Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Пожарно-спасательный колледж
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
Утверждаю:
Заместитель директора
по теоретическому обучению
_______________ А.В. Петрова
«____»______________201__г.
Русский язык и культура речи
Методические рекомендации по выполнению практического занятия по теме
Активные процессы в современном русском языке
Для студентов СПО по специальности
Рациональное использование
природохозяйственных ресурсов
Аннотация
Разработка данного урока является составной частью системы практических занятий по русскому языку и культуре речи для студентов СПО.
Особое место уделено определению стиля и жанра, языка и лексическому значению слов и словосочетаний, трансформации предложений и компрессии текста.
Оригинальная система вопросов для допуска к занятию и контроля усвоенного материала, специально подобранные публикации помогут усвоить теоретический материал, овладеть навыками литературного письма и устной речи, привить интерес к истории родного слова и русской речи.
В методическом продукте приводятся доступные материалы, дается краткий анализ текста-письма.
Методические рекомендации полезны всем, кто изучает курс «Русский язык и культура речи», а также студентам колледжа.
Разработано: Киселева В.А. –преподаватель
русского языка и литературы
Квалификационная категория: Высшая
Согласовано:
Должность |
ФИО |
Подпись |
Дата |
Методист
|
Калинина Л.А. |
|
24.02.2016г. |
Председатель ПЦК |
Киселева В.А. |
|
Протокол №8 от 19.02.2016г. |
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь как преподавателям, так и студентам колледжа.
Конкретным источником для подготовки данного практического занятия стал ряд публицистических статей, поднимающих вопросы экологической защиты как города Санкт-Петербурга, так и всей области. Анализируя статьи, пришла к выводу, что необходимо обратить внимание студенчества на целый ряд проблем, возникших из-за активного «нашествия» «американизмов» и «англицизмов» (более 40 тысяч слов за 15 лет). Ведь «язык наш – древо жизни на земле и отец наречий иных»1.
Мы хорошо знаем, что западная информационная война бьет не по кроне, но точно по корням, завершая их обрезание и растление.
Наша задача – спасти «великорусскую дубраву», не дать «иссушиться корням» языка, ибо как писал И.А. Крылов: «Не станет дерева, ни вас».
Считаю, что такой тип практических занятий весьма полезен для учащихся, т.к.
- расширяет представление о великом языке нашем;
- обогащает словарный запас;
-способствует повышению мотивации студентов;
-вызывает интерес к прессе, к публикациям на профессионально-ориентированные темы;
-формирует критическое мировоззрение;
-развивает историческую память, речь, поэтому особое внимание уделяется структуре текста. А также рассматриваются пути и приемы лингвистического анализа его (текста). Это чрезвычайно значимый пункт, ибо анализ словесной ткани произведения, а в данном случае статьи, позволяет глубже понять его (её) истинное содержание, вооружает знаниями, необходимого для самостоятельного толкования слов. А это позволит осмысленно использовать языковые средства, богатство языка в устной и письменной речи.
Наша задача, задача лингвистов и филологов, остановить сползание в бездну и начать восстановление народных славянских корней русского языка, обучая правильному строю русской речи, т.е. умению «говорить правильно».
1.А.С.Шишков «Славянорусский корнеслов». Санкт-Петербург 2007.
Предисловие
Для проведения практического занятия по выбранной теме предлагается публицистический текст – письмо (читает преподаватель), затем с таблицей, с помощью которой можно определить трудные места, в итоге составить новый текст – обращение.
По ходу работы с текстом выявляются формы слов, в которых могут встречаться трудности; заимствованные слова, их лексическое значение; нормативный и этический аспекты речи и, наконец, стилевые и жанровые особенности публикации.
Кроме того, при сохранении темы и осмысления проблем, поднимаемых автором статьи, необходимо создать новый текст, используя полученные на предыдущих теоретических занятиях навыки трансформации предложений и компрессии (сжатия) текста.
Выявить «опасные места» в статье и указать на часторечный и акцентологический аспекты (немаловажный прием).
По ходу выполнения заданий, активизируя мыслительные процессы, обращаем внимание на структуру текста, логическую последовательность между микротемами, нормативный аспект при конструировании нового текста - письма и на устную речь при пересказе.
