Урок повторения в 9 классе
Систематизация и обобщение изученного по теме «Н и НН в различных частях речи»
Бушуева Марина Николаевна
Место и роль урока в изучаемом предмете: урок № 84.Повторение и систематизация изученного.Цели: деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.п.); общеобразовательная : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов, заданий по типу экзаменационных.
Планируемые результаты: 1) предметные: отработать умение различать части речи , определять условия выбора условий орфограммы «Н и НН в различных частях речи»; 2) познавательные УУД: вырабатывать умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы; 3) регулятивные УУД: учить оценивать свою деятельность, формировать установку на улучшение результата, обучать анализировать причины неудач; 4) коммуникативные УУД: учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, используя адекватные языковые средства; 5) личностные формирование интереса к родному языку.
Тип урока: урок рефлексии, повторения и закрепления знаний, формирования УУД.
Межпредметные связи: литература, искусство
Активные технологии урока:
• игровые;
• проблемного обучения;
• информационно-коммуникационные;
• здоровьесберегающие;
• дифференцированного, рефлексивного и диалогового обучения.
Материалы и оборудование:
• Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — М.: Дрофа, 2013.
• "маршрутные" листы обучающихся для выполнения письменных работ урока
• электронная доска "Elite Panaboard ";
• мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, принтер, звуковые колонки).
Ход урока:
0,5 м |
|
1м |
2. Вяза…ый свитер, связа…ый свитер, вяза…ый бабушкой свитер, асфальтирова…ая дорога, купле…ый товар 3. Работа выполне…а. решение найде…о, девушка взволнова…а 4. Торжестве…о заявить, испуга…о посмотреть, пута…о объяснять Беседа по вопросам: - Что объединяет эти примеры? - Какую орфографическую проблему приходится решать при выборе написания? - Знание каких разделов лингвистики нам необходимы в этих случаях? Объясните , почему. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. |
0,5м |
Почему эта тема сейчас особенно актуальна? Знакомы ли вам правила, согласно которым в предложенных примерах осуществляется выбор буквы? Определите степень своего понимания темы значками. |
2м |
|
1м |
|
3м |
- По какому принципу разделены слова на группы? - Как нам поможет знание морфологии в выборе правильного написания? - В чём разница между прилагательными первой и второй групп? - В чём разница причастий второй и третьей групп? - Какие части речи похожи между собой? Следовательно: наша задача сегодня - обобщить изученное , составив алгоритм решения орфографической задачи. |
5м |
|
3м |
посеребрёый запута…ый шерсть запута…а котёнком история запута…а говорил запута..о |
4м |
2. Вяза…ый свитер, связа…ый свитер, вяза…ый бабушкой свитер, асфальтирова…ая дорога, купле…ый товар 3. Работа выполне…а. решение найде…о, девушка взволнова…а 4. Торжестве…о заявить, испуга…о посмотреть, пута…о объяснять |
2м |
|
5м |
Используя повторенную информацию, выполните задания, аналогичные которым могут встретиться вам в экзамене по русскому языку. Используется система 1) Подчеркните слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одна Н». Кругом тишина, не нарушаемая ничем. Вода так густа и тяжела, то звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Раздаются ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также, как между двумя шагами он чиркает каблуками . 2) Подчеркните страдательное причастие прошедшего времени, в котором правописание суффикса зависит от наличия пояснительного (зависимого) слова. На всем крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве - рыбаки готовятся к лову белуги. Чистятся огромные сапоги, подновляются непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса. 3) Подчеркните слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». Это не кто иной, как Юра Паратино, невысокий, крепкий, просоленный и просмоленный грек.Никто не сравнится с Юрой удачливостью, и никто иной не проявляет такого равнодушия к несправедливым ударам судьбы, что особенно высоко ценится этими солеными людьми. 4) Подчеркните слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н, пишется две буквы Н» Ленивые, объевшиеся рыбой коты валяются поперек тротуаров, нехотя приоткрывают один глаз, когда их толкнешь ногой, и тотчас засыпают опять. Домашние гуси, тоже сонные, качаются на середине залива, а из клювов у них торчат хвосты недоеденной рыбы. 5) Подчеркните слово, в котором написание НН в суффиксе является исключением из правила. Наутро его баркас первым влетает в залив и небрежно, не дожидаясь, когда гребцы замедлят разгон лодки, Юра соскакивает на деревянную пристань. Присев на корточки в лодке, рыбаки быстро хватают по три рыбины и швыряют их в корзины, ведя точный, скорый, ни на секунду не прекращающийся счет. 6) Подчеркните слово, в котором выбор Н зависит от суффикса –ан- или –ян-. На всем крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве - рыбаки готовятся к лову белуги .Чистятся огромные сапоги, подновляются непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса |
2м |
|
|
|
3м |
|
0,5м |
|
0,5м |
|
2м |
|
1м |
|
3м |
выделяет обозначенный определяемым словом предмет из ряда однородных и индивидуализирует его; даёт предмету дополнительную, часто оценочную характеристику) (Докажу это примерами из текста А.И.Куприна . Автор описывает жизнь небольшого приморского городка, жители которого заняты рыболовством. Колорит городка передаётся эпитетами, выраженными прилагательными и причастиями «непромокаемые» плащи,« огромные» сапоги, « непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны», «солёными людьми». Причастия обозначают признак по действию. Использование их в тексте помогает Куприну не только описать, но и добавить повествование . Например, «точный, скорый, ни на секунду не прекращающийся счет».) |
1м |
|
1м |
|
1м |
- Я понял - Было интересно - Вызвало затруднения - Было сложно - Нужно выучить - Вопрос учителю Заполняют технологическую карту Подводят итоги урока Учатся давать самооценку своей работы на уроке. |
0,5м |
|
0,5м |
|