Урок химии на современном этапе
Кононенко Елена Владимировна,
учитель химии ГБОУ СОШ №354
Московского района Санкт-Петербурга
Успех в обучении зависит от желания ребенка учиться. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, учащиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. На современном этапе развития образование должно, как считает "...ввести человека в разные миры: знания и незнания, сознания и самосознания, деятельности и самодеятельности, мир собственной личности". Науку химию начинают изучать с 8-го класса, когда у школьников уже имеется опыт учебной деятельности, начинается формирование интеллектуально ориентированных интересов. Помочь им в этом - задача всех учителей. А преподавателя- химика- выявить подростков, склонных к глубокому изучению строения вещества, экспериментальной, исследовательской работе.
В настоящее время одной из ведущих тенденций развития естественнонаучного образования признана идея его гуманизации, которая предполагает не только учет индивидуально- личностной природы обучаемого, его потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности. При этом изменяется и сам характер организации учебного процесса: он строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика, направленная на постижение последним тайн изучаемой науки в процессе решения им цепи учебных проблем. Ведущей при этом выступает не репродуктивна, а проблемно- поисковая ориентация в обучении. Лишь в этом случае возможно полноценное развитие и самореализация личности школьника на основе овладения им навыками творческой и коммуникативной деятельности, элементами творческого мышления и системой ценностных отношений.
Учителя при этом должна беспокоить не только прочность приобретаемых знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее подготовить учащихся, умеющих самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь. Скорость "прихода" информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Поэтому наряду со знаниями необходимо владеть навыками. Навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти навыки очень важны в жизни. Им можно и нужно обучать еще в школе. Учитель, имеющий собственную цель- научить ученика, добивается того, чтобы аналогичная цель- научиться - возникла у ученика.
Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно, поэтому на уроках химии надо применять приемы активизации мыслительной деятельности на основе реализации технологий развивающего обучения ( компетентностный, гуманистический подходы), приемы формирования общеучебных умений, советы по подготовке и проведению эффективных учебных занятий по химии, которые могут быть реализованы в разной форме организации работы - групповой, парной, обучение в сотрудничестве. Технологии обучения химии при всем разнообразии методических приемов имеют много общего. Все они развивающие, обеспечивающие жесткое управление учебным процессом и прогнозируемый, воспроизводимый результат.
Любая технология обучения своими корнями "уходит" в традиционное и нередко используется в сочетании с ним. Включение новой технологии в учебный процесс требует пропедевтики, т.е. постепенной подготовки учащихся.
Реальные результаты в развитии творческих способностей учащиеся могут достичь только при систематическом применении проблемного и исследовательского подхода в обучении на основе выполнения химического эксперимента. На уроках химии учитель должен предлагать задания проблемного и исследовательского характера, которые помогут не просто интересно и содержательно провести занятие, но и узнать много нового и полезного, развить свое умение мыслить правильно, интересно, рационально. Эти задания могут служить средством развития интеллектуальных умений, которые необходимы для установления причинно- следственных связей, выявления сущности химических процессов, построения собственных суждений, что, несомненно, способствует осознанному усвоению.
Не секрет, что интерес к предмету во многом зависит от отношения ученика к учителю. Воспитать личность принуждением и угрозами невозможно! "Учить нужно только того, кто чувствует в этом потребность",- считал академик В.А.Легасов. Для того, чтобы ребенок почувствовал потребность в знании и процесс обчения приносил ему только удовольствие, важно, чтобы на каждый урок ребенок шел с желанием встретить там что-то, ему пока неведомое, встретить там своего учителя.
Всегда стоит помнить восточную мудрость: "Учитель, подготовь учеников, чтобы было, у кого потом учиться".