Организация самостоятельной работы в условиях реализации образовательных стандартов
третьего поколения
Филатова Наталия Николаевна
Содержание
Организация самостоятельной работы в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения.
Назначение и разновидности самостоятельной работы обучающихся.
Дифференцированный зачет для учащихся.
Литература.
Реализации образовательных программ третьего поколения предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы учащихся. (СРС). Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий обучения, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса.
Общая тенденция совершенствования методов и форм обучения состоит в том, чтобы активизировать познавательные интересы и максимально развивать самостоятельность обучаемых. При этом одним из условий успешной модернизации учебного процесса, мощным источником информации, самообразования являются технические средства. Информационные и коммуникационные технологии выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Поскольку применение информационных и телекоммуникационных технологий само по себе не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса, необходимо изменить технологию обучения. Информационная технология обучения - это определенная логика организации учебно-познавательного процесса, основанного на использовании компьютерных и других информационных средств, которая направлена на достижение заданных целей подготовки специалистов-профессионалов, активное включение обучаемых в сознательное освоение содержания образования, обеспечение мотивации, творческое овладение основными способами будущей профессиональной деятельности.
Назначение и разновидности самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций;
- развитию исследовательских умений.
Характер самостоятельной работы учащихся в X классе обусловлен содержанием курса органической химии, его структурой, обобщением знаний по неорганической и органической химии.
При изучении органической химии повышается теоретический уровень знаний учащихся. Это касается электронной природы химической связи, пространственных представлений, зависимости свойств от химического, электронного и пространственного строения.
При прохождении органической химии происходит, с одной стороны, дальнейшее развитие общих понятий, знания о которых получили учащиеся по неорганической химии: «ковалентная связь», «донорно-акцепторный механизм образования связи», «смещение электронной плотности в молекулах», «геометрия молекул»; с другой стороны, формирование и развитие понятий, характеризующих собственно органическую химию: «гомология», «структурная и геометрическая изомерия», «взаимное влияние атомов на основе электронных представлений», «механизмы химических реакций» и другие понятия.
Важно отметить, что новые понятия, формируемые в курсе органической химии, имеют определенную опору на знания, получаемые по неорганической химии (понятия: «состав вещества», «химический элемент», «химическое соединение», «химическая связь» и др.). В связи с этим в процессе преподавания приходится постоянно прибегать к опорным знаниям. Это обстоятельство определенным образом влияет на содержание и виды самостоятельной работы.
При изучении органической химии по сравнению с неорганической значительно возрастает роль абстракций (гибридизация электронных облаков, пространственная изомерия и другие понятия), увеличивается объем материала, который невозможно подтвердить химическим экспериментом. В этом случае приходится использовать модели, рисунки, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, т. е. возрастает роль наглядности в процессе формирования абстрактных понятий.
Особенно велика познавательная роль моделей, так как современное знание становится все опосредованнее, абстрактнее. Модели в учебном процессе облегчают задачу учащихся в познании абстрактных понятий курса органической химии. В связи с этим повышается роль наглядности в самостоятельной работе учащихся.
Курс органической химии характеризуется стройной структурой, взаимосвязью классов соединений: углеводороды — спирты — альдегиды — кислоты — сложные эфиры — углеводы — амины — аминокислоты — белки. Это обстоятельство позволяет широко применять в системе самостоятельных работ учащихся генетические связи между классами соединений (переход от менее сложного к более сложному и, наоборот, от сложного к простому), логические операции, особенно сравнения, систематизация и обобщения.
В процессе преподавания органической химии возрастает роль дедукции. Явление гомологии позволяет переходить от общих суждений о классе соединений к отдельным представителям, дедуцировать из общих посылок частные выводы. Это обстоятельство следует иметь в виду при построении системы самостоятельных работ.
Важной особенностью курса химии X класса является то, что он завершается обобщением знаний по неорганической и органической химии. Здесь обобщаются теоретические сведения, практические умения, политехнические знания. Разумеется, в процессе обобщения знаний и умений большое место отводится самостоятельным работам различного характера.
До сих пор речь шла о характере самостоятельной работы в зависимости от объективных условий, создаваемых содержанием предмета в X классе. Но необходимо еще учитывать и субъективные условия. Они выражаются в том, что в X классе учащиеся приходят с достаточной общеобразовательной подготовкой, с определенным опытом самостоятельной работы, приобретенным в предыдущих классах, что позволяет в процессе обучения шире применять логические приемы мышления, ставить более глубокие по содержанию самостоятельные работы по сравнению с работами в младших классах.
В связи с изложенным из различных видов самостоятельных работ учащихся возрастает роль самостоятельного изучения материала по учебнику в сочетании с другими видами самостоятельной работы: упражнениями, задачами, учебными фильмами, диафильмами и др.
Самостоятельная работа с учебником по своим дидактическим функциям может иметь различный характер, что видно из схемы 4.
Схема 4. Дидактические функции самостоятельных работ:
Восстановление ––– Изучение нового ––– Закрепление ––– Обобщение
опорных сведений материала изученного сведений
| | | |
–––––– Самостоятельная работа с учебником ––––––
На этой же схеме показаны связи между видами самостоятельных работ.
Самостоятельная работа с учебником непосредственно связана с проблемностью обучения. Часто при постановке самостоятельных работ перед учащимися ставится проблема: что-то выяснить, доказать. Иногда проведение химических опытов (учащимися или учителем) служит «затравкой» для того, чтобы выдвинуть перед учащимися проблему.
В X классе используются упражнения и задачи (расчетные и экспериментальные) не только для закрепления материала, для «ближнего» и «дальнего» переноса знаний, но, что особенно важно, для обобщения знаний. Такого рода упражнения приобретают большое значение в выпускном классе. По характеру познавательной деятельности учащихся в X классе возрастает роль заданий частично-поискового и исследовательского характера.
