Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формы и методы повышения учебной мотивации на уроках русского языка и литературы

(Из опыта работы)

Веселова Елена Дмитриевна

Сегодня в преподавании литературы сложилась принципиально новая ситуация, изменилась вся система ценностных ориентиров, вне которых нет постижения литературы, другим стало место литературы в жизни общества и отношение к ней школьников.

            Я с большим интересом читала статьи Льва Айзермана, опубликованные в журнале «Литература в школе». Автор статей и многих книг по методике литературы, сам преподававший в школе, обеспокоен и встревожен тем, что методика преподавания литературы в школе стремительно превращается в методику сдачи экзамена по литературе. Лев Айзерман проанализировал то, что предлагает сегодня книжный рынок учащимся. Это различные сборники сочинений, «шпаргалок», краткие пересказы произведений.

            Скажем, одиннадцать романов и повестей Достоевского в одном томе под  грифом «Учителя рекомендуют», «Война и мир», «Тихий Дон» в карманном формате, даже такая серия: «За 90 минут». К примеру, «Мастер и Маргарита» за 90 минут». Рынок – точный барометр. Эти книги востребованы. Так что перед нами важный показатель того, что происходит с преподаванием литературы в школе, вообще со школой, больше того – с нашей культурой. Предложение -  на книжных полках. Но откуда спрос?

            Отвечая на этот вопрос, автор статьи приводит выразительный пример. Когда-то у учеников пользовалась необыкновенной популярностью книга Н. Долининой «Прочитаем «Онегина» вместе». А теперь книжные магазины предлагают того же   «Онегина» в серии «За 90 минут» с броской надписью на обложке «Сдадим экзамен по литературе на «5».

            В этом  перемещении центра тяжести с прочитаем на сдадим и видит главную суть трагедии преподавания литературы Лев Айзерман.

            Как же вернуть, как подать книгу современным школьникам, чтобы она, осветив ребенка только ему видимым светом, осталась бы надолго жить в нем? Что нужно сделать, чтобы дети  услышали «живое писательское слово», а знания, которые они получают на уроках, помогли бы им совершать подлинные, хотя и маленькие открытия, находить в слове и через слово существенное и необходимое для их духовного роста, для их жизни?

 

             Одна из проблем, которая стоит сегодня перед учителем-словесником, так же как и перед другими учителями, - это снижение учебной мотивации учащихся, которая определяется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребности учащихся и многим другим.

          Интенсивность учебной деятельности  в  существенной  мере  зависит  от мотивов учения школьников. Усиление  учебной  мотивации  надо  рассматривать как важный способ повышения эффективности обучения.
          Психологи установили, что сильный мотив  существенно  влияет  на  цель деятельности, при этом происходит явление  сдвига  мотива  на  цель.  Отсюда следует, что нужна  глубокая  мотивация  учения,  устойчивые  познавательные интересы, долг и ответственность учащихся за успехи в учении.
          Интерес к учению значительно  возрастает,  если  учитель  обстоятельно раскрывает практическую значимость темы, связь ее с  актуальными  проблемами современности.
        Большие возможности  возбуждения  интереса  заложены  в  разнообразных педагогических приемах и формах обучения.         
         Однако в процессе обучения нельзя уповать  только  на  интерес.  Очень важно одновременно  формировать  волю,  долг  и   чувство   ответственности учащихся. При этом надо помнить, что не нотации, наставления  и  запугивания вызывают  действительные  мотивы  учения,   а   подлинная   убежденность   и доходчивость аргументов.

 

            Мотив (от французского mutiw) – побудительная сила, причина; от латинского – приводить в движение, толкать.

            Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.

            Изучение этой проблемы показывает, что мотивация учащихся формируется уже в первые дни или годы обучения в школе. Обычно дети идут в школу с желанием учиться, однако часто первые замечания учителя приводят к нежеланию заниматься, к формированию отрицательной позиции по отношении как к школе, так и к учению. Особенно действуют на мотивацию замечания, которые указывают на неумения ученика выполнять какое-либо задание. Это приводит к отказу от занятий и к демонстрации негативного поведения.

            А.К. Колеченко в своей книге «Энциклопедия педагогических технологий» рассказывает, что для выяснения влияния различных типов мотивов проводились эксперименты. Так, в одном из них участвовало три группы учащихся. В первой группе применялся  метод, вызывающий интерес и творческую позицию. Во второй группе – методы, ставящие успех учеников в обучении в зависимость от сотрудничества. В третьей группе рассматривалось соревнование как главный мотив учения. Более успешным оказался первый метод. Сильнее, чем общественные (сотрудничество и соревнование), влияли индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные возможности.

