Система уроков развития речи с реализацией лингвокультурологического подхода
(8 класс)
Фейгельсон Юлия Давидовна
Урок № 1
«Забыли, как краснеть?..» (А.Вознесенский)
Создание лингвокультурологического этюда на концептуальной
основе
Цели урока:
1. Формировать у учащихся представление о концепте стыд.
2. Дать учащимся сравнительный анализ концептов стыд и совесть.
3. Развивать у учащихся образное (метафорическое) восприятие эмоциональных концептов.
4. Совершенствовать умение учащихся составлять текст в жанре лингвокультурологического этюда.
Ход урока:
I. Творческая мотивация
1. Поиск ассоциаций (обратный ассоциативный эксперимент)
- Какая реакция (ассоциация) может объединять эти слова-стимулы?
(1 столбик – стыд; 2 – совесть)
1) краснеть
унижение
репутация
поступок
провинность
скрывать
страх
люди
2)приговор
сердце
поведение
суд
угрызения
признание
муки
Бог
2. Слово учителя:
Стыд и совесть – важнейшие понятия, способствовавшие становле-нию человека и общества. Очень часто эти категории воспринимаются и употребляются как синонимичные. Но так ли это? Попробуем разобраться в этом на уроке.
II. Решение лингвокультурологических задач
1.Лексико-семантические упражнения
A. Составьте синонимические ряды из следующих слов:
1. Доблесть. 2. Стыд. 3. Истинный. 4. Волнение. 5. Бесчестье. 6. Подлинный. 7. Геройство. 8. Настоящий. 9. Смятение. 10. Позор. 11. Тревога. 12. Смущение. 13. Действительный. 14. Беспокой-ство. 16. Неловкость.
(1, 7; 2, 5, 10; 2, 12, 15; 3, 6, 8, 13; 4, 9, 11, 14)
- Почему слово стыд образует два синонимических ряда? Со-ставьте предложения, используя различные значения слова стыд.
Справка: в толковом словаре С.И.Ожегова приводятся следующие значения слова стыд: 1. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. 2. Позор, бесчестье.
B. Какие слова в данных парах отражают соборное (коллективное) действие (левый столбик), а какие – индивидуальное (правый столбик)?
думать мыслить
веселиться радоваться
срам стыд
беда горе
C. На основе «внутренней формы слова» назовите соответствующий ей культурный концепт чувства:
a) «то, что со-ведает» один Бог
b) «то, что чтут» окружающие люди
c) «то, что студит душу»
d) «соромить», т.е. позорить перед людьми
Слова для справок: честь, срам, совесть, стыд.
D. Какие из этих чувств свойственны и животному и человеку, а какие только человеку?
Страх, радость, возмущение, стыд, злоба, надежда, удоволь-ствие, гнев, отчаяние.
2. Структурно-семантические упражнения
A. Найдите «четвертый лишний» (b):
a) безотчетный страх
b) безотчетный стыд
c) безотчетная радость
d) безотчетная тревога
B. Составьте словосочетания, используя слова 1 и 2 столбика:
1) покраснеть
позеленеть
побледнеть
побагроветь
почернеть
порозоветь
2) удовольствие
стыд
страх
горе
зависть
гнев
C. Раскройте скобки:
испытывать
краснеть (стыд)
сгореть
провалиться
D. Составьте глагольные метафоры, используя слова двух колонок:
1) Жечь
мучить
навалиться
заползать
точить
овладевать
сжимать
грызть
2) Страх
Стыд
Зависть
Тоска
Совесть
Обида
3. Текстовые упражнения
A. Составьте пословицы и поговорки:
Говори по делу
Гнева не пугайся
Стыд не дым
Без стыда
Людской стыд смех
Совесть без зубов
Счастье без ума на ласку не кидайся
лица не износишь
а загрызет
дырявая сума
глаза не ест
живи по совести
а свой смерть
B. В каком значении употреблено слово смутить в сказке Л.Н.Толстого?
«Досадно стало старому дьяволу, что не поссорились в дележе братья, а разошлись по любви. И кликнул он трех чертенят:
- Вот видите, - говорит, - три брата живут: Семен-воин, Тарас-брюхан и Иван-дурак. Надо бы им всем перессориться, а они мир-но живут: друг с дружкой хлеб-соль водят. Дурак мне все дела ис-портил. Подите вы втроем, возьмитесь за троих и смутите их так, чтобы они друг дружке глаза повыдрали».
