Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Инновационные оценочные средства метапредметных
и личностных достижений учащихся на уроке химии,
соответствующих требованиям ФГОС

Зайцева Наталья Сергеевна,
учитель ГБОУ СОШ №277
Кировского района Санкт-Петербурга
В настоящее время одной из ведущих тенденций развития естественнонаучного образования признана идея его гуманизации. Данная идея предполагает не только учет индивидуально – личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения и самореализации ученика как личности. При этом изменяется и сам характер учебного процесса. Он строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика.
В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования в разделе I «Общие положения», пункте 4 указано, что стандарт направлен на обеспечение «формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом» [1]. Оценивание – важная часть образования. Оценивание достижений учащимися запланированных результатов обучения является постоянным процессом и должно осуществляться практически на каждом уроке. Традиционные методы и средства педагогического контроля наиболее эффективны для оценивания предметных результатов и в меньшей степени – метапредметных и личностных. Данная форма оценивания принадлежит учителю. А чтобы обучающийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя пробелы знаний, смог определить шаги продвижения дальше для улучшения собственных результатов необходимо применение инновационных оценочных средств.
О сути формирующего оценивания я узнала из статьи Пинской М. А. «Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности».   Из статьи следует, что система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися. В данной статье представлен опыт разработки инновационного инструментария, который позволяет оценить метапредметные и личностные достижения учащихся, соответствующие требованиям ФГОС.
Из личного опыта знаю, что самостоятельное определение уровня своих знаний, осуществление самоконтроля и самооценки вызывает наибольшее затруднение у учащихся. С целью их преодоления практикую задания самоконтроля и самооценки с подсчетом рейтингового балла. По окончании изучения темы «Первоначальные химические понятия» в 8 классе для диагностики состояния обучаемых инструментом измерения я выбрала задание на нахождение соответствия (10 мин). Приведу пример одного варианта.
  • Осуществите самоконтроль, выполняя задание. Установите соответствие между записями 1-5 и формулами а-з:
1.Простое вещество;
2.Вещество, состав которого соответствует общей формуле АВ2;
3.Вещество, для которого = 34;
4.Вещество, в формуле которого сумма индексов равна 5;
5.Вещество, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного атома серы.
а) N2     б) CO2             в) H2S                         г) Cu               д) O3    ж) Fe2O3         е) Cl2   з) Au   е) Cl2  
Ответ: 1. _______ , 2. _______ , 3. _______ , 4. _______ , 5. _______
На экран вывожу правильные ответы для осуществления самооценки и подсчета рейтингового бала. Ученики сверяют ответы и выставляют себе отметку, исходя из соотношения: 5 совпавших ответов – 5 баллов; 4 – 4 балла, 3 – 3 балла, 2 – 2 балла. После чего сдают работы мне на проверку. Результаты мониторинговых работ по разделам  вывешиваю в кабинете химии.
  Использование наглядных материалов на уроке химии может принести большую пользу при организации формирующего оценивания. Предлагаю ученикам 9 класса  выполнить мини – проект «Химический состав …». На лист бумаги надо наклеить изображение средства (крем для рук, моющее средство и др.) или любого предметы, который встречаем в быту (ложка, сковорода и др.) и поместить перечень компонентов, входящих в его химический состав. Ученикам становится интересно узнать, из чего состоят предметы. Находят интересные факты.  При защите мини-проекта каждый ученик заканчивает свое выступление, продолжив фразы:
1.Теперь я знаю, что ……
2.Эта работа помогла мне …….
3.Я хочу узнать химический состав ……
Для оценивания работы учащихся необходимо разработать соответствующие критерии, которые позволят принять решение об уровне сформированности требуемых результатов. В таблице приведена примерная схема оценивания мини – проекта:
Критерии Показатели
оценивания
Кол-во баллов Само-оценка Оценка учителя Оценка одноклас-сников
Актуальность изучения химического состава исследуемого объекта Не аргументирован выбор  0      
Аргументирован выбор  1      
Полнота представления информации Описаны основные термины, формулы,  фактический материал по теме  
0 - 3
     
Присутствуют выводы о влиянии веществ на организм человека 0 - 3      
Представление результатов Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью  
0 - 3
     
Выводы о значимости данной работы:
1.Теперь я знаю, что …
2.Эта работа помогла мне …
3.Я хочу узнать химический состав …
 
