Инновационные оценочные средства метапредметных
и личностных достижений учащихся на уроке химии,
соответствующих требованиям ФГОС
Зайцева Наталья Сергеевна,
учитель ГБОУ СОШ №277
Кировского района Санкт-Петербурга
В настоящее время одной из ведущих тенденций развития естественнонаучного образования признана идея его гуманизации. Данная идея предполагает не только учет индивидуально – личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения и самореализации ученика как личности. При этом изменяется и сам характер учебного процесса. Он строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика.учитель ГБОУ СОШ №277
Кировского района Санкт-Петербурга
В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования в разделе I «Общие положения», пункте 4 указано, что стандарт направлен на обеспечение «формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом» [1]. Оценивание – важная часть образования. Оценивание достижений учащимися запланированных результатов обучения является постоянным процессом и должно осуществляться практически на каждом уроке. Традиционные методы и средства педагогического контроля наиболее эффективны для оценивания предметных результатов и в меньшей степени – метапредметных и личностных. Данная форма оценивания принадлежит учителю. А чтобы обучающийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя пробелы знаний, смог определить шаги продвижения дальше для улучшения собственных результатов необходимо применение инновационных оценочных средств.
О сути формирующего оценивания я узнала из статьи Пинской М. А. «Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности». Из статьи следует, что система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися. В данной статье представлен опыт разработки инновационного инструментария, который позволяет оценить метапредметные и личностные достижения учащихся, соответствующие требованиям ФГОС.
Из личного опыта знаю, что самостоятельное определение уровня своих знаний, осуществление самоконтроля и самооценки вызывает наибольшее затруднение у учащихся. С целью их преодоления практикую задания самоконтроля и самооценки с подсчетом рейтингового балла. По окончании изучения темы «Первоначальные химические понятия» в 8 классе для диагностики состояния обучаемых инструментом измерения я выбрала задание на нахождение соответствия (10 мин). Приведу пример одного варианта.
- Осуществите самоконтроль, выполняя задание. Установите соответствие между записями 1-5 и формулами а-з:
2.Вещество, состав которого соответствует общей формуле АВ2;
3.Вещество, для которого = 34;
4.Вещество, в формуле которого сумма индексов равна 5;
5.Вещество, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного атома серы.
а) N2 б) CO2 в) H2S г) Cu д) O3 ж) Fe2O3 е) Cl2 з) Au е) Cl2
Ответ: 1. _______ , 2. _______ , 3. _______ , 4. _______ , 5. _______
На экран вывожу правильные ответы для осуществления самооценки и подсчета рейтингового бала. Ученики сверяют ответы и выставляют себе отметку, исходя из соотношения: 5 совпавших ответов – 5 баллов; 4 – 4 балла, 3 – 3 балла, 2 – 2 балла. После чего сдают работы мне на проверку. Результаты мониторинговых работ по разделам вывешиваю в кабинете химии.
Использование наглядных материалов на уроке химии может принести большую пользу при организации формирующего оценивания. Предлагаю ученикам 9 класса выполнить мини – проект «Химический состав …». На лист бумаги надо наклеить изображение средства (крем для рук, моющее средство и др.) или любого предметы, который встречаем в быту (ложка, сковорода и др.) и поместить перечень компонентов, входящих в его химический состав. Ученикам становится интересно узнать, из чего состоят предметы. Находят интересные факты. При защите мини-проекта каждый ученик заканчивает свое выступление, продолжив фразы:
1.Теперь я знаю, что ……
2.Эта работа помогла мне …….
3.Я хочу узнать химический состав ……
Для оценивания работы учащихся необходимо разработать соответствующие критерии, которые позволят принять решение об уровне сформированности требуемых результатов. В таблице приведена примерная схема оценивания мини – проекта:
Критерии | Показатели оценивания |
Кол-во баллов | Само-оценка | Оценка учителя | Оценка одноклас-сников |
Актуальность изучения химического состава исследуемого объекта | Не аргументирован выбор | 0 | |||
Аргументирован выбор | 1 | ||||
Полнота представления информации | Описаны основные термины, формулы, фактический материал по теме | 0 - 3 |
|||
Присутствуют выводы о влиянии веществ на организм человека | 0 - 3 | ||||
Представление результатов | Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью | 0 - 3 |
|||
Выводы о значимости данной работы: 1.Теперь я знаю, что … 2.Эта работа помогла мне … 3.Я хочу узнать химический состав … |
0 - 3 |
||||
Оформление работы | Эстетичность. Наглядность. Наличие списка литературы |
0 - 3 |
|||
Итог | Максимальное количество баллов: 48. 48 – 44 баллов - «5» (90%); 43 – 31 баллов - «4» (65 %); 30 – 10 баллов – «3» (49%) ⃰ Данная работа оценивается на «2» за её отсутствие и менее 9 набранных баллов |
- Какие ключевые слова нашего урока?
- Какое открытие вы сделали для себя?
- Какие действия вызвали затруднения?
- Как вы оценили свой вклад в решение задач урока?
Использованием соответствующих методов и приемов обеспечивается эффективность групповой работы. В 8 классе много лет на уроке по теме «Состояние электронов в атоме» использую работу в группах. Три группы учеников получают одинаковое задание:
- По тексту учебника ответить на вопросы:
Вопрос | Ответ |
Вопрос 1. Чем электроны в атоме отличаются друг от друга? | |
Вопрос 2. Что образуют электроны, вращаясь вокруг ядра? Как определить число электронов в атоме химического элемента? | |
Вопрос 3. Как определить число энергетических уровней? Как рассчитать максимальное число электронов на энергетическом уровне? |
Карточка 1. Вопрос - понятие
1.
2.
3.
4.
5.
Далее предлагаю ученикам критерии по самооценке работы группы на уроке:
Критерий | Показатели оценивания | Кол-во баллов | Группа № … |
Правильность ответов на заданные вопросы | Дан полный и правильный ответ на основе изученного материала | 2 | |
Дан неполный ответ на основе изученного материала. Учитель делал дополнения | 1 |
||
Ответ отсутствует | 0 | ||
Активность участников группы | Все принимали участие в обсуждении | 2 | |
Часть учеников принимало участие в обсуждении | 1 | ||
Никто из учеников не работал | 0 | ||
Правильность составления вопроса | Четко и без помощи учителя сформулировали вопрос | 2 | |
Учитель корректировал текст вопроса | 1 | ||
Не составили вопрос | 0 | ||
Итог | Максимально возможное количество баллов: 6. Участники групп получают отметки: 6 – 5 баллов - «5» (90%); 4 балла - «4» (65 %); 3 балла – «3» (49%). Менее 3 баллов – «2» |
Задание для выполнения лабораторного опыта «Определение сульфат - ионов»
Лабораторная работа для 4учеников.
Цель: изучение реакции, характерной для сульфат – ионов;
1.
а) сульфата натрия и хлорида бария (1-й ученик);
б) серной кислоты и нитрата бария (2-й ученик);
в) сульфата калия и гидроксида бария (3-й ученик);
г) серной кислотой и гидроксида бария (4-й ученик).
Проверите результаты опытов друг у друга. Время на работу 5-7 мин.
2.
3.
4.
5.
6.
ФИ ученика, выполнявшего работу | ФИ ученика, который оценивал работу | Критерий |
Показатели оценивания |
Кол-во баллов |
1. | 4 формулы записаны верно 3 формулы записаны верно 2 формулы записаны верно 1 формула записана верно 0 формул записано верно |
4 3 2 1 0 |
||
2. | Нет ошибок Есть 1 ошибка Есть 2 и более ошибок |
2 1 0 |
||
3. | Нет ошибок Есть 1 ошибка Есть 2 и более ошибок |
2 1 0 |
||
4. | Нет ошибок Есть 1 ошибка Есть 2 и более ошибок |
2 1 0 |
||
Итог | Максимально возможное количество баллов: 10. Участники групп получают отметки: 10 – 9 баллов - «5» (90%); 8 - 6 баллов - «4» (65 %); 5 – 4 баллов – «3» (49%). Менее 4 баллов – «2» |
- Зафиксированы ли наиболее важные понятия?
- Соответствует ли вид связи между понятиями (наличие глагола, соответствие связи)?
- Выстроено ли соответствующее количество иерархических уровней и связей между понятиями?
- дополнение частично заполненной карты понятий

