Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок химии на современном этапе

Кононенко  Елена  Владимировна,
учитель химии ГБОУ СОШ №354
Московского района Санкт-Петербурга

 

Успех  в  обучении  зависит  от  желания  ребенка  учиться. Для  того  чтобы  учиться  с  интересом  и  увлечением, учащиеся  должны  быть  вовлечены  в  разнохарактерную деятельность на  основе  личного  опыта.  На  современном  этапе  развития  образование  должно,  как  считает "...ввести  человека  в  разные  миры:  знания  и  незнания, сознания  и  самосознания, деятельности  и  самодеятельности,  мир  собственной  личности". Науку  химию  начинают  изучать  с  8-го  класса,  когда  у  школьников  уже  имеется  опыт  учебной  деятельности,  начинается  формирование  интеллектуально  ориентированных  интересов.  Помочь  им  в этом - задача  всех  учителей. А  преподавателя- химика-  выявить  подростков,  склонных  к  глубокому  изучению  строения  вещества, экспериментальной, исследовательской  работе.

В  настоящее время  одной из  ведущих  тенденций  развития  естественнонаучного  образования признана идея его  гуманизации, которая  предполагает  не  только  учет  индивидуально- личностной  природы  обучаемого, его  потребностей  и  интересов, но и  определяет  необходимость  создания  в  обучении  условий  для  его  самоопределения  и  самореализации  как  личности.  При  этом изменяется  и  сам  характер  организации  учебного  процесса:  он  строится как совместная  поисковая  деятельность  учителя  и  ученика,  направленная  на  постижение  последним  тайн  изучаемой  науки  в  процессе  решения  им  цепи  учебных  проблем. Ведущей  при  этом  выступает  не  репродуктивна, а проблемно- поисковая  ориентация в  обучении. Лишь  в  этом  случае  возможно  полноценное  развитие и  самореализация  личности  школьника  на  основе  овладения им навыками  творческой  и  коммуникативной  деятельности, элементами  творческого  мышления  и  системой  ценностных  отношений.

Учителя  при  этом  должна  беспокоить  не  только  прочность  приобретаемых  знаний в той  или  иной  области,  поскольку  эти  знания  подвергаются  изменениям  каждый  год  и  эти  знания  устаревают  подчас  раньше, чем  учащиеся  сумеют  их  усвоить. Гораздо  важнее  подготовить  учащихся, умеющих  самостоятельно учиться  работать  с  информацией,  самостоятельно  совершенствовать  свои  знания  и  умения в  разных  областях, приобретая,  если  окажется  необходимым,  новые  знания, профессии,  потому  что  именно  этим  им  придется  заниматься  всю  их  сознательную  жизнь.  Скорость "прихода" информации  к  человеку  увеличилась  в  тысячи  раз.  Поэтому  наряду со  знаниями необходимо  владеть  навыками.  Навыками  сбора,  обработки  и  систематизации,  анализа  информационного  массива. Эти  навыки  очень  важны  в  жизни.  Им  можно  и  нужно  обучать  еще  в  школе.  Учитель,  имеющий  собственную  цель- научить  ученика,  добивается  того,  чтобы  аналогичная  цель- научиться -  возникла у ученика.

Не  секрет,  что  ученикам  на  уроке  интересно  тогда, когда  понятно,  поэтому  на  уроках  химии  надо  применять  приемы  активизации  мыслительной  деятельности на основе  реализации  технологий  развивающего  обучения (  компетентностный, гуманистический  подходы), приемы  формирования  общеучебных  умений,  советы  по  подготовке  и  проведению эффективных  учебных  занятий  по  химии,  которые  могут  быть  реализованы  в  разной  форме  организации  работы -  групповой, парной, обучение  в  сотрудничестве.  Технологии  обучения  химии  при  всем  разнообразии  методических  приемов  имеют  много  общего.  Все  они  развивающие, обеспечивающие  жесткое  управление  учебным  процессом  и  прогнозируемый,  воспроизводимый  результат.

Любая  технология  обучения  своими  корнями "уходит"  в  традиционное  и  нередко  используется  в  сочетании с  ним. Включение  новой  технологии в  учебный  процесс  требует пропедевтики, т.е.  постепенной  подготовки  учащихся.

Реальные  результаты  в  развитии  творческих  способностей  учащиеся  могут  достичь  только при  систематическом  применении  проблемного  и  исследовательского  подхода  в  обучении  на  основе  выполнения  химического  эксперимента.  На  уроках химии  учитель  должен  предлагать  задания проблемного и  исследовательского  характера,  которые  помогут  не просто  интересно  и  содержательно  провести  занятие,  но  и  узнать много  нового  и  полезного,  развить  свое  умение мыслить  правильно,  интересно,  рационально. Эти  задания  могут  служить  средством  развития  интеллектуальных  умений,  которые необходимы  для  установления  причинно- следственных  связей,  выявления  сущности  химических  процессов,  построения  собственных  суждений, что,  несомненно,  способствует  осознанному  усвоению.

Не  секрет,  что  интерес  к  предмету  во  многом  зависит  от  отношения ученика  к учителю. Воспитать  личность  принуждением  и  угрозами  невозможно! "Учить  нужно  только  того,  кто  чувствует  в  этом  потребность",- считал  академик  В.А.Легасов. Для  того,  чтобы  ребенок  почувствовал потребность  в  знании  и  процесс  обчения  приносил  ему  только  удовольствие, важно,  чтобы  на  каждый  урок  ребенок  шел  с  желанием  встретить  там что-то, ему  пока  неведомое, встретить  там  своего учителя.

Всегда  стоит  помнить  восточную  мудрость: "Учитель,  подготовь  учеников,  чтобы  было,  у  кого  потом  учиться".

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»