стороны, дальнейшее развитие общих понятий, знания о которых получили учащиеся по неорганической химии: «ковалентная связь», «донорно-акцепторный механизм образования связи», «смещение электронной плотности в молекулах», «геометрия молекул»; с другой стороны, формирование и развитие понятий, характеризующих собственно органическую химию: «гомология», «структурная и геометрическая изомерия», «взаимное влияние атомов на основе электронных представлений», «механизмы химических реакций» и другие понятия.

Важно отметить, что новые понятия, формируемые в курсе органической химии, имеют определенную опору на знания, получаемые по неорганической химии (понятия: «состав вещества», «химический элемент», «химическое соединение», «химическая связь» и др.). В связи с этим в процессе преподавания приходится постоянно прибегать к опорным знаниям. Это обстоятельство определенным образом влияет на содержание и виды самостоятельной работы.

При изучении органической химии по сравнению с неорганической значительно возрастает роль абстракций (гибридизация электронных облаков, пространственная изомерия и другие понятия), увеличивается объем материала, который невозможно подтвердить химическим экспериментом. В этом случае приходится использовать модели, рисунки, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, т. е. возрастает роль наглядности в процессе формирования абстрактных понятий.

Особенно велика познавательная роль моделей, так как современное знание становится все опосредованнее, абстрактнее. Модели в учебном процессе облегчают задачу учащихся в познании абстрактных понятий курса органической химии. В связи с этим повышается роль наглядности в самостоятельной работе учащихся.

Курс органической химии характеризуется стройной структурой, взаимосвязью классов соединений: углеводороды — спирты — альдегиды — кислоты — сложные эфиры — углеводы — амины — аминокислоты — белки. Это обстоятельство позволяет широко применять в системе самостоятельных работ учащихся генетические связи между классами соединений (переход от менее сложного к более сложному и, наоборот, от сложного к простому), логические операции, особенно сравнения, систематизация и обобщения.

В процессе преподавания органической химии возрастает роль дедукции. Явление гомологии позволяет переходить от общих суждений о классе соединений к отдельным представителям, дедуцировать из общих посылок частные выводы. Это обстоятельство следует иметь в виду при построении системы самостоятельных работ.

Важной особенностью курса химии X класса является то, что он завершается обобщением знаний по неорганической и органической химии. Здесь обобщаются теоретические сведения, практические умения, политехнические знания. Разумеется, в процессе обобщения знаний и умений большое место отводится самостоятельным работам различного характера.

До сих пор речь шла о характере самостоятельной работы в зависимости от объективных условий, создаваемых содержанием предмета в X классе. Но необходимо еще учитывать и субъективные условия. Они выражаются в том, что в X классе учащиеся приходят с достаточной общеобразовательной подготовкой, с определенным опытом самостоятельной работы, приобретенным в предыдущих классах, что позволяет в процессе обучения шире применять логические приемы мышления, ставить более глубокие по содержанию самостоятельные работы по сравнению с работами в младших классах.

В связи с изложенным из различных видов самостоятельных работ учащихся возрастает роль самостоятельного изучения материала по учебнику в сочетании с другими видами самостоятельной работы: упражнениями, задачами, учебными фильмами, диафильмами и др.

Самостоятельная работа с учебником по своим дидактическим функциям может иметь различный характер, что видно из схемы 4.

 

Схема 4. Дидактические функции самостоятельных работ:

 

Восстановление       –––     Изучение нового      –––   Закрепление       –––      Обобщение

опорных сведений                    материала                         изученного                      сведений

|                                         |                                         |                                      |

––––––            Самостоятельная работа с учебником                 ––––––

 

 

На этой же схеме показаны связи между видами самостоятельных работ.

 

Самостоятельная работа с учебником непосредственно связана с проблемностью обучения. Часто при постановке самостоятельных работ перед учащимися ставится проблема: что-то выяснить, доказать. Иногда проведение химических опытов (учащимися или учителем) служит «затравкой» для того, чтобы выдвинуть перед учащимися проблему.

В X классе используются упражнения и задачи (расчетные и экспериментальные) не только для закрепления материала, для «ближнего» и «дальнего» переноса знаний, но, что особенно важно, для обобщения знаний. Такого рода упражнения приобретают большое значение в выпускном классе. По характеру познавательной деятельности учащихся в X классе возрастает роль заданий частично-поискового и исследовательского характера.

На завершающем этапе химического образования представляется возможность шире использовать такие виды самостоятельной работы, как реферирование различных литературных источников, доклады, обзоры, работа со справочной литературой и т. п.

О значении самостоятельной работы учащихся с книгой много сказано в педагогической литературе, но интересно, как сами учащиеся объясняют необходимость использования этого вида работы (в течение двух лет проводилось анкетирование среди учащихся). По их мнению, польза от самостоятельной работы с учебником заключается в том, что она вырабатывает навык самостоятельной работы с книгой, развивает умение выбирать главное в прочитанном, позволяет лучше понять и запомнить содержание учебного материала, приучает составлять план прочитанного. Они также считают, что при самостоятельной работе с учебником в классе создается приподнятый рабочий настрой; представляется возможность тут же на уроке выяснить у учителя неясные вопросы. При работе по конкретному плану время рассчитано почти по минутам, что приучает к собранности, организованности, заставляет не отвлекаться, экономит время для домашних заданий, так как материал изучен в классе. Работа с учебником, отмечают учащиеся, позволяет найти пробелы в своих знаниях, приучает полагаться только на свои силы, так как отсутствует помощь извне. Наконец, они видят пользу работы с учебником в том, что она заставляет самим думать над материалом, т.е. способствует развитию мышления.