            Задача современного учителя – создать «поле успеха» для каждого школьника. В связи с этим актуальным становится переосмысления личного педагогического опыта, поиск новых технологий, методов, приемов работы, позволяющих создавать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, для того, чтобы ученик получил удовольствие от изучения родного языка и литературы, обогатил собственный мир, прикоснувшись к культуре.

            Заинтересованность, вера в собственные возможности -  индивидуальные мотивы, способствующие повышению учебной мотивации.

            Вот как определил задачу воспитания В. Оконь в книге «Основы проблемного обучения»: «Настоящее искусство воспитания состоит в том, чтобы так влиять на эти идеалы и цели, а также мотивы ежедневного поведения, чтобы воспитанник хотел идти путем, который показывает ему опытный и мудрый воспитатель, и одновременно, чтобы он усиленно работал над своим умственным развитием, над собственным характером, над усовершенствованием мотивов собственного поведения».

           Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и даль­нейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складыва­ется мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

            Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти психические образования связаны и влияют друг на друга.

            Учитель должен повести за собой, а для этого нужно увлечь ученика, сделать так, чтобы ему  было интересно. А чтобы увлечь, нужно самому быть увлеченным. Нужно самому гореть и верить в то дело, которым занимаешься.

  Чтобы достичь поставленной задачи, необходимо формировать интерес к предмету на основе творческого отношения к обучению, опирающегося на сотрудничество учителя с учеником, характерной приметой которого была, есть и будет закономерность: «Чем труднее учителю, тем легче ученику».

   Любой учитель знает, что заинте­ресованный школьник учится луч­ше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устой­чивого познавательного интереса должны быть направлены развива­ющие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно проду­манные методы и приемы подачи учебного материала. Интерес играет важную роль в мо­тивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учи­теля сами должны испытывать ис­кренний интерес к своей деятель­ности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.

Поэтому одной из основных задач учителя должно быть повы­шение в структуре мотивации уча­щегося «удельного веса» внутрен­ней мотивации. Для того чтобы учащий­ся по-настоящему включился в ра­боту, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поня­ты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для учащегося.

 

 

 

 Пути формирования учебной мотивации

В свое время Л.Фейербах писал, что то, для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума.

Задача учителя прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него же­лание усваивать новый материал, научиться работать с ним.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, что­бы, с одной стороны, довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высо­кий уровень действенности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.

С другой стороны, необходимо повысить действенность мо­тивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организа­ции учебного процесса.

 

         Одним из эффективных средств, спо­собствующих познавательной мотивации, активизации мышления учащихся,  является проблемность обучения.

         С.Л. Рубинштейн утверждал: «Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием, направленным на разрешение определенной задачи. Задачи эти заключают в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана… Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется причина что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия».

          Идея проблемного обучения не нова, ей более 100 лет. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных знаний, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

            Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

            Например, урок литературы в 9 классе на тему «Жанровое своеобразие пьесы Грибоедова «Горе от ума» начинаю со знакомства учащихся с разными  точками зрения на жанр произведения. Ребята знакомятся с мнением И. Гончарова, А. Блока, И. Пиксанова, А.А. Лебедева и делают вывод, что оценка неоднозначна.

            После чего учащиеся включаются в творческий поиск, целью которого является определение жанра пьесы. Класс делится на 2 группы. Первая группа ищет аргументы в пользу комедии, вторая – в пользу трагедии.

            Наблюдая за деятельностью учащихся, отмечаю их необычайную оживленность, увлеченность, потому что им самим пришлось еще раз погрузиться в текст комедии, отобрать и систематизировать материал. Если возникали трудности, то я корректировала задание. Например, найти несоответствия в речи и поведении Фамусова (д.3, явл.1 и 4). Такой дифференцированный подход позволяет слабому ученику обрести уверенность и включиться в коллективный поиск.

 

            Урок русского языка в 10 классе «Правописание н и нн в суффиксах различных  частей речи». После повторения уже знакомых правил н и нн в суффиксах на доске появляется такая запись:

            Заученно – заучено

            Совершенно – совершено

            Озабоченно – озабочено.

