Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Пожарно-спасательный колледж

«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

 

Утверждаю:

Заместитель директора

по теоретическому обучению

_______________ А.В. Петрова

«____»______________201__г.

 

Русский язык и культура речи

Методические рекомендации по выполнению практического занятия по теме

Активные процессы в современном русском языке

Для студентов СПО по специальности

Рациональное использование

природохозяйственных ресурсов

 

Аннотация

Разработка данного урока является составной частью системы практических занятий по русскому языку и культуре речи для студентов СПО.

Особое место уделено определению стиля и жанра, языка и лексическому значению слов и словосочетаний, трансформации предложений и компрессии текста.

Оригинальная система вопросов для допуска к занятию и контроля усвоенного материала, специально подобранные публикации помогут усвоить теоретический материал, овладеть навыками литературного письма и устной речи, привить интерес к истории родного слова и русской речи.

В методическом продукте приводятся доступные материалы, дается краткий анализ текста-письма.

Методические рекомендации полезны всем, кто изучает курс «Русский язык и культура речи», а  также студентам колледжа.

Разработано:                                                   Киселева В.А. –преподаватель

                              русского языка и литературы

Квалификационная категория:                     Высшая

Согласовано:

Должность

ФИО

Подпись

Дата

 

Методист

 

 

Калинина Л.А.

 

 

 

24.02.2016г.

    Председатель

ПЦК

 

 Киселева В.А.

 

   Протокол №8

от 19.02.2016г.

 

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь как преподавателям, так и студентам колледжа.

Конкретным источником для подготовки данного практического занятия стал ряд публицистических статей, поднимающих вопросы экологической защиты как города Санкт-Петербурга, так и всей области. Анализируя статьи, пришла к выводу, что необходимо обратить внимание студенчества на целый ряд проблем, возникших из-за активного «нашествия» «американизмов» и «англицизмов» (более 40 тысяч слов за 15 лет). Ведь «язык наш – древо жизни на земле и отец наречий иных»1.

Мы хорошо знаем, что западная информационная война бьет не по кроне, но точно по корням, завершая их обрезание и растление.

Наша задача – спасти «великорусскую дубраву», не дать «иссушиться корням» языка, ибо как писал И.А. Крылов: «Не станет дерева, ни вас».

Считаю, что такой тип практических занятий весьма полезен для учащихся, т.к.

- расширяет представление о великом языке нашем;

- обогащает словарный запас;

-способствует повышению мотивации студентов;

-вызывает интерес к прессе, к публикациям на профессионально-ориентированные темы;

-формирует критическое мировоззрение;

-развивает историческую память, речь, поэтому особое  внимание уделяется структуре текста. А также рассматриваются пути и приемы лингвистического анализа его (текста). Это чрезвычайно значимый пункт, ибо анализ словесной ткани произведения, а в данном случае статьи, позволяет глубже понять его (её) истинное содержание, вооружает знаниями, необходимого для самостоятельного толкования слов. А это позволит осмысленно использовать языковые средства, богатство языка в устной и письменной речи.

Наша задача, задача лингвистов и филологов, остановить сползание в бездну и начать восстановление народных славянских корней русского языка, обучая правильному строю русской речи, т.е. умению «говорить правильно».

1.А.С.Шишков «Славянорусский корнеслов».  Санкт-Петербург 2007.

Предисловие

Для проведения практического занятия по выбранной теме предлагается публицистический текст – письмо (читает преподаватель), затем с таблицей, с помощью которой  можно определить трудные места, в итоге составить новый текст – обращение.

По ходу работы с текстом выявляются формы слов, в которых могут встречаться трудности; заимствованные слова, их лексическое значение; нормативный и этический аспекты речи и, наконец, стилевые и жанровые особенности публикации.

Кроме того, при сохранении темы и осмысления проблем, поднимаемых автором статьи, необходимо создать новый текст, используя полученные на предыдущих теоретических занятиях навыки трансформации предложений и компрессии (сжатия) текста.

Выявить «опасные места» в статье и указать на часторечный и акцентологический аспекты (немаловажный прием).

По ходу выполнения заданий, активизируя мыслительные процессы, обращаем внимание на структуру текста, логическую последовательность между микротемами, нормативный аспект при конструировании нового текста - письма и на устную речь при пересказе.