 
0 - 3
     
Оформление работы Эстетичность.
Наглядность. Наличие списка литературы
 
0 - 3
     
Итог Максимальное количество баллов: 48. 48 – 44 баллов - «5» (90%);  43 – 31 баллов - «4» (65 %); 30 – 10 баллов – «3» (49%)
⃰ Данная работа оценивается на «2» за её отсутствие и менее 9  набранных баллов
Для успешного управления деятельностью учеников необходимо установление обратной связи. С целью стимулирования учащихся к собственной познавательной деятельности я провожу беседы на этапе рефлексии. Задаю вопросы:
  • Какие ключевые слова нашего урока?
  • Какое открытие вы сделали для себя?
  • Какие действия вызвали затруднения?
  • Как вы оценили свой вклад в решение задач урока?
Интересной мне показалась идея «почтовый ящик». В классе я поместила ящик с надписью «Что я не понял?». По окончании урока в течение нескольких дней ученики пишут мне вопросы, на которые я готовлю ответы к следующему занятию. Особенно этот прием уместен при подготовке к контрольной работе, когда за несколько дней до урока по теме «Подготовка к контрольной работе» учеников обращаются с конкретными проблемными для них вопросами.
Использованием соответствующих методов и приемов обеспечивается эффективность групповой работы. В 8 классе много лет на уроке по теме «Состояние электронов в атоме» использую работу в группах. Три группы учеников получают одинаковое задание:
  • По тексту учебника ответить на вопросы:
Вопрос Ответ
Вопрос 1. Чем электроны в атоме отличаются друг от друга?  
Вопрос 2. Что образуют электроны, вращаясь вокруг ядра? Как определить число электронов в атоме химического элемента?  
Вопрос 3. Как определить число энергетических уровней?
Как рассчитать максимальное число электронов на энергетическом уровне?
 
Вопрос 1 комментирует группа №3, вопрос 2 – группа №1, вопрос 3 – группа №2.  Следующим этапом урока будет взаимопроверка. При организации работы в группах ключевую роль на этапе рефлексии отвожу умению учащихся самостоятельно формулировать  вопросы по изучаемому материалу. Каждая группа учащихся задает по одному вопросу ученикам другой группы.   Некоторые ребята справляются с этим заданием с легкостью. При возникновении трудности я предлагаю карточку «Вопрос - понятие». Ее содержание:
Карточка 1. Вопрос - понятие
1.
2.
3.
4.
5.
Далее предлагаю ученикам критерии по самооценке работы группы на уроке:
Критерий Показатели оценивания Кол-во баллов Группа № …
Правильность ответов на заданные вопросы Дан полный и правильный ответ на основе изученного материала 2  
Дан неполный ответ на основе изученного материала. Учитель делал дополнения  
1
 
Ответ отсутствует 0  
Активность участников группы Все принимали участие в обсуждении 2  
Часть учеников принимало участие в обсуждении 1  
Никто из учеников не работал 0  
Правильность составления вопроса Четко и без помощи учителя сформулировали вопрос 2  
Учитель корректировал текст вопроса 1  
Не составили вопрос 0  
Итог Максимально возможное количество баллов: 6. Участники групп получают отметки: 6 – 5 баллов - «5» (90%); 4 балла - «4» (65 %);  3 балла – «3» (49%). Менее 3 баллов – «2»
Одним из элементов формирующего обучения является взаимооценка. Ребята учится друг у друга, делая работу вместе. Чтобы увидеть, чего недостает ребенку для успешного обучения, он может посмотреть на работу товарища. В качестве примера приведу задание по выполнению учащимися лабораторного опыта «Определение сульфат - ионов».
Задание для выполнения лабораторного опыта «Определение сульфат - ионов»
Лабораторная работа для 4учеников.
Цель: изучение реакции, характерной для сульфат – ионов;
1.
а) сульфата натрия и хлорида бария (1-й ученик);
б) серной кислоты и нитрата бария (2-й ученик);
в) сульфата калия и гидроксида бария (3-й ученик);
г) серной кислотой и гидроксида бария (4-й ученик).
Проверите результаты опытов друг у друга. Время на работу 5-7 мин.
2.
3.
4.
5.
6.