На завершающем этапе химического образования представляется возможность шире использовать такие виды самостоятельной работы, как реферирование различных литературных источников, доклады, обзоры, работа со справочной литературой и т. п.
О значении самостоятельной работы учащихся с книгой много сказано в педагогической литературе, но интересно, как сами учащиеся объясняют необходимость использования этого вида работы (в течение двух лет проводилось анкетирование среди учащихся). По их мнению, польза от самостоятельной работы с учебником заключается в том, что она вырабатывает навык самостоятельной работы с книгой, развивает умение выбирать главное в прочитанном, позволяет лучше понять и запомнить содержание учебного материала, приучает составлять план прочитанного. Они также считают, что при самостоятельной работе с учебником в классе создается приподнятый рабочий настрой; представляется возможность тут же на уроке выяснить у учителя неясные вопросы. При работе по конкретному плану время рассчитано почти по минутам, что приучает к собранности, организованности, заставляет не отвлекаться, экономит время для домашних заданий, так как материал изучен в классе. Работа с учебником, отмечают учащиеся, позволяет найти пробелы в своих знаниях, приучает полагаться только на свои силы, так как отсутствует помощь извне. Наконец, они видят пользу работы с учебником в том, что она заставляет самим думать над материалом, т.е. способствует развитию мышления.
Важной особенностью самостоятельной работы с учебником является то, что она всегда сочетается с другими видами самостоятельной работы: упражнениями, задачами, моделями, химическим экспериментом, таблицами, фильмами и другими средствами наглядности, т. е. работа с учебником носит комплексный характер. К этому следует добавить, что при использовании данного вида работы достаточно четко проявляется вопрос сочетания слова учителя и самостоятельной деятельности учащихся.
Опыт показывает, что для самостоятельных работ может быть использован материал учебника, где:
а) излагаются явления, факты, которые ученик может объяснить на основании известных ему теорий (например, явление изомерии, зависимость свойств от наличия тех или иных функциональных групп);
б) рассматривается получение веществ на основе знакомых учащимся закономерностей химических реакций и основных принципов производства (например, синтез этилового спирта);
в) освещается применение веществ на базе уже изученных учащимися строения и свойств соединений данного класса;
г) раскрывается генетическая связь между веществами различного строения.
Дифференцированный зачет для учащихся
- Чему равна валентность атома углерода в органических соединениях:
a) 1
b) 3
c) 4
d) 2
- Основным компонентом природного газа является:
a) метан
b) этан
c) пропан
d) бензол
- Сколько веществ изображено при помощи формул?
Cl / H– C – H / H
|
H / H– C – H / Cl
|
H / Cl– C – H / H
|
H / H– C – Cl / H
|
- В молекуле алкана находится 8 атомом водорода. Молекулярная масса алкана (т/моль) равна:
a) 42
b) 44
c) 40
d) 38
- Охарактеризуйте свойства метана:
a) газ без цвета
b) имеет резкий запах
c) взрывоопасен в смеси с воздухом в обьемном отношении 2:1 соответственно
d) легче воздуха
- Общей формулой СnH2n-2 выражается состав:
a) алканов
b) циклооалканов
c) алкинов
e) алкадиенов
- Формула этилового спирта:
a) С3О
b) С2Н5ОН
c) СН3ОН
d) С5Н5
- Формула соляной кислоты:
a) Н2S
b) СuО
c) НCl
d) Cl2
- Самым распространенным металлом в земной коре считается:
a) Fe
b) Ti
c) Al
d) Ca
10. В электротехнике, для производства ламп накаливания используют металлическую нить из:
a) Al
b) Сu
c) Fe
d) W
11. Общая формула предельных углеводородов:
a) СnH2n
b) СnН2n-2
c) СnН2n+2
d) СnН
12. Формула этиленовых углеводородов:
a) СnH2n
b) С10Н22
c) СnН2n-2
d) Н-СН2-Н
13. Формула этилена:
a) С2H4
b) СН3-СН22Cl
c) СН2- СН2
14. В молекуле алкина 8 атомов углерода. Укажите значение молекулярной массы алкина:
a) 110
b) 114
c) 112
d) 108
15. В состав каких соединений входит гидроксильная группа ОН углерода:
a) глюкоза
b) основные
c) кислоты
d) оксиды
16. Реакция горения это:
a) взаимодействие с О2
b) взаимодействие с Cl2
c) взаимодействие с водой
d) взаимодействие с НCl
17. Отметьте области практического использования глюкозы:
a) в пищевой промышленности
b) как укрепляющее лечебное средство
c) как дешевый восстановитель
d) для получения ацетатного волокна
18. Кислород всегда проявляет валентность:
a) V
b) VI
c) II
d) I
19. Формула соляной кислоты:
e) НСl
f) Н2SO4
g) Н3PO4
h) Н2S
20. Наиболее экологически чистым топливом является:
a) бензин
b) керосин
c) водород
d) природный газ
i) НСl
j) Н2SO4
k) Н3PO4
l) Н2S
- Наиболее экологически чистым топливом является:
e) бензин
f) керосин
g) водород
h) природный газ
Литература
- Глоризов П. А. Некоторые пути повышения эффективности урока. Химия в школе, 1966, №2.
- Кирюшкин Д.М. Методы обучения химии в средней школе. М., Просвещение, 1968.
- Чертков И. Н. К проблеме организации самостоятельной работы учащихся. Химия в школе, 1978, №5.
- Чертков И. Н. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. М., Учпедгиз, 1963.
- Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., Педагогика, 1979.