Содержание
«___» ___________20__г. Группа №___
Практическое занятие № ___
Дисциплина: Русский язык и культура речи.
Тема: Активные процессы в современном русском языке.
План
1. Правила сокращения слов при конспектировании.
2. Правила сокращения информации предложений.
3. Правила трансформации предложения.
4. Стилевые особенности текста.
Цель занятия:
-ознакомить с изменениями во всех сферах общественной жизни, серьезно отразившихся на словарном составе русского языка;
-закрепить стилевые и лексические особенности русской речи;
- развивать навыки трансформации предложений и компрессии текста.
Задание 1.
Используя публицистическую статью, сформируйте лексическое значение выражений:
«изоляция радиоактивных отходов»;
«отработка антиядерных технологий»;
«вызывают ощущение политической ангажированности, псевдопротеста»;
«оппоненты пытаются дестабилизировать атомный энергопромышленный комплекс».
Задание 2.
Используя таблицу, найдите в тексте «опасные места», в которых могут встречаться трудности при устном изложении содержания этого текста.
Задание 3.
Выпишите из текста 7-10 заимствованных слов. Приведите лексические параллели, например, «изолировать»- отделить.
Задание 4.
Определить значение аббревиатур:
КПРФ, АЭС, ПЗРО, РАО, ОЯТ.
Задание 5.
Используя приемы компрессии (сжатия) текста, составьте новое «письмо». Пересказать.
После выполнения задания №5 предлагается пересказ текста (2-3 заслушиваются и анализируются).
Следующий этап работы – контрольные вопросы на закрепление полученных навыков. Предлагается домашнее задание и список рекомендуемой литературы.
Библиографический перечень
1. А.И. Власенков «Русский язык». Москва 2011.
2. А.И.Горшков «Русская словесность». Москва 2010.
3. А.С.Шишков «Славянорусский корнеслов». Санкт-Петербург 2007.
Приложение 1
Вопросы
для повторения теоретического материала и допуска к практическому занятию
1. Какие лексические единицы русского языка вы знаете? Заимствованные слова – это … ?
2. Каковы основные особенности функциональных стилей речи? Публицистический стиль – это … ?
3. Что такое трансформация предложений? Виды трансформации?
4. Из каких параметров состоит компрессия текста?
5. Что такое текст? Структура текста?
6. Что необходимо знать для создания текста?
Приложение 2
Вопросы
для контроля
1. С каким текстом вы работали? (Назвать стиль и жанр)
2. Что вызывало сомнение, неуверенность в определении лексического значения слов и выражений?
3. Что нового узнали о корнеслове?
4. Какие трудности вы испытывали при создании нового текста письма?
Примечание. Все задания изложены на формате А-4, по количеству студентов группы.
Таблица и материалы статьи – в приложении.
Домашнее задание: Повторить раздел «Морфология» : имя прилагательное в сравнительной и превосходной степени, числительные, глаголы, и отглагольные образования; раздел «Лексика».
Рецензия
Методические рекомендации для выполнения практического занятия по дисциплине: «Русский язык и культура речи» по теме: «Активные процессы в современном русском языке» выполнены преподавателем-филологом Киселевой В.А.
Количественный объем текстовой части соответствует логике построения занятия.
Количество приложений – в нужном формате и объеме. Качество приложений безупречно.
Предложенный материал для проведения практического занятия базируется на главном источнике – учебном пособии по дисциплине и на тематический перечень по русскому языку и культуре речи в СПО.
Данная работа вбирает в себя актуальный материал по экологическим и лингвистическим проблемам региона.
В пояснительной записке автор подробно излагает суть выбранной темы; актуальность заданий, анализирует профессионально-ориентированный публицистический текст, цели и задачи работы с текстом, аргументирует полезность такого типа работы; разъясняет какую помощь могут оказать данные методические рекомендации.
В работе дан план занятия, цели, вопросы, сформулировано содержание каждого задания, которые на наш взгляд реализует образовательные задачи.
Методический продукт выполнен в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом колледжа.
Рецензент: Петрова А.В.
Должность: Заместитель директора по теоретическому обучению.