Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок повторения в 9 классе

Систематизация и обобщение изученного по теме «Н и НН  в различных частях речи»

Бушуева Марина Николаевна
Место и роль урока в изучаемом предмете: урок № 84.Повторение и систематизация изученного.
Цели: деятельностная  цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.п.); общеобразовательная : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов, заданий по типу экзаменационных.
Планируемые результаты:  1) предметные: отработать умение различать части речи , определять условия выбора условий орфограммы «Н и НН  в различных частях речи»;    2) познавательные УУД: вырабатывать умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы;   3) регулятивные УУД: учить оценивать свою деятельность, формировать установку на улучшение результата, обучать анализировать причины неудач;    4) коммуникативные УУД: учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, используя адекватные языковые средства;  5) личностные формирование интереса к родному языку.
Тип урока: урок рефлексии, повторения и закрепления знаний, формирования УУД.
Межпредметные связи: литература, искусство
Активные технологии урока:
•          игровые;
•          проблемного обучения;
•          информационно-коммуникационные;
•          здоровьесберегающие;
•          дифференцированного, рефлексивного и диалогового обучения.
Материалы и оборудование:
•          Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — М.: Дрофа, 2013.
•          "маршрутные" листы обучающихся для выполнения письменных работ урока
•          электронная доска "Elite Panaboard   ";
•          мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, принтер, звуковые колонки).
Ход урока:
0,5 м
  1. Слайд № 1 Вступительное слово учителя.
  1. Слайд № 2. Проанализируйте примеры, определите тему урока. Запись темы.
1.            Лебеди…ая песня, операцио…ая система, ветре….ный  день, оловя…ый солдатик, клюкве…ый морс, лу…ая дорожка
2.            Вяза…ый свитер, связа…ый свитер, вяза…ый бабушкой свитер, асфальтирова…ая дорога, купле…ый товар
3.            Работа выполне…а. решение найде…о, девушка взволнова…а
4.            Торжестве…о заявить, испуга…о посмотреть, пута…о объяснять
Беседа по вопросам:
- Что объединяет эти примеры?
- Какую орфографическую проблему приходится решать при выборе написания?
- Знание каких разделов лингвистики нам необходимы в этих случаях? Объясните , почему.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
0,5м
  1. Слайд № 3. Определите, как вы себя чувствуете в этой теме.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения
 Почему  эта тема сейчас особенно актуальна?
Знакомы ли вам правила, согласно которым в предложенных примерах осуществляется выбор буквы?
Определите степень своего понимания темы значками.
  1. Рефлексия. Подведение итогов. Определение цели урока: что надо повторить, что узнать, чему научиться
  1. Где взять информацию?
  1. Слайд № 4. Проанализируйте, от чего зависит выбор буквы Н или НН. Как отличить одну часть речи от другой? Заполнение таблицы.
Разбор примеров – совместная работа , в результате которой составляется сводная таблица.
- По какому принципу разделены слова на группы?
- Как нам поможет знание морфологии в выборе правильного написания?
- В чём разница между прилагательными первой и второй групп?
- В чём разница причастий второй и третьей групп?
- Какие части речи похожи между собой?
Следовательно: наша задача сегодня  - обобщить изученное , составив алгоритм решения орфографической задачи.
  1. Работа в группах. Заполнение таблицы – алгоритма.
  1. Слайд № 5.  Проверка выполненной работы. Проговаривание плана действий.Объясните правописание слов.
               На доске: серебря…ый                                      пута…ый
                   посеребрёый                                   запута…ый
                                                                                шерсть запута…а котёнком
                                                                                история запута…а
                                                                                говорил запута..о
  1. Слайд № 6. Вставьте пропущенные буквы.
1.            Лебеди…ая песня, операцио…ая система, ветре….ный  день, оловя…ый солдатик, клюкве…ый морс, лу…ая дорожка
2.            Вяза…ый свитер, связа…ый свитер, вяза…ый бабушкой свитер, асфальтирова…ая дорога, купле…ый товар
3.            Работа выполне…а. решение найде…о, девушка взволнова…а
4.            Торжестве…о заявить, испуга…о посмотреть, пута…о объяснять
  1. Слайд № 7. Самопроверка.
  1. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ОГЭ или составление заданий в формате ОГЭ.
Включение в систему знаний и повторение.
Используя повторенную информацию, выполните задания, аналогичные которым могут встретиться вам в экзамене по русскому языку. Используется система
1)           Подчеркните слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одна Н».
Кругом тишина, не нарушаемая ничем. Вода так густа и тяжела, то звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Раздаются ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также,  как между двумя шагами он чиркает каблуками
.
 