Содержание

«___» ___________20__г.                                                           Группа №___

Практическое занятие № ___

Дисциплина: Русский язык и культура речи.

Тема: Активные процессы в современном русском языке.

План

1.     Правила сокращения слов при конспектировании.

2.     Правила сокращения информации предложений.

3.     Правила трансформации предложения.

4.     Стилевые особенности текста.

Цель занятия:

-ознакомить с изменениями во всех сферах общественной жизни, серьезно отразившихся на словарном составе русского языка;

-закрепить стилевые и лексические особенности русской речи;

- развивать навыки трансформации предложений и компрессии текста.

Задание 1.

Используя публицистическую статью, сформируйте лексическое значение выражений:

«изоляция радиоактивных отходов»;

«отработка антиядерных технологий»;

 «вызывают ощущение политической ангажированности, псевдопротеста»;

«оппоненты  пытаются дестабилизировать атомный энергопромышленный комплекс».

Задание 2.

Используя таблицу, найдите в тексте «опасные места», в которых могут встречаться трудности при устном изложении содержания этого текста.

Задание 3.

Выпишите из текста 7-10 заимствованных слов.  Приведите лексические параллели, например, «изолировать»- отделить.

Задание 4.

Определить значение аббревиатур:

КПРФ, АЭС, ПЗРО, РАО, ОЯТ.

Задание 5.

Используя приемы компрессии (сжатия) текста, составьте новое «письмо». Пересказать.

После выполнения задания №5 предлагается пересказ текста (2-3 заслушиваются и анализируются).

Следующий этап работы – контрольные вопросы на закрепление полученных навыков. Предлагается домашнее задание и список рекомендуемой литературы.

Библиографический перечень

1.     А.И. Власенков «Русский язык». Москва 2011.

2.     А.И.Горшков «Русская словесность». Москва 2010.

3.     А.С.Шишков «Славянорусский корнеслов».  Санкт-Петербург 2007.

Приложение 1

Вопросы

для повторения теоретического материала и допуска к практическому занятию

1.     Какие лексические единицы русского языка вы знаете? Заимствованные слова – это … ?

2.     Каковы основные особенности функциональных стилей речи? Публицистический стиль – это … ?

3.     Что такое трансформация предложений? Виды трансформации?

4.     Из каких параметров состоит компрессия текста?

5.     Что такое текст? Структура текста?

6.     Что необходимо знать для создания текста?

Приложение 2

Вопросы

для контроля

1.     С каким текстом вы работали? (Назвать стиль и жанр)

2.     Что вызывало сомнение, неуверенность в определении лексического значения слов и выражений?

3.     Что нового узнали о корнеслове?

4.     Какие трудности вы испытывали при создании нового текста письма?

Примечание. Все задания изложены на формате А-4, по количеству студентов группы.

Таблица и материалы статьи – в приложении.

Домашнее задание: Повторить раздел  «Морфология» : имя прилагательное в сравнительной и превосходной степени, числительные, глаголы, и отглагольные образования; раздел «Лексика».

Рецензия

Методические рекомендации для выполнения практического занятия по дисциплине: «Русский язык и культура речи» по теме: «Активные процессы в современном русском языке» выполнены преподавателем-филологом Киселевой В.А.

Количественный объем текстовой части соответствует логике построения занятия.

Количество приложений – в нужном формате и объеме. Качество приложений безупречно.

Предложенный материал для проведения практического занятия базируется на главном источнике – учебном пособии по дисциплине и на тематический перечень по русскому языку и культуре речи в СПО.

Данная работа вбирает в себя актуальный материал по экологическим и лингвистическим проблемам региона.

В пояснительной записке автор подробно излагает суть выбранной темы; актуальность заданий, анализирует профессионально-ориентированный публицистический текст, цели и задачи работы с текстом, аргументирует полезность такого типа работы; разъясняет какую помощь могут оказать данные методические рекомендации.

В работе дан план занятия, цели, вопросы, сформулировано содержание каждого задания, которые на наш взгляд реализует образовательные задачи.

Методический продукт выполнен в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом колледжа.

Рецензент: Петрова А.В.                                     

Должность: Заместитель директора по теоретическому обучению.           

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»