            Перед учащимися ставится проблемный вопрос «Почему данные слова написаны по-разному»? Начинается поиск, в основе которого лежит ранее изученный материал. Это лишь малая часть использования проблемных ситуаций.

            Для реализации проблемной технологии использую различные приемы создания проблемных ситуаций:

{C}-        подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

{C}-        сталкиваю противоречия с практической деятельностью;

{C}-        излагаю различные точки зрения на одни и тот же вопрос;

{C}-        побуждаю учащихся делать сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставлять факты и.т.д.

 

            Эффективным способом развития способностей самостоятельного анализа языковых явлений служат поисковые, проблемно-занимательные, познавательные задачи

            Для способов решения поисковых задач при изучении темы «Сложное предложение» в 9 классе характерно то, что, во-первых, каждый из способов – частное проявление общего способа решения поисковых задач, построенных на материале синтаксиса сложного предложения, во-вторых, каждый из них предполагает последовательное усложнение способов решения. Усложнение достигается несколькими путями:

{C}1)      последовательным усложнением учебных синтаксических проблем;

{C}2)      усложнением языковых условий поисковой задачи, ориентированных на один из способов решения;

{C}3)      постепенным усложнением лингвистических операций, вытекающих из условия задачи;

{C}4)      усложнением способов предъявления языковых условий задачи.

Итак, я останавлюсь на характеристике некоторых поисковых задач и способах их решения.

 

      Тема «Сложное предложение»    9 класс.

      (учебник Разумовской М.М.)

      Задача:

{C}1.      Образуйте из простых предложений «Наступает рассвет», «Тихо просыпается река» сложные предложения. Объясните, изменится ли значение простых предложений в составе сложного.

{C}2.      Определите смысловые отношения между частями сложного предложения  «Туча нависла над морем, и отразило море тучу». Подумайте, можно ли передать другие смысловые отношения между частями этого предложения.

Условия первой задачи предполагают следующее решение: так как простые предложения в составе сложного теряют смысловую и интонационную завершенность,  их значение изменится. Для ответа на вторую часть первого задания ученику необходимо составить сложные предложения различных видов (с/соч., с/подч., с/бес.) и выявить их несовпадение.

Использовать эту задачу можно при объяснении вводной темы.

 

            Тема «Сложноподчиненное предложение с придаточным  изъяснительным».

            Задача:

  1. Назовите особенности придаточных изъяснительных: для этого постройте предложения с данными сочетаниями: «я думаю», «я сказал», «я горжусь» …»
  2. Используя сочетания «заключается в том, что…», «объясняется тем, что…»,  «стремится к тому, что…» постройте предложения. Подумайте, можно ли без указательных слов образовать придаточное изъяснительное предложение. Решая задачу, приведите примеры.

Задачи второго способа усложнения я даю на уроках, на которых изучаются омонимичные союзы и союзные слова что, когда, как.

 

Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным».

Задача:

  1. Союзное слово который обладает удивительным свойством: оно может заменить другие союзные слова, не изменяя при этом основной смысл всего предложения. Обладают ли таким же свойством другие союзные слова. Приведите примеры. Учащиеся вспоминают признаки отличия союзов и союзных слов.
  2. Даны слова то, который, где, когда. (Чтобы решить эту задачу, учащиеся составляют предложения с  придаточным определительным с указательным словом и без него, сопоставляют значения и строения предложений, определяют функции указательного слова в сложноподчиненных предложениях с придаточным определительным и делают вывод).

Следующий этап в работе по данной теме – роль сложноподчиненных предложений в    текстах различных стилей.

Задача:

{C}1.      Об одном и том же можно сказать по-разному. Так, причину каких-нибудь событий можно изложить и простыми и сложными предложениями. Какое из них уместнее употребить, если надо:

{C}1)      написать о них объяснительную записку;

{C}2)      подготовить доклад;

{C}3)      поговорить с друзьями.

Задача позволяет учащимся увидеть особенности употребления сложноподчиненных предложений с придаточными причины в научном, деловом, разговорном стилях

            Итак, формирование умений учащихся по данной теме происходит в процессе выполнения упражнений школьного учебника и решения поисковых задач, при этом развиваются способности учащихся к самостоятельному анализу синтаксических явлений.

            Для успешной реализации такой формы обучения необходим отбор самых актуальных задач, определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной деятельности и другое.

