Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа над интонацией при изучении бессоюзных
сложных предложений в школе

Иванишкина Виктория Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №568 Санкт-Петербурга
 
«Интонация – это совокупность средств организации звучащей речи, отражающих её смысловую и эмоциональные стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона ( мелодики – понижение и повышении тона), ритма речи  (соотношения сильных  и слабых, долгих и кратких слогов), тембра речи (ускорение или замедление в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз (что отражается на ритмике фразы) и общего тембра высказывания»  (9)
При изучении бессоюзных сложных предложений (далее БСП) учащиеся должны научиться:
  • улавливать на слух интонационные особенности предложения;
  • выразительно «читать» знаки препинания;
  • анализировать предложения с точки зрения смысловых и синтаксических отношений их частей.
В школьной практике следует уделить особое внимание работе над интонацией при изучении БСП. Опора  на звучащую речь, наблюдение над интонацией способствует более осмысленному восприятию учениками пунктуационного правила.
При изучении БСП в школе смысловые отношения играют немаловажную роль; в школьных учебниках их соотносят со знаками препинания, которые также важны в БСП. Читая бессоюзные предложения, учащиеся должны  обращать внимание на пунктуационные знаки и уметь интонационно окрасить предложение.

В БСП можно выделить такие характерные черты интонации:
1. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении: следует соблюдать правильную перечислительную интонацию.  Перед  точкой с запятой делать большую паузу,  чем перед запятой.
Жжёт солнце/, слепить пыль/, жужжат оводы и мухи/, томит жажда// 
Употребление запятой делает речь живой; более тесная связь между предложениями передаётся перечислительной интонацией.
Предложение с точкой запятой произносятся с понижением голоса к концу предложения и значительной паузой между предложениями; такие предложения читаются в замедленном темпе спокойным и несколько пониженным голосом.

2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: конец первой части произносится с неспокойным (предупредительным)  понижением голоса, показывающим, что за той частью следует вторая. Между частями предложения следует делать паузу.  На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум/: со станции шёл курьерский поезд//. (предупреждающая интонация).

3. Тире в бессоюзном сложном предложении:  в данной ситуации интонация при «тире» не всегда понятна.  По правилам голос к концу первой части повышается, но в некоторых случаях может и понижаться; перед второй частью всегда делается пауза.
Лето припасает/ – зима поедает//.
но: Дети стали большими/ – им надо серьёзно учиться//.
Вот такие правила для соблюдения правильной интонации дают школьные учебники. Задача  учителя – развить слух учащихся и научить их выразительному «чтению» знаков препинания, т.е. научить с помощью знаков препинания установить правильное понимание смысловых частей БСП и на этой основе прочитать его, соблюдая необходимую интонацию.

При работе над интонацией в БСП возможны различные виды упражнений. на уроках синтаксиса для того, чтобы заострить внимание учащихся на интонацию и смысловые отношения частей БСП, методисты предлагают использовать тексты знаменитых писателей, для эффективного усвоения пунктуационных и интонационных навыков.

Большие возможности для наблюдений над бессоюзными сложными предложениями открываются при анализе пейзажных зарисовок И.С.Тургенева – художника слова, тонкого стилиста.
Учащимся предлагается работа с отрывками из «Записок охотника».
  1. Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными былыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они также лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза;  разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно,  как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.  В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости. («Бежин луг»).
  2. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. («Лес и степь»).
  3. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. («Бирюк»).
  4. …Утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке… Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то  исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю. («Бежин луг»).
  5. …Вся внутренность леса была наполнена солнцем, и во все направленья, сквозь радостно шумевшую листву, сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; облака скрылись, разогнанные взыгравшим ветром;  погода расчистилась, и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняя сердце каким-то бодрым ощущеньем почти всегда предсказывает мирный и ясный вечер после ненастного дня. («Свидание»).
  6. Солнце село, но в лесу светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда…  Внутренность леса постепенно темнеет, алый свет вечерней зари медленно скользит  по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветерок около вас замирает. («Ермолай и мельничиха»).
Исследуя данный текст, учащиеся убедятся в том, что автор не случайно использует для описания июльского дня 9 сложных предложений, из них 6 – БСП. Писатель создаёт неторопливое повествование, рисуя картины занимающегося дня, полуденного зноя и вечернего заката. Разбирая текст, следует обратить внимание на постановку знаков препинания и на интонацию.
Второй текст позволит выявить не только структурные и интонационные, но и стилистические особенности предложений.
Работая над интонационным аспектом, следует обратить внимание учащихся на «чтение» знаков препинания. Голос постепенно повышается перед каждой паузой, когда обозначается перечислительная интонация со сравнительно небольшими паузами между предложениями. И когда дается изображение лесной тишины и спокойствия, тогда темп речи замедляется, паузы между предложениями становятся продолжительными, голос перед паузами понижается.

Обобщая наблюдения учащихся над текстами И.С Тургенева, учитель должен неоднократно подчеркнуть талантливость писателя, его глубокое знание природы,  умение создать яркие пейзажи средствами языка.
Интонацию надо обязательно учитывать при изучении БСП в школе. Она помогает учащимся: установить смысловые отношения в БСП, правильно выбрать нужный пунктуационный знак, если это диктант, указать стилистические особенности текста художественного произведения.
Библиография
  1. Бабайцева В.В. Русский язык: синтаксис и пунктуация. – М., 1979.
  2. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – М., 2002.
  3. Большой энциклопедический словарь: языкознание. – М., 1998.
  4. Бухарова Г.А. Пейзажные зарисовки И.С.Тургенева на уроках синтаксиса// РЯШ, 1995. – №6.
  5. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: 9 класс. – М., 1998.
  6. Ильенко С.Г. Бессоюзные предложения в русском языке. – Л., 1961.
  7. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. – М., 1977.
  8. Русский язык: Учебное пособие для 9 классов общеобразоват. учреждений/ Сост С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, П.А Чешко. – М., 1998.
  9. Русский язык: Справочник школьника/ Под ред. В. Славнина. – М., 1995.
  10. Русский язык: Теория: Учебное пособие для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост.. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М., 1996.
  11. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И Капинос и др; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2000.
  12. Фирсов Г.П. Бессоюзное сложное предложение//Развитие речи учащихся V-VII классы. – М., 1953.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»