Справка: смутить – поссорить, внести смуту. В словаре С.И.Ожегова приводятся следующие значения слова смутить: 1. Привести в смущение. 2. Растревожить, привести в смятение (устар.).
C. Прочитайте историю появления в русском языке глагола стушеваться, рассказанную Ф.М.Достоевским. Какие изменения претерпело слово в современном русском языке?
«Словцо это изобрелось в том классе Главного инженерного училища, в котором был и я, именно моими одноклассниками...
Во всех шести классах училища мы должны были чертить разные планы... Все планы чертились и оттушевывались тушью, и все старались добиться, между прочим, умения хорошо оттушевывать данную плоскость, с темного на светлое, белое и на нет... Вдруг у нас в классе заговорили «Где такой-то?» – «Э, куда-то стушевался!». Или, например, разговаривают двое товарищей, одному надо заниматься: «Ну, - говорит он, садящийся за книги, другому, - ты теперь стушуйся!». Или говорит, например, верхнеклассник новопоступившему из низшего: «Я вас давеча звал, куда вы изволили стушеваться?». Стушеваться именно означало тут удалиться, исчезнуть, и выражение взято было именно с стушевания, т.е. с уничтожения, с переходом темного на нет».
Справка: переносный смысл стушеваться расширился: сейчас это и «сделаться менее заметным» и «оробеть», «смутиться».
D. Определите, о чем идет речь в тексте, и вставьте пропущенное слово (совесть):
«Как всякий судья, __________ может наказывать или мило-вать. Если человек слышит голос __________, прислушивается к нему, поступает по __________ как подсказывает _________, то наградой ему является спокойная чистая _________. Если же он не слышит голоса _________, в угоду желаниям заглушает его в себе, поступает против _________, тогда __________ его наказывает: она его мучит не дает покоя, гложет, терзает, неправильный поступок лежит тяжелым грузом на его __________, он испытывает угрызения муки ___________» (Ю.Д.Апресян).
E. Подумайте, чем отличается стыд от совести. Составьте на основе предложенного текста сравнительный портрет концептов стыд и совесть, дополняя текст необходимыми для его содержания ком-понентами:
Стыд и совесть создают индивида и социального человека. __________ оберегает его от бесстыдства, __________ - от безнравственности. Границы __________ расширяет цивилиза-ция, границы __________ - религия. __________ реагирует на от-ступления от социальной нормы, __________ - на нарушение нравственного закона. _________ толкает к сокрытию, _________ - к признанию. Страх _________ оберегает достоин-ство человека, страх перед лицом _________ оберегает душевное спокойствие.
Н.Д.Арутюнова
F. Прочитайте различные определения сущности человека. Какие из данных высказываний вызвали ваше согласие? Каким хотите воз-разить? Раскройте одно из определений:
a) Человек – животное, варящее или жарящее свою пищу. (Э.Борк)
b) Человек – индивидуальное животное, способности кото-рого ограничены, желания же бесконечны. (Г.Газлит)
c) Человек – единственное животное, обладающее способ-ностью смеяться. (Ф.Гревиль)
d) Человек по отношению к себе самое жестокое живот-ное. (Ф.Ницше)
e) Человек – нервная машина, управляемая темпераментом. (--- )
f) Человек – животное стыдящееся. (В.Соловьев)
g) Человек – мыслящее растение. (С.Маршак)
III. Создание лингвокультурологического этюда на концептуаль-ной основе
1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А.Вознесенского «Нам, как аппендицит...» и беседа по нему.