            Когда результат получен, вижу счастливые глаза своих учеников, испытывающих гордость за свои достижения, а значит, они поднимаются на ступеньку выше в своем развитии. Я считаю, что моя задача достигла цели.

            Новизна этой формы заключается в том, что ученик включается в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей. Организация деятельности учащихся достигается сочетанием индивидуальной, парной, групповой работы.

           

            Творчество – залог успеха в обучении.

           Давно известно, что самое высокое духовное наслаждение человек получает в процессе творчества. Какие же условия, содействующие пробуждению творчества учеников, стимулируют этот процесс?

          Во-первых, ребенок и художник могут творить только в условиях свободы. Это вовсе не значит, что в школе следует поощрять любое своеволие. Ведь оно подчиняется капризу, мигу, а творчество предполагает контакт с вечностью и без этой иллюзии дыхание становится коротким.

          Во-вторых, творческое состояние требует отчетливой ясности души и не терпит суеты и хаоса. Об этом говорили Моцарт и Пушкин. Способность увидеть желанное, целое оказывается озарением.

          В-третьих, творчество возможно при доверии к миру и собственной личности. Враждебность гасит творческую энергию, ведя к разрушению.

          Можно выделить еще несколько условий, без которых творчество невозможно. Важно понять, что импульс к творчеству рождается сильным чувством, самозабвенным увлечением. Вот почему мне стали интересны нетрадиционные формы обучения.   

            Я стараюсь, чтобы уроки литературы были уроками нашего совместного творчества. Кто-то рисует, кто-то сочиняет, кто-то читает наизусть, кто-то спорит, утверждая и отстаивая свою точку зрения, тем более, что эти формы работы им хорошо знакомы по начальной школе. В этом, на мой взгляд, и проявляется творческая индивидуальность учащихся. Моя задача как учителя одним помочь утвердиться, у других открыть способности, а третьи под моим руководством должны проявить себя сами. Ведь не у всех творческие способности развиваются без толчка: некоторым нужна благоприятная творческая атмосфера.

           Известно, что дети рождаются с задатками, которые необходимо развивать. И на учителя возлагается большая ответственность за развитие литературно-творческих способностей учеников. Это работа нелегкая, требующая настойчивости, накопления знаний по крупицам, зато отрадная в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду. О такой работе замечательно сказал Вадим Шефнер:

                                  Я в гору медленно лезу,

                                  Ступени вверх пробиваю.

                                  Я гору железом, железом

                                  Долбаю, долбаю.

                                  Спина – будто натертая солью.

                                  А вдруг это крылья – крылья

                                  Прорезываются с болью.

 

            В 5-6-ом классах моим ученикам особенно нравились такие задания, как «Попробуй сочинить сам», «Попробуй инсценировать». В 5 классе дети инсценировали басни Крылова, эпизоды из русских народных и литературных сказок, представляли театр Петрушки и другое.

                           

            Цель таких форм работы – активизация приобретенных знаний по литературе, что, естественно, повышает и интерес к ним. Обогащаются, таким образом, эмоции и речь учащихся, обостряется их наблюдательность.

            В 6 классе после знакомства с произведениями древнерусской литературы, в частности после знакомства с Поучением Владимира Мономаха, учащимся было предложено сочинить собственное Поучение/

 

           Вот одна из творческих работ учащихся:

 

                                                                Медведева Виктория, ученица 8 «в» класса

 

Поучение младшей сестре от старшей

 

          Сестра моя, читая эту грамотку, не посмейся над нею, но прими ее в сердце свое и не ленись, но усердно трудись…

          В доме своем не ленись, но за всем наблюдай. Как поиграла, убери игрушки на места свои.

          Слушайся отца и мать, не балуйся, ибо они будут огорчены.

          Старших чти, как отца и мать, помогай им, если попросят или видишь, что нужно помочь.

           Не пропусти человека, не приветив его, и доброе слово ему молви.

           Лжи остерегайся, ибо люди перестанут верить тебе.

           Если забудешь это, то чаще перечитывай мою грамотку, тогда и мне будет не стыдно и тебе хорошо.

           Что умеешь, то помни, а чего не умеешь, тому учись. Да сестру свою старшую не забывай…

 

            Вот почему мне стали интересны нетрадиционные формы обучения: дифференцированные, групповые, проблемные и другие.

            Именно такие формы обучения вошли в мою педагогическую практику.

