Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование и развитие исследовательских
и проектных компетенций учащихся на уроках химии

 Фофонова Нелля Владимировна,
кандидат биол. наук,
учитель  химии
ГБОУ Лицей №623 Санкт-Петербурга
Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в ХХІ веке, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности – гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем. Творчество, реализуемое через познание и инновационную деятельность, - основное направление современной образовательной культуры.
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из различных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в образовательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии.
Химия - одна из наиболее практико-направленных дисциплин. Ее преподавание напрямую связано с процессом формирования исследовательской компетенции, поскольку методы, на которых основывается химическая наука (анализ, эксперимент, моделирование и т.д.), во многом совпадают с основными компонентами исследовательской и проектной компетенций.
Таким образом, одно из приоритетных направлений работы учителя химии - это формирование исследовательской и проектной компетенций учащихся.
Необходимые для исследования умения в первую очередь формируются и отрабатываются на уроке, например, умение задавать вопросы и давать определения понятиям; выделять существенные признаки; анализировать, выделять главное, делать выводы, планировать; наблюдать; проводить эксперимент. Формированию этих умений способствует работа с учебником и дополнительной литературой, демонстрация опытов, выполнение учащимися лабораторных и практических работ, домашнего эксперимента.
Одним из основных приёмов активизации исследовательской деятельности учащихся является проблемное обучение. Методы его организации могут быть самыми разнообразными.
Учитель в созданной им проблемной ситуации ставит проблему и решает её с помощью учащихся. Школьники активно участвуют в решении проблемы, выдвигают предположения, доказывают гипотезу.
При использовании метода эвристических заданий формулирование для школьников нового закона, правила совершается не учителем с участием ребят, а самими школьниками под руководством учителя и с его помощью.
Особое место в учебном процессе занимают упражнения, формирующие у школьников исследовательские навыки. Их суть заключается в том, что учитель ставит перед учащимися теоретические и практические исследовательские задания, имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового метода действия.
Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, поведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений [2, с. 43-44].
Реализовать развивающий потенциал школьного курса химии также помогает метод проектов. Наиболее подходящей технологией для активизации творческого потенциала обучающихся и формирования ключевых компетенций является проектно-исследовательская технология.
Работа над проектом включает следующие этапы:
1.Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
2.Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.
3.Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
4.Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе).
5.Исследование, решение конкретных задач.
6.Обобщение результатов, выводы.
7.Реализация проекта.
8.Анализ успехов и ошибок [3, с. 4].
Навыки проектно-исследовательской деятельности формируются постепенно.
Первая ступень – ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению в школе, для самореализации. На этом этапе происходит формирование познавательного интереса и познавательной потребности, развиваются необходимые для исследования умения.
Вторая ступень – ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. В ходе этого происходит дальнейшее развитие способности учащихся к рефлексивному осмыслению собственной деятельности. У учащихся развивается интерес к своей же деятельности, формируются частично-поисковые умения.
Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности. Основанием для её создания служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне, идет формирование объективной оценки предметов и явлений. Учащиеся самостоятельно определяют цели будущего эксперимента и план работы для их достижения.
Четвертая ступень – ситуация научно-исследовательской деятельности. Деятельность учащихся характеризуется проявлением мировоззренческого отношения к изученным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем, выявлением парадоксов. При таком виде деятельности происходит интеграция ранее полученных знаний и умений с теми, которые добываются в данный момент, проявление устойчивого интереса к своей деятельности [1, с. 15-16].
При проведении эксперимента учащиеся фиксируют факты, анализируют их, находят связь между ними и прогнозируют результаты.
Метод проектирования делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. В ходе работы над проектом развиваются познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формируется критическое мышление.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении, сочетать различные формы работы и реализации проектов, провести межпредметные связи, повысить самооценку учащихся, реализовать их творческий потенциал, в конце концов, и дать им стимул к дальнейшему творчеству и самообразованию.
Систематическое применение проблемных и проектно-исследовательских методов в обучении химии дает реальные результаты в формировании химических компетенций учащихся, а также их творческого потенциала.
Литература
1. Дереклеева,Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся/ Н.И. Дереклеева. – Москва, 2008.-224с.
                         
2. Мохарь,Н.А.Из опыта формирования исследовательской культуры учащихся/Н.А.Мохарь //Хімія:праблемы выкладання.-2011.-№10.-С.43-49.
3. Химия: проектная деятельность учащихся/авт.-сост.Н.В.Ширшина. – волгоград: Учитель, 2007.-184с. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»