Нам, как аппендицит,
поудалили стыд.
Бесстыдство – наш удел.
Мы попираем смерть.
Ну, кто из нас краснел?
Забыли, как краснеть!
Сквозь толщи наших щек
не просочится свет.
Но по ночам – как шов,
заноет – спасу нет!
Я думаю, что бог
в замену глаз и уш
нам дал мембрану щек,
как осязанье душ.
Горит моя беда,
два органа стыда –
не только для бритья,
не только для битья.
Спускаюсь в чей-то быт,
смутясь, гляжу кругом –
мне гладит щеки стыд
с изнанки утюгом.
- Прав ли автор, говоря, что «бесстыдство – наш удел»? Что в со-временном человеке вызывает чувство стыда?
2. Формулирование задания учителем
- Опишите ситуацию стыда, которую пережили вы. Определите причину и состав чувства стыда. Каково было ваше состояние в тот мо-мент? Озаглавьте свой текст.
Урок № 2
«Старайтесь сохранить тепло стыда…» (С.Я.Маршак)
Создание эссеистического текста исповедального жанра на основе концепта «стыд»
Цели:
1. Формировать у учащихся представление о концепте «стыд» (состав концепта «стыд»);
2. Обучать учащихся лингвистическому анализу публицистического тек-ста;
3. Развивать языковое чутье и приобщать учащихся к лексическому богат-ству «невидимого мира» (внутреннего мира человека);
4. Совершенствовать умение учащихся составлять эссеистический текст исповедального жанра;
5. Воспитывать культуру чувств учащихся.
Ход урока:
I. Творческая мотивация.
1. Продолжите текст: «Быть настоящим отцом значит…».
2. Чтение текста.
У. Ливингстон Ларнед
Раскаяние отца
«Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьюшиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.
Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!» - я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взгля¬нул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» — резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками, вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе за то что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.
А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поце¬ловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в тем¬ноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!
Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал все это, когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с то-бой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»
Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съежив¬шегося в твоей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера ты был на руках у матери и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого».
- Какое впечатление произвел на вас этот текст и почему? Вос-пользуйтесь, если нужно, эпитетами к слову «впечатление», взятыми из «Словаря эпитетов»: безнадежное, безрадостное, благоприятное, вол-нующее, горькое, неприятное, отрадное, приятное, светлое, тяжелое, удручающее, смешанное.
Проблема отцов и детей – одна из наиболее популярных тем в мировой литературе и публицистике. Как правило, она привлекает к се-бе внимание в кризисные моменты развития общества, когда несовпаде-ние взглядов «отцов» и «детей» может привести к кровопролитию. Но эта тема возникает так или иначе в жизни каждого человека. Сделать ее наименее болезненной для обеих сторон – задача каждого из нас.
Предложенный вам текст – одно из классических произведений американской лингвистики – имел большой общественный резонанс. Я взяла этот текст из книги известного американского специалиста в обла-сти человеческих отношений Дейла Карнеги (1888 – 1955).
II. Анализ публицистического текста
1. Лексико-семантический анализ компонентов заглавия.
Очень часто заголовок является ключом к пониманию не только те-мы, но и замысла произведения.
- Чему посвящен текст? (переживания раскаявшегося отца над кро-ваткой спящего сына).
- Насколько актуальна эта тема для вас?
- Запишите словосочетания со словом «отец». Смысл всех ли сочета-ний вам понятен? В каких словосочетаниях слово «отец» употреблено в переносном значении? (№ 7, 9) Назовите основные значения слова «отец», закрепленные в современном словаре.