 
2)           Подчеркните страдательное причастие прошедшего времени, в котором правописание суффикса зависит от наличия пояснительного (зависимого) слова.
На всем крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве - рыбаки готовятся к лову белуги. Чистятся огромные сапоги, подновляются непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса.
 
3)           Подчеркните слово, в котором  правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Это не  кто иной, как Юра Паратино, невысокий, крепкий, просоленный и просмоленный грек.Никто не сравнится с Юрой удачливостью, и никто иной не проявляет такого равнодушия к несправедливым ударам судьбы, что особенно высоко ценится этими солеными людьми.
 
4)           Подчеркните слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н, пишется две буквы Н»
Ленивые, объевшиеся рыбой коты валяются поперек тротуаров, нехотя приоткрывают один глаз, когда их толкнешь ногой, и тотчас засыпают опять.
 Домашние гуси, тоже сонные, качаются на середине залива, а из клювов у них торчат хвосты недоеденной рыбы.
5)           Подчеркните слово, в котором написание НН в суффиксе является исключением из правила.
Наутро его баркас первым влетает в залив и небрежно, не дожидаясь, когда гребцы замедлят разгон лодки, Юра соскакивает на деревянную пристань. Присев на корточки в лодке, рыбаки быстро хватают по три рыбины и швыряют их в корзины, ведя точный, скорый, ни на секунду не прекращающийся счет.
6)           Подчеркните слово, в котором выбор Н зависит от суффикса –ан- или –ян-.
На всем крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве - рыбаки готовятся к лову белуги .Чистятся огромные сапоги, подновляются непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса      
  1. Проверка выполненной работы помощниками в группах.
Чтение заданий в формате ОГЭ, составленные учениками ( задание по желанию).
 
  1. Грамотно писать , безусловно, важно. Но не менее важно научиться правильно говорить. А это станет возможным, если мы научимся видеть, как лучшие писатели создают свои тексты, как используют возможности языка. Сегодня я подготовила текст А.И. Куприна. Он нам интересен и с точки зрения написания, и реализации умений работы с текстом .
  1. Слайд № 8. Чтение текста . Отрывок из рассказа А.Куприна «Листригоны»
Работа с текстом А.И.Куприна «Осень в Балаклаве» ( отрывок из повести «Листригоны»)
0,5м
  1. Слайд № 9. Знакомство с заданием сочинения.
0,5м
  1. Слайд № 10. Повторение плана сочинения-рассуждения.
  1. Анализ текста.
  1. Формулирование тезиса. ( Все части речи, существующие в языке, важны, у каждой из них свои функции. В тексте любая часть речи, самостоятельная или служебная, по-своему важна, потому что играет роль, свойственную только ей..)
  1. Написание аргументов – примеров. Посмотрите, как работают в тексте прилагательные и причастия. Сформулируйте аргумент № 1
(Обозначает признак предмета и характеризует его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, пространству и т.д.) ;
 выделяет обозначенный определяемым словом предмет из ряда однородных и индивидуализирует его;
 даёт предмету дополнительную, часто оценочную характеристику)
(Докажу это примерами из текста А.И.Куприна . Автор описывает жизнь небольшого приморского городка, жители которого заняты рыболовством. Колорит городка передаётся эпитетами, выраженными прилагательными и причастиями «непромокаемые» плащи,« огромные» сапоги, « непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны», «солёными людьми».
Причастия обозначают признак по действию. Использование их в тексте помогает Куприну не только описать, но и добавить повествование . Например, «точный, скорый, ни на секунду не прекращающийся счет».)
  1. Формулирование вывода. Таким образом, прилагательные и причастия помогают писателям создавать словесные картины
  1. Чтение получившихся работ
  1. Рефлексия. Был ли урок полезен, изменилось ли ваше понимание темы. Что повторили
- Я вспомнил
- Я понял
- Было интересно
- Вызвало затруднения
- Было сложно
- Нужно выучить
- Вопрос учителю
               Заполняют технологическую карту    Подводят итоги урока Учатся давать самооценку своей работы на уроке.
0,5м
  1. Слайд № 11. Знакомство с домашним заданием.
0,5м
  1. Слайд № 12. Итоговое слово учителя: Подведение итогов. Мы славно потрудились. Совсем скоро мы сойдём на берег , чтобы сдать экзамены, а потом кто-то вернётся , и наша команда отправится в новое увлекательное путешествие, а с кем-то наши пути разойдутся. Но знания и труд приблизят нас к нашей мечте, и тогда, как и для героини повести А.Грина, «однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там.» Это славная петербургская традиция.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»