Критерии оценивания: 1 понятие - 1 балл; точно указаны взаимосвязи, т.е. подписана стрелка – 1 балл
- самостоятельное составление карты понятий по набору понятий

Критерии оценивания: 1 понятие - 1 балл; точно указаны взаимосвязи, т.е. подписана стрелка – 1 балл
- составление карты понятий по тексту
Изучение растительных масел
В пробирку наливают по 1 мл растительных масел (подсолнечное, конопляное, оливковое и т.д.) или одного и того же масла с разным сроком хранения. Каждую пробирку нагревают и добавляют, перемешивая, по каплям бромную воду до тех пор пока она не перестанет обесцвечиваться. Число капель необходимо зафиксировать и сравнить результаты, полученные при работе с различными образцами масла.
Бром взаимодействует с радикалами карбоновых кислот по двойным связям, число которых различно в разных маслах. При хранении масла двойные связи подвергаются деструкции (окислению, полимеризации). Старое загустевшее масло практически не взаимодействует с бромной водой. Такое масло не рекомендуется употреблять в пищу.
Критерии оценивания: 1 понятие - 1 балл; точно указаны взаимосвязи, т.е. подписана стрелка – 1 балл
- заполнение пустой структуры карты понятий

Критерии оценивания: 1 понятие - 1 балл; точно указаны взаимосвязи, т.е. подписана стрелка – 1 балл
Применение карт понятий действительно позволяет сделать учебный процесс интересным для учащихся. В результате применения метода карт понятий у учащихся формируются системные предметные знания и развиваются умения, необходимые для самостоятельного поиска, восприятия, переработки и присвоения информации.
Мой опыт работы в школе показывает, что превращение ученика в активного соучастника учебного процесса и организация на уроках рефлексивного пространства требует от учителя большого мастерства. Самооценка, установление обратной связи, взаимопроверка и взаимооценка – это элементы формирующего оценивания. Данная форма оценивания на мой взгляд подчиняется важнейшему принципу дидактики – принципу самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что учащийся не получает знания в готовом виде, а созидает его самостоятельно в результате организованной учителем целенаправленной познавательной деятельности. Формирующее оценивание можно рассматривать как инновационное оценочное средство метапредметных и личностных достижений учащихся, соответствующих требованиям ФГОС.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf
2. Заграничная Н.А. О метапредметных результатах изучения школьного курса химии // Химия в школе. - 2011. - №4.
3.Маркина И.В. Современный урок химии. Технологические приемы. Разработки учебных занятий. Академия развития, 2008.
4. Пинская М. А. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности// Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2014. - № 3