1) родной отец
2) крестный отец
3) духовный отец
4) посаженный отец
5) Небесный Отец
6) святые отцы
7) отцы Отечества
8) отец рода человеческого (Адам)
9) отец врачебной науки (Гиппократ)
- Подумайте, исходя из предложенных словосочетаний, какое место занимает отец в жизни ребенка? (отец формирует дух ребенка, т.е. за-нимается воспитанием личности).
- Что добавило к вашему пониманию текста толкование слова «отец»?
- Подберите синонимы к слову «раскаяние» (сожаление, стыд, покая-ние, сознание вины, угрызения совести).
2. Определение жанрово-композиционных особенностей текста.
- В какой форме написан текст? (монолог)
- Как бы вы определили жанр этого монолога? (монолог-исповедь)
- Какова суть исповеди как одной из форм духовного общения?
Исповедь 1. Обряд покаяния в грехах перед священником и полу-чения от него отпущения грехов.
2. перен. Откровенное признание в чем-л.; откровенное, чистосердечное изложение чего-л. Исповедь: я поступил так, а не этак, и вот, что из этого вышло…
- Пронумеруйте все абзацы текста. В чем особенность его композиции? (рамочная композиция). Составьте композиционную схему текста (запись на доске):
1) перед кроваткой сына: признание вины (№ 1);
2) анализ отношений с сыном: «Я … мерил тебя меркой сво-их собственных лет» (№ 2-8);
3) перед кроваткой сына: «…я буду настоящим отцом» (№ 8-10).
3. Работа над языковыми средствами.
- Что привело отца в комнату сына? Выпишите слова и сочетания слов, обозначающие эмоциональное состояние отца в той последова-тельности, в какой он испытывает эти чувства. Найдите среди них мета-форы.
Страх (овладел, ужасный, тошнотворный страх) – вина (сознание вины) – раскаяние (нахлынула тяжелая волна раскаяния) – преклоне-ние (преклонил колени) – искупление.
- С чем связана вина, ошибка отца? («Я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет»)
- Чем руководствовался он в своих поступках? (силой привычки, ра-зумом)
- Выпишите из текста «холодные», «рассудочные» слова и сочетания (мерил меркой, мысленно видел в тебе взрослого мужчину, привычка придираться, распекать, требовал слишком многого).
Прочитайте второй, третий и четвертый абзацы текста. На какие син-таксические особенности отрывка вы обратили внимание? (антитеза: я – ты)
- Чем руководствуется сын в своих поступках? (чувствами)
У отца была программа воспитания, от которой он не собирался от-ступать. Сына он воспринимал как свою собственность и считал свою волю законом для мальчика. Что заставило отца изменить намерения? (любовь сына)
- Почему «маленькое сердце» так много может? (в нем много любви)
- Как отец надеется искупить свою вину? (всегда помнить, что его сын - только маленький мальчик и быть настоящим отцом)
- Что значит «быть настоящим отцом» в понимании героя? («Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься»).
Если раньше отец воспринимал сына как собственность, то теперь он приходит к уважению личности ребенка. Противопоставление «я - ты» превращается в единство: я + ты = мы.
4. Чтение учителем лирической эпиграммы С.Я.Маршака и ответ на вопрос: «Что нуждается в защите стыда?»
Старайтесь сохранить тепло стыда.
Все, что вы в мире любите и чтите,
Нуждается всегда в его защите
Или исчезнуть может без следа
III. Создание эссеистического текста исповедального жанра
1. Чтение учителем стихотворения Е.Евтушенко «Сын и отец» и бе-седа по этому стихотворению.
Сын и отец
Ребенок, будь отцом отцу –
ведь твой отец ребенок тоже.
Он хочет выглядеть построже,
но трудно – видно по лицу.
Тебе читает книгу он
про Маугли и про Шер-хана,
но в нем самом – за раной рана,
он еле сдерживает стон.
Ребенок, слезы отложив,
утешь отца игрою шумной,
когда, вернувшийся из джунглей,
отец не верит в то, что жив.