Важной особенностью самостоятельной работы с учебником является то, что она всегда сочетается с другими видами самостоятельной работы: упражнениями, задачами, моделями, химическим экспериментом, таблицами, фильмами и другими средствами наглядности, т. е. работа с учебником носит комплексный характер. К этому следует добавить, что при использовании данного вида работы достаточно четко проявляется вопрос сочетания слова учителя и самостоятельной деятельности учащихся.

Опыт показывает, что для самостоятельных работ может быть использован материал учебника, где:

а)  излагаются явления, факты, которые ученик может объяснить на основании известных ему теорий (например, явление изомерии, зависимость свойств от наличия тех или иных функциональных групп);

б) рассматривается получение веществ на основе знакомых учащимся закономерностей химических реакций и основных принципов производства (например, синтез этилового спирта);

в) освещается применение веществ на базе уже изученных учащимися строения и свойств соединений данного класса;

г)  раскрывается генетическая связь между веществами различного строения.

 

 

Дифференцированный зачет для учащихся

 

  1. Чему равна валентность атома углерода в органических соединениях:

 

a)      1

b)      3

c)      4

d)     2

 

  1. Основным компонентом природного газа является:

 

a)      метан

b)      этан

c)      пропан

d)     бензол

 

  1. Сколько веществ изображено при помощи формул?

Cl

/

H– C – H

/

H

 

H

/

H– C – H

/

Cl

 

H

/

Cl– C – H

/

H

 

H

/

H– C – Cl

/

H

 

 

  1. В молекуле алкана находится 8 атомом водорода. Молекулярная масса алкана (т/моль) равна:

 

a)      42

b)      44

c)      40

d)     38

 

  1. Охарактеризуйте свойства метана:

 

a)      газ без цвета

b)      имеет резкий запах

c)      взрывоопасен в смеси с воздухом в обьемном отношении 2:1 соответственно

d)     легче воздуха

 

 

 

  1. Общей формулой СnH2n-2 выражается состав:

 

a)      алканов

b)      циклооалканов

c)      алкинов

e)      алкадиенов

 

  1. Формула этилового спирта:

 

a)      С3О

b)      С2Н5ОН

c)      СН3ОН

d)     С5Н5

 

  1. Формула соляной кислоты:

 

a)      Н2S

b)      СuО

c)      НCl

d)     Cl2

 

  1. Самым распространенным металлом в земной коре считается:

 

a)      Fe

b)      Ti

c)      Al

d)     Ca

 

10.  В электротехнике, для производства ламп накаливания используют металлическую нить из:

 

a)      Al

b)      Сu

c)      Fe

d)     W

 

 

11.  Общая формула предельных углеводородов:

 

a)      СnH2n

b)      СnН2n-2

c)      СnН2n+2

d)     СnН

 

12.  Формула этиленовых углеводородов:

 

a)      СnH2n

b)      С10Н22

c)      СnН2n-2

d)     Н-СН2-Н

 

13.  Формула этилена:

 

a)      С2H4

b)      СН3-СН22Cl

c)      СН2- СН2

 

14.  В молекуле алкина 8 атомов углерода. Укажите значение молекулярной массы алкина:

 

a)      110

b)      114

c)      112

d)     108

 

15.  В состав каких соединений входит гидроксильная группа ОН углерода:

 

a)      глюкоза

b)      основные

c)      кислоты

d)     оксиды

 

16.  Реакция горения это:

 

a)      взаимодействие с О2

b)      взаимодействие с Cl2

c)      взаимодействие с водой

d)     взаимодействие с НCl

 

17.  Отметьте области практического использования глюкозы:

 

a)      в пищевой промышленности

b)      как укрепляющее лечебное средство

c)      как дешевый восстановитель

d)     для получения ацетатного волокна

 

18.  Кислород всегда проявляет валентность:

 

a)      V

b)      VI

c)      II

d)     I

 

19.  Формула соляной кислоты:

 

e)      НСl

f)       Н2SO4

g)      Н3PO4

h)      Н2S

 

20.  Наиболее экологически чистым топливом является:

 

a)      бензин

b)      керосин

c)      водород

d)     природный газ

i)          НСl

j)          Н2SO4

k)        Н3PO4

l)          Н2S

 

  1. Наиболее экологически чистым топливом является:

 

e)      бензин

f)       керосин

g)      водород

h)      природный газ

 

 

 

Литература

  1. Глоризов П. А. Некоторые пути повышения эффективности урока. Химия в школе, 1966, №2.
  2. Кирюшкин Д.М. Методы обучения химии в средней школе. М., Просвещение, 1968.
  3. Чертков И. Н. К проблеме организации самостоятельной работы учащихся. Химия в школе, 1978, №5.
  4. Чертков И. Н. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. М., Учпедгиз, 1963.
  5. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., Педагогика, 1979.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»