 
ФИ ученика, выполнявшего работу ФИ ученика, который оценивал работу  
 
 
Критерий

 
 
 
 
Показатели оценивания
 
 
 
Кол-во баллов
    1. 4 формулы записаны верно
3 формулы записаны верно
2 формулы записаны верно
1 формула записана верно
0 формул записано верно
4
3
2
1
0
2. Нет ошибок
Есть 1 ошибка
Есть 2 и более ошибок
2
1
0
3. Нет ошибок
Есть 1 ошибка
Есть 2 и более ошибок
2
1
0
4. Нет ошибок
Есть 1 ошибка
Есть 2 и более ошибок
2
1
0
Итог   Максимально возможное количество баллов: 10. Участники групп получают отметки: 10  – 9 баллов - «5» (90%); 8 - 6 баллов - «4» (65 %); 5 – 4 баллов – «3» (49%). Менее 4 баллов – «2»
С целью получения данных о текущем состоянии знаний, для определения ближайших шагов в направлении их улучшения возможно применение техники оценивания «Карты понятий». Составление  карты  понятий  проходит,  как в индивидуальной, так и в групповой форме организации урока. Использование карт понятий позволяет  структурировать процессы повторения, изучения нового материала, процесс систематизации и обобщения. При самооценке работы по составлению карты понятий учащиеся должны задать себе следующие вопросы:
  1. Зафиксированы ли наиболее важные понятия?
  2. Соответствует ли вид связи между понятиями (наличие глагола, соответствие связи)?
  3. Выстроено ли соответствующее количество иерархических уровней и связей между понятиями?
Примеры карт понятий, составленных в среде PowerPoint
  • дополнение частично заполненной карты понятий
 

Критерии оценивания: 1 понятие  - 1 балл; точно указаны взаимосвязи, т.е. подписана стрелка – 1 балл
  • самостоятельное составление карты понятий по набору понятий
 

Критерии оценивания: 1 понятие  - 1 балл; точно указаны взаимосвязи, т.е. подписана стрелка – 1 балл
  • составление карты понятий по тексту
Составьте карту понятий «Состав жиров»
Изучение растительных масел
В пробирку наливают по 1 мл растительных масел (подсолнечное, конопляное, оливковое и т.д.) или одного и того же масла с разным сроком хранения. Каждую пробирку нагревают и добавляют, перемешивая, по каплям бромную воду до тех пор пока она не перестанет обесцвечиваться. Число капель необходимо зафиксировать и сравнить результаты, полученные при работе с различными образцами масла.
Бром взаимодействует с радикалами карбоновых кислот по двойным связям, число которых различно в разных маслах. При хранении масла двойные связи подвергаются деструкции (окислению, полимеризации). Старое загустевшее масло практически не взаимодействует с бромной водой. Такое масло не рекомендуется употреблять в пищу.
Критерии оценивания: 1 понятие  - 1 балл; точно указаны взаимосвязи, т.е. подписана стрелка – 1 балл
  • заполнение пустой структуры карты понятий
 

Критерии оценивания: 1 понятие  - 1 балл; точно указаны взаимосвязи, т.е. подписана стрелка – 1 балл
Применение карт понятий действительно позволяет сделать учебный процесс интересным для учащихся. В результате применения метода карт понятий у учащихся формируются системные предметные знания и развиваются умения, необходимые для самостоятельного поиска, восприятия, переработки и присвоения информации. 
Мой опыт работы в школе показывает, что превращение ученика в активного соучастника учебного процесса и организация на уроках рефлексивного пространства требует от учителя большого мастерства. Самооценка, установление обратной связи, взаимопроверка и взаимооценка – это элементы формирующего оценивания. Данная форма оценивания на мой взгляд  подчиняется  важнейшему принципу дидактики – принципу самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что учащийся не получает знания в готовом виде, а созидает его самостоятельно в результате организованной учителем целенаправленной познавательной деятельности. Формирующее оценивание можно рассматривать как инновационное оценочное средство метапредметных и личностных достижений учащихся, соответствующих требованиям ФГОС.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. -  Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf
2. Заграничная Н.А. О метапредметных результатах изучения школьного курса химии // Химия в школе. - 2011. - №4.
3.Маркина И.В. Современный урок химии. Технологические приемы. Разработки учебных занятий. Академия развития, 2008.
4. Пинская М. А. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности// Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2014. - № 3 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»