Не оскорби из баловства
своим ребячьим произволом,
своим бесчувствием веселым
твое наследство – боль отца.
- Выпишите ключевые глаголы стихотворения (будь, утешь, не оскорби).
2. Формулирование учителем тем будущего сочинения:
1. Что значит быть настоящим отцом?
2. Стараясь «сохранить тепло стыда» (монолог сына или дочери)
3. Когда не знаешь, «куда девать глаза» (страница из дневни-ка)
4.Привычка придираться (письмо другу)
Урок №3
«Досадно мне, что слово честь забыто...» (В.Высоцкий)
Создание публицистического текста на основе этико-психологических концептов
Цели урока:
1. Формировать у учащихся понятие о чести, достоинстве и репутации человека.
2. Подготовить учащихся к написанию публицистического текста «Мой кодекс чести».
Ход урока:
I. Творческая мотивация
Запись словосочетаний:
мужское благородство
честь имею
безупречная репутация
чувство собственного достоинства
- Не устарели ли в наше прагматическое (деловое) время эти поня-тия?
II. Решение лингвокультурологических задач
1. Работа с фрагментом статьи Ю.М.Лотмана «Дуэль»
Прослушайте внимательно фрагмент статьи Ю.М.Лотмана «Ду-эль» и напишите возникшие ассоциации к слову честь:
«Дуэль (поединок) – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обижен-ного позорного пятна, нанесенного оскорблением
Русский дворянин XVIII – начала XIX века жил и действовал под влиянием двух противоположных регуляторов общественного поведе-ния. Как верноподданный, слуга государства он подчинялся приказу. Психологическим стимулом подчинения был страх перед карой, насти-гающей ослушника. Нов то же время, как дворянин, человек сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он подчинялся законам чести. Психологическим стимулом подчинения здесь выступает стыд. Идеал, который создает себе дворянская культура, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения. В этом смысле особое значение приобретает дуэль, как занятие, демонстри-рующее бесстрашие.
В дуэли, с одной стороны, могла выступать на первый план узко сословная идея защиты корпоративной чести, а с другой – общечелове-ческая, несмотря на архаические формы, идея защиты человеческого достоинства».
- Как соотносятся понятия сословная (дворянская) честь и челове-ческое достоинство? Какое понятие шире? Почему? В чем двойствен-ность дуэли как средства защиты чести?
- Какого человека вы могли бы назвать человеком чести? Встре-чали ли вы таких людей? Назовите литературных героев, являющихся эталонами людей чести?
- Почему психологическим стимулом подчинения законам чести Ю.М.Лотман называет стыд?
2. Работа с текстом-сравнением
- Определите структуру развернутого сравнения П.Бошена (предмет сравнения, образ, признак) и основную функцию (основная функция – изобразительная; образность сравнения способствует луч-шему выражению мысли):
«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену».
- Составьте глагольные метафоры чести (делать честь, отдавать честь, потерять честь и т.д.)
Человеку, потерявшему честь, в порядочном обществе не подают руки. Это человек с дурной или плохой репутацией.
3. Размышления над словами Д.С.Лихачева
- Прочитайте высказывание Д.С.Лихачева и подумайте, что такое человек безупречной репутации. Чем репутация отличается от характеристики? Согласны ли вы с тем, что в современной жизни не места ре-путации?
«Она, репутация, подменена характеристикой, ее нет в слове, ее нет в жизни».
Репутация, как и честь, - понятие социальное. А жить в обществе и быть свободным от него нельзя.
4. Работа с афористическим текстом (задание на дополнение тек-ста)
- Закончите текст недостающим лексическим компонентом (кон-цептом чувства):
«Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имущества: все это не принадлежит ему. Но жалко, если человек теряет свою истинную собственность – свое _______________».