 

        Итак, дифференцированная форма обучения это:

              1).форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств;

              2).часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

           Приведу примеры использования дифференцированных заданий на уроках литературы в 8-9-х классах. Дифференциация обучения в данных классах связана с особенностями читательского восприятия старших подростков, их психическим и эстетическим развитием. В этом возрасте наступает пора нравственного самоуглубления, сопровождающаяся собственными переживаниями школьников, обострённым вниманием к нравственным категориям.

           Информация учителя на вступительных уроках должна возбуждать внимание учеников, а их деятельность — дифференцироваться по интересам. Эмоциональный фон урока создаёт интеграция разных искусств.

           Так, к вступительному уроку по пьесе Гоголя «Ревизор» учащиеся могут получить дифференцированные домашние задания на выбор.

1. Составьте 3–4 задания для викторины по произведениям Гоголя: первые и последние слова произведения, портреты, пейзажи, диалоги, детали и др. (Минимальный уровень.)

2. Подберите цитаты об отношении Гоголя к смеху (из писем Гоголя Пушкину и актёру Щепкину, из оценок «Ревизора» Николаем I и критиком Стасовы). Почему Гоголь считал, что смех спасёт Россию от пороков? (Средний уровень.)

3. Гоголь мечтал, чтобы в одном из городов была улица, где разместились бы сооружения, иллюстрирующие историю развития человечества. Какие памятники архитектуры от древности до наших дней вы бы расположили на ней? В чём нравственный смысл этих памятников? Словесно опишите (нарисуйте) и защитите ваш проект. (Высокий уровень.)

Вступительный урок может включать дифференцированные творческие задания:

• презентацию иллюстраций к «Ревизору», узнавание персонажей и аргументацию своего мнения (расширение культурного кругозора и развитие устной речи);

• обсуждение видеозаписи фрагмента из спектакля «Ревизор», поиск средств создания характеров героев: первый выход, позы, жесты, интонации, костюмы

и др. (развитие наглядной образности восприятия).

            Первый урок по роману Лермонтова «Герой нашего времени»  начинаю с групповых отчётов о выполнении дифференцированного домашнего задания.

1. Рассказ о ссылках Лермонтова, о роли Кавказа в его жизни. (Репродуктивное задание.)
2. Цитатная характеристика поколения 1830-х годов по стихотворению «Дума». (Частично-поисковое задание.)
3. Составление и исполнение композиции из 3–4 стихотворений Лермонтова о Кавказе. (Частично-поисковое задание с элементами творчества.)
4. Чтение (инсценирование) одной из кульминационных сцен романа: «Ранение Бэлы», «Объяснение с Мери», «Захват пьяного казака» (творческое задание).

            При чтении и обсуждении предисловия к роману каждая группа будет выполнять часть общей задачи.

1. Почему автор обвиняет читателя, только открывшего книгу, “в дурном воспитании”? (абзац 1)
2. Каков пафос авторского рассуждения о читательских оценках Героя Нашего Времени? (абзац 2)
3. Как автор объясняет особенности портрета Героя Нашего Времени? Какого героя он хотел показать читателю? (абзац 3)
4. Какова главная цель написания романа и создания образа героя? (абзац 4).

Сильные ученики могут обсудить (по абзацам) фрагменты комментариев к предисловию Н.Г. Долининой.

              Для проверки знания текста даю письменную диагностическую работу. При выполнении задания 1 важно не только определить композиционное место фрагмента, но и аргументировать своё мнение.

1. Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте своё мнение.

а) “Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…” («Бэла», так как речь идёт о Койшаурской долине.)
б) “Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке”. («Максим Максимыч», так как “множество низеньких домиков”, Терек и Казбек указывают на Владикавказ.)
в) “Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов…” («Тамань», так как упоминаются море и корабли.)
г) “На запад пятиглавый Бешту синеет, как «по­следняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…” («Княжна Мери», так как Бешту и Машук вблизи Пятигорска и Кисловодска, где происходит действие.)
д) “Я возвращался домой пустыми переулками станицы… и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..” («Фаталист», так как упоминается станица и есть философские рассуждения об отношениях человека и “небесных светил”.)

2. Кто и где поёт эти песни?

а) Как по вольной волюшке —
По зелену морю
Ходят всё кораблики
Белопарусники.
(Девушка-ундина на крыше хаты.)

б) Много красавиц в аулах у нас,
Звёзды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей м

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»