Эпиктет
- Подумайте, какая связь существует между стыдом и достоин-ством? (сознавать свое достоинство значит не совершать постыдных поступков)
5. Чтение фрагментов текстов Л.Н.Толстого («Детство. Отроче-ство. Юность») и А.П.Чехова (письмо брату)
- Вопросами чести, порядочности занимались не только мыслители древности. Каждый человек, выходящий в жизнь, являющийся членом об-щества, задумывается над тем, как занять в этом обществе надлежащее по-ложение, как стать уважаемым человеком с хорошей репутацией. Прочитайте, как представлял себе молодой Николенька Иртеньев, герой трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность», идеал порядочного человека (тексты лежат на партах)
Л.Н.Толстой «Юность»
Мое любимое и главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на людей comme il faut и на comme il ne faut pas. ... Людей comme il faut я уважал и счи-тал достойными иметь со мной равные отношения; вторых – притворялся, что презираю, но в сущности ненавидел их, питая к ним какое-то оскорбленное чувство личности .... Мое comme il faut состояло, первое и главное, в отличном французском языке и особенно в выговоре. Человек, дурно выговаривающий по-французски, тотчас возбуждал во мне чувство ненависти. ... Второе условие comme il faut были ногти – длинные, отчищен-ные и чистые; третье было умение кланяться, танцевать и разговаривать; четвертое, и очень важное, было равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки. Кроме того, у меня были общие признаки, по которым я, не говоря с человеком, решал, к какому разряду он принадлежит. Главным из этих признаков, кроме убранства комнаты, печатки, почерка, экипажа, были ноги. Отношение сапог к пантало-нам тотчас решало в моих глазах положение человека. Сапоги без каблука с угловатым носком и концы панталон узкие, без штрипок, - это был простой; сапог с узким круглым носком и каблуком и панталоны узкие внизу, со штрипками, облегающие ногу, или ши-рокие, со штрипками, как балдахин стоящие над носком, - это был человек mauvais genre, и т.п. ...
Comme il faut было для меня не только важной заслугой, прекрасным качеством, совершенством, которого я желал достигнуть, но это было необходимое условие жизни, без которого не могло быть ни счастия, ни славы, ничего хорошего на свете.
- Определите по словарю значение слова comme il faut (благовоспитанный).
- В чем состоял кодекс чести «золотой» молодежи для толстовского героя?
- Вспомните, что помогло Николеньке Иртеньеву преодолеть пагубное, «ложное» понятие comme il faut? (Чистота нравственного чувства, изначально присущая каждому человеку)
- В трилогии Л.Н.Толстого (общий объем повести 330 страниц) ситуация стыда и покраснения лица отмечена автором около 70 раз. Как вы думаете, почему столь велик «удельный вес» стыда на страницах повести Л.Н.Толстого? (стыдятся более всего дети и юноши, еще не овладевшие правилами поведения обществе)
- Перед вами еще один кодекс чести, который можно назвать элемен-тарным кодексом интеллегентного человека. Автор этого текста – А.П.Чехов, прозаик и драматург конца XIX века, к творчеству которого вы неоднократно обращались на уроках литературы.
А.П.Чехов
Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...
2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. ...
3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, дер-жат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. ...
6) Они не суетны. ... Делая на грош, они не носятся с своей папкой на сто руб-лей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили...
7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют на него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом. ...
8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть в стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. ...
И т.д. Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. ...
Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, во-ля... Тут дорог каждый час...
- Чем отличаются требования по отношению к воспитанному челове-ку, выдвинутые А.П.Чеховым, от критериев героя Л.Н.Толстого?
- Какие принципы определения порядочности, воспитанности, зна-чимые для вас, вы можете назвать на основе прочитанных текстов?
III. Создание публицистического текста
1. Работа с названием урока
- Забыто ли слово честь в наши дни?
2. Формулирование учителем темы сочинения
- Попытайтесь сформулировать основные принципы, лежащие в основе вашего кодекса чести. Напишите сочинение на тему: «Кодекс чести порядочного человека» или «Кодекс чести моих друзей».